Работа гуманитарно-логистического центра на пункте пропуска въезда/выезда КПВВ «Майорское» — под Горловкой временно приостановлена из-за выявленных «схем» контрабандного перемещения партий товаров на оккупированную территорию. Чтобы выяснить, что возили и кто был в этом задействован, «Цензор.НЕТ» обратился в ГФС, сотрудники спецподразделения которой несут службу на Донбассе, в том числе на линии соприкосновения.
Во время недавнего брифинга заместитель командующего Объединенных сил Александр Доманский заявил, что в течение июня 2018 года из незаконного оборота на линии соприкосновения было изъято товарно-материальных ценностей на сумму 9,2 миллиона гривен. Это втрое больше, чем за предыдущий месяц — в мае было изъято нелегально перемещенных товаров на общую сумму 3, 3 млн грн.
Всего же с начала проведения операции Объединенных сил на линии соприкосновения и на прилегающей территории изъято незаконно перемещенных товарно-материальных ценностей, на общую сумму более 12, 5 млн грн.
«Совместными усилиями была разрушена схема незаконных поставок товаров на временно оккупированную территорию Украины через гуманитарно-логистический центр на КПВВ «Майорское». В связи с этим в июне этот центр приостановил работу. В настоящее время проводятся мероприятия по усовершенствованию и восстановлению работы гуманитарно-логистических центров», — заявил Доманский.
Кроме того, по его словам, вдоль линии соприкосновения установили средства видеонаблюдения, которые также должны помочь силовикам бороться с фактами незаконного перемещения товаров через линию соприкосновения.
Гуманитарно-логистические центрах для распределения гуманитарной помощи и реализации продукции мирным жителям, проживающим на Донбассе, открыли летом 2015 года между контрольными пунктами въезда-выезда и линией соприкосновения.
Спустя час мне удалось побывать на нескольких из них – в Зайцево и Новотроицком, но увидеть там оживленную торговлю тогда не пришлось. Площадки, отведенные под эти центрах, практически пустовали. Люди, стоявшие в очереди на переход через КПВВ, рассказали, что за продуктами в основном ездят в ближайшие к линии соприкосновения населенные пункты, которые находятся на подконтрольных Украине территориях. Потому что цены в гуманитарно-логистических центрах были выше. Хотя, когда их открывали, обещали, что ничего подобного не случится, поскольку они создаются для того, чтобы украинцы, которые вынужденно оказались на оккупированных территориях, могли покупать продукты питания, лекарства по доступным ценам и получать банковские услуги.
Со временем ГЛЦ в КПВВ «Новотроицкое» перестало пользоваться спросом у потребителей, в связи с чем этот логистический центр прекратил свою деятельность.
Гуманитарно-логистический центр на КПВВ «Зайцево» был расположен на заасфальтированной и огражденной площадке площадью почти два гектара с автономными водо — и энергоснабжением. На этой территории к услугам посетителей находились аптека, банковское отделение, фельдшерско-акушерский пункт, торговые ряды и санитарная зона. Впрочем, в октябре 2016 года был открыт контрольный пункт въезда-выезда «Майорское» вместо КПВВ «Зайцево», который функционировал в пределах дорожного коридор «Горловка — Бахмут». Такое решение в перенесет КПВВ ближе к линии соприкосновения было принято с целью качественного усиления контроля за перемещением лиц, транспортных средств и грузов. Новый контрольный пункт был построен по усовершенствованной технологии с увеличенной пропускной способностью в обоих направлениях. Поэтому вместе с КПВВ «Зайцево» автоматически был закрыт ГЛЦ. Впоследствии на КПВВ «Майорское» появился новый логистический центр, который полноценно начал свою работу в марте 2017 года.
Как оказалось, кому-то этот центр все-таки пригодился. Нашлись те, кто вспомнил о давно распространенной в приграничных регионах схеме, которая используется для перемещения товаров подробленными партиями, и задействовали ее здесь.
Работало это так. Согласно утвержденному в 2017 году приказа Министерства по вопросам временно оккупированных территорий, через гуманитарно-логистический центр один человек может перевозит 150 кг товара на сумму 20 000 гривен. Но этим же приказом №39 разрешены к перемещению нормы товаров через ГЛЦ вдвое больше, чем разрешенные через контрольные пункты въезда-выезда.
Как рассказал «Цензор.НЕТ» первый заместитель главы ГФС Сергей Белан, со временем определенная категория жителей временно оккупированных территорий начала использовать ресурсы ГЛЦ для собственной выгоды. Для перевозки крупных партий товаров на временно оккупированных территориях они формировали группы из нескольких человек. Каждая группа из так называемых «челноков» брала с собой товар в пределах нормы в 150 кг, что с юридической точки зрения легально. Их размещали в транспортном средстве и возили, пока не перевезут весь товар. Задействованные к перевозке таким способом товаров лица были соответствующим образом проинструктированы и объясняли правоохранителям, что товар закупают для себя лично.
«Действующими нормативными актами не установлено никаких ограничений по периодичности реализации товаров одному и тому же лицу в пределах разрешенных перечней и объемов. Таким образом, товар закупался в ГЛЦ субъектами, которые хотели на этом заработать», — говорит Сергей Белан.
По его словам, сотрудники налоговой милиции, которые задействованы в операции Объединенных сил, осуществляют контроль за перемещением грузов через линию соприкосновения в пределах Донецкой и Луганской областей. Их основные усилия сосредоточены на осуществлении совместно с подразделениями Госпогранслужбы и СБУ контрольно-разрешительных процедур по перемещению товаров в районе ответственности операции Объединенных сил, выявлении и пресечении деятельности каналов незаконного перемещения товарно-материальных ценностей через линию соприкосновения, осуществления других мер по предотвращению и пресечению преступлений в сфере налогообложения, таможенной и бюджетной сферах, преступлений, связанных с отмыванием, легализацией, хищением средств и других незаконных финансовых операций.
С целью контроля перемещения товаров в /из временно оккупированных территорий в Донецкой и Луганской областях подразделения ГФС вместе с Госпогранслужбой и СБУ несут службу на контрольных пунктах въезда-выезда в пределах дорожных коридоров, а также в составе фискальных нарядов вдоль линии соприкосновения.
Схема перемещения грузов через гуманитарно-логистический центр с помощью курьеров для ее авторов была очень привлекательна, поскольку для них перевезти товар с мирной территории на оккупированную оказалось проще, чем через контрольные пункты въезда-выезда.
Преимущества очевидны — это увеличенные предельные нормы товаров, разрешенные к перемещению, и удачное расположение. Лица, которые двигаются с временно оккупированной территории, пересекая «нулевой» блокпост, могут купить 150 кг товаров на сумму 20 000 гривен в ГЛЦ, даже не доезжая до КПВВ. А нормы перевозки через КПВВ составляют лишь 75 кг товара стоимостью 10 000 гривен.
Продавать на той стороне товары выгодно, поскольку там намного выше цены и на разнице можно неплохо заработать.
Преимущественно через ГЛЦ перемещаются продукты питания. Среди самых популярных товаров, за которыми охотятся курьеры, это — мясо, фарш, ковбаса, сливочное масло, сыр, кондитерские изделия, конфеты, пряности.
Курьеры – это обычно группа людей, которые заезжают в ГЛЦ в микроавтобусе и закупают один вид товара. К примеру, в автомобиле шесть человек, каждый из которых везет по 150 кг мясного фарша, таким образом за один заезд машина вывозит из ГЛЦ часть партии товара уэсом 900 кг. То есть, одним из критериев, на которую обратили внимание правоохранители, вычисляя курьеров, была как раз одинаковая номенклатура товара у каждого пассажира, находящегося в транспортном средстве.
В дальнейшем такая группа лиц могла воротиться к логистическому центру во второй, третий, четвертый раз и до тех пор, пока не перевезут всю имеющуюся партию товара. Итак, еще один фактор — это периодичность. Например, был зафиксирован случай, когда за шесть часов работы ГЛЦ было вывезено 3 тонны колбасы группой лиц на трех автомобилях.
«По оперативной информации, были случаи, когда товар на гуманитарно-логистическом центре «Майорское» продавался физлицами-предпринимателями по заниженным ценам для искусственного увеличения объемов товаров, которые разрешено перемещать одному человеку. Таким образом, налаживались оптовые поставки на временно оккупированные территории», — продолжает Белан. – В связи с этим, в апреле текущего года налоговой милицией начато документирование схемы по перемещению мелкооптовых партий товаров через ГЛЦ на временно оккупированные территории. Поскольку ее появление обусловлено пробелами в законодательстве и в правовом поле представители ГФС были ограничены в своих полномочиях, мы обратились с предложением о внесении изменений в действующие нормативные документы, регулирующие дозволенные границы и объемы перемещения товаров через линию соприкосновения. Нами информировалась Донецкая облгосадминистрация о необходимости внесения изменений в соответствующие нормативно-правовые акты и пересмотреть объемы реализации товаров на одного человека и установить ограничения по количеству покупок в ГЛЦ одним лицом за соответствующий период, а также об исключении рисковых субъектов хозяйствования из перечня тех, кто допускается к торговле на гуманитарно-логистическом центре «Майорское». Также указанные вопросы обсуждались в мае на организованном факультетом налоговой милиции Национального Университета ГФС Украины международном форуме с участием представителей Европейского Союза и иностранных правоохранительных органов».
По словам Сергея Белана, с целью урегулирования проблемных вопросов в деятельности ГЛЦ 11 мая 2018 года было проведено совещания под председательством заместителя Командующего Объединенных сил полковника Александра Доманского с участием представителей Государственной пограничной службы, ГФС и Донецкой ОГА, где представители налоговой милиции сообщили о существовании этой схемы и заявили, что остановить ее без внесения изменений в нормативно-правовые акты невозможно.
До внесения таких изменений, командованием Объединенных сил было принято решение временно приостановить деятельность гуманитарно-логистического центра «Майорское».
«Конечно, есть те, кто пытается провезти товар на прямую через КПВВ, а чтобы пропустили, пытаются давать взятки, — говорит Сергей Белан. Нашими же сотрудниками зафиксировано в этом году уже 50 таких случаев. Все, кто пытался это сделать, задержаны и материалы по ним переданы Нацполиции. В рамках проведения профилактических мероприятий по противодействию коррупции на каждом контрольном пункте въезда-выезда в Донецкой и Луганской областях налоговой милицией установлены агитационные материалы разъяснительного характера — баннеры для информирования граждан об ответственности за предложение неправомерной выгоды и возможности обращения в органы ГФС по телефонам «горячей линии» в случаях незаконных действий наших сотрудников.
В настоящее время в районе проведения операции Объединенных сил известны несколько основных путей незаконного перемещения товаров. Часто их везут в автомобилях с двойным дном или в тайниках через контрольные пункты въезда-выезда (КПВВ) и блокпосты. Таким образом перевозятся ТМЦ больше допустимой нормы или товары, не включенные в Перечень разрешенных к перемещению (например, химикаты, гербициды и т.д.). Но есть случаи, когда партии товаров везут в обход КПВВ. Боевики всегда прикрывают таких перевозчиков обстрелами, чтобы к ним невозможно было подобраться. Но останавливают, как уверили нас в ГФС, и первых, и вторых.
Татьяна Бодня, для «Цензор.НЕТ»
Источник: https://censor.net.ua/r3075250 РЕЗОНАНСНЫЕ НОВОСТИ