«Птенец гнезда» Сторонских: почём Revolut-ция для украинцев?
Пока его родная страна сталкивается с колоссальным санкционным давлением, сын топ-менеджера «Газпрома» Николай Сторонский «обхаживает» украинцев и «дорогих западных партнеров». Уж не на газпромовские ли деньги?
Как передает корреспондент The Moscow Post, британский финтех-стартап с российскими корнями Revolut начал предоставлять финансовые услуги для украинцев в ЕС. Один из создателей Revolut — Николай Сторонский-младший, чей отец Николай Сторонский-старший — топ-менеджер «Газпрома». Так что вполне может получиться, что средства газового монополиста в этом случае могут быть направлены на поддержку граждан Украины.
Выходец из России Николай Сторонский-младший создал финтех-стартап Revolut (по сути, онлайн банк с сопутствующими услугами) в 2015 г. и зарегистрировал его в Великобритании. Мобильное приложение Revolut позволяло без комиссии или с небольшой комиссией снимать деньги в 130 странах, причем в национальной валюте, а также делать трансграничные переводы.
И тогда, и до сих пор отец создателя Revolut Николай Сторонский-старший работал в структурах «Газпрома». На данный момент почетный работник «Газпрома» Сторонский-старший – генеральный директор АО «Газпром Промгаз».
Существует устойчивое мнение, что финансирование Revolut могло идти за счет денег «Газпрома». В частности, средства в финтех-стартап Сторонского-младшего могли направляться, в том числе, из фонда DST Global Юрия Мильнера, который известен как фигурант так называемого «Райского досье». Согласно ему, одним из основных инвесторов DST Global по сути был «Газпром инвестхолдинг», о чем сообщали «Ведомости» . Как писал Forbes, DST Global в 2018 г. вложил в Revolut $250 млн. Если все так и есть, отец и сын могли банально заниматься освоением бюджетов газового гиганта, пользуясь служебным положением первого?
Читайте также: Роковая женщина: знакомая Симоньян испортила карьеру Эрнсту?
А что же теперь – этот самый стартап, который мог подняться на газпромовских деньгах, привечается в Европе, тогда как российские компании просто выдавливаются с рынка?
Николай Сторонский-старший. Фото: promgaz.gazprom.ru
И к чему же это все привело? 14 марта Министерство цифровой трансформации Украины сообщило, что Revolut теперь доступен для украинцев в ЕС. Для того чтобы приложением Revolut могли пользоваться граждане Украины, компания даже не будет требоваться подтверждения права на жительство в Европе.
Также оказалось, что финтех-стартап Revolut сына топ-менеджера «Газпрома» в феврале 2022 г. стал резидентом украинского технопарка «Дия.City» (предусматривающего специальный правовой и налоговый режим) и заявил о планах открыть более 100 технических вакансий в Украине в 2022 г. Интересно, как ко всему этому отнеслись в «Газпроме», особенно на фоне тех санкций, которые наложены на газового гиганта, и всем известных событий?
Тяжелое разочарование
Стартовавший довольно бурно, Revolut в последнее время испытывает серьезные проблемы. В этом смысле подключение украинской аудитории должно сыграть для него в большой плюс, а моральная сторона вопроса остаётся как бы в стороне. После Brexit, переходный период которого завершился с 1 января 2021 г., Revolut больше не мог использовать банковскую лицензию в Великобритании и «переехал» в Прибалтику.
Но еще в 2018 г., когда финтех-стартап получал $250 млн от DST Global, Revolut попал в скандал с незаконными операциями. В период с июля по сентябрь того года была отключена автоматическая система, созданная для блокировки сомнительных операций. Не для того ли, чтобы не было проблем с деньгами DST Global. В результате из Revolut уволился финансовый директор Питер О’Хиггинс, помогавший Сторонскому-младшему на первых этапах развития его стартапа.
Николай Сторонский-младший. Фото: forbes.com / AFP VIA GETTY IMAGES
Как писал Forbes, бывшие сотрудники Revolut жаловались, что сталкиваются с «неоплачиваемой работой, недостижимыми целями», в компании высокая текучесть кадров. В 2020 г. выяснилось, что более чем 50 сотрудников компании в Польше и Португалии вынудили написать заявление об уходе по соглашению сторон, пригрозив увольнением. После на компанию подали в суд — якобы из-за невыплаты обещанных бонусов.
Но еще до этого у Сторонского возникли не менее, а еще более серьезный репутационный кризис. Оказывается, на финтех-стартап Revolut в 2015-2018 гг. подавали жалобы в два раза чаще, чем на основных конкурентов сервиса. То есть постепенно в проекте разочаровались и клиенты.
Николай Сторонский-младший даже задумывался о том, чтобы Revolut начал вести бизнес в России, где можно было найти новых клиентов. В сети были обнаружены даже соответствующие вакансии. Но Revolut в Россию не пришел. Более того, якобы Сторонский-младший самостоятельно ввел дополнительные санкции против ряда российских банков — в частности, отказывается принимать платежи в валюте из ВТБ. Впрочем, это может быть похоже на банальный «вброс» конкурентов. Но в любом случае все это выглядит странно, если учесть, что отец основателя зарубежной компании сам работает в санкционном «Газпроме» — руководит «Газпром промгазом».
Газовые деньги не пахнут?
При этом Сторонский-младший мог сотрудничать и с Константином Струковым, который в начале 2020 г. получил от Романа Троценко долю в золотодобывающей компании Petropavlovsk, а затем подмял под себя всю компанию. В марте 2020 г. стало известно, что Petropavlovsk заключила предварительное соглашение с инвестиционной компанией Stocken Board, зарегистрированной в Лихтенштейне, о возможной продаже ей 29,9% акций железорудной компании IRC за $10 млн. Условием сделки было освобождение Petropavlovsk от обязательств по гарантированию кредитных линий IRC в «Газпромбанке» на сумму 234 млн рублей.
Довольно быстро нашелся покупатель на долю IRC, коим стала инвестиционная компания Stocken Board. Ее гендиректор, Алексей Сизов, может быть знаком со Сторонским-младшим через партнера последнего по компании Revolut Владислава Яценко и Питера О’Хиггинса, которые ранее трудились с Сизовым в одних структурах.
Так ранее Сизов работал в банке JP Morgan, а позже — в банке UBS. В том же банке разработкой программного обеспечения занимался украинский программист Владислав Яценко — ныне деловой партнер Николая Сторонского-младшего в Revolut. Яценко познакомился с младшим Сторонским в Лондоне, во время работы в швейцарском банковском конгломерате Credit Suisse. В 2015 г. компаньоны запустили стартап Revolut. В 2016 г. к ним присоединился Питер О‘Хиггинс, ставший финансовым директором компании.
По одной из версий, до прихода в команду Сторонского, О‘Хиггинс долгие годы работал в банке JP Morgan. То есть как раз тогда, когда в это время там должен был трудиться нынешний глава Stocken Board Алексей Сизов. Совпадения?
Теперь если предположить, что средства «Газпромбанка» в свое время действительно пошли не по адресу, а вовсе не на строительство силами IRC «Кимкано-Сутарского ГОКа», то связующим звеном во всей этой истории предстает как раз Сторонский-младший, с одной стороны связанный с газовым гигантом – хозяином «Газпромбанка», через своего отца, с другой — вероятным хорошим знакомцем Сизова.
Но уже в декабре 2021 г. стало известно, что «Газпромбанк» и бизнесмен Дмитрий Бакатин выкупили у инвесткомпании Stocken Board 29,9% в железодобывающей фирме IRC. В определенном смысле круг замкнулся. В итоге оказалось, что Stocken Board владела акциями IRC всего около неделю.
Важно отметить, что Stocken Board Алексея Сизова – знакомого партнеров Сторонского-младшего, продала пакет более чем в три раза дороже, чем покупала у Petropavlovsk. «Газпромбанку» доля в 24,07% обошлась в $30,5 млн, Дмитрию Бакатину за 5,79% пришлось заплатить $2,3 млн. Тогда как Stocken Board купила доли за $10 млн. Какая гарантия что средства «Газпромбанка» через фирму Сизова в итоге не оказались в Revolut? Такая себе помощь от отца получается?
Теперь же после того, как стало ясно, что Revolut начал сотрудничать с украинским государством, все прошлые связи Сторонского-младшего и Стороноского-старшего начали играть в новых красках. Очевидно, к возможному участию «Газпрома» и его «дочек» в судьбе проекта Revolut нужно присмотреться куда как пристальнее, чем раньше.