Янчуков «высидел» «Наседкино»

Янчуков «высидел» «Наседкино»

«Мангазея» Сергея Янчукова будет осваивать месторождение «Наседкино», к которому бизнесмен проложил путь сомнительным путем, несмотря на вопросы природоохранных органов, и возможными связи с недружелюбно настроенными к России кругами на Украине.

Как сообщает корреспондент The Moscow Post в Забайкальском крае, компания «Мангазея золото» Сергея Янчукова собирается вложить порядка 15 млрд рублей до 2022 года. 

Скандальным «Наседкино» стал сразу после появления в его судьбе Янчукова — сперва тот шумно делил его со своим экс-партнером Максимом Финским, в итоге бежавшим из России, затем — долго судился с надзорным ведомством.

Изначально «разруливать» вопросы с «Наседкино» на местах господину Янчукова вероятно помогал его давний соратник Дмитрий Кочергин, тогдашний глава администрации губернатора Забайкальского края. Но не Кочергиным, как говорится, единым — всю эту историю, похоже, спонсирует ВТБ, с чьим главой Андреем Костиным у Янчукова давно налажены мосты. Возможно ли, что в том числе его стараниями Янчуков, по слухам, имеющий недружественные связи в Украине, получил в распоряжение российские недра?

Один из крупных производителей золота, уже вложила в строительство 13,7 млрд рублей. Месторождение «Наседкино» ввели в эксплуатацию в 2021 году, при этом господин Янчуков очевидно опоздал с этим, что стало причиной его многочисленных судебных тяжб с надзорным ведомством. Последнее выписало предписание о завершении геологоразведки на золоторудном месторождении Наседкино к середине 2022 года. 

Читайте также: «Золотой телец» Сергея Чемезова?

Как писал «Интерфакс», структура Янчукова «Дальцветмет» в попытках оспорить решение дошла до кассации. В компании уверяли, что, несмотря на протокол Госкомиссии по запасам полезных ископаемых (ГКЗ) о том, что запасы месторождения Наседкино признаны разведанными, ведомство выдало «Дальцветмету» предписание, обязывающее завершить геологоразведочные работы. Надзорный орган ссылался на то, что в документах ГКЗ рекомендует «продолжение изучения месторождения независимо от стадии реализации проекта», хотя это «стандартная практика ФБУ ГКЗ» давать такие рекомендации. Можно ли предположить, что Янчуков в суде готов сделать все, чтобы не делать ничего в реальности?

Кстати, как «Наседкино» попало в его руки Янчукова отдельная тема. В проект в свое время он заходил на пару с бывшим топ-менеджером «Норникеля» Максимом Финским, которому изначально и принадлежал «Дальцветмет». У него с Сергеем Янчуковым был совместный бизнес — компания White Tiger Gold (WTG). 

И вот — якобы Финский продал долю в компании Сергею Янчукову, а вскоре между акционерами начались судебные разбирательства. Как передавал РБК, адвокаты Финского утверждали, что бизнесмен продал 49,5% в WTG «под давлением» и «с огромным убытком», после чего Янчуков якобы потребовал еще $150 млн.

А далее Финского обвинили в мошенничестве и поместили под домашний арест. По слухам, после этого он сбежал в Америку, откуда и требует с Янчукова компенсацию за «захват» бизнеса. Ранее об этой истории подробно писал The Moscow Post.

Что примечательно — обвинения в сторону Финского строились на показаниях Сергея Янчукова, который обнаружил, что на компании повисли долги в 1 млрд рублей. Решающей, по всей видимости, стала сумма в 80 млн долларов, взятая в «ВТБ-Капитал» на погашение кредитов в других банках. Об этом писало BFM. При этом сам Финский говорил, что вообще-то сам Янчуков был инициатором взятия займа в госбанке. 

Такие похожие истории

И участие ВТБ в этой истории стоит особого внимания. Ведь госбанк и его глава Андрей Костин удивительным образом то и дело всплывают в биографии господина Янчукова. И если говорить о его спорах с бывшими партнерами, то и тут также проглядывается след ВТБ.

Речь о громкой истории с Итакинским золотым месторождением. В свое время вместе с бизнесменом Виктором Литуевым Янчуков договорился развивать месторождение, для чего было создано предприятие «Итакинская золотодобывающая компания» (ИЗК). Литуев и Янчуков разделили акции компании поровну.

Впрочем, как уверяет Литуев несмотря на то, что он передал партнеру 50% акций, тот за них так и не заплатил. Не напоминает ли историю с Финским? Бизнесмены принялись судиться.

По информации «Чита.ру», в ноябре 2018 года суд встал на сторону Сергея Янчукова, однако в апреле 2019 года его обязали выплатить Литуеву около 500 млн рублей неустойки и акции «Ксеньевского прииска». Тогда Янчуков для решения корпоративного конфликта привлек инвестподразделение «Альфа Групп» Михаила Фридмана — А1. Последняя на рынке известна не совсем дружественными поглощениями. Янчуков решил позвал «на помощь» компанию с не совсем однозначной репутацией? Что ж, подстать ему самому…

Исход вышел, можно сказать, удовлетворительным для обеих сторон: Итакинское золоторудное месторождение все-таки отошло компании ООО «Мангазея золото», за которой и стоит Янчуков, а вот «Ксеньевский прииск» в итоге пришлось отдать Литуеву. 

Однако сейчас доли всех учредителей «Итакинской золотодобывающей компании», в число которых входят аффилированые с Янчуковым «Альянс», «Верхнеамурские промыслы» и «Могочинская горнорудная компания», находятся в залоге у «Открытия». И как тут не вспомнить, что «Открытие» связано с ВТБ, ведь 14 сентября 2017 года Центральный банк России назначил главой «Открытия» президента ВТБ Михаила Задорнова.

Но не Костиным, как говорится, единым. По одной из версий боролся Янчуков за актив в интересах главы «Ростеха» Сергея Чемезова. Еще в 2017 году «Ростех» и «Мангазея» создали СП – «Могочинскую горнорудную компанию». Так вот кто мог быть истинным интересантом происходящего? Ну а когда дело приняло скандальный оборот, прикрыть тылы взялось «Открытие»?

Властные круги

И подобные истории — сплошь и рядом в биографии Янчукова. Вернемся к тому же «Наседкино», которое к слову, входит в территорию опережающего развития «Забайкалье», которая дает ряд преференций инвесторам. Публично проект не раз хвалил сам губернатор Забайкальского края Александр Осипов, говоря, что тот, помимо прочего, даст местным жителям множество новых рабочих мест.

И особое внимание властей кажется не случайным. В свое время для управления золотодобычей на территории Забайкальского края была создана компания ООО «Мангазея Золото». Её генеральным директором был назначен Дмитрий Валерьевич Кочергин), который стал достаточно близким соратником Янчукова. 

 

И вдруг в 2016 году Кочергин становится первым человеком после губернатора Забайкальского края, пересев в кресло руководителя администрации. Работающая на «Наседкино» компания «Дальцветмет» до этого находилась под его контролем и управлением через ООО «Мангазея Золото». Мол, именно благодаря этому Кочергин активно поддерживал планы компании по электрификации.

Как писала «Чита.ру», руководитель администрации губернатора Забайкальского края Дмитрий Кочергин тогда даже не стал отрицать свою связь с компанией. Он просто не стал комментировать заявление экс-главы Могочинского района Дмитрия Плюхина о своей причастности к золоторудному месторождению. 

Следует напомнить, что Сергей Янчуков выходец с Украины, сын первого замначальника одесского отделения Нацбанка. А заниматься золотодобычей он начал с 2011 года — как раз тогда, когда удачно женился на дочери бывшего мэра Киева Леонида Черновецкого Кристине.

О господине Черновецком на родине ходит множество разных разговоров — его связывают чуть ли не с околокриминальным миром. Размер его состояния также неизвестен, но сам себя он неоднократно называл «богатым человеком», а его имя фигурировало в рейтингах самых состоятельных украинцев.

Не исключено, что Черновецкий мог спонсировать бизнес Янчукова. «Комсомольская правда» прямо называла Янчукова «украинским олигархом», а про его тестя писала следующее: «Супругой и фактически источником финансирования его проектов стала дочь одиозного экс-мэра Киева Кристина Черновецкая. Отец ее, Леонид Черновецкий (украинские СМИ почему-то утверждают, что его имя хорошо известно даже в криминальных кругах), числится в десятке самых богатых украинцев с состоянием $680 млн. А брат Кристины Степан возглавляет семейный фонд Chernovetskyi Investment Group, по данным портала tsn.ua, пару лет назад он был задержан в Испании по подозрению в отмывании денег. Так вот, и Леонид Черновецкий, и Степан — фигуранты знаменитого санкционного списка, составленного после соответствующего указа Владимира Путина».

Учитывая поднятые в том числе нашими коллегами вопросы стоит задаться вопросом, почему до сих пор компетентные органы не проверят человека, который вполне возможно, может иметь отношения с  недружелюбно настроенными к России кругами на Украине. И откуда у олигарха такая «вольготность»?

 
Сообщают Скандалы