Нашли миллиард, попались на миллионах: с чем встречают праздник антикоррупционеры Колокольцева
Несмотря на то, что оперативное сопровождение экономических дел активно забирают в свои руки сотрудники ФСБ, на счет антикоррупционных подразделений полиции можно записать целый ряд резонансных задержаний.
Правда, и самих сотрудников подразделений ЭБиПК регулярно уличают во взятках и мошенничестве. О том, как подчиненные Владимира Колокольцева выступают в роли разоблачителей и разоблаченных в громких делах о коррупции.
Наработали на миллиард
Сегодня отмечают профессиональный праздник сотрудники подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции. Последний отчет об успехах службы начальник ГУЭБиПК МВД России генерал-лейтенант полиции Андрей Курносенко представил в декабре прошлого года.
По его словам, в 2021 сотрудники антикоррупционных подразделений выявили более 2,5 тыс. эпизодов получения взятки на общую сумму в 1,1 млрд рублей, в 768 случаях речь шла о крупном и особо крупном размере. Кроме того, в активе полицейских из экономических служб — пресечение 2,4 тыс. фактов дачи взятки на общую сумму свыше 685 млн рублей, 407 из них — в крупном или особо крупном размере.
Генерал Курносенко также отметил, что суммы взяток в России значительно разнятся.
«Один чиновник может за свои «услуги» получить 10 тыс. рублей, а другой — более 1 млн рублей. Все зависит от должности, вида так называемых услуг, цен заключаемых контрактов, сумм распределяемых бюджетных средств и многих других факторов», — пояснил высокопоставленный полицейский.
Правда, если судить по новостям о возбужденных делах с коррупционным составом, то в большинстве случаев указывается, что их завели по материалам ФСБ, а не подразделений ЭБиПК. Да и берут с поличным при передаче денег чаще всего именно чекисты, а не подчиненные Владимира Колокольцева. Впрочем, в некоторых случаях правоохранители действуют совместно.
Антикоррупционеры из центра
Среди наиболее резонансных кейсов прошлого года — задержание сотрудниками центрального аппарата ФСБ России и и ГУЭБиПК МВД министра культуры Республики Крым Арины Новосельской. Чиновницу обвинили в получении взятки в 25 млн рублей и отправили в СИЗО. По данным правоохранителей, незаконное вознаграждение было получено от бенефициара компании «Меандр» за общее покровительство при выполнении контракта стоимостью 500 млн рублей на строительство театра кукол в Симферополе.
Также на счету федерального ГУЭБиПК МВД — дело бывшего руководителя АО «Главное управление обустройства войск» и экс-владельца компании «Спецстрой-1» Евгения Горбачева. Он был задержан в конце октября 2021 по делу о хищении 232 млн рублей при исполнении контракта на строительство объектов Минобороны в арктической зоне. По версии следствия, часть аванса, выплаченного по контрактам на общую сумму в 4,36 млрд рублей, была выведена через подконтрольные бизнесмену компании.
Не упоминается участие ФСБ и в еще одной громком коррупционном скандале — вокруг губернатора Пензенской области Ивана Белозерцева. Его арестовали в марте 2021 по обвинению в получении взятки от главы группы фармацевтических компаний «Биотэк» Бориса Шпигеля. Как утверждают правоохранители, за право на поставки медикаментов в региональные больницы бизнесмен передал главе региона около 20 млн рублей, наручные часы Breguet за 5,7 млн рублей, а также оплатил поездку из Санкт-Петербурга в Москву и обратно на Mercedes-Benz. А координатором оперативных мероприятий в отношении губернатора называли замначальника 24-го отдела Управления «Б» ГУЭБиПК МВД Александра Шевченко.
Уже в этом году, в начале февраля сотрудниками СЭБ ФСБ России и ГУЭБиПК МВД РФ был задержан Николай Мягких — гендиректор одного из крупнейших предприятий Минэнерго ФГУП «Федеральная энергосервисная компания». Ему предъявили обвинение в мошенничестве и отправили под арест. Как выяснили правоохранители, Мягких придумал и реализовал схему махинаций с автомобилями, находящимися на балансе Минэнерго. Он представлял в министерство подложные документы о необходимости ремонта машин, в которых их стоимость была занижена на 90%, а затем продавал авто по реальной рыночной цене, а разницу присваивал. Всего таким образом было реализовано 185 ведомственных автомобилей, ущерб превысил 25 млн рублей.
От таможни до дороги
Работают полицейские в связке с чекистами и на региональном уровне. В конце декабря прошлого года сотрудниками управлений ЭБиПК и ФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области был задержан начальник отдела связи и телекоммуникаций информационно-технической службы Северо-Западного таможенного управления Алексей Варфоломеев. По данным правоохранителей, таможенник получил взятку в размере 1,68 млн рублей от руководителя коммерческой компании за обеспечение победы в конкурсе на право заключения госконтрактов и приемки работ должностными лицами Северо-Западного управления ФТС.
Сотрудниками УЭБиПК Рязанской области совместно с представителями регионального управления ФСБ был выявлен факт получения взятки заместителем директора муниципального учреждения «Дирекция благоустройства города» Юрием Новиковым. Уголовное дело о коррупции было возбуждено в январе. По версии следствия, Новиков получил через посредников-подчиненных взятку в 200 тыс. рублей за беспрепятственную приемку работ по ремонту автомобильной дороги в рамках реализации соответствующего нацпроекта.
Также в январе по материалам оперативно-розыскных мероприятий, проведенных сотрудниками УЭБиПК ГУ МВД России по Самарской области, было возбуждено уголовное дело в отношении замглавы администрации Жигулевска по внутренней политике и социальным вопросам Игоря Смураги и депутата гордумы Дениса Обищенко. Их обвинили в посредничестве во взяточничестве. По версии следствия, замглавы города пообещал за 30 млн рублей помочь представителю строительной компании снизить сумму недоимки по налогам, 23 млн из этой суммы ему удалось получить. Конечными взяткополучателями называют сотрудников налоговой службы, но об их судьбе ничего не сообщается.
Читайте также: Сели не в службу, а в дружбу
Амурские взятки
Впрочем, такая же богатая статистика имеется и по коррупционным делам в отношении тех, кто должен бороться с мздоимством по долгу службы. Перед соблазном незаконного обогащения иногда не могут стоять даже руководители УЭБиПК регионального уровня.
Так, 24 февраля Благовещенский горсуд Амурской области заключил под стражу по делу о взятках бывшего начальника регионального управления экономической безопасности и противодействия коррупции Романа Хромченко. Неофициально сообщалось, что Хромченко якобы требовал от местной предпринимательницы, занимающейся торговлей шубами, по 500 тыс. рублей ежемесячно за «покровительство».
Высокопоставленный полицейский был уволен из органов внутренних дел 17 января, после целой череды коррупционных скандалов в управлении. В конце октября 2021 сотрудники ФСБ задержали с поличным при получении 300 тыс. рублей начальника одного из отделов УЭБиПК. Эта сумма была частью взятки в 1,2 млн рублей, за которую правоохранитель обещал помочь в урегулировании спора между подрядчиком, которого представлял взяткодатель, и заказчиком.
А месяцем ранее на коррупции попались еще пятеро подчиненных Хромченко, в том числе, его зам Анатолий Шаренко. По версии следствия, полицейские получили взятку от владельцев подпольного казино за отказ от возбуждения уголовного дела, а также открыто похитили из игрового заведения продукты питания и алкоголь на 12 тыс. рублей.
Полковничьи приговоры
Бывший начальник УЭБиПК УМВД по Орловской области Федор Козин уже осужден за коррупцию. Как установили следствие и суд, полковник Козин и его подчиненный Павел Кленышев предложили местному бизнесмену заплатить 4 млн рублей, чтобы избежать ответственности по делу о краже и мошенничестве. Получить правоохранители успели только 2 млн, после чего были задержаны с поличным. В августе Козина приговорили к 11 годам колонии строгого режима и штрафу в 16 млн рублей. Кленышев получил аналогичный штраф и 10 лет лишения свободы.
А экс-начальник управления экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД по Астраханской области Денис Лазарев колонии избежал. В конце февраля полковника приговорили к штрафу в размере 500 тыс. рублей, признав виновным в мошенничестве. Как установило следствие, полицейский, зная, что у его подчиненного в декабре 2021 года заканчивается контракт, предложил поспособствовать его продлению за 1 млн рублей. Лазарев получил от сотрудника 500 тыс. рублей наличными, а остальную сумму рыбной продукцией. При этом выполнять свое обещание он не собирался и не имел возможности.
Рядовые миллионы
Впрочем, рядовые сотрудники антикоррупционных подразделений МВД попадаются на более крупных взятках, чем их начальники. Рекордсменом прошлого года оказался майор Максим Брызгалов изУЭБиПКНовосибирской области. В мае 2021 года он был приговорен к 3,5 годам условно по делу о мошенничестве на 8 млн рублей. За 2 млн полицейский предложил удалить информацию с дисков, изъятых в ходе следственных действий в фармацевтической компании, а за 6 млн — закрыть уголовное дело в отношении коммерсантов. Деньги полицейский получил, но свои обязательства не выполнил и, как выяснило следствие, сделать этого не мог.
В минувшем декабре был вынесен приговор по делу бывшего начальника отделения по выявлению преступлений в сфере строительства, рейдерства и криминального банкротства ОЭБиПК УМВД Екатеринбурга Владимира Нечаева. Суд назначил ему наказание в виде 10 лет колонии строгого режима. Полицейского признали виновным в двух эпизодах получения взятки от предпринимателей на общую сумму 4,5 млн рублей.
8 февраля 2022 Калининградский облсуд отменил приговор по уголовному делу бывшего оперуполномоченного отдела по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями УЭБиПК регионального УМВД Андрея Цыплухина. Летом прошлого года он был признан виновным в получении от коммерсанта €50 тыс. за прекращение проверки о неуплате налогов и приговорен к 11 годам колонии строгого режима. Теперь его дело будет отправлено на пересмотр в первую инстанцию.
На взятке за освобождение от уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов попался и старший оперуполномоченный отдела экономической безопасности и противодействия коррупции МУ МВД «Орское» Оренбургской области. Дело о коррупции было возбуждено региональным СУ СКР по материалам ФСБ в конце прошлого года. По данным правоохранителей, полицейский потребовал за свои услуги 3 млн рублей.