Людмила Денисова: омбудсмен с криминальным душком, или история Людочки-людоедки . Часть 1
Нынешняя правящая коалиция Верховной Рады превзошла в цинизме и хуцпе саму себя, когда превратила некогда уважаемый пост уполномоченного по правам человека в прибежище матерых коррупционеров.
Назначенная на него Людмила Денисова давно известна своими схемами разворовывания бюджетных денег стариков и инвалидов, связями в криминальном мире, а также своими высокопоставленными покровителями, спасавшими ее от тюрьмы и продвигавших на новые должности. Но что самое абсурдное, нынешний главный правозащитник Украины фактически является ставленником и членом политического клана министра внутренних дел Арсена Авакова. И вряд ли будет защищать права украинцев от беспредела своих соратников.
К крымским берегам
Денисова Людмила Леонтьевна родилась 6 июля 1960 года в Архангельске (РСФСР, ныне РФ), в семье Нины и Леонтия Анкудиновых. Не блистая тягой к наукам и не имея никаких четких планов на жизнь, после 8-го класса она покинула школу и поступила в Архангельское педучилище, которое окончила в 1978 году по специальности «дошкольное образование». Нужно заметить, что эта «бурса» в Архангельске имела особую репутацию (как и многие другие «женские» ПТУ страны), так что молодые парни терлись у её стен толпами. Возможно, именно там юная Людмила Анкудинова научилась ловко манипулировать сильным полом. Сама же она в этих вопросах была далеко не дура, а потому с выбором мужа сильно не спешила, благодаря чему сорвала свой джек-пот. Им стал молодой военный юрист Александр Денисов (1961 г.р.).
Сначала молодую воспитательницу распределили к черту на кулички: в заполярный поселок Андег (Ненецкий АО), нянчить детишек оленеводов и рыбаков. Через несколько месяцев она чудом вырвалась из этого ада обратно в Архангельск, где поработала воспитательницей детсада еще год – и бросила эту работу навсегда. С 1980 года для неё началась новая жизнь: Людмила устроилась секретарем судебных заседаний, а еще через два года заведующей канцелярией Архангельского областного суда. Причиной этого внезапного преображения называли её мужа, однако не в то время он был лишь курсантом, и при всем желании не сам пристроить супругу (даже пока ещё невесту) на работу в суд. Тут можно сделать логический вывод, что работу Людмила получила при помощи родителей Александра Денисова, и они же помогли ей самой получить диплом юриста в Ленинградском государственном университете. Поступила она туда в 1982-м, а закончила лишь в 1989-м, видимо дважды уходя в академический отпуск по беременности (в 1985-м она родила дочь Елену, а в 1987-м дочь Александру). Учась на последних курсах, она числилась консультантом Архангельского областного суда – по сути, действительно лишь числилась, и не только из-за своих «декретов».
Людмила Денисова, молодые годы
В 1989 году Александра Денисова перевели в Крым, в Симферополь, куда они отправились жить всей семьей. Источники SKELET-info сообщали, что он получил новую работу не только как военный юрист, но и по линии то ли КГБ, то ли военной контрразведки. Видимо, новая должность Александра была весьма высокой, или же его родители имели очень крепкие связи и в Крыму: в Симферополе им сразу дали квартиру в девятиэтажке по улице Мате-Залки, а Людмила Денисова была пристроена юридическим консультантом в Крымский обком ЛКСМУ. Именно там она близко познакомилась со вторым секретарем обкома Андреем Сенченко и еще одним комсомольским чиновником Сергеем Велижанским, ставших её близкими друзьями, соратниками бизнес-партнерами. Ну а учитывая их многочисленные коррупционные и просто криминальные «делишки», то и подельниками.
Людмила Денисова, Андрей Сенченко, Сергей Велижанский
После распада СССР семья Денисовых не стала возвращаться из солнечного Крыма обратно в Архангельск. Однако дальнейшая карьера Александра Денисова неизвестна: принял ли он украинскую присягу или же перевелся работать на базу ЧФ РФ, и чем именно занимался, нет никакой информации. Известно лишь, что через несколько лет он вышел в отставку и заделался бизнесменом (владеет МП «Оливье»), а также возглавил крымское представительство Фонда инвалидов региональных конфликтов и подразделений спецназначения. Опять же, устроила ли его туда супруга, к тому времени сама ставшая «локомотивом семьи», или же Александр Денисов действительно когда-то имел какой-то отношение к спецподразделениям, также неизвестно. Однако общеизвестным фактом является то, что данный Фонд является не украинской, а «СНГшной» структурой, его отделения работают в нескольких постсоветских республиках, и фактически он находится под полным контролем России. Любопытно и то, что Людмила Денисова всегда скрывала личность своего мужа, а в своей последней автобиографии даже написала, что не замужем. Интересно, почему?
«Сэйлем», «Крымкредит-банк» и Пенсионный фонд
Период 1989-91 годов был для Крыма очень бурным. Во-первых, курортный полуостров стал Клондайком для всевозможных кооперативов, хорошо зарабатывавших на отдыхающих. А многие кафе, видеосалоны, дискотеки и прочие заведения сферы питания и развлечения открывались под комсомольской «крышей» и на комсомольские деньги. Вот только их выручка растекалась по карманам председателей этих кооперативов и комсомольских вожаков. Во-вторых, в Крыму начались политические волнения, инициированные из Москвы и поддержанные местной властью, партийными и комсомольскими органами, а также военными и спецслужбами. Волнения, направленные на отделение Крыма от тогда еще УССР с целью обратного вхождения в состав РСФСР. Апогеем этих волнений стал Крымский референдум, прошедший 20 января 1991 года. Тогда 93% крымчан высказались за воссоздание Крымской АССР. Следующие, еще более радикальные шаги, не были предприняты из-за начавшегося в Москве кризиса власти, а новый лидер Борис Ельцин не горел желанием «вернуть Крым».
Так вот, в подготовке тогдашней «крымской весны» был задействован и Симферопольский обком ЛКСМУ, включая Андрея Сенченко (куда ж без второго секретаря) и, не исключено, что и Людмилы Денисовой – которая, тогда как раз недавно прибыла из России и вряд ли питала симпатии к украинской «самостийности», которой уже пугали крымчан. Разумеется, что в стороне от этого процесса не остался и её муж Александр Денисов. Но никто из них, конечно, сейчас об этом старается не вспоминать.
Впрочем, политика интересовала Денисову и её новых друзей Сенченко и Велижанского намного меньше денег. С роспуском ЛКСМУ им пришлось искать новые «источники существования», и они неплохо пристроились: Велижанский подался в бизнес, Сенченко стал председателем Комитета по делам молодежи при Совмине Крыма (1991-93), а потом вице-премьером крымского правительства (1993-97), Денисова же нашла себе работу в Крымском управлении Пенсионного фонда. Начала с инспектора по кадрам (1991), через несколько месяцев заняла место замначальника отдела поступления средств и коммерческой деятельности, а с 1993-го возглавила Крымское управление ПФ. Источники SKELET-info сообщали, что своей новой карьере она была обязана не только Сенченко, но и неким друзьям мужа, а также своим личным знакомствам в руководстве автономии.
В 90-х Сенченко активно сотрудничал с ОПГ «Сэйлем», его даже называли их человеком в крымском правительстве. Через него с лидерами и криминальными бизнесменами этой группировки познакомилась и Людмила Денисова. По информации источников, «Сэйлем» какое-то время являлся их криминальной «крышей», однако разнообразных «крыш» у Денисовой был много: в милиции, в спецслужбах, во власти, в прокуратуре. Впрочем, в период 1996-2000 г.г. отношения Денисовой и Крымской прокуратуры сильно испортились – как раз в этот период ею управлял прибывший из Днепропетровска Владимир Шуба.
Владимир Шуба
Одной из причин этого называли войну Шубы против ОПГ «Сэйлем», в ходе чего у него возникли претензии и к Сенченко с Денисовой. Аккурат в тот момент (1996-1997) «Сэйлем» подвергся разгрому со стороны своих главных конкурентов – ОПГ «Башмаки». Разборки были кровавыми, убивали не только бандитов и бизнесменов, но и чиновников, было совершено покушение и на Сенченко – который в испуге бежал на границу, где отсиделся до лучших времен. Однако в какой-то мере ситуацию разруливал тогдашний глава Крымского ГУМВД Геннадий Москаль, который имел свои виды на ОПГ, а потому спас тогда многих «сэйлемовских» (в том числе будущего «главу Крыма» Сергея Аксенова).
Информацию о своих аферах и махинациях на посту руководителя Крымского управления пенсионным фондом Денисова и её подельники впоследствии вытерли так тщательно, что о ней остались лишь обрывчатые сведения. Известно, что основные схемы строились на фактическом воровстве бюджетных и пенсионных средств. В период 1993-94 г.г., когда в стране бушевала инфляция, социальные выплаты просто задерживали, прокручивая их в коммерческих и банковских операциях. В период 1995-98 г.г. деньги крали через системы взаимозачетов. Например, из Киева в Крым перечислялись безналичные средства для выплат пенсий, которые затем уходили на счета коммерческих фирм – а те, взамен, «отоваривали» стариков в счет пенсий продуктами (крупы, сахар, масло и т.д.). При этом отпускаемая стоимость этих продуктов была намного выше рыночной! Позднее следователями прокуратуры было установлено, что такие схемы взаимозачетов, используемые не только в Пенсионом фонде, но и в расчетах с бюджетниками и госпредприятиями (там уже «отоваривали» не макаронами, а оборудованием или топливом) позволяли мошенникам поставлять товары и услуги по завышенной в 2-2,5 раза цене, то есть фактически воруя 50-60% бюджетных средств. Вы спросите, а при чем тут «Сэйлем»? А при том, что в этих схемах участвовали и коммерческие фирмы, контролируемые этой ОПГ.
Некоторые такие схемы работали вполне легально, хотя на них, что называется, негде было ставить клейма. Например, ООО «Объединенная платежная система Украины» совершенно официально работала со структурами власти Крыма (министерством финансов). Но, несмотря на свое громкое название, она объединяла лишь две зарегистрированные в Швейцарии фирмы (через них выводились деньги), одно или два крымских ООО и небольшой АКБ «Крымкредит». Тем не менее, через эту схему прокручивались огромные деньги. Более того, в нарушение всех законов и предписаний, Крымское управление ПФ (то есть Денисова) проводила операции с пенсионными деньгами не через «Аваль» или другие пенсионные банки, а через неуполномоченный для этого «Крымкредит».
После весенних выборов 1998 года у кормушки сменились действующие лица. В кресле председателя Совмина АР Анатолия Франчука (его сын Игорь был первым мужем дочери Леонида Кучмы) сменил Сергей Куницын. После чего Куницын уволил министра финансов Михаила Виткова (называвшегося человеком Леонида Грача), и назначил на этот пост Людмилу Денисову. С «обновленной» таким образом властью махинации «Объединенной платежной системы» приняли еще больший масштаб. Они даже запускали собственную систему пластиковых карт (такие сохранились у коллекционеров), которая имела характерную особенность: карточки не были подключены ни к одной международной платежной системе (Visa или Master Card), и фактически обслуживались только банком «Крымкредит». По информации источников SKELET-info, на эти карточки у комбинаторов были большие виды, вплоть до каких-то схем обмена валют. Кроме того, планировалось введение платежных карт для пенсионеров и бюджетников. Но вот проблема: все банкоматы «Крымкредита» на полуострове можно было пересчитать по пальцам, а другие эти карточки не принимали. Как же тогда крымчане смогли бы получать зарплаты и пенсии? Или задумка состояла в том, чтобы направить их с этими карточками во всё те же магазины за крупой и макаронами? Планы махинаторов так и остались неразглашенными, ведь еще в 2002 году банк «Крымкредит» лопнул, а потом свернула свою деятельность и «Объединенная платежная система» — и о ней старательно забыли.
Более известным был скандал вокруг облигаций, выпущенных в 1996-99 г.г. крымским правительством. Первый их выпуск (на 120 миллионов гривен) был осуществлен еще при крымском премьере Аркадии Демиденко, второй при его приемнике Франчуке, ну а завершали это дело при Куницыне. Целью выпуска облигаций было получение средств для создания «Черноморского банка реконструкции и развития» (ЧБРР), чьими учредителями выступили Минфин Крыма, Фонд госимущества и банк «Славянский». При этом эмитентом займа был Минфин Крыма, распорядителем банк «Славянский», деньги должны были поступать в ЧБРР и тратиться на бюджетные проекты. Но этот займ оказался каким-то хитрым, потому что ставку по ним постоянно меняли. Так, когда большей частью облигаций владело украинское НПО им. Фрунзе, то облигациям установили с минимальную доходностью (11,5% годовых), а вот когда их основными владельцами стали иностранные оффшоры «Xenon Marketing Limited» и «Data Technology S. A.», то доходность превысила 200% годовых! Налицо была некая афера по выводу из страны денег, причем в валюте, а в итоге казна оказалась должной оффшорным фирмам 495,163 миллиона гривен – или около 250 миллионов гривен по тогдашнему курсу. Однако Людмила Денисова, с согласия Куницина, отказалась выплачивать им эту сумму, фактически устроив Крыму мини-дефолт. Почему? Несмотря на заявления Денисовой о том, что она пыталась уберечь от разворовывания государственные деньги, все понимали, что речь шла о борьбе за эту громадную сумму между старой (Франчук-Витков-Грач) и новой (Куницин-Денисова) командами власти – за которыми стояли очень много самых разных людей. По информации источников, Куницин и Денисова предложили «попередникам» поделиться наваром, им отказали – и тогда они решили вообще заблокировать всякие выплаты по облигациям.
Сергей Варис, для SKELET-info
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…
Скандальные новости