Начальнику на дворец: скоростные махинации ставропольских гаишников
Фальсификация данных приборов учета скорости и вымогательство денег на основе нарисованных показателей — так проходила профилактическая операция ГИБДД на ставропольских трассах в день задержания главного гаишника региона Алексея Сафонова. Схема изъятия денег, судя по всему, действовала уже давно и была хорошо знакома водителям даже из других субъектов РФ.
Подробнее об одном из способов накопить на золотые унитазы — в материале ПАСМИ.
Главе управления ГИБДД Ставропольского края Алексею Сафонову и его подельникам официально вменили получение 19 млн рублей взяток за vip-пропуска для дальнобойщиков. Между тем, депутат Госдумы Александр Хинштейн, первый сообщивший о коррупционном скандале, назвал полковника Сафонова и его подчиненных “мафией, которая наживалась на всем”. О том, что торговля пропусками — это далеко не все, чем промышляли гаишники в Ставрополье, говорят фотографии “царских” интерьеров особняка Сафонова. Еще об одном методе добычи “легких” денег рассказал московский адвокат, обратившийся в рубрику ПАСМИ “Сообщить о коррупции”.
Ставропольские инспекторы ДПС обвинили жителя столицы в превышении скорости на 60 километров в час, но адвокат уверен, что его подставили ради взятки, и этот способ обогащения поставлен в регионе на поток. Что интересно, автовладелец мог стать одной из последних жертв схемы, разработанной при полковнике Сафонове: инцидент на дороге произошел практически в то же время, когда стало известно о задержании главного гаишника края.
Техника на грани фантастики
Читайте также: Кого из МВД еще погубит золотой унитаз
Знакомство столичного юриста со ставропольскими гаишниками произошло около 11 утра 20 июля. Его автомобиль “Шкода Рапид” остановили на объезде села Татарка. К машине подошел инспектор ДПС ГИБДД города Ставрополя лейтенант Панюков. Свое имя полицейский, по словам заявителя, не назвал. Панюков заявил, что “Шкода” двигалась со скоростью 165 км/ч, хотя разрешенный предел на данном участке — 90 км/ч.
“От такого заявления я был, мягко говоря, в шоке, — рассказал собеседник ПАСМИ. — Я вообще езжу очень аккуратно на ставропольских дорогах — местные ребята хорошо известны, наверное, всем российским водителям. Они любят из малейшего пустяка раздуть проблемы, чтобы были основания для торга. И на том участке моя машина двигалась где-то 100-110, то есть разрешенные плюс 20 к 90”.
Будучи уверенным, что скорость его машины была значительно ниже 165 км/ч, водитель потребовал Панюкова подтвердить его обвинения. Однако, на разговор спустя 10 минут подъехал другой сотрудник ДПС — Дмитрий Саплин. Как отметил заявитель, рокировка, судя по всему, была не случайной — в отличие от Панюкова, на Саплине отсутствовал прибор видеофиксации, что позволяло сохранить в секрете содержание беседы.
Инспектор пригласил “нарушителя” в машину и показал фотографию с прибора «Бинар», где была зафиксирована скорость “Шкоды” в 165 км/ч. Но когда собеседник ПАСМИ потребовал ознакомиться с другими фото, отснятыми камерой, оказалось, что на них скорость составляла 122 км/ч.
“Саплин сглупил, когда показал мне другие фото — “Бинар” делает несколько снимков в секунду. Таким образом, если верить показателям ставропольских приборов, моя “Шкода” разогналась за одну секунду более, чем на 40 км/ч — со 122 до 165. Но это просто невозможно физически”, — подчеркнул собеседник редакции.
Однако, когда он заявил Саплину, что “Шкода Рапид” — это не гоночный болид, и ее технические характеристики не позволяют за секунду увеличить скорость на 40 км/ч, инспектор эти доводы проигнорировал.
“Палки” и деньги в одном флаконе
Для дачи объяснений водителя пригласили уже в другой патрульный автомобиль, где он и предъявил ставропольским сотрудникам ДПС удостоверение столичного адвоката. После этого, как заметил заявитель, инспекторы о чем-то посовещались между собой, а затем сразу же перешли к составлению протокола.
Протокол о совершении административного правонарушения по ч.4. ст.12.9 КоАП РФ — “превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 60 километров в час” заявитель получил около 12 дня. В просьбе зафиксировать на телефон показания “Бинара” ему отказали.
В ходе разговора в полицейской машине выяснилось, что действия патруля проходят в рамках операции «Скорость», утвержденной начальником УГИБДД по Ставропольскому краю Алексеем Сафоновым.
“Когда я вышел из патрульной машины, увидел еще несколько остановленных иномарок. Один из пассажиров заявил мне, что их тоже остановили за превышение, а зафиксированная скорость — тоже 165 км/ч. Но в отличие от меня, им напрямую предложили “решить вопрос на месте”, и как я понял, их такая ситуация устроила”, — утверждает собеседник редакции.
Он считает, что вымогать у него взятку инспекторы не стали лишь потому, что испугались адвокатского статуса. Каким образом возможна фальсификация данных дорожных камер, заявитель не знает. Однако, он полагает, что указание двух скоростей — в 120 и 160 км/ч — не случайность и, скорее всего, с такой ситуацией сталкивались многие.
“ За превышение на 40 километров предусмотрен всего лишь штраф в 3 тысячи. А за превышение на 60 и более — лишение прав. Поэтому, если с инспектором договориться, то протокол, скорее всего, составят с показателем в районе 120 км/ч. То есть, ставропольские инспекторы, могут рубить и палки и деньги”, — полагает адвокат.
Он отметил также, что утром 20 июля инспекторы еще не знали о задержании Алексея Сафонова, и, видимо, думали, что они по-прежнему работают “под крышей” своего начальника.
Собеседник ПАСМИ решил добиться проведения служебной проверки действий сотрудников ГИБДД. Соответствующие заявления 21 июля 2021 года он направил в Главное управление собственной безопасности МВД России, а также в УСБ УМВД Ставропольского края, региональное управление ФСБ и прокуратуру.