В первой части расследования журналистов Антикоррупционной инициативы были раскрыты некоторые аспекты преступной деятельности бывшего УБОПовца заместителя начальника полиции в Николаевской области Артура Гаспарова, пишет Антикор.
В частности, рассматривались моменты, в которых недолюстрированный полковник обвинялся в крышевании наркоторговли, незаконном получении земельных участков, сокрытии доходов и прочих коррупционных схемах.
Показательно, что не успело наше расследование обрасти комментариями, как СМИ обнародовали заявление главы Николаевского областного совета Виктории Москаленко, которая обвинила местные правоохранительные органы в бездействии в борьбе с наркоманией в области.
Об этом она рассказала в ходе заседания комиссии по вопросам культуры, науки и образования, семьи, молодежи и спорта, 22 августа — сообщает корреспондент НикВести:
«— Это очень большая чума в Николаевской области. Вопрос касательно борьбы с наркозависимыми, их социализацией, это пафосные слова, потому что по сути нет никакой социализации наркозависимых. В связи с этим предлагаю обратить внимание на это правоохранительных органов, родителей, вообще всего общества. Мы живем в очень страшное время, Николаев окутала чума наркомании. Если вы выйдете на улицу, все парни работают закладчиками прям в центре города, это страшные вещи, мало того, что правоохранительные органы не то, что не борются, я так понимаю, они процветают под эгидой этого. Каждый из нас должен проникнуться этим. Давайте хотя бы об этом говорить», — сказала Виктория Москаленко.
Как видим, глава облсовета очень четко указывает на проблему крышевания наркобизнеса в Николаеве. Но видимо, у правоохранительных органов Николаевщины есть более насущные проблемы, чем крышевание, пардон, борьба с наркоманией. Ведь несмотря на известные адреса точек продажи наркотиков в областном центре, обнародованные в первой части расследования, все они продолжают работать. Видимо, полковник Гаспаров – надежная крыша, пускай даже временно отсиживается в Киеве. А ведь планирует вернуться – бедный Николаев…
Обналичь мне, обналичь…
Но если наркомания – заметное социальное зло, затрагивающее так или иначе многих жителей Николаевщины, то финансовые преступления сокрыты от глаз простых смертных более тщательно.
В частности судя по иномаркам, на которых ездят «конвертаторы», в полном порядке находятся николаевские конвертационные центры, успешная и бесперебойная деятельность которых, как считают активисты, во многом заслуга Артура Гаспарова и его подельника из областного управления по защите экономики ГУНП в Николаевской области Виталия Мустяца, о котором речь пойдет ниже. Главные клиенты нелегальных «конвертов» — агрофирмы, у которых есть насущная потребность в обналичке валюты за экспортированную за рубеж сельхозпродукцию.
Как рассказал источник — местный активист, близкий к зернотрейдерам, схема, по которой работают многие экспортеры с/х продукции в николаевском хабе, мало чем отличается от той, что практикуется по всей Украине.
Зернотрейдеры и торговцы урожаем продают партии товара по заниженной цене на офшорные фирмы. Оттуда продукция перепродается на Запад уже по рыночным ценам. Разница перечисляется на украинские фирмы-прокладки, с которых в николаевских конвертах идет обналичивание счетов.
Участие фермеров и агрофирм в подобных схемах можно понять, ведь проводя часть прибыли через конверты, они сохраняют оборотные средства, чтобы иметь возможность развивать свои хозяйства, обновлять парк техники, платить конкурентную зарплату. Этим и пользуется Артур Гаспаров сотоварищи, подмяв под себя несколько самых прибыльных конвертов. Аграрии вынуждены соглашаться с тем, что помимо немалого процента за обнал, часть денег дополнительно оседает в его карманах. Ведь тех, кто не соглашается отстегивать процент за крышу, ждут неминуемые проблемы – начиная от проверок бизнеса и заканчивая угрозой арестов по надуманным предлогам. И все же предприниматели, которые не желают мириться с таким положением дел, «слили» информацию об этих «конвертах» местным журналистам, от которых она попала в нашу публикацию. Итак, согласно этой информации, двое обнальщиков заседают в БЦ «Александровский» — это Дидук Сергей (067 518-89-33) и Александр Гуц (067 511-98-93). Еще один, Владимир Пикалин – облюбовал БЦ «Шевченковский» (067 510-25-20). Как рассказали николаевские журналисты, всех троих прикрывают Гаспаров и Мустяца. Местные силовики туда не сунутся, а если проверка из Киева, патрон своевременно предупреждает — и в назначенный час в указанном месте никого и ничего обнаружить не представляется возможным.
Невольно возникает мысль, что «ссылка» в Киев — очень хорошая и продуманная многоходовочка, которая вроде как удаляет Гаспарова от николаевских дел, убирая формальный повод обвинять его в крышевании местных, и, в то же время, позволяет ему на расстоянии беречь свои промыслы от «неручных» инспекций из центра. Параллельно самим Гаспаровым создается ореол близости к высшему МВД-шному и полицейскому начальству, что помогает укреплять позиции в самом Николаеве. Мало ли, чтобы никто из местных и ретивых в отсутствие шефа, не дай бог, не наехал на подшефных барыг. И все это приправляется Гаспаровым фразами, которые он говорит с очень умным видом подшефным барыгам, что ему, дескать, остается малая часть, а все идет лично руководителям МВД и Нацполиции. Верят ему делки или нет – не суть важно, да и что им остается делать. Однако таким образом Гаспаров напрямую очерняет руководство МВД и Нацполиции, хотя его начальство может быть вообще не в курсе, да и нашим расследованием не было установлено ни одного факта передачи им денег наверх.
Постой, депутат, отпиши-ка мне офис
А если что-то в родном городе пойдет не так – для этого в Николаеве остается смотрящий от Гаспарова. Местные активисты и журналисты считают, что этим смотрящим и по совместительству подельником Гаспарова, как уже писалось, является некто Виталий Мустяца (на фото).
Напомним, что последние несколько лет он с переменным успехом трудился на должности начальника отдела управления защиты экономики в Николаевской области ДЗЭ НП Украины. Среди местных предпринимателей славится тем, что регулярно превышал служебные полномочия. Один такой случай о методах работы В. Мустяцы описали николаевские СМИ.
Повод вспомнить об этом «защитнике экономики» дала активация процесса незаконного передела коммунальной недвижимости и арендуемых площадей в Николаеве. Представители местного бизнеса пожаловались, что многие выгодные объекты Николаева, в нарушение законов, а также принципов открытости и честной конкуренции, перешли под контроль ФОПов, которым покровительствует Мустяца на пару с Гаспаровым. В иных случаях фигурируют члены семьи — в частности, преуспевающий ФОП Балагута А.О., которая является супругой В. Мустяцы.
Как же работает эта схема? По свидетельствам предпринимателей, неправомерное завладение происходило с помощью выделения горсоветом объектов недвижимости в постоянное пользование. Это либо выкуп по заниженной цене, либо долгосрочная аренда на выгодных условиях оформленная на подконтрольные ФОПы.
Чтобы голосование было правильным и объекты получали нужные люди, Гаспаров и Мустяца плотно работали с депутатами, обещая несогласным проблемы с бизнесом, родственниками и прочие неурядицы. Никто, как правило, не хотел проверять реальность угроз, тем более после того, как Гаспаров приблизился к кабинетам МВД-шного начальства в Киеве и распустил слухи о том, что может порешать любой вопрос. А потому выделения нужных площадей происходило успешно. Предприниматели сообщили адреса площадей, а также имена ФОПов, которые, по их мнению, получили недвижимость по схеме Мустяцы-Гаспарова.
Выделено под выкуп: ФОП Петров О.О. помещение по ул. Пограничная, 27-а, 118,7 кв. м.; ФОП Бородин Д.В. помещение по ул. Рабочая, 5, 30 кв. м.; помещение по ул. Озерная, 11, плошадь 83,39 кв. м.; помещение ул. Севастопольская, 3, 63,4 кв. м.
Выделено в аренду: ФОП Балагута А.О. помещение по адресу проспект Центральный, 9/12, 69,5 кв. м.; помещение по адресу просп. Центральный, 265/13, 101,7 кв. м.; ФОП Юрченко З.Ю. – помещение по адресу проспект Героев Украины, 99, 52,8 кв. м.
Насколько законными и обоснованными были эти операции — предстоит выяснять правоохранительным органам. Хотя в данном контексте это звучит весьма комично: ведь кто же рискнет идти против таких серьезных игроков.
Когда дело – труба
О широте размаха деятельности Гаспарова еще в 2013 году писал журналист Иван Демидов, на известном антикоррупционном портале ОРД «Ушли былые времена, УБОП уже совсем не тот»:
«Теперь именно он (Артур Гаспаров) отвечает за валютчиков и металоломщиков, сбор дани с рыночников и решение вопросов победителей в тендерах. Он в ответе за слив топлива с буксиров в очаковском порту (600 метров кубических в месяц) и слив топлива с тепловозов (1000 метров кубических в месяц). Полностью контролируется выкапывание труб по всей области и поставка фруктов и овощей на заводы предприятия «Сандора». Создан ряд обнальных площадок, через которые проходят все операции с безналичными деньгами».
Неизвестно какими фактами и свидетельствами пользовался Иван Демидов, однако говоря про разносторонность интересов Гаспарова в Николаевской области, невозможно не упомянуть тему металла – вернее, продажи труб как в качестве металлолома, так и на вторичном рынке.
Николаевские фермеры говорят, что очень много с/х земель пострадали от деятельности некоего Эдика, называющего себя «земляком» Гаспарова. Этот самый Эдик, который под прикрытием организовал масштабное расхищение труб из оросительных систем в Николаевской области.
В тех случаях, когда рядовых похитителей удавалось застукать на месте преступления и вызвать полицию, дело затем спускалось на тормозах. О подобных случаях время от времени сообщали местные СМИ
На Николаевщине разыскивают расхитителей «ничейной» водопроводной сети.
Советник Авакова поднял шум в «Facebook» вокруг демонтажа труб из системы орошения на Николаевщине
Таким образом, по подсчетам фермеров, в Николаевской области было выкопано несколько сот км. оросительных труб, а ущерб ирригационной системе трудно даже представить. Могли бы помочь в подсчетах этих убытков Гаспаров, Мустяца и их подельник Эдик, но прокуратура молчит.
Почему Гаспаров не дружит с журналистами
Возможно, кто-то задастся вопросом, почему ни активисты, ни журналисты, зная все эти нарушения и преступления Артура Гаспарова с подельниками, не идут и не пишут заявления в антикоррупционные органы, в высшие инстанции? Во-первых, уже писали и не раз. Во-вторых, к сожалению, никто сейчас не может гарантировать активистам-«выкрывачам» безопасность и защиту от утечки информации. Поэтому местные репортеры и активисты все чаще предпочитают действовать инкогнито, выдавая имеющуюся у них информацию на защищенные паблики, где ее уже не так просто уничтожить. В результате, громкая огласка и общественный резонанс – единственный надежный способ заставить высшие инстанции реагировать на происходящее.
Вообще надо сказать, что действовать против журналистов цинично и грубо, нарушая закон и полномочия, через своих подчиненных — излюбленный стиль Артура Гаспарова. Об одном таком вопиющем инциденте сообщал даже крупный всеукраинский портал Аргумент.уа.
В статье «Сотрудники УБОПа в Николаеве расправились с журналистами» очень хорошо просматривается почерк Гаспарова в отношении неугодных ему работников СМИ.
«Не успели журналисты войти в холл (офисное здание «Технократ», ред.) как на них накинулись несколько человек в штатском. Напрасно им предъявляли журналистские удостоверения, напрасно просили сказать, кто они и что здесь делают. Двое накинулись на корреспондента „Новостей-N“ Андрея Прокопенко, вырывая у него фотоаппарат. Еще двое принялись выкручивать руки шеф-редактору этого же сайта Анатолию Онофрийчуку с целью завладеть его мобильным телефоном.
Но больше всего досталось Наталье Барбарош. Вначале ей разбили мобильный телефон — просто так, чтобы показать, на что они способны. Затем здоровенный детина в штатском повалил ее на пол, затолкал в угол, несколько раз ударил по голове и принялся отнимать у нее фотоаппарат, висевший на шее. Поскольку Наталья с фотоаппаратом расставаться не желала, окончательно озверевший детина принялся душить ее ремнем от этого же фотоаппарата. От боли и страха женщина громко кричала, но прийти ей на помощь было некому — на каждого из ее коллег навалилось по двое дюжих молодчиков. В конце концов, у Пропокенко и Барбарош отняли фотоаппараты, у Онофрийчука — копеечный мобильный телефон. У шеф-редактора отняли еще и бумажник, который через некоторое время вернули.
Каково же было удивление журналистов, когда через непродолжительное время в дверях появился заместитель начальника Николаевского УБОП Артур Гаспаров и объявил, что бандиты — на самом деле никакие не бандиты, а его подчиненные, офицеры милиции, сотрудники Николаевского УБОПа.», — сообщил подробности портал Аргумент со ссылкой на Новости-N.
И хотя все отобранное имущество журналистам вернули, сама ситуация очень четко дала понять, что никто с сотрудниками СМИ церемониться не собирается, и что молодчики Гаспарова могут сотворить что угодно, и им за это ничего не будет. Так почти каждый в Николаеве знает историю, когда многих неугодных шайке оборотней Гаспарова, посадили в СИЗО, подбрасывая каждому один и тот же ржавый антикварный револьвер.
Вот почему сотрудничать с правоохранительными органами в Николавеве в открытую, кроме записных стукачей, едва ли кто отважится, ведь когда хромает система, отдельные винтики легко идут за разменную монету. А учитывая, что подбросить наркотики или оружие – это был излюбленный метод Гаспарова и его подручных, связываться с такими «правоохранителями» мало кто рискнет.
Очень свежа в памяти история николаевского активиста, борца с местной мафией, Алексея Косорева, который уверен, что своему незаконному тюремному заключению обязан лично Артуру Гаспарову. Правозащитник утверждает, что Гаспаров незаконно посадил его на целых 7 лет по сфабрикованному делу за систематическое выведение преступных схем на чистую воду. И лишь благодаря Майдану, активисту удалось выйти на свободу раньше срока, отсидев всего 3 года.
Подробности этого инцидента: НИКОЛАЕВЦЫ ПОСОВЕТОВАЛИ РАБОТНИКАМ МИЛИЦИИ: «ОТМЫВАТЬ ДЕНЬГИ ЛУЧШЕ С VANISH»
Как видим, портрет милиционера складывается весьма красноречивый. Власть и полномочия развращают, а круговая порука убеждает в безнаказанности.
На отраву есть управа
Глядя на все эти факты и истории, пока трудно предположить дальнейший ход событий в Николаеве в связи с рвением Гаспарова вернуться в родной город. Тем временем в Николаеве продолжаются резонансные убийства (убийство академика Шитюка), цветет наркоторговля, продолжается дерибан городского имущества.
В данной ситуации Гаспаров, похоже, потерял чутье и чувство меры, которые ранее позволяли ему выходить сухим из воды. Хотя не исключено, что его «крыша» в высших эшелонах правоохранительных органов – не пустой звук, как считают местные активисты. Велико их опасение, что в Киеве Гаспарову удастся выторговать себе вкусную должность и вернуться в Николаев, обещая взамен обеспечить нужный результат на выборах. Ведь не случайно полковник хвалится перед местными хорошими связями с Аваковым и Князевым. Если это произойдет, доверие николаевцев к власти и правоохранительным органам упадет до нуля.
Тем не менее николаевцы выражают надежду, что предвыборная кампания с ее необходимостью показывать какие-то результаты, особенно в борьбе с преступностью и коррупцией, помогут остановить Гаспарова. Жители города надеются, что резонанс и обнародованные факты не позволят Гаспарову осуществить свои преступные планы, а высшие чины из МВД не захотят быть запачканными такой сомнительной связью, и не будут препятствовать справедливому расследованию его многочисленных преступлений.
В тему: Арсен Аваков: криминальное прошлое министра МВД
Геннадий Карпенко
Владислав Липовец
Скандальные новости