Чтобы не было массовых расстрелов, нужна… «защита от дурака»
Ученые выявили 115 человек, которые были идентифицированы как совершившие массовую стрельбу в США с 1982 по 2019 год.
Большая часть из них умерли либо во время, либо вскоре после преступления – часто их ликвидировали правоохранители. Поэтому из всей выборки остались 35 случаев, когда нападавший выжил и подвергся уголовному преследованию. По каждому из этих 35 случаев ученые опросили судебных психиатров и психологов, которые обследовали преступника после совершения преступления. Это позволило составить представление о психическом здоровье обвиняемого.
Выяснилось: 32 из 35 преступников имели признаки и симптомы заболевания головного мозга, которые соответствуют критериям клинического психиатрического расстройства.
У 18 стрелков была шизофрения, у 10 – другие диагнозы, включая биполярное расстройство, бредовое расстройство, расстройства личности и расстройства, вызванные злоупотреблением наркотиков. В четырех случаях психиатрический диагноз не был установлен. Из выживших нападавших с психиатрическим диагнозом ни один не получал медикаментозного или иного лечения до совершения преступления!
Ученые сумели так же собрать данные на 20 стрелков, погибших на месте преступления.
У восьми была шизофрения, у семи – другие диагнозы, ещё у пяти диагнозы были неизвестны. Опять же никто из них не получал лечения.
Читайте также: В Вашингтоне COVID-вакцинированных будут угощать марихуаной
То есть, в большинстве случаев массовых расстрелов в США, преступником оказывались «дураки, которые не лечатся».
Данные важные и требующие выводов и решений. Если мы в России по каким-то причинам не доверяем авторитетному научному журналу, авторитетной научной школе и ученым с довольно высоким уровнем профессионального признания, то можно организовать аналогичное исследование у нас. Например, силами Московский научно-исследовательского института психиатрии, Института психологии РАН или любого другого научного центра, который занимается подобной работой и которому в нашей стране есть доверие. Если данные подтвердятся (что вряд ли), то необходимы конкретные решения.
Самое очевидное, что напрашивается, это введение психиатрической диагностики в регулярную программу диспансеризации населения, которую граждане имеют возможность проходить раз в три года. Так охват будет максимальным.
Ну и процедура получения справки от психиатра для получения водительских прав и оружия должна перестать быть формальностью. А для этого нужны новые регламенты и, как минимум, единая база данных стоящих на учете пациентов.
Главное – не бездействовать. Если удастся свести к минимуму подобные трагедии, любые усилия будут не напрасными.