Галимжан Есенов и Ахметжан Есимов: закадычным казнокрадам все сойдет с рук?

Галимжан Есенов и Ахметжан Есимов: закадычным казнокрадам все сойдет с рук?

Последний фокус, показанный закадычной парой коррупционеров Ахметжана Есимова и Галимжана Есенова показывает — проблем с казахстанским законом олигархи не боятся. На глазах всей страны списать самому себе долги в 300 миллиардов тенге, согласитесь, требует тотальной безнаказанности.

Дело в том, что владельцы и управляющие банков не несут имущественной ответственности за банк, а следовательно могут пускать деньги государства себе в карман — без малейшего опасения. Но все не так безоблачно у племянника Елбасы, бывшего мэра Алматы и заместителя премьер-министра, руководителя Экспо и хозяина естественных монополий Казахстана, Ахметжана Есимова. Дело в том, что деньги они благоразумно выводили за рубеж, и именно там у «новых французов» возникнут проблемы.

Все дело в досье Пандоры. Мы объясним почему оно важно и в чем состоит его опасность для всей шайки олигархов при власти.

Как устроен оффшорный зоопарк Казахстана?

Согласно законодательству большинства стран, которые принято считать оффшорами, информация о владельцах предприятия не подвергается раскрытию, если доля в компании меньше 25%. Именно это обстоятельство позволяет создавать «темные» предприятия. Достаточно найти четырех-пяти соучастников, чтобы создать компанию, конечных владельцев которых нельзя узнать, без особых на то оснований.

Читайте также: НАБУ поищет офшоры у нардепа-«слуги»

Получив оффшорное предприятие олигархи приобретают сразу огромное количество способов его использования:

  • учреждение других предприятий;

  • оформление собственности на предприятие;

  • взятие и отдача кредитов, в том числе поддельных, предназначенных для «реинвестирования» в Казахстан;

  • продажу активов без необходимости открытия реальных владельцев.

С относительно недавних времен, банки, выполняя директивы FATF и других соглашений требуют данные учредителей, равно как и проводят (или делают вид, что проводят) проверку законности вкладов. Тем не менее и эта информация не является открытой.

Регулярные утечки данных все меняют, и архив Пандоры, о котором так много говорят в прессе ставит перед обслуживающими банками сложную проблему: все понимают, что рано или поздно правда о владельцах вскроется и банк не сможет уклонится от существенных штрафов и санкций. Именно поэтому у Галимжана Есенова и Ахметжана Есимова уже возникли сложности с банком Compannie Bancaire Helventique (CBH). За работу с коррупционерами, приближенными всевозможных диктаторов и вороватыми политиками банк внесли в черный список отмывателей преступных доходов и наложили существенные взыскания. Наличие проблем с банками у Есенова и Есимова, PEP (политически значимых фигур) делает их компании нежелательными клиентами.

Таланты Ахметжана Есимова и Галимжана Есенова

Ахметжан Есимов обладает ровно одним талантом: быть племянником Нурсултана Назарбаева.

Галимжан Есенов не обладает и этим талантом, но есть другой: он женат на дочери Ахметжана Есимова, а следовательно тоже является родственником Нурсултана Назарбаева. В 25 лет, до женитьбы на дочери Есимова, Галимжан не владел ничем значимым. А вот с 2007 что-то поперло: он купил (на какие деньги?) Казфосфат, а вскоре — многострадальный АТФБанк, выпотрошенный Булатом Утемуратовым перед тем, как продать его итальянцам. Только две эти сделки требовали от Галимжана Есенова 620 миллионов долларов. Понятно, что Есенов был всего лишь ширмой для легализации хищений, которые проводит Ахметжан Есимов.

Самрук-Казына под управлением Ахметжана Есимова заплатила оффшорным компаниям разного уровня 300 миллионов долларов. Именно на эти деньги был куплен Казфосфат, который кстати имеет британскую юрисдикцию.

АТФБанк выполнял транспортную функцию для придания видимой легальности откровенно фантастических по глупости сделок Самрук-Казыны. По закону, Самрук-Казына не имела прав хранить там деньги. Однако фактически банк жил только за счет того, что хранил оперативные остатки фонда национального благосостояния. И они использовались для личной наживы Ахметжана Есимова и его родственника. В любой стране мира, кроме разве что Казахстана, это было бы основанием для отставки и следствия. Но Ахметжан Есимов мял кресло главного по национальному фонду благосостояния пять лет!

Только в 2021 году его как-то особо небрежно уволили: данные об отставке попали в руки Compromatkz.wiki за месяц. Но увольняли в спешке: сначала объявили о «временной нетрудоспособности», а потом с трудом вытащили на свет Божий, чтобы выразить благодарность ударнику олигархического труда. Все это время шел торг: необходимо было похоронить АТФБанк раз и навсегда, чтобы преступления Ахметжана Есимова и Галимжана Есенова никогда не были документально доказаны.

Я вас породил, я вас и погублю

Ахметжану Есимову удалось «монетизировать» дядю по полной программе, выдоив страну с высоких должностей. Галимжан Есенов тут пригодился в роли соучастника по грабежу и прикрытию богатства в мутных оффшорных зонах.

Проблема только одна: тот, благодаря кому Ахметжан Есимов мог воровать, а именно его дядя Нурсултан Назарбаев, уже очень давно на плохом счету у расследователей, в том числе ICIJ. И сливать содержимое ящика Пандоры на Назарбаева и его родственников будут яростно и беспощадно. По итогам сливов возникнут и официальные дела, в результате которых значительная часть их богатства поредеет. Она находится «в шаговой доступности» от тех стран, которые будут рады пополнить свой бюджет за счет олигархов.

Одна проблема: Казахстан точно останется чужим на празднике жизни и не получит ничего от этих доходов.

 
Сообщают Скандалы