Вырубка и посадка лесов в Украине: как отличить “зраду” от победы

Вырубка и посадка лесов в Украине: как отличить “зраду” от победы

Эксперты Украинской природоохранной группы (UNCG) объясняют, какие из часто обсуждаемых в обществе проблем украинских лесов действительно достойны внимания активистов, журналистов и власти, но остаются незамеченными, а какие — второстепенные. И главное: как отличить одни от других.

Запрещено ли в Украине рубить лес?

Если во время прогулки в лесу вы натолкнулись на сплошную рубку площадью несколько гектаров (и вы знаете, что лес точно не был сухим или больным), то не спешите вызывать полицию. Эта рубка может быть законной, а может и нет — надо сначала разобраться.

Пожалуй, самый распространенный из всех мифов об украинских лесах заключается в том, что в Украине можно вырубать только сухой и больной лес. Но это не так. Украина, как и любая страна мира, никогда не отказывалась от рубок леса. Вероятно, сейчас вы сидите за деревянным столом, возможно, на деревянном стуле, возможно, на столе у вас куча бумаг. А за спиной — может и камин, отапливаемый дровами. Древесину для этих и других потребностей нужно где-то брать, для этого и рубят лес — это разрешено украинским законодательством.

Предусмотрены, например, «рубки главного пользования», единственная цель которых — получить прибыль от продажи деревьев. Украина ежегодно вполне официально заготавливает около 20 млн кубометров древесины. В лесном хозяйстве работает ориентировочно 50 000 человек. Целые села зависят от налогов за рубку леса. Конечно, было бы круто полностью отказаться от вырубки деревьев. Но вероятность, что так произойдет в ближайшие десятилетия — нулевая.

Читайте также: Балерина Волочкова посадила маленький дуб в неправильном месте на своем участке

Поэтому западные государства движутся другим, более реалистичным путем: не запрещать рубки, а ограничивать. То есть сделать так, чтобы масштабы вырубки не угрожали ни природе, ни благосостоянию людей. Украина также декларирует движение к устойчивому лесному хозяйству. Как минимум, на бумаге.

Значит ли это, что незаконных рубок в Украине не бывает? Нет, бывают, да еще какие! Многие думают, что незаконная рубка — это рубка без документов (самовольная рубка). Но это не так: большинство незаконных рубок проводятся с документами, но нарушают определенные другие требования закона.

Например, есть санитарные рубки здоровых деревьев. На такую рубку есть все документы, однако эти документы врут о состоянии леса (ТЕКСТИ подробно исследовали эту тему в проекте «Санитарная болезнь украинского леса», — ред.).

Другой пример — санитарная рубка в сезон тишины. На нее также есть все документы, но рубили лес тогда, когда это запрещено законом. Таких примеров можно приводить сотни.

Чтобы доказать незаконность рубки, нужно детально анализировать все документы и требования законодательства.

К сожалению, официальная статистика считает только самовольные рубки (без документов). Значительно большие по объему — незаконные рубки с документами, которые проводят сами лесхозы — посчитать очень трудно. Все это часто вводит в заблуждение и журналистов, и общественность.

Будьте внимательны: вопросы незаконных рубок сложнее, чем кажется сначала.

Незаконные рубки — не единственная проблема лесов Украины

95% новостей о лесе касаются незаконных рубок. Это любимая тема журналистов и активистов.

Огромное внимание к незаконным рубкам создает представление, что это самая главная проблема лесов Украины. Многие мыслят так: «Если рубка законная, то с ней все в порядке». Или: «Если бы все рубки были бы законными, то никаких проблем с лесами не было бы».

Это не совсем правда. Законность или незаконность рубки свидетельствует лишь о том, что во время ее проведения были/не были соблюдены требования законодательства. Что делать, если законодательство не идеально? Если соблюдение требований закона не значит, что лес и люди будут в безопасности?

Например, соседняя Польша почти не проводит сплошные рубки в горных лесах. Ибо очевидно, что масштабные сплошные рубки в горах — это путь к эрозии и оползням. В Украине же сплошные рубки в Карпатах не запрещены, то есть законны (если не нарушают других требований законодательства). Однако если такие рубки являются постоянными, угрожают ли они лесу и людям? Очевидно, что да.

Или другой пример: лесовосстановительные рубки. Этот вид рубки в законодательстве регулируется «аж» пятью абзацами текста. Неудивительно, что отсутствие нормальных правил проведения лесовосстановительных рубок приводит к массовым злоупотреблениям. Однако доказать незаконность лесовосстановительной рубки обычно невозможно — потому что нет требований закона, которые нарушаются.

Есть и другая проблема — нестабильные рубки. Они законны, но катастрофические для леса и людей. К сожалению, украинское лесное законодательство — это наследство Советского Союза, помноженное на бесконечную бюрократию. А тема нестабильных, но законных рубок, почти не получает должного внимания в СМИ.

Высадить деревья = восстановить лес. Действительно ли это так?

Вероятно, что вы слышали об акциях по высадке деревьев в лесах. Это когда лесоводы рубят лес, а потом приглашают всех желающих его «восстановить», то есть высадить на вырубке молодые деревца. Даже будем вспоминать, что сажать новые деревья (или сделать так, чтобы они восстановились сами) — это обязанность лесоводов по закону. Зато можно сказать, что высаживая деревья на месте рубки, мы восстанавливаем лес?

Не всегда. По современным научным подходам, лес — это не только «кусты и деревья», но и сложная экосистема из многих составляющих: деревьев, животных, видов растений, грибов, мхов и лишайников.

Вот, например, был старый дубовый лес. Кроме дуба, в нем росли еще и клен, граб и черешня. А также жили тысячи различных животных и растений, каждый вид которых был связан с отдельными видами деревьев или вообще с условиями, которые существовали в этом лесу. Теперь этот лес срубили, а на его месте высадили сосну рядами. Когда-то она вырастет. Но восстановился ли старый дубовый лес? Нет. Появятся ли все жители старого дубового леса? Вероятно, что большинство — нет, они не будут жить в искусственном сосняке.

К сожалению, это типичный пример последствий нестабильных рубок в Украине. Более половины наших лесов были когда-то срублены (иногда — не раз), а на их месте искусственно высаживались деревья. Часто там, где в природе должен быть смешанный лес с различными видами деревьев, создавались посадки только одного вида (так называемые монокультуры). К сожалению, такие искусственные леса часто являются бедными — в них почти никто не живет. Так происходит процесс деградации лесов Украины, деградации лесного биоразнообразия.

В Украине полно примеров деградированных лесов. Большинство еловых (еловых) лесов Карпат созданы там, где должен быть смешанный елово-буковый лес. Немало сосновых лесов Полесья также растут там, где лес должен быть совсем другим.

Последствия этого неутешительны. Деградированные искусственные леса (особенно монокультуры) часто являются неустойчивыми к пожарам или засухам. Деревья легко уничтожаются короедами или другими вредителями. Деградированные леса уже не будут очищать воздух или предотвращать засухи, как раньше это делали природные леса. Изменение климата их просто уничтожит. В конце концов человек будет платить за то, что раньше делалось лесами бесплатно (это называют «экосистемными услугами» лесов). Убытки будут оцениваться миллиардами долларов США.

Что с этим делать? Максимально сохранять природные леса. Минимально проводить в них сплошные рубки. Восстанавливать природные леса на месте искусственных. Беречь лесное биоразнообразие. Поэтому не стоит говорить о высадке деревьев как о «восстановлении леса».

Мертвые деревья загрязняют лес? Это очередной миф

В контексте заповедных лесов часто вспоминают о том, что они стали загрязненными и требуют уборки, потому что разводятся вредители.

На самом деле ничего плохого не происходит. Даже наоборот. Представьте себе леса до того, как в них вмешался человек. Какие-то деревья там росли, а некоторые погибали и разлагались. Леса планеты существовали в такой «захламленности» состоянии миллионы лет. На самом деле сухие деревья и их фрагменты (древесина) является неотъемлемой частью лесной экосистемы. Не менее важной, чем живые деревья.

Во-первых, от мертвых деревьев зависят сотни и тысячи различных видов насекомых, грибов, лишайников и мхов. Канонический пример — краснокнижный жук-олень, личинка которого много лет живет в мертвой древесине. Из-за распространенной в Украине практики «ликвидации захламленности» в лесах становится все меньше мертвой древесины, а значит — видов, зависящих от нее, исчезают. Опять-таки: лес деградирует.

Во-вторых, в мертвых деревьях накоплена масса веществ и элементов, необходимых для роста живых деревьев. Разложение мертвых деревьев понемногу высвобождает такие вещества, то есть лесная почва обогащается. И наоборот — вывоз мертвых деревьев обедняет лесные почвы.

Во многих странах Европы есть программы, направленные на увеличение количества мертвой древесины. В Украине все наоборот: считается, что мертвая древесина — это «рассадник вредителей», хотя наиболее опасные вредители в Украине — жуки-короеды — населяют только живые или недавно погибшие деревья. Но отнюдь не сухие, старые и мертвые.

Итак, естественный лес не должен выглядеть, как сад. Мертвая древесина — это на самом деле хорошо.

Украинский лесов становится все меньше? Не совсем так

Еще одно распространенное представление — украинских лесов когда-то было много, а сейчас становится все меньше. И когда-нибудь мы их потеряем. Потому что их варварски вырубают. Такие представления — лучшая иллюстрация того, насколько сложной является тема лесов.

Когда-то давно лесов в Украине действительно было намного больше. Однако в течение последних нескольких столетий они постепенно превращались в поля или поселения. Этот процесс называется «обезлесение». Но сейчас все немного сложнее.

Если говорить о лесах Украины, то официально их площадь составляет примерно 16% территории страны. Это лесной фонд Украины. Парадокс в том, что мы также имеем где-то 500 000 гектаров лесов, которые лесами не считаются и не находятся под охраной государства. В основном это так называемые самосевные леса, образовавшиеся естественным путем на заброшенных полях. В документах это «пашня» или «пастбище». Самосевные леса ежедневно исчезают, когда у заброшенных полей появляется новый владелец или арендатор. К сожалению, в Украине приоритет за вспашкой, а не за выращиванием леса. Поэтому такие самосевные леса мы действительно теряем.

С «официальными» лесами — сложнее. Безвозвратная их потеря происходит, но не слишком масштабно. Обычно речь идет об определенных инфраструктурных проектах, где лес вырубают под дороги, застройку или линии электропередач.

Однако площадь официальных лесов Украины в течение последних 30 лет остается примерно постоянной. В 99% после вырубки дерева высаживаются или восстанавливаются естественным путем. Итак, здесь все ок?

Нет. Выше мы уже говорили о деградации лесов. Когда лес как будто остается лесом, но становится бедным и неустойчивым. Вспомните пример со старым дубовым лесом, который уступил место плантации сосны. Деградация украинских лесов происходит постоянно и очень активно. Мы теряем естественные леса с высоким уровнем биоразнообразия, взамен получая плантации сосны, ели или дуба. Иначе говоря, мы теряем не площади лесов, а их качество.

Устойчивость деградированных лесов к засухам и пожарам, вызванным изменением климата, грозит их безвозвратной потерей. Уже сейчас деградировавшие леса — это многомиллиардные убытки, которые никто не считает и не учитывает.

 
Сообщают Скандалы