Эскалация конфликта на Донбассе имела нарастающий характер от самого своего начала . Если в апреле-мае украинская военная машина столкнулась с плохо вооруженными и организованными группировками сепаратистов, то июнь расставил все на свои места и дал понять, что Россия не ограничится только дестабилизацией ситуации внутри страны митингами и попытками захватить административные здания, отделы СБУ и МВД.
6 июня 2014 года можно считать первым официальным днем, когда Россия перебросила бронетехнику со своей территории в Украину. Это были несколько бронетранспортеров (БТР-80), которые принадлежали так называемой «Интернациональной бригаде» (состояла в большинстве своем из хорошо подготовленных граждан России). Но на этом поддержка НЗФ со стороны РФ не заканчивалась. Июнь показал, что Россия пойдет до конца и готова вести войну в гибридном виде. Ведь несмотря даже на то, что в мае 2014 года под Славянском было сбито большое количество украинских вертолетов, велись бои за Семеновку и БП вокруг самого города, обстреливались позиции ВСУ и НГУ из минометов, оружие, которым убивали украинских военных, была частью трофейной (боеприпасы регулярно поставлялись из РФ. Часть была из захваченных зданий СБУ и МВД): первые ПЗРК достались боевикам из бронетехники ВСУ, которую сепаратисты смогли отобрать в 25 ОПДБр 16 апреля 2014 года. Тогда в качестве трофея им досталась и одна САУ 2С9 «Нона».
12 июня на территорию Украины, согласно заявлению СНБО, зашли первые танки. Танки сделали остановку в городе Луганск на территории захваченной в/ч НГУ, где расположился батальон «Звезда». Удалось отыскать редкие фотографии этих танков за тот период. На них видно, что на бортах и ВЛД написано «ЛНВ», но дело в том, что эти танки поехали в Донецкую область (то есть в «ДНР») в Горловских сепаратистов (в дальнейшем будет встречаться в тексте «Горловская бригада» (ГБ)). Для чего было делать такие «махинации» — пока неясно, и это является еще одной тайной. Вполне возможно, что «ЛНВ» было написано уже на базе самими луганскими сепаратистами. Если же это было сделано в РФ, то здесь, по моему мнению, возможны два варианта: 1) танки были предназначены для «ЛНВ», но в последний момент что-то поменялось; 2) это было сделано намеренно, чтобы ввести в заблуждение. Тем не менее, танки поехали в Донецкую область и достались «ГБ» (это при том, что вся внимание, как медийная, так и со стороны россиян с ВСУ, было приковано к Славянску (в интересах русских было отвлечь внимание украинского командования на данный город и мы на эту наживку клюнули)).
Танк донецких боевиков на одной из луганских баз
Танки имели нумерацию от 1 до 3 и числа были написаны синей краской. В целом за июнь Россия перебросила 10 танков на Донбасс. 3 достались «ГБ», 2 батальона «Степь» (номера 9 и 10), который действовал в пограничной полосе, 4 поехало на Славянск (5, 6, 7 и 8). Судьба танка с номером «4» до сих пор неизвестна. По одной из версий, его могли повредить в бою 12 июня возле Саур-Могилы и эвакуировать в РФ. По другой версии, его могли оставить в Луганске во время перегона бронетехники через данную область в соседнюю. Третья версия может быть такой, что с танком что-то случилось во время пересечения границы и он просто не попал на фронт. На данный момент нет ни одного подтверждения или опровержения этих трех версий и они имеют право на жизнь.
Первое применение танков со стороны боевиков состоялось 26 июня под Славянском, когда они уничтожили блокпост 95 ОАЕМБр и НГУ. 27 июня противник в очередной раз атаковал защитников базы хранения техники в городе Артемовск, где потерял свой первый танк. Украинским бойцам он достался как трофейный.
Трофейный танк, захваченный украинский бойцами 27 июня 2014 года
Во второй раз противник применил танки, атаковав украинский блокпост под Новоселівкою Первой, где расположились бойцы 93 ОМБр. В атаке участвовали танки «ГБ» (в частности, танк с номером «1»). 5 июля боевики «Славянской бригады» (в дальнейшем «ПН») пошли на прорыв с практически окруженных городов. На 5 БП, где держали оборону бойцы 25 ОПДБр и МВД, вышло два танка. В ходе боя один танк был уничтожен, еще один захвачен нашими бойцами. Зайдя в Славянск был обнаружен еще один поврежденный танк противника, который был заброшен в городе из-за проблемы с двигателем. С первых поставленных 10 танков РФ за две недели было потеряно 4. В целом, благодаря анализу из разных источников, можно сказать, что в июне Россия перебросила на Донбасс 9-10 танков, 5 БМП-2, 8-10 БТР-80. Что касается артиллерии, то по состоянию на вторую декаду июня в луганском батальоне «Звезда» было 3 120 мм минометов, в батальйона «Восток» (Донецк) было минимум 5 82 мм минометов, в Краснодоне было 6 122-мм гаубиц Д-30, в Ровеньках 3 122 мм гаубиц Д-30 и 3 122 мм гаубиц Д-30 в вышеупомянутом батальоне «Степь». В «Славянской бригаде» также было две 2С9 (еще одна была трофейной), несколько 82 и 120 мм минометов. Посчитать количество поставленной автомобильной техники довольно сложно, но только в самом Славянском противником было потеряно 4 Камаза.
Когда наконец найбоєздатніші подразделения ВСУ переключили внимание на другие городе и важные трассы, июль перерос в новую фазу противостояния и ожесточенных боев. Активная оборона противника требовала нового количества бронетехники и артиллерии. Для успешных контратак боевикам необходимы были танки. Во второй декаде июля РФ передавала боевикам танки ротными комплектами за день. Именно в июле такие подразделения как «Звезда» («ЛНВ»), «Оплот» и «Восток» («ДНР») получили свои первые танки. «Звезда» имела в своем подчинении 10 танков Т-64БВ. Первой потери они понесли 21 июля в бою за Георгіївку, когда они попытались контратаковать освобожден украинскими военными село. Вражеский танк был уничтожен нашим танком. 22 июля боевики попытались атаковать позиции ВСУ в районе Кожевні, где во время атаки потеряли один танк, который был уничтожен расчетом ПТРК 79 Оаэмбр.
Уничтожен бойцами 79 Оаэмбр вражеский танк неподалеку Кожевні
Еще один танк не справился с управлением и упал в болото. 28 июля подразделения 95 Оаэмбр при поддержке 30 ОМБр зашли в Степановку, где уничтожили вражеский танк (с помощью артиллерии) и еще один захватили. Июль принес «Оплота» более 10 танков Т-64БВ, «Восхода» в районе 5-6. Август стал самым массовым для «военторга». РФ поставляла сепаратистам как относительно новые танки (Т-72Б образца 1989 года с ДЗ «Контакт-5»), так и устаревшие танки Т-64А. Только танков Т-64А для формирования «Оплот» было передано не менее 15 единиц.
Август стал самым горячим месяцем во всех смыслах этого слова. Практически каждый день шли «караваны» с танками, БМП, другой бронированной техникой, боеприпасами и живой силой. В августе появились и первые передовые отряды русской армии. В частности, 17 и 18 ОМСБр на новых танках Т-72Б3 и Т-72Б соответственно. 13 августа в бою у деревни Никифорово был поврежден один Т-72Б и уничтожен еще один такой же танк с 18 ОМСБр ВС РФ. В боях за Степановку получил повреждение Т-72Б3. 14 августа луганские боевики пошли в атаку на село Хрящеватое и Новосвітлівку, где в бою потеряли два танка. Один танк потерпел попадание из РПГ, сделанной бойцами «Айдара» и был добит танком 24 ОМБр. Еще один вражеский Т-72Б был уничтожен танкистами 24 ОМБр в Новосвітлівці.
Уничтожен украинскими танкистами Т-72Б боевиков в Новосвітлівці 14 августа 2014 года
20 августа в бою за Георгіївку был уничтожен с МТ-12 «Рапира» танк Т-72Б образца 1989 года, который принадлежал 35 ОМСБр ВС РФ.
Уже в боях под Іловайськом было 3 Т-72Б3 и поврежден еще один Т-72Б3 из 6 ОТБр ВС РФ за помощью РПГ и ПТРК. 29 августа было уничтожено 2 Т-72БА, которые принадлежали 21 ОМСБр ВС РФ (как они были уничтожены — до сих пор является загадкой).
Уничтожен российский Т-72Б3 неподалеку Иловайска»
О один бой хотелось бы написать отдельно. 24 августа 2014 года на БП 51 ОМБр возле села Оленевка и Сигнальное, что неподалеку от самого Донецка, наступало 8 вражеских танков. Это самая большая зафиксирована танковая атака за все годы войны. Даже во время боев за Дебальцево на один ОП или БП не наступало одновременно 8 танков (бывало так, что наступало 3-4 и еще 1-2). То есть все 8 машин двигались по полю и трассе, ведя огонь по позициям 51 ОМБр. На данный момент мне удалось установить все бортовые номера машин, которые участвовали в том бою со стороны противника. Это подтвержденный факт. Противник задействовал 1 Т-64А, два Т-64БВ и 5 танков Т-72Б. Данная бронетехника принадлежала подразделения «Оплот». В бою один вражеский Т-64БВ потерпел попадание из «Рапиры» и отступил (в дальнейшем за понесенные повреждения танк оказался небоеспособным и был списанным), еще один Т-64БВ был уничтожен украинским танком. Один Т-72Б уничтожили из РПГ-7 пехотинцы. Еще два танка, противник бросил на поле боя. Таким образом за один бой «Оплот» оставил на поле боя 4 танка и отступил на 4 (фактически на троих, поскольку один танк за повреждения отступил раньше).
В дальнейших осенних и зимних боях за ДАП и Дебальцево 1 и 2 АК потеряли значительно больше танков, но это уже тема для другой статьи.
За летнюю кампанию 14-го года противник потерял небольшое количество бронетехники. Особенно если это сопоставить с тем, сколько они ее получили. По моим собственным подсчетам, которые не могут быть точными на все 100%, в период с июня по август НЗФ получили более 120 танков из РФ различных модификаций. В некоторых подразделениях было по 2-3 танка (как ву подразделе «Степь», 2-й казачий батальон, ДШБ), а в некоторых по 35-40 (как в «Оплоте»).
Дмитрий Путята, для «Цензор.НЕТ»
Источник: https://censor.net.ua/r3075729 РЕЗОНАНСНЫЕ НОВОСТИ