Гуцериевым всё по банку?
Пока кредиторы днем с огнем ищут Гуцериевых, чтобы получить назад свои деньги, те продолжают как ни в чем не бывало вести бизнес и покупать активы за государственный счет?
Как передаёт корреспондент The Moscow Post, группа «Сафмар» скандального олигарха Михаила Гуцериева продолжает свои непростые отношения с госбанками, которым миллиардер задолжал столько, что уже, наверное, трудно и подсчитать. Дочерняя структура группы, «Сафмар финансовые инвестиции», купил 10% акций ПАО «М.Видео». Стоимость пакета составила около 13 млрд рублей.
Казалось бы, обычная сделка, но дело в том, что мажоритарным акционером «Сафмар» финансовые инвестиции является сын Михаила Гуцериева Саид Гуцериев — персонаж, почти столь же скандальный, как и его папа. Он же, Саид, является собственником компании Ericaria Holdings Limited, которая сама остаётся основным акционером «М.Видео» и также принадлежит Саиду Гуцериеву.
То есть акции должны переместиться исключительно внутри самой семьи Гуцериевых — такая себе покупка почти что у самих себя. А причем же тут госбанки? Дело в том, что акции «М.Видео» были выкуплены оператором обратного выкупа акций холдингом Weridge Investments Limited, которому совсем недавно открыл кредитную линию ВТБ. И как раз для финансирования этой сделки.
Сумма кредита составила 4,6 млрд рублей, об этом пишет «Интерфакс». А ранее сам «Сафмар финансовые инвестиции» открывал в этом же банке кредитную линию на 21 млрд рублей для финансирования обратного выкупа акций. На конец третьего квартала долг компании перед ВТБ составлял 16,2 млрд рублей. При этом доход компании за 2019 год – миллиард рублей, стоимость активов – почти 70 млрд рублей. То есть деньги у них есть и без этого?
Вопрос о том, как такому большому должнику предоставляют дополнительные возможности за счет средств госбанка, остаётся открытым. Тем более, что сделка носит сомнительный характер из-за упомянутых одинаковых собственников — движение капиталов внутри семьи может говорить лишь о том, что Михаил Гуцериев мог задумать новый хитрый план, как не платить по старым счетам, и остаться в плюсе.
Читайте также: Мишель Литвак прирастет «Сибантрацитом»
Сегодня структуры Гуцериевых должны ВТБ 16,2 млрд рублей. И банк почему-то продолжает идти им на встречу.
Показательна и другая история. В феврале 2020 года банк даже стал партнером Михаила Гуцериева — дочка кредитной организации купила у «Траста» 8,5% привилегированных акций ключевого нефтяного актива Гуцериева, компании «Русснефть».
Разумеется, деньги государственные, ведь государственный и банк. Но уже в октябре 2020 года рейтинговое агентство Fitch опустило рейтинг «Русснефти» Михаила Гуцериева до ограниченного дефолта RD и сразу же повысило его до CC, допускающего дефолт. Об этом писал РБК.
Саид Гуцериев продолжает вести бизнес несмотря на обыски и все долги его семьи
Понимали ли в ВТБ о возможных рисках выкупа акций? И если да, то почему согласились на сделку? По слухам, способствовать ей мог сам глава организации Андрей Костин — недоброжелатели давно приписывают ему якобы слишком лояльное отношение к Гуцериевым. Могли ли его как-то «смотивирвать» по этому вопросу?
Долги долгами, а обед по расписанию?
При этом 16,2 млрд рублей долга перед ВТБ остаются для Гуцериевых каплей в море, ведь совокупный финансовый долг компаний Михаила Гуцериева и его семьи, как писал «Коммерсант», может составлять до 1 трлн рублей. Сумма просто космическая. Добиться новых кредитов без покровительства в верхних эшелонах руководства госбанков было бы крайне тяжело.
Одному только «Сбербанку» олигарх задолжал порядка 325 млрд рублей. Такую сумму госкорпорация выделила на развитие нового актива Гуцериева – Афипского НПЗ. И снова возникает вопрос — как глава «Сбербанка» Герман Греф вообще согласился выделить из денег бюджетного учреждения средства на «хотелки» Гуцериева при всех его проблемах и неоднозначной репутации?
Горе-банкиры
И это не говоря уже о ситуации с бывшим банком семьи Гуцериевых, лопнувшим «Бинбанком». Ранее ЦБ оценил дыру в банке в 300 млрд рублей, об этом писала «Медуза» (является иностранным агентом на территории РФ). Еще до краха «Бинбанка» ему на санацию отдали банк «Рост», что закончилось очень плачевно. Большая часть долгов самого «Бинбанка» сформировалась как раз из-за «Роста», 75% в кредитном портфеле которого оказались кредитами, выданными аффилированным с банком структурам.
Руководителем «Бинбанка» с 1996 по 2017 год являлся племянник Гуцериева Микаил Шишханов. По слухам, именно его руководство вместе с советами дяди могли привести к такому провалу, после которого деньги вкладчиков оказались неизвестно где.
Падение «Бинбанка» наверняка приблизил и громкий скандал с «российским ландроматом». Якобы «Бинбанк» и Гуцериев с Шишхановым могли иметь отношение к работе молдавской «прачечной». Через неё прошло около 22 млрд рублей, среди которых вполне могли быть деньги «Бинбанка». Именно после краха последнего Гуцериев с Шишахновым, по слухам, начали ходить по высоким кабинетам, выпрашивая реструктуризацию долгов.
Могли ли из банка выводиться деньги, или не могли — закрыть финансовую «дыру» обещали сами представители семейства Гуцериевых. При этом племянник Михаила Гуцериева, Микаил Шишханов вынужден был оправдываться, что якобы никогда не воровал и не выводил деньги, и вообще не будет заниматься банковским бизнесом. Об этом писали «Ведомости».
О своих деньгах многие вкладчики Бинбанка продолжают только мечтать
В итоге за крах «Бинбанка» никто так и не ответил. Точнее, ответил бюджет, потому что рухнувший «Бинбанк» «влили» в государственный банк «Траст». При этом Гуцериевы и тут оказались на коне. В ноябре 2019 года они смогли договориться с «Трастом» и Открытием о сделке на 135 млрд рублей. На эти деньги «Сафмар» Гуцериева обещала погасить долги перед баками и выкупить часть проблемных активов. Только о том, выполнили ли Гуцериевы свою часть обязательств, или нет, толком ничего не известно.
По поводу долгов еще по «Бинбанку» и Микаилу Шишханову недавно высказался глава Траста Александр Соколов заявил, что сумма претензий к нему оценивается уже в 700 млрд рублей. Поданы многомиллиардные иски. При этом объем активов Шишханова не в состоянии покрыть эту сумму, отметил Соколов. Его слова цитирует «Коммерсант».
То есть, по идее, господин Шишханов, а вместе с ним и те, кто могут стоять за ним из семьи Гуцериевых, должны быть близки к банкротству. И в это же время продолжают заниматься бизнесом?
«Давай по-новой, Миша«
При всех долгах Гуцериевы продолжают вести активную деятельность и даже привлекать новые заёмные средства — то, с чего мы начали. И если племянник Михаила Гуцериева Шишханов божился не заниматься банковским бизнесом, то такими обязательствами не связан сын Гуцериева Саид.
Недавно его компания Beristore Holdings Limited приобрела белорусский «Паритетбанк». Сумма сделки и доля, оказавшаяся у Саида, не раскрываются. Однако ранее финансовое учреждение почти на 100% принадлежало белорусскому государству. Таким образом, пока семью Гуцериевых днем с огнем ищут кредиторы на Родине, она интегрируется в экономику других государств.
Да и из каких денег Саид купил долю в «Паритетбанке», если не из заёмных средств тех же государственных российских банков? Может быть, они или их возможные покровители считают, что российский бюджет — это их личный кошелёк?
Еще до этого, в декабре 2019 года разразился крупный скандал, связанный с Саидом Гуцериевым. В его компании «Фортинвест» прошли масштабные обыски, было возбуждено уголовное дело о контрабанде нефти. Об этом писали «Ведомости».
Несмотря на то, что самому Саиду Гуцериеву не было предъявлено никаких обвинений, пятно на репутации осталось жирное. Но, как мы видим, оно нисколько не мешает Саиду и его семье вести бизнес, приобретать новые активы, да еще под земные средства. А параллельно продолжают проваливаться в подвал по финансам дочерние структуры группы, многие из которых и вовсе могут оказаться фиктивными.
С той же «Русснефтью» положение остаётся непонятным. По итогам 2019 года компания, несмотря на снижение рейтинга, получила прибыль в размере аж 15 млрд рублей. Неплохо, особенно на фоне минуса в 101 млрд рублей несколько лет назад. Но оказалось, что из семи учредителей компании шесть организаций уже давным-давно ликвидированы, структура собственности до конца не ясна.
То есть нас может ждать еще один скандал с крахом структура Гуцериевых, когда найти концы будет очень сложно. Повторимся, что не понимать этих рисков в кредитных организациях, помогающих Гуцериевым, не могут. А значит эпопея со взысканием долгов с семьи миллиардера скоро может пополниться новыми разбирательствами — уже по «Русснефти».