Год назад доброволец Александр Чуб рассказал «Цензору» про детский лагерь «Пестрые Еноты» как один из организаторов, — недавно мы поговорили с ним о «Енотов» в условиях карантина.
***
В этом году принимать заявки на лагерь мы начали в феврале — и получили их свыше 300 еще до карантина. А когда он начался, отказалось немного — буквально 20 семей, на тот момент мы уже имели около 200 предварительных оплат.
Я осознаю, что прежде всего позаботиться о безопасности и здоровье детей на период лагеря имею я. Поэтому мы искали лаборатории и разговаривали с ними относительно проведения ПЦР-тестов, но возникает проблема цены – это дополнительно 2 тысячи грн на каждую семью, или нам ставили настолько неудобные условия, чтобы делать скидки, что я был бы вынужден обязать 100 семей со всей Украины явиться в Киев. В результате от этой идеи я отказался — и мы разработали определенный протокол. Решили, что максимально придерживаемся требований по предотвращению попадания вируса в наш лагерь. Поскольку Униж (место, где проводится лагерь) уединенный, – сама деревня находится в километре от локации и в основном там немного домов с бабками, которые никуда не ездят, — опасности заразиться нет на месте. Наша задача – привезти туда здоровых людей и не допустить попадания вируса в группу.
Относительно детей, еще в Киеве наши медики мірятимуть каждому температуру, обязательными являются справки от педиатра 079-У. Плюс будет дезинфекция транспорта, на котором мы поедем. Прибыв, все должны помыться, сдать одежду в стирку. У нас также будет журнал учета ежедневной температуры на каждого участника лагеря. Еще мы имеем экспресс-тесты на выявление Covid-19. И если вдруг у кого-то он будет положительный, мы отвозим ребенка в инфекционное отделение Ивано-Франковска — у нас есть договоренность с больницей. Ну а родители других детей будут проинформированы о соблюдении самоизоляции.
Но несмотря на все сложности, я сторонник того, что активное и оживленное лето на свежем воздухе принесет больше пользы детям, с точки зрения физического и психического здоровья, чем изоляция дома. И судя по количеству заявок после карантина, родители не боятся отпускать детей к нам.
Почему дети выбирают именно «Пестрых Енотов», «Цензору» рассказали двое непосредственных участников лагеря:
15-летней Власти приобщиться к «енотов» предложила ее подруга. До этого девочка никогда не отдыхала в такой способ, поэтому попробовать было и интересно, и страшно одновременно:
«Вообще, я не ожидала, что там будет так круто. Это было зимой, и я думала, что большинство времени мы будем скучать. Однако у нас был и спорт, и творчество, и очень интересная работа с психологом Мариной. Когда я пообщались с ней поближе, поняла: если что-то с тобой случается– сто процентов будет помощь. Например, у одной моей новой подруги был непростой период – она ходила очень грустная. Когда они поговорили с психологом — ей стало намного лучше. Марина умеет слушать детей – это очень важно. Хотя, в принципе, это касается всех инструкторов. Меня очень подкупило то, что они общаются с тобой почти на равных.
Например, Толик Стеліга отвечает за спорт – он очень яркий, солнечный. Когда мы все вместе играли в снежки, казалось, будто он тоже ребенок, было очень весело. Дома я занимаюсь боксом и плаванием — я непоседливая, мне интересно что-то познавать. Поэтому какие-то новые виды спорта, которые я не пробовала, – мне очень понравились. Это и альпинизм, и особенно лыжи.
А вот с нашим ментором отделения Оксаной я вообще проводила немало времени. И даже не чувствовалось, что она немного старше, было впечатление, что мы знакомы очень давно.
А еще в «єнотах» я услышала столько комплиментов в свой адрес и от детей, и от инструкторов, сколько не слышала за всю свою жизнь. Когда приехала домой, наверное, самооценка поднялась раза в три. В целом скажу, что этот лагерь очень вдохновляет творить, даже жить. И в этом году мне предложили поехать в «Енотов» помощником – я очень довольна, буду теперь там не только как участник.»
Тринадцатилетний Святослав тоже мечтает стать помощником или инструктором в лагере, когда подрастет. Парень с «енотами» от начала – 4 заезды плюс несколько походов вместе, и изменять традиции не собирается – этим летом планирует посетить лагерь дважды:
«Когда я впервые туда попал, мне понравилась непринужденная и дружеская атмосфера. Хотя я был шокирован, что у меня забрали телефон и выделили определенное время для пользования, но потом я понял, что он мне там и не нужен.
В «єнотах» время проводишь очень насыщенно. Летом мне больше всего нравятся сплавы по Днестру на рафтах – впечатлений куча. А вот зимой игра в снежки с инструкторами – это что-то невероятное, очень весело. Вообще, по поводу инструкторов – у них все время немало интересных задумок, думаю, не каждый человек способен столько всего придумать.
Еще мне очень нравится психогра и занятия с Ведьмой (Псевдоним инструктора по рукоделию) – с ней мы много чего делаем руками. Например, настоящую снежную пулю, или амулет из ниток «Ловец снов». Еще у нас были уроки рисования. Иногда мы в такой способ рассказывали свои проблемы на листах бумаги, а затем их сжигали. Теперь дома, когда мне грустно, я нередко рисую.
Общаемся мы в лагере украинской и часто практикуем английский. Вообще, во многом наша жизнь там напоминает хорошую семью — было бы очень классно, если бы такое взаимодействие, как в лагере, можно было перенести в школу.
Психолог Марина Липич и инструктор по спорту Толик Стеліга поделились соображениями, что, по их мнению, самое главное во взаимодействии с детьми.
Марина:
У меня двое детей – 13 и 12 лет. И к психологии я пришла через собственный опыт, пожалуй, с запросом как мама, которая хотела понять, как лучше установить и наладить отношения с детьми. Уже три года я занимаюсь этим профессионально. В «Пестрых Єнотах» я с прошлого сезона. И за это время пришлось поработать примерно с пятьюстами детьми.
В лагерях взрослый имеет возможность долюбити своего внутреннего ребенка, это позволяет сделать формат «енотов» — там инструкторы взаимодействуют с детьми на равных – и последних это впечатляет.
Моя главная задача – наблюдать. Дети все с разным уровнем адаптации , и если кому-то сложно привыкнуть или найти общий язык со сверстниками – мы говорим с ними на эту тему. Детей можно адаптировать через игру, мои занятия называются «Психогра»: и я выстроила их так, что контакт я устанавливаю уже во время знакомства — и чувствую, в каком настроении ребенок. А некоторые родители сами рассказывают о каких-то особенностях своих сыновей и дочерей, а я нотую.
То, что для наших «енотов» игра, для меня — материал для практического подтверждения того, что я чувствую по каждому ребенку. И больше всего меня удивило то, что , когда детей сопровождать, быть с ними в контакте, просто их слышать — они открываются и чувствуют, что им здесь безопасно. И основное, что я имею сделать в лагере — создать такую атмосферу, где им уютно и спокойно. Однако в игре есть четкие правила, ведь дети, они как река, если без берегов – снесет все на своем пути. И правил у нас немного : уважение друг к другу; общение на украинском языке – уважение к стране, в которой мы живем, уважение к природе. И эти правила очень помогают, они направляют.
Первые мои занятия — диагностические или на ознакомление: дети рисуют, придумывают какую-то историю. А на следующие я уже даю им инструмент, как самим преодолевать ту, или иную эмоцию. На самом деле дети сейчас очень продвинутые и очень хорошо понимают свои состояния, поэтому они меня учат не меньше, чем я их.
У нас есть дети участников боевых действий, дети погибших, а поскольку групповая динамика очень терапевтическая, они позволяют себе поговорить о своей боли. И в то же время в этих группах есть и те, кто не знают о войне, поэтому и для первых, и для вторых — это возможность друг друга понять, поддержать.
А еще у нас есть «день наоборот», когда дети — инструкторы, а мы – дети. Это такая очень классная и поучительная игра, где каждый может посмотреть на себя со стороны.
Я даю обратную связь, если от родителей есть запрос. А также поддерживаю контакты потом, то есть коммуникация идет — и мне приятно, что родители мне доверяют. А еще в этом году зимой у нас были «Пестрые встречи» в Киеве – мы собирались для просмотра фильмов или творчества. Мне очень хотелось увидеть, как дети развиваются, как изменились, что у них происходит в жизни. Это то, чего мы хотим, чтобы не только провести лето и забыть об этом, а долго поддерживать этот контакт. Детям важно иметь авторитетов в жизни – они опираются на это, и с помощью этого реализовываются, проявляют свои таланты, способности.
Нередко бывает, что после лагерей «еноты» просятся быть помощниками или волонтерами на следующие заезды. То есть им интересно присоединиться к проекту уже в другой роли. И это уже нечто больше, чем лагерь – формирование сообщества.
Если подытожить — на конец лагеря, я, как правило, наблюдаю разительные перемены в детях. У меня хранятся вязки сердечек, что мы делали вместе, где каждый ребенок писала, что она получила за 10 дней — какие-то навыки, новые знакомства, впечатления. И когда я читала их записки – плакала от их искренности и от перевоплощения некоторых детей. Когда из застенчивой девочки или мальчика я вижу уверенного в себе человека – это впечатляет. А когда такой ребенок проявляет себя на нашем шоу талантов дает обратный фидбек – тем более. И это какое-то чудо, когда ты видишь результаты не только в момент лагеря, а затем в течение года. Меня, как психолога, это очень радует и вдохновляет.
Толик:
Я тренер по фри-файту. Уже шестой год веду занятия в спортклубе «Характерник» в Тернополе. Мы занимаемся с детьми, и одно из направлений нашей работы – организация детских летних лагерей.
Как-то я познакомился с Александром Чубом — и он предложил присоединиться к их команде инструктором, который будет отвечать за спорт. Так и началось наше сотрудничество. Мне Челка очень зашел, как организатор и руководитель. Он прислушался к тому, что я советовал. Интересовался моим мнением. А когда тебя ценят – это важно. Мне очень понравилось, что в лагере у каждого из инструкторов есть не просто обязанность, но и большое желание заниматься с детьми. Все выкладываются по полной, чтобы не оставить «енотов» равнодушными, и чтобы все было на высоком уровне.
Александр Чуб
Относительно меня — вроде с взрослыми работать проще, но с детьми – увлекательно. К ним я отношусь, как к полноценно сформированных людей, которые учатся быть взрослыми и ориентируются на определенные авторитеты. Просто им надо четко ставить задачи и разъяснять все более подробно. С детьми надо или договариваться, или поощрять – не заставлять. Все, что делается не по желанию, мне кажется, обречено на провал. Относительно дисциплины в группе – это важно, но она максимально для того, чтобы держать безопасность и внимание детей. Мне не нравится, когда это все переходит в абсурд, что дети боятся даже чихнуть. То есть дисциплина – это лишь вспомогательный инструмент, а не самоцель.
Кроме фри-файту мы проводим занятия по тач-регби , футбола, волейбола, ну и утренние движухи. Поскольку возрастные категории разные, я стараюсь подобрать упражнения согласно возрасту, если это маленькие дети – даю общеразвивающие вещи, однако, чтобы им было интересно: мы много прыгаем, перемещаемся необычным способом, ползаем и так далее. Плюс какие-то элементы ударов или бросков. А со старшими я наоборот стараюсь налегать именно на предмет.
Каждый год я стараюсь менять и совершенствовать программу , потому что есть определенный процент детей, которые к нам приезжают регулярно, и хочется, чтобы они познавали что-то новое. Поэтому я стараюсь разнообразить занятия, но на самом деле, фри-файт очень разносторонний.
Конечно, есть дети не спортивные по натуре. И таких немало. Но у нас можно не сидеть все занятия, а попробовать лишь 15 минут , то есть на это время ты даешь кредит доверия инструктору, а если тебе не заходит занятия, ты можешь сказать, что сорри, мне не ок, я иду — и приобщиться к какой-то другой активности.
Лагерь, который мы планируем на июнь, будет очень насыщенный спортом – и для меня это вызов, в смысле, чтобы не перегрузить «енотов». Я составил программу с различными тренировками. Будут занятия и на улице, и в воде, и в новом спортзале – все максимально разнообразно.
Кроме всего, моя главная работа – мотивировать, чтобы вернувшись домой дети заинтересовались каким-то видом спорта и начали посещать какие-то секции. И как показывает практика – мне это удается.
За год «Пестрые Еноты» выросли в еще более привлекательное место, где можно провести 10 незабываемых дней. Саша Чуб о новинках, чтопоявились в табори:
«Мы очень много вложили в улучшение локации : загнали туда бульдозер — сделали конкретный ландшафтный дизайн, газоны — территория стала на порядок безопаснее и привлекательнее. Теперь мы имеем два сада общей площадью около двух гектаров. Там будут игровые зоны, гамаки, чтобы в свободную минуту наши «еноты» могли отдыхать. Подмарафетили жилые корпуса, плюс еще один достраивается, чтобы их можно было разделить на мальчишеский и девчачий — увеличить пространство, так, как требует ситуация с вирусом. Еще будет три дополнительных помещения для занятий, если на улице дождь. Хотя все равно акцент у нас на занятиях на открытом пространстве – и, конечно, такие места будут защищены от солнца.
Благодаря поддержке БУРу (Проект «Строим Украину Вместе») и конкретно программе BUR.LAB, мы запускаем детскую мастерскую, где дети смогут делать какие-то поделки на максимально безопасных станках. Уже оборудовано помещение, закуплены инструменты . А еще у нас будет крытый спортзал с матами, хотя коронавирус нам помешал накрыть здоровенный ангар, поэтому мы его перенесли в другое помещение.
Для веревочного парка я закупил 800 метров качественной веревки, и за счет гранта для ветеранов «МОМ» (Международная организация по миграции), мы купили часть снаряжение: каски, системы и зацепы, карабины — теперь наш веревочный парк будет круче прошлогоднего. Однако некоторые суперзадумки, которые имели бы тянуть инвестиции, мы все еще не смогли воплотить.
Этим летом будет пять лагерей, то есть даже шесть, потому что два будут идти параллельно в разных корпусах. Один из них — для самых маленьких. Это наша экспериментальная программа «Еноты-малыши» — для детей с шести лет. Будем потихоньку показывать малышам, что такое активный образ жизни.
Цены на лагерь — 7,500 цена для тех, кто впервые
Для бывалых – 15% скидки
Для детей УБД – 30%»
Сайт:
https://strokatienoty.club/
страница в Facebook:
https://www.facebook.com/strokatienoty/
Карточка для сбора средств на лагеря для детей погибших и тяжело раненых:
ПриватБанк
Александр Чуб
5168742717377299Источник: https://censor.net.ua/r3126622
Вика Ясинская, Цензор.НЕТ
Источник: https://censor.net.ua/r3202603 РЕЗОНАНСНЫЕ НОВОСТИ