>Борис Титов
Борис Юрьевич Титов родился в семье сотрудника Министерства внешней торговли СССР, поэтому его детство отличалось от детства других советских детей. Так, когда Боре исполнилось шесть лет, его семья отправилась вслед за главой в командировку в Новую Зеландию. Мальчик пошел в новозеландскую школу, где учился с внуком первого секретаря местной компартии, а также с внуком самого богатого человека в Новой Зеландии.
Заграничная сказка закончилась через четыре года, когда пришлось возвращаться на родину. Здесь Бориса даже не хотели принимать в школу, так как за годы, проведенные на острове, он успел отвыкнуть от русской речи. В итоге Борис Титов в школу пошел, да не в простую, а в специальную английскую. Долгое время он учился на «тройки», и только к концу школы взялся за ум. Отец через связи нашел пути в МГИМО, тогда-то сын и начал заниматься науками с преподавателем данного института, естественно за отдельную плату.
По окончании школы Борису Титову удалось поступить на престижную в те годы специальность экономиста-международника. В институте юноша любил подискутировать с преподавателями, но при этом никогда не переходил черту, а вовсе наоборот, умел втереться в доверие, да так, что экзамены сдавал досрочно. Однокурсники называли Бориса Титова оппортунистом, хотя сам он впоследствии утверждал, что его кличка была «диссидент».
То, что диссидентом Борис Титов не являлся, свидетельствует тот факт, что на третьем курсе ему поступило интересное предложение из КГБ, которое, впрочем, ни во что не вылилось. Но иногда Борис Титов действительно шел против системы, правда, делал он это, руководствуясь не идеологическими, а коммерческими мотивами. Так студент продавал своим однокурсникам пластинки зарубежных исполнителей, которые его родители привозил из заграничных командировок.
Хлебное место
Не только нелегальные способы заработка привлекали Титова. Он показывал хороший уровень иностранных языков и ему поступили предложения поработать переводчиком испанского языка. По окончании института были даже командировки в Перу. Все это стало возможным благодаря очередному знакомому отца. К слову, у данного знакомого была симпатичная дочка, с которой Борис завел тесную дружбу. Девушку звали Еленой, и в скором времени она стала супругой Титова.
Тесть поспешил пристроить нового члена семьи, который как раз получил высшее образование, на новое хлебное место. Он был в приятельских отношениях с главой «Союзнефтеэкспорта», куда и попал Титов, в качестве специалиста по поставке технических масел, нефти и нефтехимических товаров в Латинскую Америку и на Дальний Восток.
Борис Юрьевич Титов быстро нашел способ как и без того прибыльную работу заставить приносить еще больше денег. Благодаря частым командировкам Борис Титов имел доступ к заграничным товарам. Летя на Кубу через Ирландию, он закупал в европейской стране на все командировочные электронные часы. При этом товар ему обходился в 60 копеек за штуку, зато в Союзе он его сбывал по 60 рублей за единицу.
Так Борис Юрьевич Титов работал около шести лет, пока в 1989 году ему не поступило новое предложение из советско-голландского предприятия «Юралс». Здесь Титов занял пост начальника департамента химии. Можно отметить тот факт, что одним из совладельцев данного предприятия был будущий владелец нефтяного трейдера «Гунвор» — Геннадий Тимченко.
Исполнительный директор Титов
Еще работая в «Союзнефтеэкспорте», а затем и в «Юралсе» Титов сотрудничал с лондонской компанией «Solvents and Lubricants», а в 1991 году он сам стал исполнительным директором данной фирмы. В этом же году он совместно с несколькими товарищами выкупил компанию, назвав ее «SVL Group». Здесь он вновь занял пост исполнительного директора, а также стал председателем правления группы. Со временем компания превратилась в инвестиционно-торговую группу, работающую на рынке нефтепродуктов, агро- и нефтехимии, а также сжиженных газов.
Бизнес Бориса Титова развивался активно. В 1992 году его компанией был построен химический терминал в Вентспилском порту, а также выкуплен у Латвии терминал по перевалке аммиака и нефтехимии. В 1994 был приобретен порт «Кавказ». Со временем консолидированный объём продаж группы «Solvalub» составлял 700 – 800 миллионов долларов, при этом группа скупала активы предприятий нефте и агрохимии. У самого Бориса Юрьевича даже появился частный самолет.
В 1996 году Титов был избран президентом компании «Solvalub». А в 1999 году он стал председателем объединенного правления ОАО «Интерхимпром» – компании, осуществлявшей управление активами «Solvalub» в России. С годами компания все больше обрастала крупными проектами. Среди них были и поставка триплированных тканей на автомобильные заводы, и перевалочные терминалы для нефтехимической продукции, и изготовление фторполимеров для производства тефлона, и даже птицефабрика.
Бизнес Бориса Титова
За эти годы у Бориса Юрьевича завязались деловые связи со многими представителями олигархата, а также экономического блока правительства. Но некоторые знакомства с большими людьми были еще заложены в студенческие годы, так как вуз и факультет, в котором получал свои знания Борис Титов, был, что называется «блатным». Одним из таких знакомых являлся Владимир Потанин. Именно он подтолкнул бизнесмена к общественной деятельности.
Все дело в том, что в начале 2000-х годов, представители крупного бизнеса, в особенности члены, так называемой «семибанкирщины», почувствовали угрозу оттеснения от рычагов власти. Тогда-то и возникла идея создать Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), который формально был призван защищать интересы бизнеса, а фактически сплачивал ряды олигархов. Тут-то Потанин и пролоббировал кандидатуру Бориса Титова в бюро правления данной структуры, который к тому же стал и ее вице-президентом. Очевидно, персона Бориса Юрьевича Титова, была выбрана и в силу того, что он был наименее одиозной фигурой, не замазанной громкими махинациями 1990-х годов.
С этого момента бизнесмен и стал активно заниматься общественной работой, правда на благо все того же бизнеса. В 2002 году Титов возглавил комиссию по этике РСПП. В этом же году он стал и президентом Фонда развития промышленности минеральных удобрений. Нужно сказать, что данный пост он получил в силу того, что на тот момент являлся президентом крупнейшей компании в области минеральных удобрений – ЗАО «Агрохимическая корпорация Азот». Этой компанией тогда владел «Solvalub» совместно с Газпромом. В 2003 году РСПП и Газпром создали некоммерческое партнерство «Координатор рынка газа», председателем которого также стал Борис Титов.
Борис Титов и Деловая Россия
Борис Юрьевич Титов настолько хорошо зарекомендовал себя в качестве защитника интересов бизнеса, что в 2003 году он стал председателем еще одной общественной организации, которая также боролась за права предпринимателей, но акцент делала на малом и среднем бизнесе. Организация носила название «Деловая Россия» и на тот момент уже представляла собой довольно сильный инструмент по лоббированию различных изменений в законодательстве для облегчения участи коммерсантов. С этого момента Титов стал членом различных советов при Президенте и правительстве, а в 2005 году вошел в состав Общественной палаты РФ.
При этом Борис Титов, как лидер «Деловой России», активно выступал с критикой экономической политики правительства и в частности тогдашнего министра финансов Алексея Кудрина. Он говорил о необходимости увеличения внутреннего производства товаров, стимулирования спроса, привлечения инвестиций, снижения налогов и ставки рефинансирования Центробанка. Также Борис Юрьевич говорил о том, что Минфин и ЦБ бездумно переносят опыт развитых стран, не учитывая, что те находятся совершенно на другой стадии развития.
Все меньше Борис Титов занимался непосредственно бизнесом и все больше вступал в дискуссии с властью. Тем не менее, собственное дело Бориса Юрьевича Титова продолжало процветать. А в 2006 году им были приобретены активы крупнейшего производителя шампанских вин в России «Абрау-Дюрсо». Но все-таки общественная нагрузка все больше затягивала лидера «Деловой России», что неизбежно влекло за собой вовлечение в политику.
Так в октябре 2007 года Борис Титов оказался членом Высшего совета партии «Единая Россия», при этом в саму партию он так и не вступил. Свое членство он объяснял целесообразностью, так как данная партия являлась эффективным инструментом для того, чтобы донести чаянья бизнеса до власти.
Но уже в 2008 году в кремлевской администрации посчитали, что Борис Юрьевич Титов будет полезен на проекте по созданию правой партии. Сразу три либеральные партии были принесены в жертву для создания новой политической единицы – Демократическая партия России (ДПР), «Гражданская сила» и СПС. Все три партии приступили к объединению. При этом лидер СПС Никита Белых покинул партию, также как и лидер «Гражданской силы» Михаил Борщевский, который как раз и уступил свое место Борису Титову. Таким образом, после объедения партий, Борис Юрьевич Титов занял пост сопредседателя в новообразованной партии «Правое дело». Помимо него сопредседателями являлись бывший заместитель председателя СПС Леонид Гозман и журналист Григорий Бовт.
В 2009 году Борис Титов заявлял о том, что может покинуть «Деловую Россию» для того, чтобы сосредоточится на «Правом деле». К этому решению его подтолкнули предстоящие выборы в Мосгордуму, в которых, впрочем, партия по итогу так и не приняла участие.
Также Борис Юрьевич Титов вначале года отметился инициативой по легализации денежной компенсации для российских граждан, не желающих служить в армии. По его мнению, такое решение не только бы привлекло деньги в российскую казну, но и ликвидировало коррупционную составляющую службы. Но данную инициативу Госдума не приняла к рассмотрению.
Кроме того Борис Титов совместно с Григорием Явлинским и главным редактор журнала «Свободная мысль» Владиславом Иноземцевым создал общественный совет «Замодернизацию.RU», который должен был выработать стратегию модернизации России. Правда ни к какому результату деятельность данного совета так и не привела.
Разногласия однопартийцев
Тем временем в партии у Бориса Юрьевича Титова назревали серьезные разногласия с другим сопредседателем Леонидом Гозманом. Гозмана не устраивало стремление Титова действовать в парадигме предыдущего его опыта, упирая на лоббирование интересов среднего бизнеса. Сам же Леонид Яковлевич ставил во главу угла политическую повестку дня. Бизнесмен даже принял решение покинуть пост сопредседателя, правда, не покидая саму партию. Но его заявление политический совет не принял, сославшись на то, что данный вопрос должен будет решиться на внеочередном съезде партии. Все дело в том, что в Кремле заволновались, так как перевес в «Правом деле» могли взять «СПСовцы» и проект мог выйти из-под контроля.
После того как тогдашний Президент РФ Дмитрий Медведев призвал прекратить «кошмарить» бизнес и декриминализировать экономические статьи уголовного законодательства, Борис Титов, как эксперт от бизнеса, не единожды принимал участие в обсуждение данных инициатив. Были разработаны и приняты пять пакетов поправок по либерализации уголовного законодательства в экономической сфере.
В 2011 году началась главная подготовка к парламентским выборам, которые должны были состояться в декабре. В мае было объявлено о создании «Общероссийского народного фронта» (ОНФ), который должен был объединить силы, поддерживавшие политику партии «Единая Россия» и Владимира Путина. Борис Титов, недолго думая, заявил о том, что «Деловая Россия» желает войти в состав в ОНФ, и это при том, что сам Борис Юрьевич Титов являлся сопредседателем оппозиционной «Единой России» партии, да и к тому же ранее собирался покинуть и «Деловую Россию» ради этой самой партии.
Впрочем, уже через месяц выяснилось, что все это не имеет никакого значения, так как в Администрации Президента были недовольны тем, как развивается проект «Правое дело» в силу чего было принято решение произвести кардинальные перемены. Партия была отдана на откуп Михаилу Прохорову. Институт сопредседательства был ликвидирован, а лидером партии был выбран сам олигарх. После этого Борис Юрьевич Титов покинул ряды либеральной партии.
Назначение Бориса Титова
Как оказалось, перемены эти были к лучшему, по крайне мере для Титова. «Правое дело», не смотря на большие деньги Прохорова, не сумела пройти в Парламент, зато самого Бориса Юрьевича Титова ждало новое назначение. В 2012 году Владимир Путин, после того, как он был избран на третий президентский срок, принял решение ввести новый институт Уполномоченного при Президенте России по защите прав предпринимателей. Именно эту должность получил Борис Титов в июне того же года. Назначение повлекло за собой выход Титова из «Деловой России», а также из совета директоров ОАО «Абрау-Дюрсо».
На следующий день новоиспеченный омбудсмен дал интервью Bloomberg, в котором заявил, что намерен предложить Путину провести амнистию 13 тысяч бизнесменов, осужденных за экономические преступления, в том числе и Михаила Ходорковского. Но уже в скором времени Борис Юрьевич заявил, что его слова исказили.
В августе к Борису Титову в открытом письме уже обратился сам Михаил Ходорковский, с предложением провести общественную экспертизу приговора по второму уголовному делу против него и Платона Лебедева. Борис Юрьевич Титов предложил заключенному олигарху обратиться в центр общественных процедур «Бизнес против коррупции», которая, в случае если обнаружит нарушения прав, встанет на его защиту.
На новом месте Борис Титов продолжил попытки ослабить уголовное преследование предпринимателей, но они уже были, что называется не ко времени. Инициативы медведевского периода стали уходить на второй план. Одним из главных проектов уполномоченный по правам предпринимателей видел продвижение «экономической амнистии». Изначально она предполагала освобождение десятка тысяч предпринимателей. Борис Юрьевич настаивал на том, что амнистия должна пройти по 52 статьям Уголовного Кодекса.
Однако, хотя по итогу амнистия и была объявлена, но касалась всего 27 статьей УК, при этом отсутствовали статьи, по которым было наибольшее количество осужденных. В результате вместо десятков тысяч человек под амнистию попало чуть более двух тысяч предпринимателей. В скором времени председатель президентского Совета по правам человека Михаил Федотов назвал амнистию неудачной и предложил провести еще одну, более масштабную, но до этого дело так и не дошло.
Должность без инициатив
В целом же ни чем кроме постоянного участия на различных форумах и конференциях Борис Титов на посту бизнес-омбудсмена не отличился. Конечно, из уст уполномоченного порой звучали призывы к различным инициативам, им публиковались различные статьи, но никаких последствий они за собой не влекли. Так в 2013 году вышла его публикация «России очень нужны мигранты», в которой он призывал к сохранению и увеличению притока иностранных трудовых мигрантов, а также выступал за проведение «миграционной амнистии».
В отношении громких уголовных дел бизнесменов, Борис Юрьевич Титов продолжал, как и в случае с Ходорковским, придерживаться осторожной стратегии. Так комментируя дело Владимира Евтушенкова, он предложил ему написать официальное обращение, и только в этом случае он пообещал отреагировать.
29 февраля 2016 года на VII съезде «Правого дела» Борис Титов был избран председателем партии. Данный политический проект теперь полностью отдан под омбудсмена и будет представлять собой, именно партию бизнеса.
Проекты по искусственному выращиванию правой партии уже неоднократно заходили в тупик, но как мы видим, власть не оставляет подобных попыток. Судьба же «Правого дела» представляется и вовсе анекдотичной. Группа политиков, журналистов и бизнесменов в свое время с энтузиазмом взялась воплощать кремлевские идеи. Среди них был и Борис Юрьевич Титов.
Неожиданно в Администрации Президента решили подарить проект Михаилу Прохорову, и Борису Юрьевичу Титову пришлось покинуть «Правое дело» не солоно хлебавши. Но очень скоро в Кремле интерес к проекту поостыл, а вслед за этим пропал интерес и у самого олигарха. И вот перед очередными выборами власть вновь решила реанимировать карманных либералов, для чего в партию вернули Бориса Титова. Сам Борис Юрьевич Титов, безусловно, набрал политический вес за то время, пока являлся уполномоченным по защите прав предпринимателей, и все же в успех мертворожденного детища Кремля верится с трудом, хотя этот успех, очень может быть и не предполагается вовсе.
В 2016 году на внеочередном съезде партии «Правое дело» было принято решение переименовать ее в «Партию роста». Инициатором смены названия выступил Борис Титов. Перед предстоящими выборами президента, Борис Титов является одним из кандидатов на этот пост.
Бизнес компромат