«Уголь падения»: стратегия Белозёрова приведет к росту цен тепло?

«Уголь падения»: стратегия Белозёрова приведет к росту цен тепло?

Могут ли новые проблемы производителей и потребителей энергетического угля быть своего рода «ответной реакцией» главы РЖД Олега Белозерова за «внушение», полученное от Президента?

Как передает корреспондент УтроNews, ОАО «РЖД» под руководством Олега Белозерова ввело временный порядок перевозок на Восточном полигоне, по которому экспортный уголь из Кузбасса, Хакасии, Бурятии и Тувы перенесен в менее приоритетную категорию в сравнении с другими грузами. Эксперты считают, что такой поворот событий наверняка снизит общую эффективность перевозок, которую до этого с трудом пытались отладить.

В конечном итоге необдуманное пренебрежение перевозками угля может повлечь за собой рост цен на тепло и электроэнергию. Излишне уточнять, что инициатива при разработке нового порядка перевозок исходила от правления ОАО «РЖД», для которого уголь давно не является выгодным грузом.

Приоритеты и авторитеты

Введение нового порядка перевозок, безусловно, имеет свой резон. Как пояснили представители РЖД, уточненные правила «более детально описывают приоритетность приема грузов к перевозке с акцентом на социально значимые грузы и грузы для внутренних нужд страны». Согласно им, первыми все так же едут воинские грузы и грузы для ликвидации ЧС, потом осуществляются перевозки на основании поручений президента и субсидируемые.

Читайте также: Выпускайте Рогозина: каких перемен ждать в АП в новых условиях?

Фото: kp.ru

Как это ни парадоксально, уголь давно перестал быть приоритетным грузом для РЖД

И только в предпоследнюю очередь, где ранее значился угольный экспорт, не охваченный поручениями президента, теперь попал экспорт угля из Кузбасса, Хакасии, Бурятии и Тувы, а ведь ранее он занимал основные мощности Восточного полигона.

Такое положение дел весьма озадачило экспертов. Напомним, ранее контейнерные операторы предлагали сдвинуть этот уголь в очередности, и правительство даже рассматривало такую возможность, чтобы пропустить более высокодоходные грузы. Об этом подробно писал «Коммерсант».

Теперь же выясняется, что в числе предпоследних по приоритетности грузов сначала находится экспорт из вышеупомянутых регионов коксующегося угля и антрацита, за ним — поставки их же из остальных регионов. И только потом очередь дойдет до энергетического угля.

Источник в отрасли, на который ссылается «Коммерсант», говорит, что новый документ осложняет работу экспортеров угля: налицо дискриминация регионов, не описаны критерии, регламент планирования не позволит нормально заказывать вагоны, дефицит которых также никто не отменял. Отсюда неизбежны новые нарушения графиков поставок.

Если ОАО РЖД и удалось хоть как-то оптимизировать процесс перевозки угля, то все эти достижения будут вновь утрачены. При этом цены на уголь на востоке за месяц уже и так выросли на 30%, до $260 за тонну. И этот процесс в новых условиях, наверняка, продолжится.

Что будет с ценами?

Важно отметить, что в начале 2022 года наблюдалось такое нехарактерное ранее явление, как рост цен на энергетический уголь. Обычно при приближении конца отопительного сезона цены должны падать. Причем это было еще до начала спецоперации на Донбассе и ужесточения западных санкций, так что не может объясняться общим ажиотажем. По мнению аналитиков, январский рост цен мог быть вызван общим промышленным ростом и сохранением на высоком уровне цен на газ.

Фото: rbc.ru

Глава РЖД Олег Белозеров, руководящий госкорпорацией с 2015 года, подходит ко многим событиям со своими мерками

Ценовая конкуренция между угольщиками и железнодорожниками, по большому счету, это не новое явление. Эксперты считают, якобы угольщики могут недоплачивать относительно среднесетевого тарифа порядка 200 млрд. рублей в год (в пределах 20-30% от выручки РЖД). Из-за низкого тарифа запрос на перевозку угля растет, новые, все большие объемы также оплачиваются РЖД не полностью, но недоплата уже пропорционально больше. Финансовая дыра растет и ширится.

«Остается вопрос: зачем это РЖД? А затем, что ростом спроса на перевозки угля РЖД обосновывает необходимость роста пропускных способностей для перевозок, потребности в масштабных стройках, инвестициях в развитие инфраструктуры и в госфинансировании», — к такому выводу пришли авторы публикации в Forbes. Говоря иными словами — так куда проще выбить дополнительное бюджетное финансирование, не решая, при этом, задачи государственной важности.

Одним из побочных итогов этого далеко не сиюминутного явления стал дефицит угля, который уже не первый год наблюдается в регионах Сибири и Дальнего Востока. Издание The Moscow Post еще в январе публиковало обращения жителей Забайкальского региона (кстати, как раз расположенного в зоне Восточного полигона), буквально замерзающих без угля.

Но в РЖД слушают и делают по-своему

Президент России Владимир Путин, до которого дошли жалобы из замерзающих регионов, разумеется, по итогам своей большой пресс-конференции в конце 2021 года утвердил список поручений, среди которых, в частности, российскому Правительству было дано задание принять меры для стабилизации цен на уголь и обеспечить его бесперебойные поставки производителям тепловой энергии и населению.

Этому событию предшествовала целая эпопея, главными героями которой были представители руководства РЖД.

Осенью прошлого года на Дальнем Востоке прошло совещание членов правительства, угольщиков и железнодорожной монополии под председательством вице-премьера, полпреда Президента в ДФО Юрия Трутнева.

Фото: ria.ru

Юрий Трутнев высказал жесткие претензии в адрес РЖД

Полпред жестко раскритиковал РЖД за проблемы с вывозом угля из дальневосточных регионов в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Уголь просто не могут вывезти, потому что не хватает пропускной способности тех же БАМа и Транссиба, а программы по их расширению откровенно буксуют.

И это при всех огромных ассигнованиях, которые выделяются РЖД. Только за 2021 год на развитие железнодорожной сети и соответствующей портовой инфраструктуры (подъезды и терминалы для выгрузки ресурса) должны направить 730 млрд. рублей.

Многие помнят, как в канун 2022 года глава РЖД Олег Белозеров выступил с дополнительной инвестпрограммой ОАО «РЖД» до 2030 года, в рамках которой госкорпорация запросила почти 6,5 трлн. рублей. Как писал тогда The Moscow Post по материалам заседания, на эти средства предполагается выполнить ремонт главных и стационарных путей в объеме 91,5 тыс. км.

Были предложены следующие источники финансирования:  дополнительная целевая надбавка к тарифам и… конечно же, господдержка. Сейчас надбавка на капремонт в 2% уже действует, в 2022 году ее повысят до 3%, в 2023-м — до 5%, в 2024-м — до 7%, потом она опять должна будет вернуться к 2% в 2025 году и совсем исчезнуть — в 2026 году.

У любого рачительного хозяина при взгляде на это должен возникать вопрос: если РЖД собирается капитально ремонтировать свою инфраструктуру, и просит на это 6,5 трлн рублей, предлагая в качестве источника финансирования надбавку на капремонт, куда уходят деньги, которые уже сейчас собираются, благодаря этой надбавке?

Многие тогда посмеялись над Белозеровым и его методами получения дополнительного финансирования у государства. Однако все это было бы смешно, когда бы не было так грустно.

Ведь на деле РЖД не может в полном объеме исполнить государственные программы по расширению БАМа и Транссиба. Сроки затягиваются, стоимость растет. Это стало поводом для такого громкого скандала, что вмешаться пришлось даже Президенту страны Владимиру Путину.

Фото: rusprofile.ru

Чтобы не быть голословными, обратимся к цифрам. За 2020 год выручка РЖД составила 1,8 трлн. рублей, прибыль — 283 млн рублей. А по итогам 2019 года выручка РЖД (основное юрлицо) была «чуть-чуть» выше — на 35 млрд. рублей. А прибыль была выше аж на 53 (!) млрд. рублей! Можно ли объяснить такое драматическое падение прибыли лишь пандемийными ограничениями? Ведь выручка снизилась незначительно. Или же дело в том, что часть средств могла быть неправильно «подсчитана», а то и попросту разворована прикормленными подрядчиками?..

На фоне всех этих событий никак не покидает подозрение, что пресловутый новый порядок перевозок по Восточному полигону, с которого мы начали, вполне мог оказаться своего рода «местью» госкорпорации, руководимой господином Белозеровым, и полпреду Трутневу, и производителям угля, и заодно — его потребителям на внутреннем рынке. Пусть даже в ущерб государственным интересам и с далеко идущими последствиями для замерзающих жителей Сибири и Дальнего Востока. Ведь это всегда так удобно — прикрыть свои интересы «геополитической необходимостью».

 

 
Сообщают Скандалы