Неприкасаемое водоходное: почему Виктора Олерского российские проблемы обходят стороной
Бельгийское гражданство и «малиновый» паспорт экс-замминистра транспорта продолжают «сниться», в то время как санкции более реальны?
Загадочная личность в образе Виктора Олерского не давала покоя нам, журналистам, и пять, и десять лет назад… Каким образом, обладатель бельгийского паспорта, крупной недвижимости, как в Финляндии, так и в Бельгии, сумел влиться в свое время сонм высокопоставленных государственных чиновников Российской Федерации?
К слову, факт о бельгийском гражданстве г-на Олерского есть даже в официальной справке на сайте ТАСС, как и приписка, что от подданства Бельгии (страны НАТО) Виктор Олерский отказался еще в 2009 году. Правда, семья Олерского, супруга и двое детей, похоже, как жили, так и живут в предместьях Брюсселя. И это не помешало когда-то г-ну Олерскому занять стратегически важный пост заместителя министра транспорта РФ.
Напомним также, что не так давно, уже уйдя с хлопотного поста заместителя министра, Виктор Олерский приобрел судостроительную верфь Arctech Helsinki в Финляндии, в стране, где у латифундиста Олерского есть огромные земельные наделы.
И еще, о чем бы хотелось напомнить, так это слухи о том, что Олерский якобы водит знакомство с членами Кингисеппской ОПГ. Это, конечно, нуждается в подтверждении, но сам господин бывший замминистра предпочитает на эту тему не распространяться. И всё-таки, в этом контексте, почему в отношении богатейшего судовладельца–землевладельца с его связями нет никаких ограничений ни в самой России, ни за ее пределами?
Читайте также: Еще одну яхту, которую связывают с Игорем Сечиным, задержали в Испании
Конечно, Виктор Олерский не Роман Абрамович, которого на днях не пустили в Израиль. Ко всему прочему, у г-на Абрамовича арестовали водоплавающие объекты. А вот на водоплавающие объекты бывшего чиновника Минтранса никто не покушается. В тут секрет? В этом разбирался корреспондент The Moscow Post.
Как заполучить Arctech Helsinki
Надо бы напомнить, что как только г-н Олерский ушел с госслужбы, он сразу же начал скупать активы. Впрочем, по всей видимости, делал это он с помощью неких лиц и будучи заместителем министра транспорта. Но как бывшему гражданину Бельгии Виктору Олерскому удалось заполучить верфь Arctech Helsinki Shipyard?
Напомним, что верфь изначально была создана как дочернее предприятие STX Finland Oy и структур корейской STX Corporation. В 2011 г. Объединенная судостроительная корпорация приобрела 50% верфи. Эта судоверфь специализируется на судах ледового класса. Полностью ОСК выкупила верфь в 2014 году.
Но потом начались проблемы, поскольку на голову ОСК посыпались санкции. И стало сложно привлекать деньги в зарубежных банках. Свою роль, естественно, сыграла девальвация рубля.
Ко всему прочему, компания Arctech получила весомые убытки от строительства ледокола «Мурманск». Об этом сообщал The Moscow Post.
Ледокол «Мурманск» Фото: murman.ru
В итоге Совкомфлот оштрафовал компанию на 50 млн. долларов за задержку строительства 4 судов. ОСК несколько месяцев вела переговоры с российскими инвесторами для сохранения и использования актива в интересах России. Таким образом, в покупателя возник г-н Олерский. Он взял судоверфь Arctech со всеми ее долгами.
Но для чего Виктору Олерскому вообще понадобилась эта верфь?
Ранее высказывалось предположение, якобы Виктор Олерский собирается сооружать ледоколы для Северного морского пути. Кроме того, смена владельца тогда помогла вывести судоверфь в Финляндии из-под санкций. Поговаривают, что в бытность замминистра господин Олерский был крайне близок не только к ОСК, но с главой «Ростех» Сергеем Чемезовым.
Видимо, в силу этого именно господин Олерский и его партнеры могли помочь ОСК, после попадания последней в санкционные списки западных стран. Таким образом, ОСК определилась с претендентом на покупку Arctech Helsinki Shipyard. Владельцами стали Виктор Олерский и его партнер — совладелец компании «ВодоходЪ» и «Пола Групп» Ришат Багаутдинов. Эту ситуацию подробно разбирал The Moscow Post.
Кроме денег ОСК получил «Невский ССЗ» в Шлиссельбурге: бенефициары — Ришат Багаутдинов и Владимир Касьяненко. В портфолио «Невского ССЗ» были указаны сухогрузы и теплоходы, буксиры, морские танкеры, а также суда ледового класса Arc4 .
Кто тут самый «ВодоходЪ»?
Далее. Собственником компании «ВодоходЪ» Олерский стал 30 апреля 2019 года. Флот компании тогда состоял из 25 круизных теплоходов, 9 судов «Метеор» и 9 судов типа «Москва». Владельцем компании «ВодоходЪ» является Volga-Baltic Cruise Lines Ltd (Кипр). То есть помимо Бельгии и Финляндии, » туристические» интересы г-на Олерского распространяются еще и на остров Афродиты?
Где еще так в «цивилизованном мире» можно так обогащаться при таком количестве сомнительных обстоятельств? Но никаких вопросов у правоохранителей ни к Олерскому, ни к его партнерам, почему-то, нет.
Кстати, с приходом г-на Олерского компания «ВодоходЪ» сообщила, что решила поменять «направления» в своей работе: заняться круизами в Арктику. Для этого компании нужны суда другого класса. И такие корабли могут быть построены на финской судоверфи Arctech.
В рамках новой стратегии у компании «ВодоходЪ» есть такая идея: повысить стоимость тура на 50% и выйти на прямые продажи зарубежным туристам. А позже выяснилось, что г-на Олерского сильно влекут к себе и круизные лайнеры, поэтому для компании «ВодоходЪ» уже спущен на воду четырехпалубный круизный лайнер «Мустай Карим».
Круизный лайнер «Мустай Карим». Фото: Михаил Солунин, «Коммерсант»
Закладка четырёхпалубного лайнера состоялась на заводе «Красное Сормово» в марте 2017 года. Строительство лайнера для компании «ВодоходЪ» шло в рамках трехстороннего контракта с участием АО «Машпромлизинг» ( это структура ОСК ). Судно предназначено для речной перевозки пассажиров на дальних круизных линиях с проходом Волго-Донским судоходным каналом.
Этот роскошный круизный лайнер соответствует уровню пятизвездочного отеля.
На борту — рестораны, бары, тренажерный зал, открытая прогулочная зона, а также салон красоты и солярий. Лайнер вмещает 330 человек. Судно предназначено для речной перевозки пассажиров на дальних круизных линиях с проходом через Волго-Донской судоходный канал.
Глава ОСК Алексей Рахманов при спуске лайнера «Мустай Карим» заметил, что пассажирские суда такого класса в России не строили целых 60 лет.
Глава ОСК Алексей Рахманов. Фото: Артем Коротаев, ТАСС.
На строительство лайнера потратили около 4 млрд. рублей. Таким образом, «водная империя» бывшего чиновника Минтранса продолжает расширяться с огромной скоростью.
Как оседлать «Грифона»
После получения круизного лайнера «Мустай Карим» (по всей видимости, лайнер в силах составить конкуренцию яхтам Абрамовича и Сечина?) Олерский захотел еще закупить у ОСК катамаран «Грифон» и судно на подводных крыльях «Комета».
Катамаран «Грифон». Фото: Анжела Кучуберия, ТАСС
Такие суда понадобились компании «ВодоходЪ» Олерского для нового пассажирского маршрута «дочки» — компании «ВодоходЪ-Экспресс» — «Новороссийск-Геленджик-Сочи». Стоимость одного судна – около 400 млн. рублей. У Олерского эти деньги есть. И в октябре прошлого, 2021 г. катамаран «Грифон» сделал свой первый рейс в Абхазию из Сочи.
Офшорными «тропами»
Надо также напомнить, что почти сразу после ухода «водного барона» из Министерства транспорта, случились удивительные события: верфь «Невского ССЗ» перешла в собственность круизного оператора Algador Holdings Ltd, чьими собственниками называли владельцев «Невского ССЗ».
А вот бенефициаром «Невского ССЗ» гипотетически мог быть и сам Виктор Олерский. Формальными собственниками офшора считаются компаньоны экс-чиновника — Ришат Багаутдинов и Владимир Касьяненко.
Ришат Багаутдинов трудится на должности генерального директора ООО «ВодоходЪ». А Касьяненко раньше был совладельцем «Морского терминала Тулома» — до того, как им стал владеть офшор «Капстанс Холдинг Лимитед». Не стоит ли поискать Виктора Олерского и за этой структурой? Более того, к этому офшору «привязаны» еще несколько компаний, которые являются крупными получателями госконтрактов.
Но тот же ключевой актив Олерского, где он является председателем совета директоров, компания «ВодоходЪ» на 100% принадлежи кипрскому офшору «Волга-Балтик Круиз Лайнс Лимитед». Об этом писали «Ведомости».
Несколько лет назад эта офшорная компания имела в своем «портфеле» госзаказов более, чем на 70 млн. рублей. И многие были получены еще до того, как Олерского покинул Министерство транспорта РФ, что само по себе вызывает серьезные вопросы.
Хорошо обустраивался г-н Олерский в этой жизни не только в период работы в министерстве. В свое время он был начальником ОАО «Северо-западное речное пароходство», многие активы которого в итоге могли к нему же и перетечь.
Кроме того, недоброжелатели Виктора Олерского не раз пытались связать его имя процессом 12-ти членов кингисеппской ОПГ и делом бывшего члена Совета Федерации Игоря Изместьева.
Экс-сенатор Изместьев. Фото: Александр Миридонов, «Коммерсант»
Надо заметить, что более 20 лет назад Виктор Олерский очень четко определил для себя цель, к которой надо идти. Эта цель — строительство сухогрузов класса «река-море». И в 2002 г. компания «Волга-флот» (Волжское пароходство), принадлежащее нефтетрейдеру «Корус», заказала постройку 10 новых судов класса «река-море» на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде.
Контракт на 60 млн. долларов был заключен на 4 года. Напомним, что председателем совета директоров компании «Волга-флот» был тогда Виктор Олерский. А из российских судоходных компаний такие средства в судостроение до сих пор вкладывало лишь «Северо-Западное пароходство». У него «Волга-флот» купила документацию на выпуск сухогрузов проекта «Валдай».
«Волга-флот» — одна из крупнейших судоходных компаний. Флот компании насчитывал в ту пору почти 300 судов. Контрольным пакетом пароходства владел нефтетрейдер «Корус», дружественный компании «Татнефти».
Ищи Тимченко и Сечина?
Напомним основные вехи в биографии Виктора Олерского.
В 2000 г. он вошел в совет директоров Волжского пароходства. В 2001-2003 гг. возглавлял совет директоров. С 2003 по 2009 гг. занимал пост председателя совета директоров ОАО «Северо-западное речное пароходство».
Виктор Олерский. Фото: Аркадий Колыбалов, «Российская газета».
С 30 июля 2009 г. по 8 февраля 2016 г. — заместитель министра транспорта РФ. С 8 февраля 2016 г. по 21 июня 2018 г. – заместитель министра транспорта РФ и руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот). Член совета директоров ПАО «Совкомфлот».
Входил в совет директоров компаний «СГ-транс» (2010-2013), ОАО «Объединенная судостроительная корпорация»(2010-2014), «Новороссийский морской торговый порт» (2010-2015).
Заметим, что появлению Олерского в Министерстве транспорта РФ в свое время гипотетически могли поспособствовать Игорь Сечин и Геннадий Тимченко. Ранее эту возможность анализировал The Moscow Post.
Якобы, именно они в свое время могли «протолкнуть» Олерского на пост заместителя министра, хотя тогда он еще якобы имел бельгийский паспорт. В само министерство Виктор Олерский перешел из ОАО «Северо-Западное пароходство».
Игорь Сечин. Фото: ТАСС
Зачем такой человек был нужен российскому нефтетрейдеру Геннадию Тимченко и вице-премьеру (на тот момент) Игорю Сечину? На этот счет есть интересная версия.
Виктор Олерский, когда готовился к переходу на госслужбу, вошел в совет директоров ОАО «Морской порт Санкт-Петербурга». Тогда он продал Геннадию Тимченко свою долю в уставном капитале ЗАО «Инфотэк-Балтика». Эта фирма контролирует компанию «Интранзит Балтика». Последняя специализируется на перевалке минеральных удобрений в акватории Морского порта Петербург и нефтепродуктов у внешнего рейда Кронштадта.
Геннадий Тимченко, определяя политику обоих компаний и заимев своего человека на посту заместителя министра транспорта, стал «номером один» в «морских воротах» Петербурга. И очень похоже, что именно под ним оказалась ощутимая доля рынка агентских, экспедиторских и стивидорных услуг.
Геннадий Тимченко. Фото: ТАСС
Вскоре Геннадий Тимченко стал хозяином терминала в Усть-Луге. Он приобрел ОАО «Стройтранзгаз». Эта компания специализируется на сооружении инфраструктурных объектов в топливно-энергетической сфере. А затем о выкупе половины нефтеперевалочного комплекса Усть-Луги главным оператором магистральных нефтепроводов — компанией «Транснефть» объявил и Игорь Сечин.
Получается, Виктор Олерский «не подкачал»?
Правда, именно тогда Сечину с Тимченко пришлось вместе решать немало сложных «технических» вопросов. Якобы, вопросы к Олерскому могли возникнуть по линии и МВД, и ФСБ, и даже Генпрокуратуры. В итоге же эти опасения, если и были, то не оправдались.
В сегодняшней ситуации сам собой возникает вопрос: а вернет ли г-н Олерский свой бельгийский паспорт, который он сдал, когда получил пост заместителя министра транспорта РФ? Ведь, напомним, у бывшего замглавы Минтранса есть недвижимость не только в Бельгии, но еще и в Финляндии.
В Бельгии — особняк почти 400 кв. м, а также земельный участок — более 2060 кв. м. В Финляндии в собственности – земельный участок площадью более 28 тыс. кв. м. Вкупе с немалым доходом, что еще нужно, чтобы достойно встретить спокойную старость в уютной европейской стране?