Махонов "раскрыл парашют"?
С сотрудника МВД требуют 1 .4 млрд рублей за невыполненный госконтракт. Куратор обвиняемого, замминистра Александр Махонов, поможет ему расплатиться?
1.4 млрд рублей составили требования МВД к одному из своих «гражданских» служащих за злоупотребление должностными полномочиями. Глава ведомственного НПО «Спецтехника и связь» (СТиС) Андрей Нечаев является обвиняемым в уголовном деле. Сообщает корреспондент The Moscow Post.
Нечаев отвечал за переход МВД на Единую систему информационно-аналитического обеспечения деятельности, которую в декабре 2014 года приняла спецкомиссия ведомства. Претензии к нему возникли спустя три года, осенью 2017 года он был задержан в рамках уголовного дела.
По версии следствия, Нечаев оплатил невыполненные работы в полном объеме, чем и нанес МВД ущерб в размере 1.4 млрд рублей. Теперь деньги за контракт в полном объеме ведомство требует через гражданский иск. Следователи же утверждают, что таким образом Нечаев пытался выслужиться перед начальством. Довольно странный способ заработать репутацию, не находите?
Казалось бы, да, но есть один нюанс: какой начальник – таковы и методы. А за внедрение ИСОД отвечал в том числе и уже бывший замминистра Александр Махонов. Он пришел в ведомство вместе с Нечаевым и вскоре после его ареста подал рапорт об отставке – попросту «слинял». Вызывает ли это подозрения? Да. Будет ли Махонов отвечать в равной степени с Нечаевым? Нет. А стоило бы: у экс-замминистра слишком много «заслуг», которые могли бы вызвать вопросы у следствия…
Отставка с почестями?
По некоторым данным, вопросы Махонову следователи все-таки задавали, причем много. Подтверждает это и его адвокат. При этом экс-замминистра проходит по данному делу лишь в качестве свидетеля – зачем свидетелю мог понадобиться адвокат? Только чтобы прикрыть самого себя в случае, если скажешь что-то не то. Например, правду.
Дело в том, что, отвечая за тыловые вопросы, Махонов курировал много «прибыльных» направлений: он занимался полным материально-техническим обеспечением ведомства, от заказа формы до медобслуживания и строительства жилья. Многие его предшественники «погорели» на своих попытках нажиться за счет министерства. Или просто не успели вовремя удрать?
Нечаева подозревают в том, что за сделку по изготовлению ИСОД он мог получить крупный откат. Кроме того, в одной из компаний-подрядчиков, которые занимались разработкой системы, трудилась его жена. Но забирала ли семейная чета все деньги себе или все-таки делилась с вышестоящим руководством?
Поспешность отставки Махонова отметили многие: 18 октября, на следующий день после ареста Нечаева, он внезапно для всех полетел в Кемеровскую область представлять нового главу УМВД, что, по сути, не входит в круг его обязанностей – ранее в подобных командировках он участия не принимал. А затем с участием замминистра прошли пара совещаний уже в Москве, после чего он подал рапорт. Удовлетворили его в считанные дни.
Махонов вовремя сбежал из МВД?
Отметим, что товарищ Махонов не был уволен, хотя в МВД и постарались на его примере в очередной раз подчеркнуть, что ответственность за подчиненных несут руководители. Как бы не так! До формальной отставки Махонов успел отгулять все свои накопившиеся отпуска, больничные и получить кучу соцвыплат – всем бы так ответственность нести!
Впрочем, деньги для него в данном случае значат немного. Дело в том, что Махонов, несмотря на скромную декларацию, может оказаться одним из самых состоятельных людей в МВД…
«Панамские бумаги» для МВД?
Официальные доходы семьи Махонова довольно скромные: 3.1 млн рублей, всего два участка земли (ну и что, что совместная площадь почти 4.2 тыс. кв. м?), еще треть участка в шесть соток, квартира (184 кв.м) и шестая часть в другой квартире (50 кв.м). Супруга заработала чуть больше – 5.2 млн рублей.
Примерно такие цифры Махонов декларировал почти пять лет, с ноября 2012 года, когда пришел в МВД. До этого он занимал высокие должности в крупных ИТ и телеком-компаниях. Последней его «гражданской должностью» была должность гендиректора в государственном предприятии «Электронная Москва». Оттуда он перешел в МВД на должность главы департамента информационных технологий, связи и защиты информации, а в 2015 году был назначен «тыловым» замминистра.
И все бы ничего, если бы в 2016 году не были вскрыты регистрационные документы Mossack Fonseca. В так называемых «Панамских документах» обнаружилась, в том числе, и фамилия замминистра Махонова – причем в связи с близким ему телекомом.
В мае 2012 года (за полгода до выхода на работу в МВД) Александр Махонов стал обладателем 50% акций Nortwest Management, зарегистрированной на Британских Виргинских островах. Эта компания является материнской по отношению к сети офшоров, которая, в свою очередь, выводит на основной актив – лондонскую компанию Nemo Telecom, которой управляет Дмитрий Корякин. Корякин, по версии СМИ, совместно с Махоновым создал Nortwest Management, и владеет второй ее половиной.
Схема владения Махоновым и Корякиным Nemo TV
Nemo Telecom принадлежит проект цифрового телевидения Nemo TV, к которому подключены уже более 800 тыс. человек из 12 стран мира. Компания продвигает свой продукт через компании Samsung и LG, а также является своеобразным дистрибьютором сервиса Amediateka. Nemo TV принимает платежи и занимается подпиской на услуги популярного онлайн-кинотеатра.
В цепочке также задействованы несколько российских фирм: ООО «Н Трейдинг», ООО «Вектор Диджитал», ООО «Диджитал коммерц», ООО «Айпи-медиа» и ООО «ОФТ Медиа». «Диджитал коммерц», например, принимает платежи от подписчиков, в то время как услуги оказывает латвийский филиал Nemo Telecom. На нее же оформлен контракт с Amediateka. Бенефициаром всех российских фирм является все та же Nortwest Management.
Естественно, перейдя на работу в министерство внутренних дел, Махонов не захотел отказываться от своего проекта, который, к тому же, обещает быть крайне прибыльным. Он даже не подумал переоформить офшор на какое-нибудь доверенное лицо, например, на супругу: по данным Mossack Fonseca, бенефициары головной офшорной компании с момента создания не менялись, так что можно предположить, что она все еще на половину принадлежит экс-замминистра.
В общем, «золотой парашют» он себе подготовил еще до прихода в ведомство. Ну и что, что это нарушало все законодательные нормы о запрете на владение иностранными финансовыми инструментами, включая акции, для госслужащих? Надо же было себя на случай отставки подстраховать.
В общем, МВД продолжает защищать своих «первых лиц» даже после отставки: претензий к Махонову не оказалось в итоге ни по делу Нечаева, ни по офшорам. И теперь головная боль «дельца», похоже, позади – по крайней мере, если бывший подчиненный его не сдаст. А когда речь идет о полутора миллиардах рублей, сдать можно кого угодно…
Скандальные новости