Фролов проиграл в монополию

Фролов проиграл в монополию

Планы бизнесмена Дениса Фролова получить контроль над НКК и стать фактическим монополистом на рынке рушатся на глазах.

Как сообщает корреспондент The Moscow Post, акционеры «Национальной компьютерной корпорации» Леонид Гольденберг и Евгений Лачков отказались от своих требований к ГК «Аквариус» (самый ценный актив НКК) и Александру Калинину прямо в зале суда. Все это говорит о том, что у новоявленного директора корпорации Дениса Фролова не получается получить контроль над компанией. Более того, ранее ФАС выписал ему предупреждение, фактически запретив покупать 64% акций у Гольденберга и Лачкова. К тому же, недавно в игру вновь вступил Александр Калинин — основатель корпорации летом вышел из СИЗО, а он как раз имеет преимущественное право на выкуп бумаг у партнеров.

Ситуация складывается не лучшим для Фролова образом. И наверняка в расстроенных чувствах его вероятные покровители: бизнесмен считается человеком опального экс-министра Михаила Абызова и бывшего вице-премьера Аркадия Дворковича, в чьих интересах может консолидировать активы на рынке электроники. По неподтвержденной информации, Фролов просто ввел в заблуждение своих покровителей, заявляя, что остались только технические сложности по приобретению НКК.

Напомним, с весны этого года в НКК разворачивается нешуточный корпоративный конфликт: 33% компании принадлежит Александру Калинину, по 32% – двум его партнёрам – Леониду Гольденбергу и Евгению Лачкову. Последние двое решили реализовать свои доли Фролову, Калинин же, основавший бизнес, всеми силами пытается сохранить контроль над «Аквариусом». В ход уже пошли взаимные иски, изменения структуры собственности компании, назначение «своих» людей на ключевые посты каждой стороной конфликта. Ранее об этом подробно писал The Moscow Post.

И если одно время казалось, что удача находится на стороне Фролова, то в последнее время все складывается в пользу Калинину. Так Гольденберг и Лачков фактически расписались в необоснованности своих претензий — ранее они пытались оспорить устав ГК «Аквариус» и полномочия топ-менеджеров. Правда, они намерены попытать шанс в похожем иске, только на этот раз поданном от лица самой НКК.

Читайте также: Альфа-банк и Генпрокуратура заключили мировое соглашение по делу о долгах экс-министра Абызова

Вот только, похоже, что все это не имеет никакого смысла, поскольку срок исковой давности для корпорации прошел. Все это очень похоже на имитацию бурной деятельности. И в таком случае понятно, перед кем разыгрывают это шоу — ранее были разговоры, что Фролов консолидирует активы в интересах Дворковича и Абызова. Вот он старательно и делает вид, что отрабатывает заказ?

Вот только пускать пыль в глаза кажется уже поздно. В сентябре стало известно, что антимонопольщики запретили Фролову покупать 64% акций у Гольденберга и Лачкова, поскольку предприниматель владеет производителем процессоров «Байкал Электроникс», которая является конкурентом крупнейшего российского ИТ-производителя «Аквариус» (входит в НКК), и объединение двух активов в одних руках нарушает закон о конкуренции.

Получается, что все поползновения Фролова в сторону НКК не имели никакого смысла — и даже назначение его гендиректором корпорации в июне этого года, по сути, ни на что не повлияло.

Более того, незадолго до назначения Фролова руководителем НКК из СИЗО вышел ее основатель Александр Калинин, который провел около года под арестом по подозрению в ограничении конкуренции. Его возвращение на работу сыграло не на руку планам Фролова: несмотря на то, что официально директором был уже не калинин, де-факто он все еще выполнял эти функции. Кроме того, в НКК Калинин работает не в одиночку — у него есть поддержка в виде сына Алексея Калинина, с которым он намерен дальше управлять и развивать группу «Аквариус».

А дело все тянется

Тем не менее, говорить о прекращении корпоративного конфликта еще объективно рано. Согласно «Руспрофайлу», сейчас в суде рассматривается 7 судебных дел с участием НКК, Калинина и его бывших партнеров.

К тому же, что-то надо делать с тем, что активы «Аквариуса» были разбиты на два холдинга — ООО «Аквариус Решения» и ООО «Аквариус Технологии». Вице-президент НКК Алексей Калинин объяснял реструктуризацию необходимостью выделить интеграторский бизнес в отдельное направление, что позволит структурам зарабатывать больше за счет самостоятельности. Однако с самого начала многие понимали, что этот шаг — лишь попытка отца и сына не растерять своего влияния в НКК. Дополнительным подтверждением этому стало назначение Александра Калинина главным конструктором «Аквариус Технологий».

Вот только операция по сохранению актива в руках Калинина и Ко, похоже, находится на финишной прямой. А стало быть, теперь возможно есть смысл вновь объединить все под одной крышей. Но сможет ли он уговорить на это Лачкова и Гольденберга?

Есть основания полагать, что с последним у Калинина действительно получится договориться. Дело в том, что с апреля 2021 года гендиректором «Аквариуса» стал Дмитрий Трошенков, которого считают ставленников Калининых. Трошенков ранее возглавлял «Техносерв» — крупную ИТ-компанию, некогда подконтрольную Алексею Ананьеву. И работал там на пару с Гольденбергом. Получается, тот просто предал своих давних партнеров, переметнувшись к Фролову?

В таком случае, что же ему сейчас помешает сделать с точностью наоборот? Все же есть люди, которые всегда ищут местечко потеплее, не особо заморачиваясь такими понятиями как «преданность»…

Александр Калинин

Впрочем, по некоторой информации, на Гольденберга могли банально надавить. Корпоративному конфликту предшествовало уголовное дело о картельном сговоре, в результате чего Александр Калинин был отправлен под домашний арест. Позднее появились еще два фигуранта — вице-президенте по стратегическому развитию компании «ПК Аквариус» Владимир Пискунов и совладелец «Бизнес компьютерс групп» Дмитрий Кувшинников, писал РБК. Но Гольденбергу и Лачкову ничего не было.

Более того, это дело будто бы достали «с антресолей»: антимонопольная служба еще в 2017 году отправила соответствующие материалы правоохранителям, но вопрос о возбуждении уголовного дела был решен только в 2020. Как-то подозрительно долго все тянули.

Монополии не быть?

Но теперь все рушится как карточный домик. И это грозит серьезными репутационными потерями для господина Фролова. Считается, что он пытался создать IT-монополиста в интересах Дворковича и Абызова. «Скупщик» формировал структуру, которая будет обеспечивать полный цикл производства российского компьютера – от процессора и других компонентов до программного обеспечения.

В его биографии уже был удачный опыт получения контроля над компанией за бесценок. Как писал The Moscow Post в июне этого года, контроль над производителем отечественных процессоров «Байкал Электроникс» перешел к структурам совладельца группы Astra Linux Дениса Фролова, который получил больше 70% компании.

Как писал «Коммерсант», весной 2019 года было заведено уголовное дело против основателя «Байкал Электроникс» и «Т-Платформы» Всеволода Опанасенко о злоупотреблении должных полномочий. Любопытно то, что, перед тем как стать обвиняемым, господин Опанасенко успел уступить долю в своем бизнесе двум госкомпаниям, в интересах одной из которых и трудился Фролов. будучи топ-менеджером в одной из структур.

Интерес к активу, похоже, проявлял и Минпромторг, с которым у Фролова отличные отношения — его ООО «Лассард» хорошо развернулось на ниве госзаказа, а самые щедрый подряд ему выдало именно ведомство Дениса Мантурова.

И Мантуров помогал банкротить «Байкал электроникс». Минпромторг в прошлом году потребовал через суд взыскать с компании 500 млн рублей за задержку запуска производства российских микропроцессоров Baikal-M. Иск к Опанасенко также подал ВЭБ — госкомпания требовала с него 1,5 млрд рублей. Иск, впрочем, не удовлетворили.

Еще один актив в «обойме» Фролова — «Ангстрем-Т», ранее принадлежавший бывшему министру связи Леониду Рейману. При том изначально между кредитором предприятия и Рейманом, по словам последнего, имелась договоренность, что банкротить его компанию не будут. Но пришел Фролов и планы вдруг изменились. ранее об этом подробно рассказывал The Moscow Post.

Примечательна история с приобретением бизнесменом доли в «РусБИТехе». К сделке называли причастными тогдашнего вице-премьера Аркадия Дворковича и министра «Открытого правительства» Михаила Абызова. Все потому, что еще в 2016 году Дмитрий Медведев подписал указ о создании Агентства по технологическому развитию. В наблюдательный совет тогда попали оба политика, а одним из претендентов на должность его главы называли господина Фролова! Об этом писали «Известия».

Ни для кого не секрет, что Абызова и Дворковича связывали совместные IT-интересы. Особое внимание они уделяли импортозамещению — например, в 2017 году ГК «Росатом» пообещали ОС Astra Linux. Но уже через несколько месяцев «министр без портфеля» оказался в Италии, где, вероятно, хотел задержаться.

Но от российского правосудия ему не удалось скрыться и сейчас он сидит в застенках СИЗО. По информации «Интерфакса», Абызов был задержан по обвинению в крупном мошенничестве и создании организованного преступного сообщества. Ему инкриминируется причастность к выводу из страны похищенных 4 млрд рублей.

Дворкович же вовсе пропал с радаров, не войдя в новый состав правительства. Но птицы такого полета редко уходят «в никуда» — он вполне может работать не напрямую, а через кого-то. И господин Фролов кажется отличной кандидатурой для этого.

Но когда, казалось бы, очертания нового IT-гиганта стали отчетливо вырисовываться, ситуация обернулась невыгодным для Фролова и его вероятных патронов образом.

 
Сообщают Скандалы