Зингаревичи «отфутболят» Болгарию?
Болгарский футбольный клуб «Ботев» может повторить печальную судьбу ХК «Атлант». На него, как и на эту хоккейную команду в прошлом, нацелился Антон Зингаревич, ранее фигурировавший в уголовном деле о хищении 2,5 млрд рублей.
Как передаёт корреспондент The Moscow Post, скандальный российский бизнесмен, глава ГК «Энергостройинвест-холдинг» (ЭСИХ) и сын совладельца группы «Илим» Бориса Зингаревича Антон Зингаревич нашел себе новую «игрушку». Он присматривается к болгарскому футбольному клубу «Ботев» из города Пловдив.
На минувшей неделе Антон Зингаревич провел встречу с мэром этого города Здравко Димитровым. Последний не скрывает своих надежд на получение нового спонсора для футбольной команды.
Как пишет болгарское издание «Марица», описывая перспективы сотрудничества с Зингаревичем, семейное состояние бизнесмена еще в 2018 году превысило миллиард долларов. Кроме того, сейчас Зингаревичу принадлежат права сразу на 2 тыс. футболистов по всему миру, прежде всего из Африки и Южной Америке. Ранее Зингаревич владел английским ФК «Рединг», что также может помочь ему с развитием «Ботева».
Однако, мэр Димитров забыл рассказать своим избирателям одну маленькую деталь. Дело в том, что прямо сейчас Антон Зингаревич может являться фигурантом уголовного дела на Родине.
Он подвергался уголовному преследованию с 2015 года вместе с гендиректором ЭСИХ Константином Шишкиным. Дело касается возможного хищения кредита «МТС-банка» на сумму 1 млрд рублей, а также денег у дочерней структуры ВЭБ — банка «Глобэкс». Общая сумма ущерба — 2,5 млрд рублей. Если Зингаревич был к этому причастен, уж не из этих ли денег ему предстоит совершить покупку болгарского клуба?
Читайте также: Сколько украл у России мошенник сбежавший в США Постольников Антон Александрович: цифры шокируют
В случае с «Глобэксом» деньги предназначались якобы «Новой инжиниринговой компании» (НИК) для строительства подстанции в Брянской области. При этом НИК ранее уже брала для этих целей кредит в Банке Москвы. Дополнительных средств компании не требовалось.
Следствие считало, что после получения кредита НИК оплатила мнимую поставку строительной техники структуре, связанной с Зингаревичем, а затем через цепочку фирм-«прокладок» деньги пошли на погашение другого кредита. В апреле 2015 года «Новая инжиниринговая компания» перестала выплачивать «Глобэксу» кредит, а спустя месяц, как по заказу, была признана банкротом.
Структура Зингаревича в то время была спонсором хоккейного клуба «Атлант». По версии следствия, Зингаревич участвовал в схемах вывода кредитных денег, и часть средств могла быть потрачена как раз на содержания «Атланта», а часть уйти за границу.
Понадеявшийся на Зингаревича «Атлант» канул в Лету
В результате Зингаревича младшего заочно арестовали, и он два года был вынужден скрываться в Лондоне. Клуб же, оставшись без такого спонсора, на которого надеялись и игроки, и их болельщики, оказался без денег вовсе и прекратил свое существование. Не такая же судьба ждет и «Ботев»?
В январе 2019 года уголовное дело против Зингаревича по поводу возможных хищений средств банка было прекращено «из-за отсутствия состава преступления». По слухам — изо всех сил постарался его отец Борис Зингаревич. Ведь бизнес, как известно, дело семейное, а Зингаревич-старший человек довольно влиятельный.
Кроме того, именно компания Бориса Зингаревича «Илим» вместе с ним выступила поручителем по одному из кредитов «МТС-банка». Позднее это стало поводом для обращения банка в суд с иском на 155 млн рублей к Борису Зингаревичу и его «Илиму». Об этом писал «Коммерсант». До сих пор многие наблюдатели считают, что Борис Зингаревич мог быть вдохновителем возможных махинаций.
В феврале 2019 года дело в отношении Зингаревича было возобновлено. Немалую роль в этом сыграли требования кредиторов, оставшихся и без денег, и, как они считают, без восстановления справедливости. Интересно и то, что упоминавшийся выше Константин Шишкин все же был осужден — его признали виновным и приговорили к четырем годам лишения свободы, но затем этот приговор был отменен Мосгорсудом, об этом писал «Коммерсант».
Поговаривают, что Шишкина тоже «выручило» семейство Зингаревичей, а само обстоятельство использовало для того, чтобы дать основания для прекращения дела в отношении Антона Зингаревича. Однако у Генпрокуратуры оказалось иное мнение на этот счет.
Решение о возобновлении уголовного дела уже должно было принести Зингаревичам проблемы. В прошлом году ФАС по Санкт-Петербургу признал необоснованным решение властей города о присвоении статуса стратегического инвестора ООО «Новые территории девелопмент», принадлежащего «Плаза лотос груп» Зингаревичей.
По слухам, в своё время этот статус компании помогли получить неформальные связи Зингаревичей в мэрии Петербурга. Но такие инвесторы, кажется, там явно не нужны. Да и сами участки на набережной реки Смоленки, на которых предполагалось «стратегическое инвестирование», были в своё время получены Зингаревичами без конкурентных процедур. Об этом писал «Коммерсант». Вдобавок, после Зингаревичей эти участка оказались под обременением, что может помешать властям города возвести на них парк.
Если семейство Зингаревичей участвует в играх с российским правосудием, этому никто не удивится. И главенствующая роль в семейном бизнесе принадлежит, конечно, отцу Антона Борису Зингаревичу. Даже его брат Михаил в этом отношении находится на вторых ролях.
Лендлорды из Петербурга
Когда-то Борис Зингаревич начинал простым механиком на ЦБК, а теперь является одним из богатейших людей страны с состоянием в 550 млн долларов. Еще столько же у его брата Михаила. Империя Зингаревичей строилась в лихих 90-х, причем, возможно, не без участия близкой к криминальным кругам крыши.
История бизнеса началась с создания компании «Илим Палп», которая всего за несколько лет скупила аж 30 лесозаготовительных предприятий. Борьба за них должна была развернуться нешуточная. Старожилы вспоминают истории о подкупах, шантажах и даже убийствах, которые в те годы могли сопровождать подобные сделки.
Например, летом 1999 года неизвестные похитили владельца крупного деревообрабатывающего предприятия Евгения Драчёва. В том же году у дома главы Архангельского ЦБК сработало взрывное устройство.
Спустя несколько месяцев избили чиновника местной администрации, отвечающей за лесопромышленный комплекс. А в марте 2000 года в Санкт-Петербурге были убиты директор концерна «Орими» и один из учредителей той же компании. Причем последнего расстреляли вместе с семьей. Причем здесь Зингаревичи? Может быть, не причем. Но именно этот концерн был главным конкурентом предприятий Зингаревичей, и слухи об их причастности к этим преступлениям циркулируют до сих пор.
В нулевые бизнес Зингаревичей уверенно встал на ноги, и они стали проникать в другие сферы экономики. Их даже стали называть лендлордам из-за огромного количества недвижимости, особенно в Северной столице. Участки под свои девелоперские проекты они получали разными способами, которые трудно назвать прозрачными.
В 2010 году разразился большой скандал, когда власти Северной столицы передали компаниям, близким к братьям Зингаревичам, сразу три здания-памятника федерального значения для реконструкции под отели.
ООО «Лотус Отели» получило здание бывших казарм лейб-гвардии Павловского полка на Марсовом поле. «Оранж-Девелопмент» досталось здание бывшего Придворного конюшенного ведомства, а здание Центрального агентства воздушных сообщений на Невском проспекте оказалось под ООО «ИФГ-Базис-Проект».
При этом никаких конкурсных процедур для передачи их не проводилось. Говорят, всё было решено кулуарно на закрытом заседании правительства. Таким образом, «в минусе» оказался не только бюджет города, но и интересы потенциальных покупателей, которые могли получить право на реконструкцию.
После уголовного преследования на Родине Антон Зингаревич решил попробовать свои силы в тех странах, где о нём еще не наслышаны?
Другая часть империи Зингаревичей, компания «Плаза Лотос Груп» получила от Смольного статус стратегического инвестора после отказа от реставрации Конюшенного ведомства, проект которого вызвал бурю негодования горожан. Однако. как уже упоминалось, после возобновления уголовного дела в отношении Антона Зингаревича это решение власти города на Неве отыграли назад.
Однако, в августе 2020 года после того, как претензии УФАС признали несостоятельными, статус стратегического инвестора структуре Зингаревичей вернули. Об этом писал «Деловой Петербург». По слухам, не обошлось без кулуарных договорённостей.
Но, похоже, у Зингаревичей был план «Б». Ведь еще до лишения статуса стратегического инвестора, в 2017 году полученные участки они начали распродавать. Участок под гостиницу на улице Александра Невского отошёл ООО «Кравт Инвест», принадлежащему камчатскому миллиардеру-рыбопромышленнику Игорю Евтушку. Еще две гостиницы в устье реки Смоленки «Плаза Лотос Груп» разделила вместе с компанией «Мастер Девелопмент».
В начале 2020 года стало известно, что банк «Дом.РФ» подал иск о банкротстве к Михаилу Зингаревичу из-за 20 млн рублей долга. Претензия связана с кредитами, которые выдавались компании «Плаза Лотос Групп» еще до 2016 года на ряд крупных проектов. Кроме «Дом.РФ» свои деньги требовали банки «Абсолют», «Санкт-Петербург», «Открытие», «МТС-Банк», «Связь-банк» и «Глобэкс». Об этом писало ТАСС. Общая сумма претензий может достигать около 3 млрд рублей, так что, похоже, проблемы Зингаревичей только начинаются.
Поэтому вряд ли кто-то не удивится, если после возможной покупки болгарского клуба Зингаревичи вовсе уйдут с российского рынка и начнут выходить на девелоперский рынок Болгарии. Ведь в России с возобновлением уголовного преследования у них слишком много проблем, да и репутация «подмочена». Но знают ли жители небольшого Пловдива, какой инвестор хочет поддерживать их футболистов? А если узнают — какие слова скажут мэру Здравко Димитрову?