Богомольный «Инвест» имени Тайчера-Шафраника
Бывший топ-менеджер РЖД Алексей Тайчер с сыном экс-министра Шафраника осваивают бизнес начатый еще с «подачи» Романа Богомольца?
Как передаёт корреспондент The Moscow Post, владелец компании «Трансфин М» Алексей Тайчер и сын экс-министра энергетики РФ Юрия Шафраника Денис не только не пропали с «радаров», но и активно занимаются бизнесом за счёт госконтрактов.
Оказалось, что Алексей и Денис (за которым многие разглядят его влиятельного отца Юрия Шафраника), имеют собственную компанию ООО «Инкор-Инвест», которая всего за несколько лет получила более 275 млн рублей по гостендерам от московской мэрии. Точнее — от «Технического центра Департамента культуры Москвы».
Казалось бы, что в этом такого? Дело в том, что третьим (не лишним) соучредителем ООО «Инкор-Инвест», в котором у Тейчера и Шафраника-младшего по 37,5%, является некий кипрский офшор «Аполлакс Груп» (25%), а доли всех групп — в залоге у Сбербанка.
То есть деньги компания могла брать еще и из госбанка. Как следует из данных сервиса «Руспрофайл», стоимость активов компании равна нулю. Но чем же они тогда оперируют, ведь основной вид деятельности компании — покупка и продажа недвижимости?
Читайте также: «Закон джунглей» Года Нисанова
Формально учредителями компании Шафранов-младший и Алексей Тейчер стали лишь в 2018 году.
ООО «Инкор-Инвест» начала получать крупные контракты лишь с 2015 года. С того момента, когда на руководящей должности в Департаменте культуры Москвы стал работать скандальный Роман Богомолец.
Тогда он занял пост заместителя руководителя Депатамента. О назначении писал «Собеседник». И из подшефной ему «Технического центра Департамента культуры» на ООО «Инкор-Инвест» начал проливаться золотой бюджетный «дождь». Именно началом 2015 года датируются первые два госконтракта «Инкома» — на 25,4 и 2,3 млн рублей.
Один из них — такой же, как последний на сегодня контракт компании — услуги по сдаче в аренду помещений, стоимостью в 28,1 млн рублей. Он был заключен летом 2020 года. Причем, как следует из карточки контракта на сайте госзакупок, «с единственным поставщиком». Как будто компания Тайчера и Шафраника — единственная в Москве, кто сдаёт в аренду помещения.
Но тут случилась незадача. В июне 2020 года Романа Богомольца уволили со своего поста — да еще с дичайшим скандалом. Чиновник, отвечающий за работу с госконтрактами, попал в «зону вылета» из-за обнаруженных у него полутора сотен банковских счетов, «соседствующих» со счетами подрядчиков по контрактам департамента. Об этом писало издание PASMI.
Поговаривают, что он мог оказывать покровительство прикормленным структурам. И у Тейчера, и у Юрия Шафраника — отца второго собственника ООО «Инкор-Инвест», наверное, должны были быть серьёзны связи в московской мэрии. Юрий Шафраник — и вовсе в прошлом федеральный министр. И вполне вероятно, что Богомолец был «их» человеком точно также, как они могли быть «его» людьми.
С задержанием Богомольца поток госконтрактов в ООО «Инкор-Инвест» может прекратиться. Но и у Тайчера, и у отца его партнера Дениса Юрия Шафраника, хватает скандалов и без этого.
Откуда есть-пошли Тайчер с Шафраником?
Тайчер — бывший глава «Федеральной грузовой компании» (ФГК), дочерней структуры РЖД. ФГК он руководил с 2015 по 2018 год, и ушёл на волне крупного скандала. Как писала «Правда УрФО», в 2018 году прошла информация, что бюджет Свердловской области мог недополучить от ФГК 1,5 млрд рублей налогов. Где осели эти деньги?
Как рассказывал тогда депутат Госдумы Дмитрий Ионин, ФГК получила от Свердловской области право на льготы по налогу на имущество. Взамен она была обязана создать 300 рабочих мест. В 2016 году сумма льгот из областного бюджета составила 276 млн рублей, в 2017 – 644 млн рублей и в 2018 – порядка 600 млн рублей. По данным Дмитрия Ионина, необходимые 300 рабочих мест не были созданы — в компанию якобы официально трудоустраивались работники других предприятий, при этом сами граждане были не в курсе ситуации, писала «Правда УрФО».
Успеху «Инком-Инвест» способствовал московский чиновник Богомолец?
В частности, это сотрудники ООО «Коноваловский рудник» и железнодорожной станции Смычка. Информация вскрылась после аварии в районе станции Билимбай в марте 2018 года. Тогда под Первоуральском сошло с рельсов 10 ж.д. вагонов с щебнем. Следователи провели проверку, уголовное дело было возбуждено, но впоследствии закрыто. Об этом также писала «Правда УрФО».
Тогда в Госдуме требовали подключить к ситуации ФАС и Генпрокуратуру. На фоне этой истории Тайчер предпочел из ФГК ретироваться, и сделать свою лизинговую компанию «Трансфин-М», которую решил выкупить у прежнего собственника, фонда РЖД, через принадлежавшую ему «ТФМ-Гарант». Но и тут загвоздка, сделку застопорили в ФАС. Об этом писал ТАСС.
Причина — Тайчер был советником главы РЖД Олега Белозёрова. Как тогда сообщали специалисты-антимонопольщики: «Рассмотрение ходатайства по сделке отложено под условие – полное устранение аффилированности с РЖД на уровне акционеров, руководства и хозяйственной деятельности». Их слова приводит издание «Новый Взгляд».
Кажется, что в итоге Тайчер лишь умозрительно дистанцировался от близости с РЖД. В итоге «Трансфин-М» он всё-таки приобрел, а в 2019 году даже объявил о создании совместно с «Внешэкономбанком» под руководством Шувалова одного из крупнейших в стране железнодорожных операторов. Сегодня у «Трансфина» госзаказов на 1,6 млрд рублей.
Но и этого Тайчеру, видимо, показалось мало. Начался «наезд» на бывшего собственника «Трансфин-М» Дмитрия Зотова. Якобы, при нем из компании куда-то пропали сотни вагонов, которых недосчитался Тайчер. Об этом писала «Фонтанка».
Именно Дмитрий Зотов сделал из «Трансфин-М» суперуспешную компанию. При нем выручка за 2018 год составила более 51 млрд рублей. Как утверждают злые языки, якобы Тайчер мог надавить на Зотова, чтобы тот продал свой пакет, а затем попытаться «добить» его через уголовное дело, чтобы тот не поднимал шум в СМИ. Впоследствии никто так и не смог подтвердить эти слухи.
Ситуация с отцом ныне инвестора Дениса Шафраника, экс-главой министерства топлива и энергетики РФ Юрия Шафраника, тоже интересная. Уйдя из министерства в обвальном 1998 году, Шафраник занялся бизнесом — стал главой «Центральной топливной компании» (ЦТК).
И почти сразу же, начиная с 2000 года, принялся участвовать в корпоративных «боданиях». В частности, она могла вставлять палки в колёса Московской нефтяной компании (МНК), основанной московским правительством. О конфликте тогда писал «Коммерсант».
В итоге Шафраник смог не только выстроить свою империю (сегодня он предправления «Союзнефтегаза», председатель Совета Союза нефтепромышленников), но и дать сильный толчок сыну Денису. Последний сначала работал в компании отца SNG Group, а потом вдруг принялся инвестировать во что только можно. Об этом писал «Форбс».
Но инвестиции могут и не отбиться. А вот госконтракты, полученные с помощью нечистых на руки чиновников — вполне. Видимо, поэтому Денис, возможно, не без одобрения папы, решил войти в бизнес со скандальным Тайчером. И, видно, не прогадал.