Нужно системно работать, чтобы австрийцы осознали, что «великая русская культура» не может быть оправданием преступлений России, – основательница фестиваля украинской культуры в Австрии Александра Саенко

Александра Саенко – неофициальный посол Украины в Австрии. Со времени своего переезда в Вену семь лет назад она развернула системную кампанию по продвижению украинской идеи, культуры и места в Европе. Соорганизатор венского Євромайдану, организатор гуманитарных акций (лечение раненых, отдыха детей в Астрії), делегатка Венского международного марафона от Украины.

Общественная организация, которую возглавляет Александра, что два года проводит фестиваль UStream и понемногу меняет отношение австрийцев к Украины в сторону позитива. Чтобы этого достичь, а также чтобы прочно закрепить в умах европейцев место Украины, отдельное от России, необходима долгая и масштабная работа, считает она. Кроме того, она выступает продюсером оперы «Вышитый» об австрийского эрцгерцога, который мог стать королем Украины. Эта грандиозная постановка и масштаб привлечения художников с мировым именем обещают, что мы увидим выдающееся событие.

2019-й стал Двусторонним годом культуры Австрия-Украина – впервые в истории билатеральных отношений. То есть в Украине длился год культуры Австрии, а в Австрии – соответственно, украинский год. Что это событие значит для имиджа Украины и насколько удается изменять укоренившиеся в Европе стереотипы? Цензор.НЕТ пообщался с госпожой Саенко о эти перспективы и будущие проекты – в частности, о грандиозную постановку оперы о Василия Вышиваного.

АВСТРИЙСКО-УКРАИНСКИЙ ДВУСТОРОННИЙ ГОД КУЛЬТУРЫ СТАЛ САМОЙ МАСШТАБНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ УКРАИНЫ ЗА РУБЕЖОМ

— О билатеральный год было высказано немало восторгов со стороны художников и экспертов. Австрия в Украине представила свою замечательную программу. Для Украины это была прекрасная возможность презентовать себя и свое современное искусство в Австрии. Расскажите из первых уст: как реагировала австрийская публика?

— С обеих сторон происходили десятки событий. Я наблюдала за происходящим и была привлечена к организации отдельных мероприятий в Вене. Это действительно была самая масштабная презентация украинской культуры за рубежом. Очень разнообразные мероприятия и насыщенную программу предложил Украинский институт.

По стечению обстоятельств, в этом же году, весной, проходил наш фестиваль UStream, который, конечно, нельзя сравнивать по масштабам с целым годом.

В целом программа Года содержала, кажется, около 50 мероприятий. И наш концерт также стал частью официальной программы. Он происходил в том самом концертном заведении, престижном Wiener Konzerthaus, где 100 лет назад состоялись первые концерты Украинской Республиканской Капеллы под руководством Александра Кошица, то есть, там, где зарождалась украинская культурная дипломатия. Именно поэтому мы объявили этот концерт юбилейным и попросили нашу легенду – Мирослава Михайловича Скорика – по этому случаю написать вокальный цикл на стихи Богдана-Игоря Антонича. Мировая премьера состоялась именно в Вене, мы пригласили Мирослава Михайловича, и это было очень символично. Первый его концерт в Вене состоялся в 1965 году, второй – и, как мы теперь понимаем, к сожалению, последний – в 2019, в рамках фестиваля UStream и Двустороннего года культуры Украина-Австрия.

Мирослав Скорик во время своего второго и последнего визита в Вену.

Наша публика – не только украинцы, но и австрийцы, – были счастливы встретиться с живой легендой, ведь поклонники академической музыки очень хорошо знают творчество Скорика, тем более – такая музыкальная нация, как австрийцы.

Концепция прошлогоднего фестиваля, которую мы хотим развивать в дальнейшем, – Reinvented Ukraine, заново открытая, неизвестная ранее Украина.

Наш фестиваль получил грант от мэрии Вены, что является своеобразным знаком качества, ведь на грант подается около тысячи проектов. Сумма небольшая, однако иметь логотип мэрии на афишах фестиваля – это символично и престижно. Генеральным спонсором стала австрийская компания. Это также знаково, потому что эта компания не ведет бизнес в Украине и не имеет потребности в PR-мероприятиях для украинских целевых аудиторий. Австрийцы чувствительны к культуре, поддерживать творческие мероприятия для них является элементом престижа. И тот факт, что австрийская компания захотела быть нашим генеральным спонсором и обратиться к своим партнерам, является также признанием высокого художественного уровня фестиваля. Произнеся речь со сцены перед началом концерта, президент компании фактически сделал мое дело, а мое дело – это продвижение Украины. Он сказал, что Украина – прекрасная страна, и искусство ее – замечательное. На концерте присутствовали его почетные гости, бизнесмены, банкиры. Было приятно услышать, что и на следующий день ему звонили и благодарили за прекрасное событие. Наши спонсоры настолько болеют за нас, что даже бежали вместе с украинскими участниками команды UStream марафонскую эстафету.

— Как реагировали австрийцы на события Года?

— Абсолютно на всех мероприятиях я видела австрийских дипломатов, они давали очень хорошие отзывы. Знакомый дипломат, который много лет работает в Украине, сказал мне, что нам нужно больше таких чиновников как Украинский институт и Владимир Шейко.

Что все отметили, так это то, что, несмотря на организационные сложности, УИ начал много партнерских отношений. И среди австрийских институтов, в том числе, что является хорошим фундаментом для будущей деятельности. Поддерживали и помогали Украинскому институту также украинские общественные организации и частные лица.

Словом, я вижу системные наработки, которые можно развивать. Австрийско-украинский год стал пилотным проектом, который можно и необходимо масштабировать на другие страны.

— По официальной информации, организаторами Года были Австрийский культурный форум и Посольство Республики Австрия в Украине – с одной стороны, и Украинский институт и Посольство Украины в Австрии – с другой. В своих публичных выступлениях посол Щерба говорил, что жалеет, что треков было два, и что он желал бы «более партнерских отношений УИ с украинскими дипломатами». О чем речь?

— Посольство с самого начала выбрало неудачную коммуникационную политику, при которой, в частности, меры анонсувались и освещались тенденциозно, по принципу «свои-не свои». Большое значение для зрительской аудитории это не мало, ведь информация, которая подается посольством, ориентированная прежде всего на потребление украинским сегментом соцсети. Однако эта позиция не осталась без внимания коллег из австрийского МИД. Кулуарно обсуждали все и пожимали плечами. Вслух об этом говорят единицы, но они есть.

В течение последних месяцев ситуация ухудшилась. Тональность посла Щербы стала на удивление агрессивной, а его высказывания в адрес Украинского Института похожи больше не на профессиональную дискуссию, а на травлю. О мотивах можно догадываться, сам же Щерба неоднократно подчеркивал свое недовольство распределением финансирования, которое получил в 2019 году УИ и не получило Посольство.

Все это видят, но тоже публично не говорят. Однако в нашем случае, в отличие от австрийцев, такая позиция является признаком, скорее, не «дипломатичности», а в отсутствии смелости и наличии конъюнктурной беспринципности. Умалчивая и терпя подобные ситуации, мы не станем нацией, которую в цивилизованном мире воспринимают как зрелого партнера. Надеюсь, украинские дипломаты способны осознать, исправить и в будущем избегать подобных досадных ошибок.

Анимированная проєкція украинских советских мозаик во время фестиваля электронной музыки «Украинская ночь» в Вене.

— В нашем прошлом интервью вы говорили о том, что австрийцы только начинают открывать для себя Украину, поэтому специализированные культурные СМИ практически не пишут о наших писателях и события фестиваля. Есть ли изменения в этом?

— Мне лично не удалось достучаться до культурных редакций. Но важно, что уже есть определенная аудитория австрийцев, которые ходят на наши мероприятия. В 2017 году мы привозили в Вену оперу-реквием IYOV формации Nova Opera. Позже ее признали одним из десяти лучших музыкальных театральных произведений современности. А тогда наши венские посетители очень благодарили за то, что имели возможность ее увидеть. О мероприятиях Года публикации были, и, на мой взгляд, представлены они были очень неплохо: неделя Украины на Klassik Radio, телевизионные репортажи, публикации в печатных СМИ.

А уже после завершения Года, этой весной мы имели весомый повод радоваться за внимание к Украине со стороны СМИ: на главном австрийском радиоканале Ö1, что является частью национальной телерадиокомпании ORF и рассказывает о культуре, 10 дней длился цикл программ, посвященных Украине. Сделав запрос в пресслужбу ORF, я получила подробную информацию.

Проект Nebenan («По соседству») существует много лет и рассказывает о страны-соседи ЕС. На этот раз объектом внимания стала Украина. Вдумайтесь: на радио, которое слушают в среднем 700 тыс. слушателей ежедневно, с 22 по 31 мая прозвучало 46 программ общей продолжительностью 1540 минут авторства около 30 журналистов и редакторов.

В эфире прозвучали произведения украинских композиторов и концерты украинских музыкантов, исторические и краеведческие очерки, литературные чтения, интервью с выдающимися украинцами, репортажи о современную политическую и социальную ситуацию. Готовился проект начиная с осени 2019 года.

Я обратила внимание, что, хоть редакции работали самостоятельно, большое количество, например, музыкальных программ имели в фокусе внимания композиторов и музыкантов, которые были частью программы двустороннего года, то есть, можем говорить о определенный кумулятивный эффект той работы. Эти десять дней стали настоящим прорывом для Украины в смысле внимания СМИ – и по количеству, и по качеству.

ДЕСЯТЬ ЛЕТ НАЗАД АВСТРИЙЦЫ НЕ РАЗЛИЧАЛИ УКРАИНУ И РОССИЮ. СЕГОДНЯ УЖЕ РАЗЛИЧАЮТ И ПОНИМАЮТ НАСТРОЕНИЕ УКРАИНЦЕВ

— Вы рассказывали о нюансах восприятия Украины в Австрии, когда по инерции не отделяют Украины и ее культуры от русской. Несколько месяцев назад сменилась власть. В публичной риторике звучат другие месседжи?

— Как бы не хотелось, не могу пока признать, что публичная риторика существенно изменилась. Положительно для Украины можно оценивать то, что после перевыборов в результате Ибица-гейта Австрийская партия свободы, партнер «Единой России», уже не является участником правящей коалиции. Помню, как после предыдущих выборов, когда свободовцы после длительного перерыва снова получили места в парламенте и квоты в правительстве, некоторые украинские публичные спикеры заявляли, что это ничего не значит в украинско-российском вопросе и не приведет к смене курса. Однако Карин Кнайссль, министр иностранных дел этой партии, сразу же учредила отдельный департамент по делам России и назначила личную подругу Путина его директором. Департамент продолжает работать и после перевыборов при новом министре.

Здесь также действует много российских организаций. Чтобы изменить доминирование российского повестки дня и отношение к Украине в Австрии, нам нужно работать много лет.

С теми, кто нам симпатизирует, кто хочет разобраться в ситуации, получается находить общий язык. Еще в 2014 году немного кто отличал даже крупные украинские от российских территорий. Сегодня же широкая общественность уже осведомлена, и то, что Украина – не РФ, понимают даже обычные люди на улице, которые не имеют никакого отношения ни к Украине, ни к России. Они знают, что идет война, и понимают, что у украинцев на душе.

Но реальных, прежде всего экономических (что очень важно!) последствий я пока не видела. Конечно, Австрия держится линии ЕС, санкций не отменяет, но там, где можно сотрудничать с РФ, товарооборот увеличивается. С этим ничего не сделаешь, мы не можем повлиять на бизнес. Нам нужно долго и системно работать, чтобы в сознании австрийцев отложилось, что «великая русская культура» не может быть оправданием тех преступлений, которые совершает Россия. Например, спонсор нашего фестиваля все понимает, но выйти на демонстрацию против России не готов. Мы стоим лишь в начале пути, и это нужно осознавать. Очень вредят политические катаклизмы в Украине. Если бы мы стояли единым фронтом, быстрее получили бы симпатии.

— В прошлом году Украинский институт начал реализовывать проект по созданию украинской версии аудиогидов в крупнейших музеях мира. Первые аудиогиды были введены в польских музеях, в прошлом году они появились в венском Бельведере.

Так, наличие украинских аудиогидов, хоть и не имеет большого практического значения, является важной в смысле имиджевом. Ведь это обращает на себя внимание – украинская среди 10 или меньше как в музее. Я была, наверное, первой, кто спросил у сотрудников Бельведера о русскоязычные гиды. Этот проект был реализован совместно Посольством Украины в Австрии и Украинским институтом. Треков было мало, но перевод и качество записи мне понравились. Недавно к перечню этих музеев добавилась галерея Альбертина – уже по инициативе первой леди Елены Зеленской.

Я ВОСПРИНИМАЮ ОПЕРУ «ВЫШИТЫЙ» КАК НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОРЫВ

— В мае в Харькове должна была состояться премьера оперы «Вышиваный» – о австрийского эрцгерцога Вильгельма фон Габсбург-Лотарингского, который был полковником Легиона Украинских сечевых Стрельцов и считался неофициальным претендентом на украинский трон. Мировой локдаун через пандемию помешал премьере. Или уже известна дата, когда это произойдет?

— Так, пандемия стала сильным ударом для мира, и культура пострадала больше. В ведущих операх мира отменяются премьеры – через экономические обстоятельства. Мы же отступать не планируем. Премьера состоится. Это знаковое событие не только для музыкальной культуры, но и для новейшей истории Украины. Сложная многоярусная сценическая конструкция для артистов стоимостью свыше 2 млн. гривен по заказу Благотворительного фонда «Украина XXI» Всеволода Кожемяка уже изготовлена, музыканты начали учить партии. Запланировали премьеру на апрель 2021 года.

— В наше время сделать полноценную постановку новой оперы – это очень дорого. Вы же как продюсер собрали просто-таки звездный состав, начиная от авторов слов и музыки.

— Либретто написал Сергей Жадан, музыка – Алла Загайкевич, режиссер – Ростислав Держипильский. Все – известные заслуженные художники, каждый в своей сфере. Несмотря на значительный опыт, для каждого из них эта опера – профессиональный вызов. Дирижировать Оксана Линей, которая входит в мировой топ женщин-диригенток.

Постановка является по сути международным проектом. Так, Линей живет в Германии, а работает по всему миру. Я сама живу и веду коммуникации в Австрии.

Постановка сложная и в художественном, и в техническом. Амбициозный замысел композитора и режиссера воплотился в сложных дорогих декорациях и очень красивых костюмах, вызвал потребность в мощном звуковом и световом оборудовании, которые будут переданы театра на безвозмездной основе. Все эти расходы берет на себя тот самый фонд и партнеры, о которых в свое время обязательно расскажем подробно. В общем, это первая оперная постановка времен Независимости.

— Есть ли в планах устроить гастроли по украине? И увидит оперу австрийская публика?

— В прошлом сезоне в Харькове было запланировано несколько спектаклей, как сложится после карантина – увидим. Харьковский национальный театр оперы и балета получает по предварительной договоренности произведение в свой репертуар бессрочно. Также в наших планах с композиторкою и режиссером создать камерную версию, которую мы повезем в оперных театров, где есть возможность поставить. Это могут быть Одесса, Днепр, Львов, Киев… И совершенно логичным будет потом привезти ее к Австрии. Кроме того, планируем опубликовать текст либретто Жадана. Все, кто его читал, говорят, что он гениальный. Украинцы должны получить возможность не только услышать его с оперной сцены, но и прочитать.

Я, когда начинала этим заниматься более трех лет назад и собирать авторский состав, не осознавала сложность и масштабность проекта. Теперь его амбициозность и многогранность мне очень нравятся.

В Украине люди только начинают приучаться массово до академической музыки. Слушают преимущественно популярные оперы Моцарта и Верди, легкие для восприятия. Музыка оперы «Вышиваный. Король Украины» является сложной, но, убеждена, постановка благодаря своей современной концепции мультимедийности, нелинейности сюжета и прочим составляющим – украинской публикой будет принята тепло. Что же касается австрийцев, то они, с детства хорошо знакомы с популярными операми, оценят «Вышиваного» достойно. В прошлом году они впервые услышали музыку Лятошинского благодаря нашему фестивалю и большом концерта Украинского института и были очарованы, поэтому опера авторства основательницы украинской электроакустической музыки, посвященная Габсбурґу, безусловно, будет интересной.

— В Австрии уже знают об опере «Вышиваный. Король Украины»?

— Три года назад я познакомилась с Карлом фон Габсбурґом, главой дома Габсбургов, и рассказала про наш проект. В декабре 2019 я передала ему приглашение на май, и он подтвердил, что приедет.

Американский историк Тимоти Снайдер, автор биографической книги «The Red Prince», во время своего доклада в Дипломатической академии Вены, посвященной Вышитом, вспомнил также нашу оперу и подчеркнул, насколько важной для истории Украины является его фигура, а через свой символизм – и для нашего настоящего.

Так, в Австрии уже знают об опере: кроме Габсбургов, это и посетители наших фестивалей, и наши партнеры и коллеги из австрийского МИД и Панъевропейского движения. Вспоминали оперу «Вышитый» как новую экспериментальную национальную оперу и на австрийском радио, в программе, посвященной творчеству нашего композитора Аллы Загайкевич.

В общем, опыт снова и снова подтверждает, что культурная дипломатия – эффективный инструмент, по крайней мере, в Европе. Он помогает формировать доверие и эмпатию, но при условии длительной, системной, концептуально и методологически обоснованной деятельности. Австрия же снова и снова подтверждает свое реноме чрезвычайно чувствительной к культуры и искусства нации, где дипломат высокого ранга может расчувствоваться до слез, наблюдая за подвижными украинскими мозаиками на стенах Leopold Museum или пожимая руку легендарного украинского композитора. Эта страна достойна наших культурно-дипломатических усилий.

Ольга Скороход, Цензор.НЕТ

Источник: https://censor.net.ua/r3207448 РЕЗОНАНСНЫЕ НОВОСТИ