Идеальное ограбление



Идеальное ограбление

Почему нельзя положить деньги в банковскую ячейку и спать спокойно

Кражи из банковских ячеек становятся обыденным явлением, и бороться с ними пока не удается. В списке ограбленных фигурируют как весьма солидные учреждения — ВТБ, Газпромбанк, «Евростандарт», так и менее серьезные банки. Эксперты уверены: кражи из банковских ячеек будут продолжаться. Единственный способ избежать подобных преступлений – в корне поменять систему хранения.

Мы так вам верили

В середине января Федеральная нотариальная палата сделала довольно-таки знаковое заявление. В «Российской газете» работники гербовой печати выступили с предложением более активно использовать при расчетах депозитные счета нотариусов. Особенно при совершении крупных сделок.

Еще относительно недавно наиболее безопасными и удобными, особенно при таких сделках как купля-продажа автомобилей, квартир, загородных домов, считались расчеты через банковские ячейки. Покупатель помещал в ячейку заранее оговоренную сумму. Затем шел вместе с продавцом подписывать договор купли-продажи. После чего продавец спокойно, без опасения быть ограбленным или обманутым, забирал из ячейки теперь уже свои деньги. Действительно просто, удобно, безопасно. Деньги, пока не понадобятся, лежат себе в надежном помещении под надежной охраной. То же касается и других ценностей, а также документов.

Потому ячейки быстро стали популярны и среди граждан, которые покидали свои дома и квартиры на долгий срок. От квартирных краж стопроцентно не застрахует никакой замок и даже сигнализация. А тут все в надежных руках банка.

И еще одна крайне привлекательная для клиентов банков деталь: конфиденциальность. Никто из посторонних не имеет права знать, что и сколько клиент положил в ячейку. В депозитарии он находится один на один с этой самой ячейкой, видеонаблюдение исключено.

И вдруг начало происходить невероятное. Граждане, вернувшись из путешествия, открывают свою ячейку, а там – пустота. Бывший владелец квартиры приходит в банк, чтобы забрать причитающееся, а в ячейке – ни копейки!

Заметим, речь идет не о случаях, когда вооруженная банда врывается в банк и начинает ломами крушить все ячейки подряд. Такое бывает. Но это – объяснимо и происходит крайне редко. В большинстве случаев деньги и ценности как бы просто испаряются из хранилищ.

Поначалу сообщения о кражах из банковских депозитариев воспринимались как сенсация, нечто невероятное. Сегодня же – едва ли не как обыденное преступление. Вот и нотариусы тоже заявляют, что речь идет о тенденции, сообщения о кражах из банковских ячеек звучат все чаще. И приводят примеры: в начале года из ячейки одного из московских банков было похищено свыше 22 миллионов рублей. А в конце прошлого года из ячейки другого банка исчезло 400 тысяч евро.

Причем речь идет не только о каких-то захудалых банчишках, где служба безопасности набрана по объявлению. В списке ограбленных фигурируют весьма солидные кредитно-финансовые учреждения. Вот, к примеру, сообщение телеканала «360 tv.ru»:

Радио «Вести FM» в свою очередь проинформировало слушателей о том, что о пропаже около 20 миллионов рублей заявил клиент Газпромбанка – они исчезли из отделения банка, что на улице Балчуг.

И подобные сообщения приходят все чаще. Главная их особенность – они крайне редко раскрываются, не случайно сотрудники уголовного розыска называют их «идеальными».

Тайна золотого ключика

Исключения, конечно, бывают, но крайне редко. Некоторое время назад, например, сайт «Очевидец» сообщил об аресте в Москве грабителя банковских ячеек. Ранее судимый гражданин по поддельному паспорту арендовал ячейку. Пришел в банк на следующий день и, оставшись в одиночестве в хранилище, смог подобрать ключи к нескольким ячейкам. Его добычей стали 6,5 миллиона рублей, с этими деньгами его и взяли на выходе из банка.

В абсолютном же большинстве подобных происшествий так и остается неясным, кто, когда и каким образом смог добраться до ценностей, спрятанных в депозитарной ячейке. И тогда неизбежно возникает вопрос о так называемом «человеческом факторе».

Один из главных смыслов банковской ячейки, лежащих в основе гарантий безопасности – принцип «двух ключей». Один, так называемый мастер-ключ, находится у руководства банка, и доступ к нему крайне непрост. Другой вручается клиенту, и больше ключей быть не должно по определению. Однако на деле бывает иначе.

К примеру, по информации сайта «Личные финансы», когда банк приобретает депозитарные ячейки, он получает от производителя три ключа. Один – мастер-ключ, и по два от каждой ячейки, для клиентов. По правилам, после того как депозитарий начнет работать, все вторые клиентские ключи должны быть уничтожены с составлением соответствующего акта. Но так, утверждают авторы, происходит не всегда: у клиентов в обычае ключи терять. А это значит, надо менять замок в ячейке, заказывать новый ключ. Дело хлопотное. И потому в некоторых банках вторые ключи просто хранят где-нибудь в укромном месте, о котором вполне вероятно известно не одному человеку. А подчас они лежат у сотрудника банка, ответственного за работу с депозитарными ячейками. Каков соблазн!

С этим предположением согласен и заместитель главного редактора портала «Банки.ру» Семён Новопрудский, которого цитирует радиостанция «Вести FM»: «Клиент сам закладывает, сам закрывает, у него остается ключ, дубликат остается у сотрудника, но дальше все равно вступает в силу человеческий фактор. Во-первых, мы не знаем, насколько честен этот сотрудник. Во-вторых, невозможно предугадать — вдруг кто-то у него ключ украдет в банке, такой вариант тоже нельзя исключать. То есть все равно аренда ячейки — это всегда акт, основанный на доверии».

А не на гарантии безопасности, заметим.

Эту версию подтверждает и представитель группы компаний безопасности «Витязь» Андрей Павлов. По его данным, в 90% процентах краж из банковских ячеек так или иначе участвуют сотрудники банка. Схемы применяются разные, но у воров всегда имеется источник информации. Кроме того, считает Павлов, замки в ячейках несложные. Человек, имеющий свободный доступ в депозитарий, может их открыть даже без клиентского ключа. А если ему известно, что деньги в ячейку положены надолго (просчитать это несложно), то технических проблем украсть их у него вообще нет.

Вот как, к примеру, может выглядеть одна из схем ограбления банковской ячейки. Два обязательных условия успеха.

1) В ограблении должен участвовать сотрудник банка, имеющий возможность свободного доступа в депозитарий.

2) Ему необходим надежный сообщник со стороны.

Далее – все просто. Банковский клерк находит самые лакомые ячейки, наиболее удобные для ограбления. Затем его сообщник является в банк и совершенно легально арендует ячейку. Он даже может в нее что-то положить, фантик, к примеру. Ключ же от ячейки позже передает клерку. Тот спускается в депозитарий, опустошает заранее намеченные хранилища и складывает их содержимое в ячейку сообщника. Финал: сообщник, не таясь, является в банк, с полным правом открывает своим ключом свою ячейку, преспокойно забирает все, что в ней лежит, и, не торопясь, покидает кредитное учреждение.

Раскрыть такую кражу возможно, только если кто-то из криминальной пары проговорится или явится с повинной в полицию. Но пока о подобных случаях слышать не приходилось.

Отвечать некому

Итак, случилось ужасное, ячейку обчистили. Куда теперь идти клиенту?

Требовать от руководства банка возмещения ущерба можно. Но только, в том случае, если заключен договор о хранении ценностей с использованием банковского сейфа. А этот договор предусматривает составление описи всего, что отдается банку на хранение. Далеко не всех такая процедура устраивает, да и стоит она недешево. К тому же сами банки такие договоры заключают не очень охотно, ведь в случае чего компенсации ущерба не избежать.

Таким образом у граждан остается одна дорога – все та же аренда банковской ячейки, где их уже поджидает ловушка. Потому что банк в этом случае за то, что находится за дверцей ячейки, ответственности не несет, да и не может нести. И в этом обратная сторона такого способа хранения. Банк не имеет права знать, что положил клиент в ячейку – десять рублей или десять миллионов долларов. И когда, обнаружив кражу, арендатор ячейки требует возмещения ущерба, сотрудникам кредитно-финансового учреждения остается лишь развести руками. Чем можно подтвердить, что из ячейки пропали миллионы? Только словами клиента. А это – не доказательство. Может, там никаких денег вовсе и не было, а клиент на самом деле мошенник, пытающийся выбить у банка компенсацию?

Кстати, такое, как свидетельствуют эксперты, опрошенные «Московским комсомольцем», тоже случается. И эти эксперты уверены – кражи из банковских ячеек будут продолжаться, пока система хранения в корне не поменяется. То есть – сдавать ценности под опись, установить видеонаблюдение в депозитном зале, входить в этот зал только под конвоем сотрудника банка.

Все это, конечно, хорошо. И гораздо проще, чем, скажем, соблюдать в банках элементарные технологические требования, работать, как полагается, с персоналом. Вот только понравится ли такое решение проблемы тем клиентам, для которых конфиденциальность все-таки имеет значение?

Скандальные новости