Генеральный штаб обнародовал результаты опроса среди военнослужащих ВСУ о причинах увольнений из армии. Выяснилось, что военные хотят уйти из армии не только из-за небольшого денежного содержания.
Вторыми важными причинами называются длительное пребывание в зоне боевых действий, негативное отношение родственников к военной службе, а также высокие физические и моральные нагрузки. В то же время, в Генштабе рассчитывают, что многие военные пересмотрят свое решение, если им повысят денежное содержание.
«Нарушение паритета с гражданским населением»
В конце июля министр обороны Степан Полторак в письме премьер-министру Владимиру Гройсману сообщил о массовых увольнениях военнослужащих. «Только за январь – июнь текущего года из рядов Вооруженных сил уволились более 11 тысяч офицеров и контрактников, которые имели военный опыт. По результатам проведенного опроса, до конца 2018 года из армии намерены уйти еще более 18 тысяч военнослужащих, получивших право уволиться со службы», — написал Полторак в письме.
Министр указал, что 36% военнослужащих главной причиной своего увольнения считают низкий уровень денежного обеспечения. Глава военного ведомства напомнил, что в начале 2016 года минимальный размер денежного содержания начал составлять 7 тыс. грн.: «Это была довольно значительная сумма, которая составляла около 5 размеров минимальной зарплаты и почти 1,6 размера среднемесячной зарплаты по стране в целом».
Однако после повышения с 1 января 2017 года социальных стандартов оплаты труда, это соотношение снизилось до 2,2 и 0,89, соответственно. «Это привело к ухудшению материального состояния военнослужащих и нарушению паритета с гражданским населением», — отметил министр. В письме указывается, что сейчас минимальный размер денежного обеспечения военнослужащих после года службы составляет 7,5 тыс. грн, а средняя зарплата, по состоянию на май – 8,7 тыс.
Чтобы остановить отток специалистов, Степан Полторак предложил Владимиру Гройсману с 1 октября 2018 года повысить минимальные размеры денежного содержания для рядовых до 9 тыс. грн, а для офицеров – до 15,3 тыс. грн. Как отмечается в письме, для этого правительство во автором полугодии 2018 года должно будет дополнительно выделить 4,5 млрд гривен.
Не в деньгах счастье
На прошлой неделе Генеральный штаб опубликовал результаты опроса, о котором говорил министр. По данным пресс-службы ГШ, исследование проводилось со 2 по 7 июля сотрудниками Научно-методического центра кадровой работы Минобороны и Научно-исследовательского центра гуманитарных проблем ВСУ. В нем приняли участие 989 военнослужащих, вышедших из зоны выполнения задач Операции объединенных сил. Всего методом анкетирования было опрошено 989 человек, в том числе 45,5% солдат, 40,2% сержантов, 8,7% младших и 5,6% старших офицеров.
Как следует из результатов опроса, низкое денежное содержание, как возможную причину для увольнения, указали 36,1% человек. Однако этот фактор занимает только второе место — 42,9% военнослужащих недовольны длительным пребыванием в районе проведения ООС. В качестве причины для написания доклада, эти же люди указали семейные обстоятельства, чрезмерные служебные, физические и нравственные нагрузки при ведении боевых действий, а также негативное отношение к военной службе со стороны членов своих семей.
На третьем месте в опросе (32,2%) стоит низкий уровень социальной и правовой защиты военнослужащих и членов их семей, проблемы с жилищным обеспечением, в том числе недостаточная компенсация за поднаем жилья либо полное отсутствие таковой.
27,7% военнослужащих поясняют свое желание уйти из армии неудовлетворительным состоянием техники и вооружения. Уволившийся танкист 30-й механизированной бригады с позывным «Сталкер» отмечает, что нарекания вызывали даже модернизированные образцы вооружений. «Я видел танки «Булат» (БМ «Булат» — модернизированный в Украине вариант советского танка Т-64, – Авт.). Сам по себе танк неплохой, но двигатель греется, потому что много всего нового повесили на корпус», — пояснил танкист.
Также 20,8% военнослужащих назвали низкий уровень профессиональных и морально-деловых качеств командиров; 18,8% удаленность места службы от дома и 13,2% отсутствие перспектив карьерного и профессионального роста в армии.
О других причинах увольнений из рядов Вооруженных сил, читайте в материале Цензор.НЕТ.
Покос травы вместо свадьбы
Как пояснили «Цензору» в пресс-службе Генштаба ВСУ, названные цифры в 11 тысяч уволившихся и еще 18 тысяч, выразивших намерение уйти из армии, составляют 46% от общего числа военнослужащих, получивших право на увольнение. «По состоянию на 31 июля, среди 11 тыс. уже удалившихся от армию людей насчитывается 86 офицеров младшего возраста – в звании младший лейтенант и лейтенант, а также около 2,5 тыс. военнослужащих, имеющих срок прохождения службы более 20 лет», — уточнили в пресс-службе Генштаба.
Опрошенные «Цензором» бойцы, которые уже ушли либо хотят уйти из Вооруженных сил, также отмечают, что деньги – лишь одна из причин. «Больше 20 тысяч в месяц, как на военной службе, я на гражданке нигде не заработаю, — рассказал «Цензору» лейтенант, участник боев на мариупольском направлении, на Бахмутской трассе и под Авдеевкой. — Однако не все измеряется деньгами. Зачем вообще нужны деньги, если семьи распадаются, у людей возникают нервные расстройства, а дома ты бываешь пару раз в год? По моему мнению, наиболее распространенная причина — это плохое отношение к военнослужащим, отсутствие выходных, отпусков, ненормированный рабочий день, произвол старших начальников».
«Сталкер» привел пример невнимательного отношения к нуждам подчиненных. Одному из бойцов его взвода не позволили уехать на роспись с невестой, потому что командованию нужны были люди для покоса травы. «Очень часто командование ставит задачи, не интересуясь можно ли их выполнить. Однажды наше подразделение занимало позиции в посадке. К нам приехала проверка, и я услышал разговор комбата с начальником штаба батальона. Мол, проверяющие требуют каждую неделю обновлять маскировку на танках. То есть, раз за разом рубить деревья, чтобы обкладывать ими технику. Да мы один раз эти танки с трудом замаскировали, потому что в посадке элементарно не хватало деревьев», — вспомнил «Сталкер».
Сохранившаяся в армии «атмосфера совка» — это еще одна причина, которая отбивает у солдат желание служит. «Бумаги, бумаги и еще раз бумаги. Неважно сколько людей у тебя есть в наличии. Главное, чтобы по бумагам было все хорошо», — отметил «Сталкер». Между тем, по словам лейтенанта, во многих подразделениях недобор личного состава составляет порядка 50%. Офицер одной из механизированных бригад ВСУ подтверждает выводы своих коллег: «Очень сильно достала так называемая УПА – «Украинская бумажная армия». Это советская бюрократия, тонны разных бумажек – отчетов, приказов, без которых в армии и шагу ступит не дают».
Впрочем, было бы совершенно неправильно утверждать, что все военнослужащие недовольны условиями прохождения службы. «Я уволился семь месяцев назад. Из-за повреждения позвоночника, полученного во время прыжков с парашютом. А так бы остался служит еще на час», — рассказал боец 79-й ДШБ Олег («Апач»), ушедший добровольцем на фронт в первый год войны.
По его словам, ситуация со снабжением армии и денежным обеспечением сейчас значительно улучшилась. «Молодые становятся старше. Так появляется профессия военного, растет престиж службы в армии. Строятся общежития, будет меняться Устав. И это хорошо. А уходят те, кому не по нраву армейская дисциплина», — полагает «Апач».
Как сохранить людей
Как бы там ни было, но при самом худшем сценарии, армия к концу года может останется почти 30 тысяч опытных бойцов. Можно ли оставить их на службе, и какие меры для этого предпринимаются?
С точки зрения простых военнослужащих, улучшить ситуацию могло бы решение ряда бытовых проблем. «Заставьте начальников выполнять то, что написано в законе: обеспечьте нормированный рабочий день, реальные выходные, компенсацию за наряды и дежурства, предоставьте людям отпуска, на которые имеют право участники АТО», — полагает лейтенант.
По мнению «Сталкера», 30-дневный отпуск – это мало для военнослужащих, которые имеют семью и не видят ее месяцами. «Иногда не совсем понятно, по какой системе выплачиваются боевые надбавки и зарплата. Однажды я выяснил, что один командир танка получал 10,2 тыс. грн, а я – заместитель командира взвода – 9,6 тыс. При этом моя должность выше», — добавил танкист.
В Генштабе называют и другие методы мотивации, которые могли бы привлечь в армию дополнительное количество контрактников. К примеру, в 2018 году введено единовременное денежное вознаграждение за заключение первого контракта. Для рядовых оно составляет 14,1 тыс. грн, для сержантов — 15,8 тыс. грн. и для офицеров – 17,6 тыс. грн. «Прогнозируется, что в случае принятия положительного решения по повышению денежного обеспечения, значительная часть военнослужащих изменит намерения об увольнении из рядов Вооруженных Сил Украины», — отмечают в пресс-службе ГШ.
Впрочем, те, кто все-таки решит уволиться, все равно останутся в поле зрения Вооруженных сил. Их зачислят в резерв первой очереди, чтобы немедленно призвать в случае мобилизации.
Источник: https://censor.net.ua/r3081772 РЕЗОНАНСНЫЕ НОВОСТИ