Несмотря на законодательное ужесточение ответственности водителей, страшные аварии со смертями происходят у нас регулярно. Такие ДТП, как правило, объединяет несколько факторов: высокая скорость, нарушение не какого-то отдельного пункта Правил дорожного движения, а сразу целого «букета», причем нарушителями чаще всего являются юные отпрыски богатых родителей, которых потом всячески отмазывают от наказания, или обеспеченные публичные люди, привыкшие к тому, что любой вопрос можно при желании «решить».
«Цензор.НЕТ» решил разобраться, чем закончились расследования резонансных ДТП с участием мажоров и бизнесменов и каковы перспективы в тех делах, где следствие еще продолжается.
Елена Зайцева ищет смягчающие обстоятельства
Это кровавое ДТП произошло в Харькове на перекрестке улицы Сумской и переулка Мечникова в прошлом году 18 октября. Джип Lexus (2016 года выпуска за 2 миллиона гривен), за рулем которого находилась 20-летняя студентка Елена Зайцева, приемная дочь харьковского бизнесмена Василия Зайцева, на огромной скорости вылетел на перекресток на красный сигнал светофора. Не вписался в поворот, зацепил начавший двигаться Volkswagen Touareg (2007 г.в., стоимостью 500 тыс. грн.), которым управлял 59-летний Геннадий Дронов, и влетел в группу людей, стоявших на тротуаре.
Пять человек скончались на месте, шестерых увезли кареты скорой помощи, но из них выжило лишь пятеро. По официальной версии, виноваты оба: и Зайцева, и Дронов. Последнему вменяют в вину остановку за чертой, проезд на желтый свет и тот факт, что он не убедился в безопасности. Зайцевой – проезд на красный и нарушение скоростного режима (ч.3 ст.286 УК). Максимально ей грозит 10 лет тюремного заключения, но в Зайцевой появляются два смягчающих обстоятельства: признание вины и материальная компенсация пострадавшим (ее мать предлагает всем потерпевшим по 50 тысяч гривен, но большинство отказывается, надеясь на справедливое судебное разбирательство). Получается, что Дронова может ждать максимальное наказание, Зайцеву – 7 лет, учитывая смягчающие обстоятельства.
Еще одного «участника» этого происшествия – красный автомобиль, с которым якобы соревновалась Зайцева, не то что не нашли, но и не ищут. Хотя свидетели говорили о высоком блондине в кожаной куртке, который остановил свою «Мазду», вышел, посмотрел вокруг, сел в свою машину – и был таков.
В Киевский райсуд Харькова обвинительные акты в отношении обоих водителей поступили в феврале этого года. Но эксперты, проводившие трассологическую экспертизу, никак не могут определить скорость, с которой двигались автомобили-участники ДТП. Хотя эксперт автосалона «Лексус», который осматривал автомобиль Зайцевой сразу после ДТП, заявил, что она двигалась на третьей передаче со скоростью 102 км/ч.
Почти сразу выяснилось, что в крови у виновницы ДТП выявлены опиаты, но потом появилась «одна таблетка пенталгина», которую она якобы выпила накануне из-за сильной головной боли. Адвокат потерпевших Лариса Матвеева написала на своей страничке в соцсети, что еще «с момента передачи обвинительного акта в суд наблюдалось настойчивое нежелание прокуроров, Зайцевой и ее адвокатов видеть в деле отягчающее обстоятельство – состояние в момент ДТП, вызванное употреблением наркотических или других одурманивающим средств (п.13 ч.1 ст. 67 УК Украины).
Поэтому в обвинительном акте об этом не было ни слова, а в суде все доказательства в выявленных в биологических веществах Зайцевой опиатах, кодеине, фенобарбитале шли под грифом «обстоятельства, которые характеризуют лицо». А здесь еще врач-нарколог Федирко никак в суд не явится. Поэтому суд поручил полиции ее разыскать к следующему заседанию.
Что же в сухом остатке? Да обследовали, да, были опиаты, кодеин, фенобарбитал, ну и что? С кем не бывает, «кодеин не относится к наркотическим средствам растительного происхождения»… И все, типа и не наркотик теперь, о фенобарбитал вообще забудем и смотреть дальше в эту сторону не нужно».
Но здесь в «Фейсбуке» на страничке и.а. министра здравоохранения Ульяны Супрун появляется заявленіе о том, что Елена Зайцева во время ДТП все-таки была в состоянии наркотического опьянения. Как уже писал «Цензор.НЕТ», по словам Супрун, наркотическое опьянение Зайцевой подтвердил Центр психического здоровья и мониторинга наркотиков и алкоголю Минздрава. Суд приобщил заключение Центра к материалам дела.
Что касается якобы исчезнувшей в неизвестном направлении эксперта-нарколога Елены Федирко, то, как стало известно «Цензор.НЕТ» из собственных источников, на самом деле она никуда не исчезала: просто уволилась по собственному желанию. Сейчас дело продолжают рассматривать в суде, поэтому ни в полиции, ни в прокуратуре его не комментируют. 24 июля суд продлил срок содержания под стражей обоим фигурантам еще на 2 месяца.
Как пояснила «Цензор.НЕТ» юрист Анна Маляр, и Зайцевой, и Дронову грозит лишение свободы на срок от 5 до 10 лет. «Каким будет наказание, имеет право решать лишь судья. Когда есть смягчающие обстоятельства, срок наказания может быть уменьшен. Но нужно учитывать, что у Зайцевой есть и отягчающие, так как сочли, что она была в состоянии наркотического опьянения, – поясняет Анна Маляр. – Во-вторых, она значительно превышала скорость. И здесь важно взвесить, какое из этих нарушений существеннее: то, что Дронов поехал на желтый свет, или то, что Зайцева была в состоянии наркотического опьянения и превысила скорость? Более того, когда я общалась с экспертами по ДТП, они соглашались с тем, что это были именно гонки. То есть, она участвовала в гонках на скорость».
Интересно, произошла бы эта авария, если бы не было Дронова? То есть, его участие однозначно является предпосылкой аварии или нет? «Эксперты сходятся во мнении, – отмечает юрист, – что даже если бы эго не было, ДТП все равно было бы, просто была бы немного другая траектория движения автомобиля под управлением Зайцевой. То есть, прокуратура и суд должны определить степень участия каждого в этом ДТП и на почве этого уже устанавливать размер наказания».
Но вот определят ли и будет ли наказание адекватным совершенным действиям, пока непонятно.
Магомед Берсанов скрывается уже почти два года
26 октября 2016 года в Одессе на перекрестке улиц Большой Арнаутской и Преображенской произошло ДТП, которое оборвало две жизни, а три человека были травмированы. Водитель внедорожника «БМВ Х5», вылетев на огромной скорости на перекресток на красный сигнал светофора, врезался в ехавший на зеленый свет «Москвич» под управлением 31-летнего Сергея Поляка. «Москвич», который из-за сильного удара потерял управление, отбросило в дерево. А его водитель и пассажир, 36-летний Олег Кулик от полученных травм погибли на месте. Джип в это время вылетел на тротуар и врезался в стену дома, сбив мужчину и двух женщин, ожидающих на остановке троллейбус. Все трое были серьезно травмированы, а мужчине при ударе оторвали ногу.
При этом водитель и пассажир внедорожника не только остались живы, но и сбежали с места аварии, ранил ножом мужчину, который хотел их задержать. Позже пассажир «БМВ» явился в полицию с повинной, а вот виновник происшествия исчез. Но полиция установила, что за рулем джипа был 21-летний Магомед Берсанов, родственник известного в Одессе бизнесмена Артура Берсанова.
И хотя отмазать очередного мажора вроде как не удалось, он до сих пор не наказан, потому как удачно скрывается. Согласно опубликованной в открытых источниках информации, парень прячется в России, где его, понятное дело, нам никто не даст искать. Как сообщил «Цензор.НЕТ» начальник ГУНП в Одесской области Дмитрий Головин, в мае этого года полиция в очередной раз сделала запрос в Государственную погранслужбу с тем, чтоб выяснить, выезжал ли Магомед Берсанов за пределы страны. И снова получили ответ, что официально границу Украины он не пересекал. А в июне водитель «БМВ» был объявлен в международный розыск. Выполнить постановление суда и задержать подозреваемого, чтобы доставить в суд для рассмотрения ходатайства об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей, пока невозможно, говорят в полиции, его местонахождение им неизвестно. Именно по этой причине, пояснил Дмитрий Головин, расследование в уголовном производстве было приостановлено. Так что будет ли наказан Магомед Берсанов, вопрос риторический.
В деле Кирилла Островского назначен ряд экспертиз
Вечером 24 июля 2018 года еще одна страшная авария произошла на бульваре Леси Украинки. 23-летний водитель джипа Hummer цвета хаки, владелец и директор фирмы Fit & Sweet, бывший боксер Кирилл Островский на высокой скорости проехал на красный свет, сбил на пешеходном переходе 10-летнюю Настю Артемову и протащил ее еще около 35 метров. Девочка, получившая в результате столкновения множественные переломы и несовместимые с жизнью травмы, умерла в машино скорой помощи.
После наезда на пешехода Островский остановил автомобиль на расстоянии примерно 150 метров от места ДТП, возле здания бизнес-центра «Парус» и снял госномера. Впоследствии он отказался выполнить требования полицейских, вел себя вызывающе, и правоохранителям пришлось, надев на него наручники, уложить его лицом в асфальт.
Свидетели говорили, что водитель, похоже, находится то ли в состоянии наркотического, то ли алкогольного опьянения. Люди, возмущенные происходящим, хотели совершить самосуд, так что в результате патрульным полицейским еще и пришлось защищать Островского вот негодования пешеходов.
Сначала Островскому объявили о подозрении по ч.2 ст.286 УК, позднее к нему прибавилось еще одно – ст. 135 УК Украины. Водитель прошел тест на драгере содержание алкоголя в крови и сдал мочу, но предоставлять другие биологические образцы для проведения полноценной экспертизы относительно возможного употребления наркотиков отказался. Позже, по решению суда, их взяли в принудительном порядке.
По данным прокуратуры, Островский не является владельцем автомобиля, на котором сбил ребенка. Машину по решению суда арестовали как вещественное доказательство. В открытых источниках появилась информация, что джип якобы принадлежит 32-летнему предпринимателю из села Гатное, что под Киевом.
Полиция изучает видео с камер наблюдения возле места ДТП, опрашивает свидетелей, назначен ряд экспертиз. Пока известно, что правоохранители получили видео, на котором машина с Островским за рулем проезжает на красный свет. При этом затормозила ли машина после светофора, на видео не видно. Сейчас виновник ДТП находится в ИВС: 26 июля Шевченковский районный суд Киева избрал ему меру пресечения – арест на два месяца без права внесения залога. И хотя защита подала апелляцию, заседание суда отложили до 30 августа.
«У следствия было достаточно доказательств для того, чтобы его задержать и предъявить подозрение. Сейчас назначена комплексная автотехническая и видеотехническая экспертиза, которая установит механизм данного ДТП, — рассказал «Цензор.НЕТ» начальник Главного управления Нацполиции в г. Киеве Андрей Крищенко. – Биологическая экспертиза проверяет наличие в крови алкоголя, наркотиков или веществ, затормаживающих реакцию».
Он подтвердил информацию о том, что Островский пытался уехать с места происшествия и опроверг утверждения его адвоката, заявлявшего, что водитель вызывал скорую помощь для ребенка, которого сбил.
«Полиция не делит ДТП со смертельным исходом на резонансные и не резонансные, здесь не может быть более важных или менее, их все расследуют согласно Уголовного и Уголовного процессуального кодексов, — говорит Андрей Крищенко, отвечая на вопрос о том, находится ли это дело на его личном контроле.
По его словам, расследованием ДТП в столице занимается отдельный специализированный отдел (отдел расследования преступлений в сфере транспорта).
«Следует учитывать все нюансы, начиная с места ДТП. Нужно очень четко зафиксировать картину, которая была в момент совершения правонарушения, от этого многое зависит», — поясняет глава столичной полиции.
Следствие третий час решает, судит ли Стаса Толстошеева
9 января 2016 года в Киеве, рядом с метро «Левобережная» джип Mercedes-Benz GL, за рулем которого был сын известного донецкого бизнесмена Андрея Толстошеева Станислав, потеряв управление, вылетел на тротуар и врезался в киоск. А по пути сбил троих пешеходов и убил женщину, которая торговала на тротуаре.
В январе ему была избрана мэра пресечения – содержание под стражей с возможностью внесения залога размером 137,8 тысячи гривен, что и было сделано. Стас Толстошеев вышел на свободу, прокуратура обжаловала это решение, но апелляционный суд оставил его в силе. А в сентябре 2016-го уголовное дело против Толстошеева закрыли на основании выводов медэкспертизы, признал, что на момент аварии водитель «Мерседеса» был в бессознательном состоянии (из-за приступа эпилепсии, которой у него раньше не наблюдалось).
Но из-за большого общественного резонанса производство возобновили.
Сейчас расследование этого уголовного производства продолжается.
Об этом в комментарии «Цензор.НЕТ» сообщил начальник ГУНП в г. Киеве Андрей Крищенко.
«Ранее следствием были получены ряд медицинских комиссионных экспертиз, в которых говорится о том, что из-за болезни на момент совершения ДТП водитель мог находиться в бессознательном состоянии и не контролировал свои действия. Но по согласованию с прокуратурой недавно было принято решение обратиться в государственный Центр психического здоровья и мониторинга наркотиков и алкоголя Министерства здравоохранения», чтобы провести еще одну комплексную судебно-психиатрическую экспертизу с участием международных экспертов», — рассказал Андрей Крищенко.
Дело Сергея Калиновского по-прежнему в суде
Авария «авторства» Сергея Калиновского, экс-пасынка олигарха Дмитрия Фирташа, – одна из самых первых, которые совершены с участием мажоров. Она произошла 30 мая 2007 года. На бульваре Шевченко в Киеве Калиновский на спортивной «BMW» на огромной скорости врезался в припаркованный автомобиль «Жигули». В результате аварии погиб прапорщик внутренних войск Владимир Куликовский, который был в «Жигулях», и пассажирка «БМВ», 25-летняя Анастасия.
В столичной милиции предположили, что Калиновский мог находиться в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, однако соответствующие тесты он проходит отказался. И снова дело «спасают» медики – Сергей Калиновский оказывается в частной клинике, якобы для того, чтобы лечиться после ДТП. Но оттуда он сбежал – и был объявлен в международный розыск.
В сентябре 2015 года в Дарницком районе столицы эго уже задержала патрульная полиция – в этот раз за вождение в нетрезвом виде, да еще и без документов. В марте 2016 года ему была избрана мера пресечения – круглосуточный домашний арест сроком на два месяца. В ноябре прошлого года Шевченковским райсудом Киева он снова был отправлен под домашний арест.
Как сообщил «Цензор.НЕТ» заместитель начальника Главного следственного управления Нацполиции Максим Цуцкиридзе, уголовное производство расследовалось по части. 2 ст. 345 и ч. 3 ст. 286 УК Украины. Досудебное расследование закончено и 3 марта 2016 года с обвинительным актом в отношении Калиновского уголовное производство направлено в Шевченковский районный суд г. Киева.
И оно пока еще слушается. В середине августа заканчивается избранная ему мера пресечения и ее нужно продлевать. Как объяснила «Цензор.НЕТ» пресс-секретарь Прокуратуры Киева Надежда Максимец, прокуроры будут ходатайствовать о продлении домашнего ареста.
Петр Дыминский выехал за рубеж
В августе прошлого года на трассе Львов–Краковец автомобиль «Мерседес», в котором ехал львовский бизнесмен, владелец телеканала ZIK и футбольного клуба «Карпаты» Петр Дыминский, на большой скорости врезался в «Опель». В результате аварии 31-летняя Наталья Триль, которая была за рулем, погибла. Родственники погибшей говорили, что после ДТП сам бизнесмен вышел из «Мерседеса», пересел в машину сопровождения и уехал. Вместо свадьбы (а Наталья как раз собиралась выходить замуж) родным пришлось организовывать похороны.
Вину за смертельное ДТП попытался взять на себя 43-летний охранник Дыминского Андрей Борщ, который якобы был за рулем. Его сразу арестовали на два месяца без возможности внесения залога. Но после ряда проведенных экспертиз биологических материалов, взятых с подушки безопасности, было установлено, что машину вел не Борщ. В полиции появилась версия, что виновником трагедии мог быть сам бизнесмен, однако он вызов на допрос проигнорировал и спешно улетел в Швейцарию (вроде как на лечение) и обратно не вернулся.
В декабре 2017 года эму сообщили в подозрении, а потом объявили в розыск. Согласно Уголовному кодексу, бизнесмену грозит от трех до восьми лет тюрьмы с лишением права управления автомобилем на три года. Петр Дыминский, который находится в розыске, вначале этого года сам обратился в Интерпол, заявил, что его преследуют по политическим мотивам.
В феврале СМИ писали, что он живет в Греции, арендует виллу за 50 тысяч евро в месяц и спокойно ведет там строительный бизнес. Перед этим Апелляционный суд столицы отменил декабрьское постановление об избрании подозреваемому в совершении ДТП со смертельным исходом Петру Дыминскому меры пресечения в виде содержания под стражей. Его адвокаты также утверждали, что апелляционная инстанция признала необоснованными закрытие уголовного производства и отмену подозрения водителю Андрею Борща, а материалы дела возвратила Генеральной прокуратуре Украины для досудебного расследования.
На данном этапе уголовное производство расследуется Главным следственным управлением Нацполиции. Комментировать эго в полиции отказываются, ссылаясь на проведение следственных мероприятий. Высказывания первых лиц государства, что виновнику не удастся избежать правосудия, пока на ситуацию никак не влияют.
Нестор Шуфрич-младший отделался условным сроком
26 августа 2017 года в переделку на машино попал и сын народного депутата Нестора Шуфрича – 23-летний Нестор Шуфрич-младший, на улице Шота Руставели сбил на пешеходном переходе 31-летнего жителя Херсона Алексея Мельниченко, приехавшего в Киев к брату. В это ДТП Шуфрич-младший попал на автомобиле «Бентли», якобы взятом в аренду.
«В этом случае водитель ехал на большой скорости, но с места ДТП не скрывался, напротив, стал общаться с полицией. Он сразу прошел необходимые тесты и сдал биологические образцы, в результате чего выяснилось, что он был трезв и не имел признаков наркотического опьянения», — объясняет Андрей Крищенко.
Пострадавший мужчина, хоть и попал в реанимацию с многочисленными травмами и переломами, к счастью, остался жив, а Шуфрич-старший сразу же оплатил ему лечение. В том числе и наблюдение у израильских медиков. Материальный и моральный ущерб Мельниченко был оценен в миллион гривен.
30 августа Шевченковский районный суд города Киева применил меру пресечения в отношении виновника ДТП – личное поручительство отца. А в декабре прошлого года по приговору суда сын народного депутата получил три года лишения свободы с отсрочкой на час – если за это время он не совершит ничего противоправного, для него на этом будет поставлена точка.
Правда, прокуратура обжаловала это решение. Но, как уточнила Надежда Максимец, лишь в части того, чтобы суд лишил виновника ДТП права управлять автомобилем сроком на три года. В Верховном Суде уже открыто производство по этому поводу, но дата заседания еще не назначена.
Виктория Сокур, Татьяна Бодня, для «Цензор.НЕТ»
Источник: https://censor.net.ua/r3080321 РЕЗОНАНСНЫЕ НОВОСТИ