«Возвращенец» Паслера в Оренбурге
Мог ли вернувшийся мэр Оренбурга Ильиных прятаться от неудобных вопросов следствия после обысков в мэрии, раз найти его не могли даже силовики, и что об этом может знать его земляк, губернатор Паслер?
Как передаёт корреспондент The Moscow Post в Оренбургской области, жители столицы региона все еще недоумевают по поводу недавней пропажи пропажей мэра Оренбурга Владимира Ильиных. Последний раз он появлялся на публике 9 мая. Сегодня же, 1 июля, он наконец вышел на работу после долгого отпуска и больничного. Но эксперты сомневаются, что это реальная причина его отсутствия.
Поговаривают, что «пропажа» мэра могла быть связана с вполне конкретными обстоятельствами, имеющими коррупционный душок. В конце мая 2021 года в городской мэрии прошли обыски. Прошли они и в доме самого градоначальника. Как сообщает «РЕН ТВ», обыски были связаны с госконтрактами по городскому благоустройству. При этом сам Ильиных задержан не был.
Мероприятия силовиков прошли и в управлении делами, управлении муниципальной службы и кадровой политики, финансовом управлении, управлении ЖКХ, а также муниципальных учреждениях «БиОз» («Благоустройство и озеленение»), «Комсервис» и «Оренбургсервис». Уже позже, в конце июня, силовики наведались к Ильиных по месту прописки в город Североуральск Свердловской области, но и там его не оказалось.
То есть, согласно версии недоброжелателей, мэр мог попросту затаиться, пока его влиятельный старший товарищ, губернатор Оренбургской области и земляк Денис Паслер мог «решать вопрос» по градоначальнику и интересу правоохранителей к его администрации. Хотя силовики Ильиных фигурантом никаких дел не называли.
Читайте также: «Доверенный» коррупционер Куйвашева
Коммунальный «спрут»
Как пишет «1743.ру», обыски в мэрии имели следствием возбуждение уголовного дела в отношении директора МАУ «Оренбургсервис» Дениса Романенко. В качестве фигурантов расследования в ближайшее время могут оказаться первые лица администрации Оренбурга, в числе которых называют Светлану Золотареву.
Поговаривают, что Романенко могли вменить нецелевое расходование средств городского бюджета, заключающееся в оплате работы блогеров, размещение информации в социальных сетях, оплате представительских и прочих расходов чиновников городской администрации. И все эти приписываемые ему деяния он мог согласовывать как раз с Золотаревой.
Уже упомянутые муниципальные предприятия «КомСервис» и «Благоустройство и озеленение» готовятся к объединению с «Оренбургсервисом», созданным для этих целей в августе прошлого года. Как сообщало «Эхо Москвы», реорганизация происходит несмотря на то, что суд признал их объединение незаконным. При этом директором «КомСервиса» является Валерий Золотарёв — возможно, близкий родственник Светланы Золотарёвой.
После долгого отсутствия Владимир Ильиных (в центре) вернулся на работу. Но надолго ли?
Как утверждают авторы телеграм-канала «Уралньюс», якобы МАУ «Оренбургсервис» и МКУ «Комсервис» давно известны в качестве «прокладок», через которые «североуральские» могут выводить городские бюджетные средства. И главными организаторами схемы, по слухам, выступают замглавы мэра по правовым вопросам Татьяна Великородова и Золотарева.
Последняя же является самым богатым заместителем мэра Ильиных. За прошлый год она заработала 3,6 млн рублей, а ее супруг — почти 1,9 млн рублей. Более того, госпожа Золотарёва прибыла в Оренбург лишь при губернаторе Денисе Паслере вместе с командой нынешнего мэра из Свердловской области. Ранее Паслер долгие годы был председателем Правительства Свердловской области. Валерий Золотарёв — также выходец из этого региона, конкретней из Североуральска, родного города Владимира Ильиных.
«Североуральские»
Паслер также поддерживал кандидатуру Ильиных при голосовании депутатов городского парламента, которые и сделали его мэром в 2020 году. При этом Паслеру явно может понадобиться новый градоначальник. Ведь за год руководства Оренбургом Ильиных не сумел зарекомендовать себя, как сильный управленец. Как пишет «Московский комсомолец», всего неделю назад Ильиных признали худшим мэром среди столиц ПФО — он оказался на 28 месте из 28. Рейтинг с опорой на мнение экспертов и простых жителей составляло агентство «Медиалогия».
Самого же губернатора Дениса Паслера сложно назвать человеком, который сделал себя сам. Еще в период его назначения главой правительства Свердловской области в 2012 году отмечалось, что старт карьере нынешнего губернатора дал отец Владимир, работавший заместителем гендиректора градообразующего в Североуральске СУБРа.
Старт был не самым быстрым: Денис Паслер начал работать с шахты, а затем – вслед за отцом — перешел на завод ЖБИ, но всегда должен был пользоваться покровительством родственника. Уже после Паслера записали его в «группу влияния» олигарха Виктора Вексельберга.
В случае с Вексельбергом основания понятны — после вылета с поста главы правительства Свердловской области он до 2019 года трудился в должности руководителя ПАО «Т-Плюс». Позднее же поддержку ему оказывал экс-менеджер империи Виктора Вексельберга Михаил Слободин.
Они с Паслером выходцы из одного уральского города Североуральск, знакомы практически с детства, ряд ставленников Слободина работали вместе с отцом Паслера на одном заводе. Но в 2016 году эта красивая схема была сломана – после расследования «дела Гайзера» Слободину пришлось покинуть Россию, до сих пор его местонахождение точно не известно.
Работал в «Т-Плюс» Паслер странно. Зимой 2018 в Самаре произошла крупная коммунальная авария. Тогда на несколько дней в период февральских морозов сразу два крупнейших района города-миллионника остались без отопления и горячей воды.
Денис Паслер лично приезжал по требованию губернатора Самарской области Дмитрия Азарова в регион, громко обещал исправить все недоработки и наладить работу по недопущению аварий в будущем. Однако уже спустя месяц Паслер покинул энергетического гиганта и, похоже, не без финансовой и «телефонной» помощи старых покровителей возглавил Оренбургскую область.
Свердловский «шлейф»
Таким образом, Паслер взял с собой из Свердловской области практически половину команды, среди которой оказался и бывший коммерсант Владимир Ильиных. Как утверждают авторы сайта «Инфопресса», якобы Паслер мог поссориться с Евгением Куйвашевым — будто бы вел против него информационную компанию, а также якобы поддерживал контору «НИКА-Петротэк» (производство «огнеупоров» и химических реагентов).
Последняя, по слухам, могла финансировать несистемную оппозицию и работать против губернатора Куйвашева в Свердловской области. Зато теперь компания строит собственное производство в Оренбурге, что весьма показательно. И очень нуждается в поддержке губернатора для своего проекта «Оренбуржский пропан».
Денис Паслер (слева) мог действовать против Евгения Куйвашева?
Ключевых владельцев «НИКИ-Петротэк» двое. Это екатеринбургский девелопер Алексей Балашов и его тесть Валерий Абрамов, бывший директор по безопасности «УГМК-Холдинга», когда-то одна из многочисленных рук «медного короля» Андрея Козицына.
Учитывая это, нетрудно предположить, что опираться Паслер мог, в том числе, на УГМК Козицына и Махмудова. Которые, в свою очередь, должны были оппонировать людям хозяина «Синары Групп» и ТМК Дмитрия Пумпянского — одного из ключевых союзников Евгения Куйвашева.
В подтверждение этого тезиса можно привести тот факт, что сам Пумпянский в 2012 году лоббировал назначение на пост главы правительства Свердловской области вовсе не Паслера, а директора «Северского трубного завода» (входит в ТМК) Михаила Зуева. Об этом писали журналисты «Ура.ру».
Если Паслер действительно пользовался поддержкой влиятельных бизнесменов Вексельберга и Козицына, то чьи интересы он будет лоббировать в регионе, которым управляет? Вряд ли простых жителей, которые ждут решения своих проблем.
Масла в огонь подлили серьёзные претензии к Паслеру со стороны контролирующих органов в 2014 году в ходе расследования неэффективного расходования бюджетных средств в ОАО «Корпорация развития Среднего Урала» (КРСУ). Об этом пишет «Росбалт».
В июле 2014 года Счетная палата региона представила результаты проверки деятельности КРСУ, согласно которым деятельность организации в 2011-2013 годах не привела к реализации поставленных целей и задач, и сумма неэффективно использованных бюджетных инвестиций составила 2,6 млрд. рублей. Чистый убыток «Корпорации развития Среднего Урала» за 2014 год превысил 1,5 млрд. рублей. Куда «утекали» деньги — ответа нет до сих пор.
Паслеру же приписывают возможный лоббизм бизнеса своей семьи, а именно компании в сфере пассажироперевозок «Континент». Якобы, структуре удавалось запустить по маршрутам Свердловской области «пиратские» автобусы, а в соучредителях конторы ранее был сам Денис Паслер.
С таким наследием Паслер высадился в качестве губернатора Оренбургской области. При нем регион остаётся в серьёзном кризисе. Всего за первый год работы Паслера в Оренбургской области обанкротилось более 10 компаний, некоторые из них были бюджетообразующими. Это «Орский завод синтетического спирта», кролиководческая ферма «Оренбургский кролик», агрофирма «Краснохолмская».
Всего в 2019 году обанкротилось в полтора раза больше компаний, чем в 2018 году. В 2020 «коронавирусном» году ситуация вряд ли стала лучше. Потенциально может уйти из региона УГМК, передав кредиторам за долги Гайский ГОК.
Кризис в промышленности не замедлил сказаться на доходах региона. Развитие кризиса из-за коронавируса привело к тому, что собственные доходы региона стали стремительно падать. Уже за первый квартал 2020 года недобор по налогу на прибыль составил приблизительно 1,5 млрд рублей по сравнению с плановыми показателями.
Однако еще до этого, как писал портал «ДиксиНьюс», Паслер мог утаить от широкой общественности наличие у себя особняка в Англии и внебрачного сына. Правда, в собственности у Паслера особняка нет — якобы, он записан на известную свердловскую предпринимательницу Елену Герц, которая может быть весьма близким губернатору человеком.
Дом в Англии, владение которым пытаются приписать Денису Паслеру
Резюмируя, очень похоже, что в Оренбургской области политик долго не задержится. Как не задержался долго в Свердловской и на посту главы ПАО «Т-Плюс». И возвращение Владимира Ильиных из долгого отпуска может не замедлить, а даже ускорить это процесс, ведь он должен знать о губернаторе много интересного. Может быть, потому и спокойно вернулся, что мог пообещать рассказать это «интересное» правоохранителям?