От гнилых матрасов на снегу до койко-места по $4,5 тыс.: что строят для военных в тылу

Сколько разных дат окончания строительства на Ширлані уже было озвучено, на которых еще военных объектах строители нарушили свои обязательства перед МО и чем это им грозит, сколько стоит одно место в улучшенных армейских казармах, которые сейчас возводятся в 21 области Украины, и почему ремонт бывает дороже строительство.

ШИРЛАН: КОГДА ФОТО «ДЕСТАБИЛИЗИРУЮТ СИТУАЦИЮ В СТРАНЕ»

«Шри-Ланка», «Ширланка», «Ширлан» — как только военные не называют «Широкий Лан», 235-й межвидовой центр подготовки воинских частей и подразделений. Расположен этот без преувеличения легендарный полигон в 40 км от Николаева.

Широколановском полигоне – уже 66 лет. Впрочем, пожалуй, впервые вся страна услышала о нем в феврале 2016-го, когда 46 бойцов 53-й бригады пошли пешком с полигона до областного центра, чтобы обратиться в Николаеве в военную прокуратуру. Жаловались вояки не только на голод (сухие пайки военнослужащие тогда получили лишь один раз за четыре дня), но и на ужасные бытовые условия. Говорили, что не имеют где помыться, спят практически на снегу на старых прогнивших матрасах.

Военнослужащие 53-й ОМБр идут в Николаев

Читайте: Что произошло в 53-й механизированной бригаде на Широком Лане? Причины выступления солдат 8-й роты

У большинства украинцев эта новость вызвала не желание вспомнить советскую тезис о том, что «солдат обязан стойко и мужественно переносить все тяготы и лишения военной службы», а все же справедливое возмущение. Ведь в подобных условиях бойцы не могут ни нормально проходить обучение, ни хотя бы просто отдохнуть в перерывах между ротациями. Впрочем, внимание СМИ и общественности не изменила практически ничего. После «первых ласточек» из 53-й, военные, которые попадали на Ширлан позже, и далее неоднократно публично жаловались на действительно свинські условия. Однако, как это часто бывает в армии, главной реакцией командования, которую они получали, было недовольство и угрозы. Так, один из бойцов 93 ОМБр, которой «повезло» попасть на «Широкий Лан» уже в 2016 году, в ответ на опубликованные в социальной сети фотографии реальных бытовых условиях получил обещание командования возбудить против него уголовное дело за… раскрытие «военной тайны» — то есть, информации о том, что его бригада находится в Николаевской области. Хотя о перемещении 93-й тогда уже отчиталась даже ее пресс-служба.

Его собрат, солдат Игорь Слайко, в то же время узнал, что обнародование информации об условиях проживания военных приводит к дестабилизации ситуации в стране – также через фото с полигона. Которых этот парень, правда, на самом деле даже не делал и не обнародовал.

«Тогда в сети появился пост журналистки Елены Козаченко . Ей передала фотографии девушка-волонтер, парень которой был в 93-й. Но в бригаде провели свои параллели и подумали на меня, — рассказал «Цензору» Игорь Слайко, который в это время как раз находился на Ширлані. – Я возвращаюсь в палатку, а там сидит какой-то дядя и пытается разблокировать мой планшет. Я подошел к нему. Он спросил мою фамилию и, услышав, что я – это я, начал очень долгий разговор о том, что «сливать» информацию плохо, что ныть нельзя, что солдат обязан мужественно терпеть. Я сначала вообще не понял к чему это все… Планшет он мне в руки отдавать боялся, хоть я и предложил сразу его разблокировать и посмотреть вместе, что там есть интересного. Впоследствии мужчина все же объяснил мне, что в Facebook появились какие-то фото с полигона. И даже дал мне разблокировать мой собственный планшет, после чего убедился, что опубликованных фотографий у меня нет. Но он и дальше сидел в палатке и еще час рассказывал нам всем, как плохо поступают бойцы, которые публикуют такую инфу: они действуют на руку агрессору и дестабилизируют ситуацию в стране. Это был замполит из штаба бригады, насколько я понял…»

Продолжились приключения и в 2018-ом. В марте этого года очередную порцию фотографий быта бойцов на Ширлані, который так и не изменился, выложила украинский снайпер Юлия Матвиенко (позывной – Белка), одна из героинь документального фильма «Невидимый батальон».



«Генералы ищут Белку, которая решилась выставить фотки, допрашивают, роются в документах строевых частей, — добавила она позже. – (…) Фото не уберу. Лучше думайте как исправить эту ситуацию». Но впоследствии из-за того, что начали давить на ее комбата, которому девушка не хотела добавлять проблем, Юлия чуть не уволилась из ВСУ.

Публичной же реакцией, конечно, стало не столько травля военнослужащих, которые не смогли смолчать, сколько очередной отчет о ходе масштабного строительства на Ширлані.

Стоит отметить, что бригадный лагерь стоимостью в 370 млн грн на полигоне сначала планировали достроить еще к концу 2017 года.

Затем «накрыть стол» решили хотя бы осенью 2018-го.

А уже летом этого года, отвечая на наш запрос, представители МО отметили, что строительство завершится до конца 2018-го.

Однако теперь, похоже, придется забыть и про третий вариант развития событий. «Застолье» снова откладывается на неопределенный срок — ведь на днях представители Министерства обороны сообщили о расторжении контракта с компанией, которая занималась строительством на Ширлані.

Строительная компания «РОСТ», которая не справилась со своими задачами, осуществляла на Ширлані строительство столовой, КПП, внешнего электроснабжения со строительством, объектов инженерного обеспечения (очистные сооружения, котельная, инженерные сети, тепло и водо снабжения, канализационные стоки) и занималась благоустройством территории.

Строительством 11 казарм на полигоне занимались (и, вероятно, занимаются до сих пор) другие предприниматели — «Винницкая строительная компания». Впрочем, не исключено, что что-то пошло не так и у них – как отметили в ответе на наш запрос представители Министерства обороны, сейчас вообще ни один из объектов в лагерном городке введен в эксплуатацию еще не был.

Также в одной и той же ответы МО возникли некоторые разногласия относительно объема средств, предусмотренных на строительство на Ширлані именно этого года.

«ВСЕ ДОСТАТОЧНО ПРИЛИЧНО»

Военнослужащие, которые попадают на другие полигоны, также время от времени умудряются жаловаться на условия проживания. Например, на быт в 169-м учебном центре, то есть на «Десне». Впрочем, стоит признать, что даже упомянутые «ужасные туалеты» на «Десне» – это безусловно лучше и ближе к человеческим условиям жизни, чем полное отсутствие туалетов или выкопаны вместо них длинные ямы с поперечными досками, которыми не удивишь многих военных.

«Я на «Десне» была в прошлом году, — комментирует боец 24-й бригады Ольга Симонова. — Ремонт в казармах делали, окна меняли, туалеты ремонтировали. Белье меняли регулярно. Были строительные материалы на столовую. Единственная проблема — кормили ужасно, и рапорт на отказ от столовой написать не давали».

Ольга Симонова

Конечно, держит марку и Яворивский полигон, то есть Международный центр миротворчества и безопасности на Львовщине.

«Украинские подразделения живут немного на другой базе, не там, где натовские, но в целом все довольно прилично, — рассказывает «Цензору» Маричка Искровская. Сейчас девушка служит в Яворове. — Зимой начали реконструкцию казарм и классных комнат, теперь там не холодно… И неадекватных затягів в плане распорядка дня нет вроде. Даже срочники вроде не жалуются…»

Маричка Искровская

«Значительную роль в этом, конечно, играет присутствие иностранного контингента, поскольку они выступают, в том числе, и образцом того, как можно организовывать быт бойцов», — добавляет Маша.

Впрочем, учиться украинским бойцам приходится не только на Ширлані, «Десне» и в Яворове, а в других уголках Украины – например, в Башкировке на Харьковщине. Ведь находится там не только база 92-й ОМБр, но и довольно популярный полигон, который проходили, в частности, и 53, и 54-и бригады. Нареканий на условия в Башкировке, где военные традиционно живут в чистом поле, не хватало никогда.

Башкирівський полигон, вмивальники: 200-литровая бочка воды на 350 человек. Кадр из программы «Тропами войны» телеканала ZIK

Но, к сожалению, менять ситуацию там МО пока что не собирается. По крайней мере, не в 2018 году.

Зато, работы давно начались в месте постоянной дислокации и проведения учений 93-й ОМБр – в Черкасском, возле Днепра. Как рассказали «Цензору» в МО, «для выполнения мероприятий по строительству и капитальному ремонту объектов лагерного городка в военном городке №2, пгт Черкасское Днепропетровской обл., на 2018 год предусмотрены средства в сумме 151,685 млн грн. Общая строительная готовность составляет 20%».

Однако здесь возникла такая же проблема, как и на Ширлані: невыполнение договора застройщиком (разумеется, избранным во время тендера). Сейчас с ним пытаются расторгнуть договор.

Интересно, что в случае с Ширланом в МО уже начали говорить о том, что такое отношение к строительству военных объектов во время войны – диверсия. Если это не просто громкие слова – вероятно, должно быть открыто соответствующее уголовное производство. Однако ранее против безответственных застройщиков или других лиц уголовные дела не возбуждались.

ОЖИДАНИЯ VS РЕАЛЬНОСТЬ

Текущее строительство казарм улучшенного планирования в МО называют «самым масштабным за времена независимости Украины». Ведь строится сейчас 184 казармы в 21 области страны. Это должно предоставить возможность обеспечить койко-местами 23 000 контрактников — то есть, одна такая казарма должна вмещать 125 человек.

На реализацию проекта пока предусмотрено 2,6 млрд гривен.

По грубым подсчетам, одно койко-место в такой казарме – если разделить выделенную на строительство сумму на общее количество мест – должно обойтись примерно в 113 тысяч гривен. Если считать немного иначе, и разделить на количество мест в здании средней стоимости строительства одной казармы по экспертным оценкам (17,3 тыс. грн.) или среднюю стоимость за уже укладненими договорам (15,2 млн грн) – получается от 138,4 тыс. грн. до 121,6 тыс.грн. за одно койко-место.

Сто с лишним тысяч, конечно, кажется большой суммой за одно место в казарме. Впрочем, речь идет по крайней мере не о огромные «ангары» для размещения десятков или сотен бойцов. Вместо них еще осенью прошлого года контрактников пообещали размещать в комнатах на 4-5 человек каждая, с санузлом и душем на две комнаты, кухней и кладовкой.

Для примера рассмотрим проект одной из новых казарм на Prozorro – казарму улучшенной планировки в/г №3 в Черновцах. Ожидаемая стоимость проекта во время объявления тендера составила 17,3 млн грн (138 тыс. за место), что является стандартной стоимостью одного объекта по экспертным оценкам. Победитель тендера, ООО «Первая строительно-монтажная компания», предложил возвести здание за 14,7 млн грн. (117 тыс.грн за место), что ниже средней стоимости по составленному договору. Согласно проекту, в казарме должно быть 25 спальных помещений – на 5 мест каждое. Также в здании должна быть 12 душевых с линейным трапом и одна душевая с кабиной, 13 санузлов, две кухни, одна сушарня и одна прачечная.

Перечень требований к отделочных работ в спальных помещениях казармы в Черновцах

Хотя нередко в украинских реалиях все в итоге иначе, чем планировалось. Например, в Теребовля на Тернопольщине, где 17 мая 2018 года сдали в эксплуатацию обновленную казарму на 125 мест. В Теребовле проводился капремонт с перепланировкой комнат с общего на кубриковий тип, а не строительство с нуля – что, наверное, все же мало стоить дешевле. Впрочем, стоимость работ все равно составляла 15 млн гривен – столько же, сколько в среднем планируется заплатить за одну новое здание. Но картина все равно оказалась не такой радужной, как обещана.

… Как бы там ни было, вскоре мы должны увидеть реальные результаты начатого строительства. Ведь срок возведения одной абсолютно новой казармы, как запланировано тендерной документацией, составляет 210 дней. До конца года планируется завершить 129 таких объектов – по крайней мере, так говорили еще месяц назад.

Хотя могут быть неприятные сюрпризы. Ведь, например, знаменитая компания «РОСТ», с которой Министерство обороны расторгло контракт из-за ситуации на Ширлані, имела отношение не только к работам не только на знаменитом полигоне, строительства учебного центра в Бердичеве и столовой в «Десне», но и возведение новых казарм в Одессе и Николаеве.

 Валерия Бурлакова, «Цензор.НЕТ»

Источник: https://censor.net.ua/r3078040 РЕЗОНАНСНЫЕ НОВОСТИ