«Ягодное» лукавство Татьяны Бакальчук
Владелец ритейлера «Wildberries» Татьяна Бакальчук усиленно пытается опровергнуть информацию об имеющих место массовых сокращениях сотрудников компании, в частности IT-специалистов.
В то время, как посвященные вопросам трудоустройства порталы и форумы переполнены постами и сообщениями уволенных работников, в компании заявляют всего-навсего о закрытии ряда «неуспешных проектов». Между тем, на фоне сложной экономической ситуации, будущее «Wildberries» представляется весьма туманным в связи с наличием у ритейлера миллиардных долгов. Финансовую поддержку частному коммерческому предприятию оказывают госструктуры. Так, недавно торговая площадка получила 3-миллионный грант Ростуризма, на очереди – бюджетные «вливания» Минпромторга, где ходатайствуют о выделении 1,5 млрд рублей для предоставления субсидий отечественным маркетплейсам, причем эта сумма может целиком достаться именно «Wildberries». Такая заинтересованность чиновников отнюдь не случайна, ведь Татьяна Бакальчук приходится родственницей бывшему главе пресс-службы Юрия Лужкова Сергею Цою, сегодня занимающему пост вице-президента «Роснефти». Его супруга, некогда популярная певица Анита Цой считается другом семьи главы госкорпорации Игоря Сечина.
Татьяна Бакальчук «сокращает» штат
О массовых сокращениях сотрудников интернет-магазина «Wildberries» СМИ сообщили в самом конце ноября. Первой, об этом рассказала на своей странице в сети Instagram руководитель группы мобильной разработки компании Татьяна Аверьянова, однако вскоре ее пост оказался удален. Тем не менее, издание «VC.ru», со ссылкой на рассказ Аверьяновой, пишет об увольнении работников «целыми командами «по собственному желанию» без выплаты положенной компенсации.
В целом обрисованная ситуация близка к критической: с целью снижения расходов на аренду, столичные пункты выдачи заказов и сортировочные центры закрываются, а оставшиеся точки не справляются с возросшей нагрузкой; набор новых сотрудников приостановлен, имели место отзывы предложений, ранее направленных соискателям вакансий; помимо задержек заработной платы, имеет место сдача офисной техники работникам в аренду за плату.
Читайте также: Макарова «евростроят» через Селегень
По словам Татьяны Аверьяновой, еще в конце сентября от руководства компании пришло указание сократить до 30% персонала по целому ряду проектов, причем причины увольнения до самих работников и руководителей среднего звена не доводятся.
«Сегодня в офисе увольнялось столько людей, что отдел кадров и бухгалтерия не справлялись с обработкой и выдачей документов, часть попросили прийти завтра за документами», – рассказала Аверьянова в комментарии «VC.ru».
В то же время подчеркивается, что сокращения затронули преимущественно IT-специалистов, так как в других подразделениях компании «текучка всегда была большой». Своим постом менеджер разворошила «осиное гнездо», потому не удивительно, что ей пришлось его оперативно удалять. Между тем, она всего лишь привлекла внимание к процессам, о которых уже не первую неделю рассказывают на интернет-форумах и сайтах, куда люди обращаются в поисках работы.
Многочисленные отзывы бывших сотрудников «Wildberries» только подтверждают все сказанное выше: увольнения в рамках так называемой «оптимизации» действительно имеют место, в том числе с нарушением норм трудового законодательства. Точно так же, как и аренда ноутбуков, которые некоторые работники предпочитают просто-напросто выкупать.
Правительство спешит на помощь «Wildberries»
В руководстве ритейлера массовые сокращения работников отрицают, сообщая всего лишь о закрытии ряда «неуспешных проектов», что считают нормальным для любого развивающегося бизнеса. Но в таком случае, следуя отзывам на форумах, «неуспешным» почему-то оказалось именно IT-направление, где рабочих мест уже лишились не менее сотни человек.
Между тем, помимо собственно торгового, «Wildberries» также реализует проекты, не связанные с основным видом деятельности.
Причем некоторые из этих проектов получают далеко не маленькое бюджетное финансирование. Например, в минувшем ноябре компания выиграла грант Ростуризма в размере 3 млн рублей.
«Гранты получат предприниматели, которые помогут в ближайшие годы изменить облик российского туризма – сделать его доступнее, интереснее и разнообразнее. Финансирование получат проекты, которые связаны с созданием инфраструктуры, позволяющей комфортно отдыхать на природе», – сообщалось на сайте ведомства.
Какое отношение интернет-магазин имеет к туристической сфере – большой вопрос. Известно, что с марта компания начала прямую продажу авиабилетов, но это явно никак не связано с «отдыхом на природе». Впрочем, по счастливой случайности организаторы конкурса не прописали никаких ограничений, касающихся рода деятельности претендентов на грант.
В пресс-службе «Wildberries» сообщили, что полученные средства будут направлены на создание сервиса планирования поездок по регионам России, позволяющего подбирать соответствующие маршруты, получать информацию о достопримечательностях и региональных мероприятиях. Предполагается, что сервис будет доступен через специальный раздел и мобильное приложение.
Вот только в свете сокращения IT-специалистов, создание ноу-хау может начать тормозить.
Не грозит ли в итоге сервису судьба других «неуспешных проектов»?
А федеральное правительство тем временем спешит с очередными мерами господдержки. Так, по информации «Коммерсанта», Минпромторг выступил с инициативой возмещения затрат российских маркетплейсов на логистику и хранение товаров. Для этой цели из бюджета предполагается выделить в общей сложности 1,5 млрд рублей. Субсидии будут выплачиваться в 2021-2023 гг., но получить их смогут далеко не все желающие.
В частности, ритейлерам с иностранным участием («Ozon», «Яндекс.Маркет» и «AliExpress Россия») в них будет отказано. Зато компания госпожи Бакальчук в течение трех лет будет получать причитающуюся ей долю бюджетных финансов. Причем львиную. «Ограничение иностранного участия в маркетплейсах указывает на то, что инициатива создавалась исключительно ради Wildberries», – заметил в комментарии «Коммерсанту» президент Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ)Александр Иванов, добавивший, что субсидировать имеет смысл производителей, а не торговые площадки.
Ким, Цой, Тё и другие
Просто удивительно, с какой заботой высокопоставленные чиновники относятся к компании Татьяны Бакальчук! Кстати, в апреле «Forbes» сообщил о снижении финансового состояния бизнес-леди сразу на 29% – до 1 млрд долларов, что связано с падением стоимости ее основного актива, то есть «Wildberries». Видимо, в Ростуризме и Минпромторге решили помочь ей возместить материальные потери?
Сама Бакальчук любит вспоминать о том, что ее бизнес начинался практически с нуля, а конкретно – с 700 долларов, которые были заплачены другу ее мужа за создание интернет-сайта, что дало возможность принимать заказы. Этот рассказ впечатлил даже спикера Совета Федерации Валентину Матвиенко, оценившую его как «фантастическую историю успеха, когда труд и упорство дали результат».
На самом же деле в истории «Wildberries» все не так просто, как хочет представить его владелец. Как пишет издание «The Bell», к тому моменту, когда Татьяна загорелась идеей продажи женской одежды и обуви через Интернет, ее супруг Владислав Бакальчук был уже вполне состоявшимся бизнесменом, создателем и совладельцем провайдера «UTech» (ООО «Универсальные технологии»), выручка которого в 2006 году составила 30 млн рублей, прибыль – 1,2 миллиона.
И тот самый сайт, о котором шла речь выше, был создан работавшей при «UTech» веб-студией «UT Design». В 2007 году Бакальчук и его компаньон Алексей Фадеев продали «Универсальные технологии» компании «NetByNet Holding», 30% которой принадлежали «Газпромбанку». По данным «Коммерсанта», стоимость сделки составила7,5 млн долларов. Долю, Бакальчука «The Bell» оценивает в 3-5 млн долларов.
Сама Татьяна Бакальчук в одном из интервью вспоминала: долю, полученную от продажи провайдера, семейство вложило в развитие своего очередного коммерческого проекта, каковым стал «Wildberries».
«Точную сумму не вспомню. Кажется, три миллиона рублей. Или четыре. Не астрономически много, но тогда эти деньги нам здорово помогли», – скромничает бизнес-леди.
Но финансы – это лишь одна сторона вопроса. Не меньший интерес представляют родственные связи Татьяны Бакальчук, в девичестве – Ким. Как следует из публикации «The Bell», она доводится родственницей Альбине Цой – сестре Юрия Цоя, племянника вице-президента «Роснефти» Сергея Цоя, много лет руководившего пресс-службой московского градоначальника Юрия Лужкова. Жена Сергея Анна или Анита Цой (до замужества Ким) – некогда известная эстрадная певица. В ее раскрутку, якобы, вкладывал средства скандально известный девелопер Павел Тё, чем снискал себе расположение в столичной мэрии.
Вот такие хитрые семейные связи. Стоит ли удивляться тому, что принадлежавший Бакальчуку «UTech» успешно зарабатывал миллионы в Южном, Юго-Восточном и Восточном округах Москвы, обслуживая около 15 тысяч домовладений? Добавим также, что Аниту Цой называют близким другом семьи главы «Роснефти»Игоря Сечина, чьим замом трудится ее супруг. Видимо, финансовый успех «UTech» перешел «по наследству» к «Wildberries».
Кредиты, долги и «дочки» «Wildberries»
Учитывая все вышесказанное поддержка ритейлера со стороны государства выглядит совсем в ином свете, также, как и его активное кредитование купными банковскими структурами, такими как ВТБ и Сбербанк. «The Bell» пишет, что еще в 2014 году при оборотном капитале в 1,5 млрд рублей, кредиты и займы компании составляли 2,5 миллиарда.
С тех пор ситуация мало изменилась: в 2019 году прирост долговой нагрузки составил 12,8 млрд рублей: из общего объем долгов в 73,8 миллиарда «Wildberries» выплатил 60,9 млрд рублей. Конечно, в сравнении с этими цифрами поддержка, обещанная Минпромторгом, выглядит каплей в море, но и лишней она уж точно не будет!
Не совсем понятно только, на что в реальности могут расходоваться такие колоссальные средства. Точно также, как и то, зачем супругам Бакальчук понадобилось, в спешном прядке, регистрировать «дочерние» структуры ООО «Вайлдберриз» в российских регионах (с начала года ими было зарегистрировано порядка 10 «дочек»).
В 2019 году была создана одна такая компания – ООО «ВБ Восток», задекларировавшая в итоге убытки в размере 436 тыс. рублей при нулевой выручке и стоимости активов в 1,5 миллиарда. Не готовится ли семейство к выводу капиталов, ожидаемых в виде субсидий, а также получаемых в виде кредитов и займов? А тут еще и такая экономия, связанная с массовым сокращением сотрудников, которым при увольнении выплачивают, в лучшем случае, минимальный оклад, так как большая часть зарплаты выдается «в конверте» в виде премий.
Конечно же в руководстве компании сложившееся положение вещей отрицают, как и любой связанный с «Wildberries» скандальный негатив. Например, в минувшем ноябре стало известно об ультиматуме, который был выдвинут поставщикам: в честь «черной пятницы» ритейлер установил обязательные скидки в 25%, в противном случае угрожая на неделю снять товары с продажи. Однако снять позиции с реализации оказалось невозможным, так что выход оставался один – продавать себе в убыток.
«Яркий пример того, что бизнес на маркетплейсах это не ваш бизнес, а бизнес маркетплейса», – констатировал возмущенный владелец компании «Кофтеныши» Александр Блохин.
И что на это ответили в «Wildberries»? Конечно же, что информация не соответствует действительности, а поставщики могут самостоятельно принимать решение об участии в акции. Более того, как выяснилось, сами продавцы чуть ли не с радостью реализуют товары со скидкой! Получается, что всему виной недоброжелатели, распространяющие о бизнесе Татьяны Бакальчук ложные слухи, подрывающие авторитет компании.
Вот только с учетом специфики ее собственной внутренней политики, без господдержки будущее ритейлера не сложно предугадать.