Олег Фетисов родился 22 августа 1961 года в Златоусте. Был младшим сыном в семье, был у него старший брат Виктор. В 1965 году отца семейства пригласили на работу в Новокузнецк, предоставив семье квартиру по улице Мичурина. Работал на КМК.
Здесь в Новокузнецке Олег и пошел в школу, параллельно занимаясь в секции бокса. Что интересно, в этих же залах тренировались и борцы, позже ставшие конкурентами Фетисова. Речь про Лабоцких.
Неизвестно, как давалась учеба, но после 9 класса Фетисов поступил в училище, выбрав профессию подземного горнорабочего. Однако по окончании учебы его ждали исправительные работы. Кого-то с товарищами ограбил и получил 2 года. Срок провел в колонии поселении. Занимались там тем, что разгружали вагоны с углем. На выходные правда разрешалось уходить домой, что Олег и делал.
В 1979 году условно освободился. Но на работу не вышел, так как продолжая заниматься боксом, незадолго после освобождения, получил серьезную травму груди. На лечение ушло 2 года, после чего Фетисов смог устроиться по специальности на шахту «Юбилейная», которая находится в том же Новокузнецке. Во время работы прошел курсы рабочего обучения, и уже начал работать проходчиком, на одном из подземных участков.
Но работу в шахте Олег Фетисов в итоге оставил, устроился в кафе «Юность», где работал в гардеробе. Здесь и завязывались необходимые знакомства.
Многие лидеры группировок в прошлом были работниками в общепите. Именно там, еще до свободной рыночной экономики, происходили знакомства с не последними в городе людьми. И эти знакомства в дальнейшем будут иметь большую роль в судьбах людей. Кстати, в «Юности» работало еще несколько молодых парней, которые в дальнейшем войдут в бригаду Фетисова.
Армия
Через три года после освобождения, судимость была погашена, и в 1984 году в возрасте 23-х лет, Олег Фетисов был призван в армию. Попал в ВДВ. В некотором роде эта служба и сыграла определяющую роль в дальнейшей жизни Фетиса. Дело в том, что военная часть располагалась в поселке Мишелевка в Усольском районе Иркутской области. На территории поселка находились продовольственные склады, в охране которых и были задействованы солдаты. Там-то Фетисов и сошелся с местными бандитами, которые эти склады грабили.
Завязалось знакомство, переросшее в выгодный промысел. Впрочем, солдатам не пришлось прикрывать грабителей, так как те уже запугали всех работников склада. Солдатам оставалось лишь просто не препятствовать ограблениям. Естественно, с этого срочники получали свою долю. Как рассказал один из близких Фетису людей — семье из армии он отправлял целые бандероли с продуктами.
Но служба закончилась, а те связи в бандитской среде пригодились в дальнейшем. В 1986 году Фетисов возвратился в Новокузнецк из армии, фигурально выражаясь, с дипломатом денег, сказалась совместная работа с грабителями складов. Здесь уже не устраивался на работу, вместе со своими товарищами начал, как и наверное многие тогда, заниматься наперстками. Вместе с ним был и друг детства по фамилии Целеш.
Рэкетиры
Спустя короткое время, когда начало зарождаться кооперативное движение, Фетис с Целешем и боксерами, составившими костяк будущей группировки, наладили угоны автотранспорта в Новокузнецке. Машины перегонялись в Иркутск, где обменивались уже через знакомых по службе в армии местных бандитов на продукты и джинсы. Всё это затем везли в Новокузнецк, и сбывали через известную по сюжету о Лабоцком Орбиту и через частных предпринимателей на крытом рынке. А также в гостинице «Новокузнецк».
Собиралась компания Фетиса в старокузнецке, это один из районов города. Здесь был открытый каток, где зимой каждый вечер бригада играла в хоккей. Помимо них приходило много народу. Говорят, что по 30 машин стояло около катка в это время. Естественно, что присутствовали на игре не только бригада Фетисова, но и другие люди, также имевшие отношение к криминалу. После игры шли в сауну, при которой был бассейн.
В 1988 году Фетисова арестовывают. Арест скорее всего был связан с убийством его друга Целеша. Незадолго до ареста, они вдвоем находились на одной из квартир. Пришли люди, выбили дверь, и начали стрелять. Одна из пуль отрикошетила от потолка и отскочила Целешу в глаз, в результате чего он и скончался. После этого визитеры поспешили скрыться.
Естественно, что первым подозреваемым и стал Олег Фетисов, который 9 месяцев провел в Новокузнецком СИЗО.
Но в итоге был оправдан и выпущен на свободу. В это время то он и сменил приоритеты, занявшись вымогательством денег с кооператоров. В то время параллельно Фетисову, в Новокузнецке действовало еще несколько группировок.
Это было время конца 80-х, когда рэкет только зарождался как явление. Поэтому с другими группировками острых конфликтов не было, как сказали, коммерсантов бандитам тогда хватало. В этот период власти не могли защитить зарождающийся бизнес, и люди попадали под влияние рэкетиров. Естественно, что некоторые пытались дать отпор. Кто-то прямо говорил, что платить не будет, кто-то все-таки заявлял в милицию. С такими, как мне сказали, не церемонились. Люди просто пропадали без вести.
Кстати, параллельно действовала и бригада Сергея Гнездича, которого многие знают как участника группировки Лабоцкого. Как когда то уже говорил, Гнездич, прежде чем прийти к Лабоцкому, сам занимался крышеванием. И на этом этапе сотрудничал с Фетисовым. А если быть точнее, то обладая небольшой группой, еще в начале 90 года обратился к Олегу Фетисову, чтобы работать под его крышей. Фетисов принял эту бригаду, и в дальнейшем Гнездич начал действовать, уже прикрываясь известным среди коммерсантов и авторитетов именем. Но, как оказалось, в каком-то роде Фетис сделал ошибку, приняв Гнездича. Но до этого момента предательства были еще события.
Видеосалоны бригады
Кстати, как мне рассказали, одного участника группировки, его же соратники заставили копать себе могилу под Новокузнецком. Его заподозрили в краже видеомагнитофона. Яму он выкопал, после чего отпустили. В то время видеотехника стоила как автомобиль. А у бригады имелось много таких видиков, отобранных, либо купленных за бесценок, и они организовали практически по всему Новокузнецку видеосалоны. Были такие в конце 80-х, начале 90-х по всей России, и в Новокузнецке основным монополистом на этом рынке была бригада Фетиса.
Это времена, когда видеомагнитофоны не могли себе позволить многие люди. Видики были предметом роскоши. Поэтому основная масса граждан не имела этого чуда XX века. Аппаратуру настоящих западных и японских брендов — Sony, Panasonic, Funai, Pioneer, Grundig, Philips, т.д, можно было приобрести в комиссионных магазинах, куда ее сдавали граждане СССР, удачно побывавшие заграницей. Моряки, дальнобойщики Совтрансавто, дипломаты, разведчики, и просто счастливчики туристы — сдавали купленные заграницей вещи и аппаратуру в комиссионки. Или как называли на народном сленге — «комки».
Ценник на видеоаппаратуру был космический, и равнялся стоимости новенького автомобиля «Жигули» или «Москвич». Видеоплейер без функции записи стоил от 3500-5000 руб. в зависимости от страны происхождения и бренда. Полноценный видеомагнитофон с функцией записи продавался в среднем от 5000-7000 советских рублей. При том, что средние зарплаты в конце 80-х были 150-300 рублей.
А по телевизору кстати транслировалось только пара каналов. То есть до конца 1980 года для советских граждан были доступны лишь первая и вторая программы. Первая была источником общественно-политической информации, вторая – образовательной. Кому-то конечно больше повезло, могли позволить себе кабельное телевидение. Но в большинстве своем люди довольствовались только двумя каналами, и не всегда с хорошим качеством изображения. Поэтому и видеосалоны, которые открывали на первых этажах помещений, имели большую популярность.
В этих помещениях расставляли обычные стулья, ставили перед ними телевизор, и с помощью видеомагнитофона транслировали зарубежные фильмы. За место в импровизированном кинозале приходилось платить деньги. Причем доходы таких салонов были большими, потому что именно им отдавалось предпочтение из-за того, что в кинотеатрах показывали только советские или индийские фильмы. Западное кино демонстировалось редко, и перевод был обычно дубляж. В видеосалоне же без проблем можно было смотреть голливудскую продукцию как бы в оригинале, с одноголосым гундосым переводом. Эти голоса знали наверное многие.
Владимир Мисюрин
Между тем, бригада Фетиса распространила свое влияние на некоторые торговые точки по улице Дружбы, в центре города, на Старокузнецк. Но параллельно рэкету продолжали заниматься автоугонами. Кстати, некоторые машины угонялись из Байдаевки, но так как с местным положенцем Анвером Ишмуратовым были хорошие отношения, то это происходило без каких-либо претензий с его стороны.
Анвер когда-то имел большое влияние в Новокузнецке. Ему удалось пережить многих своих соратников по лихим 90-м. Но в результате и он пал жертвой все тех же криминальных разборок. Был убит 8 августа 2002 года на проспекте Кирова в Новокузнецке. У него тоже своя история.
Что интересно, надолго Фетисов не задержался в родном городе. Как говорится, поставив на поток крышевание коммерческих структур, устремился в Москву, где ждали уже совершенно другие дела. Здесь тоже своя предыстория.
Был у Олега Фетисова тесть Владимир Мисюрин, тот самый нефтяник, про которого рассказывал в сюжете о Лабоцком. Мисюрин когда-то начинал свою деятельность в Новокузнецке с производства резиновых тапочек. Он и попал под крышу Фетиса, который в дальнейшем станет его зятем. Вымогали с него серьезные суммы. Когда Фетисов развелся с первой женой и женился на падчерице Мисюрина Татьяне, вымогательства не прекратились. Как мне сказали, это положение нисколько не повлияло на отношениях лидера банды к уже ставшему тестем Мисюрину. Его также продолжали рэкетировать.
Но, видимо бизнесмен решил для себя, что теперь можно не платить. И действительно перестал выплачивать ежемесячные взносы бригаде. Здесь информация источников несколько различается. Одни говорят, что у Мисюрина просто закончились деньги, а бандиты продолжали требовать дань. Другой источник утверждает, что Мисюрин сам решил послать бандитов подальше. В любом случае факт остается фактом. На тот момент, а это уже 90 год, Мисюрин отказался платить. За это сожгли его дачу. В том преступлении принимал участие и сам Фетисов. Во время поджога сильно обжог себе руку.
Бизнесмен вынужден был уехать в США. Как мне сказали, за ним стояли какие-то люди с большими деньгами. С их помощью он потом и возвратился в Россию, где осел уже в Москве. Здесь и начал строить новый бизнес. Однако, насколько удалось узнать, из поля зрения Фетисова, Мисюрин никогда не выпадал. За ним постоянно следили. Но вот дальнейшие события несколько не вписываются в их отношения, когда Мисюрин сам позвал Фетисова охранять его Московский бизнес от посягательств других группировок. Хотя прежде будет также предыстория.
Большие деньги
Когда Мисюрин уехал из Новокузнецка, бригада продолжала свою деятельность. Это был конец девяностого года. У других бригад все только начиналось можно сказать, а Фетисов уже стоял на ногах. Но в 1991 году произошел конфликт с афганцами. Наверное подобных группировок было много в каждом регионе, состоявших из бывших военных, которые воевали в Афганистане. В Новокузнецке с афганцами сотрудничал авторитет Мурад, с Новобайдаевки, район Новокузнецка. Спор у Фетиса с Мурадом вышел из-за 4-х комнатной квартиры в строящемся афганском доме, на которую оба претендовали. Фетисов организовал покушение на конкурента. В итоге Мурада расстреляли в автомобиле, когда он ехал вместе с маленьким ребенком. Ребенок остался жив. Ну а квартира досталась в итоге Фетисову.
Кстати, сменить Фетису пришлось несколько квартир, пока он жил в Новокузнецке. Как раз из-за конфликта с Лабоцкими. Когда был убит один из сподвижников Фетисова по прозвищу Боник, авторитет решил, что к этому причастны Лабоцкие, и начал ответные действия. В итоге пришлось менять квартиру за квартирой. В это же самое время Гнездич, с еще одним бригадиром уходят из под крыши Фетисова к Лабоцкому. А авторитет с семьей был вынужден на время уехать в Дагомыс. Именно там и произошла очередная встреча с Мисюриным, который работал уже в Москве.
Говорят, что встреча Фетиса и его бригадиров с Мисюриным, состоялась в Сочинской гостинице «Жемчужина». По некоторым данным, бизнесмен сам обратился к зятю за помощью. Дело в том, что он уже производил аферы в нефтяной сфере. Как говорил в одном из видео — кидал бизнесменов на деньги. Причем на огромные деньги. Но если по линии силовиков была надежная крыша, и в рамках закона никто не предъявлял каких-то требований, то вот со стороны криминала были серьезные угрозы. Поэтому было решено обратиться к Фетисову. Там же в «Жемчужине» обговорили и следующее крупное дело — кинуть с топливом один из Московских аэропортов. Фетисов теперь был в доле.
Здесь уже речь идет о действительно больших деньгах. И пока Лабоцкие только завоевывали Новокузнецк, не претендуя еще на Москву, Олег Фетисов наоборот постепенно отходил от рэкета Новокузнецких коммерсантов, так как деньги от рэкета не могли сравниться с теми доходами, которые получали от нефтяных афер.
По сути бригада Фетисова занималась в столице тем же самым, чем в дальнейшем будут заниматься здесь его земляки, речь всё про Лабоцких. Только здесь была между ними существенная разница. Если Владимир Лабоцкий получал заказы от своих покровителей, и ставил под крышу кузбасских коммерсантов, осевших в Москве, то Фетисов сам был так скажем вершителем судеб, и не занимался вымогательствами в столице. У него уже были другие дела, и соответственно другие доходы. Он разруливал щекотливые ситуации вокруг фирмы Мисюрина, кардинально решая все проблемы. Как мне сказали, диалоги с жертвами обмана не велись.
Члены бригады жили в пансионате Куркино под Химками и в Горках-10.
Незадолго до того, как Лабоцкие приехали завоевывать Москву, на Олега Фетисова было совершено покушение. Случилось это в 1992 году. Как мне сказали, у Фетисова была встреча с участником одной из московских бригад. Тот человек сел к Фетисову в машину, и во время разговора достал гранату, выдернул чеку, бросил ее под ноги, и выпрыгнул из машины. Фетисова спасла реакция. Вместе с телохранителем Гусельниковым, он также успел вылезти из машины. Но осколками ему разорвало правую ягодицу. Телохранитель прямо на руках дотащил шефа до больницы. Когда Олегу Фетисову стало лучше, то он сбежал из больницы.
После этого деятельность с аферами продолжилась. У фирмы было два офиса. Один располагался на Кутузовском проспекте, если быть точнее улица 1812 года. Второй на Звенигородской улице.
Кстати, старший брат Фетисова Виктор, также принимал участие в жизни бригады. Еще в Новокузнецке он с одним из сотрудников милиции поставил под крышу Фетисова один из заводов, который находится на Запсибе. Когда началась московская история, Виктор приезжал в Москву. Там услышал претензии от членов группировки, мол зачем привез сюда мента. После этого сотрудника милиции в Москве не видели. По некоторым данным, живет и сейчас в Новокузнецке.
Исчезновение авторитета
А что касается Олега Фетисова, то в середине 1993 года, когда в его распоряжении были действительно миллионы долларов, он неожиданно исчез. Исчез вместе с беременной женой, дочерью Мисюрина. Сам бизнесмен, как сказали, не показывал какого либо беспокойства по этому поводу. Даже не предпринимал попыток поиска.
Судьбу авторитета не знают ни силовые структуры, ни те источники, которые незадолго до исчезновения, входили к нему в окружение. По некоторым данным, которые не удалось подтвердить, Фетис мог быть убит. Хотя здесь также имеются некоторые факты, которые могут указывать на обратное. Как удалось узнать, в квартире у Фетисова было много различных паспортов с его фотографией. Поэтому существует и такая версия, что ему удалось воспользоваться одним из документов и скрыться за рубеж вместе с женой.
Закат бригады Фетиса
После исчезновения авторитета, у руля встал Валей, заместитель Фетиса. И, что интересно, Мисюрин нисколько не противился этому. 19 декабря 1994 года Валей вместе с тремя участниками бригады покушался на троих заместителей Мисюрина, о чем неоднократно писали СМИ. В тот день бандиты расстреляли автомобиль «Волгу», в котором и были бизнесмены. Двое из них погибли, один выжил. В дальнейшем, когда киллеров задержат, уголовное дело против них развалится. Но к тому моменту у Мисюрина уже были большие проблемы. Если Фетисов еще как-то мог решить их, то без него такому бизнесу оставалось существовать недолго.
К Мисюрину стали приезжать не только бандиты, требуя долю, но и кредиторы. Они требовали возврата средств, однако предприниматель денег не отдавал, ссылаясь на их отсутствие, и просил своих партнеров подождать. Переговоры о возврате денег были прерваны в конце января 1994 года, когда на Мисюрина совершили покушение. Покушались Лабоцкие — Кондрашов и Кривицкий, киллеры из бригады Лабоцкого. В тот раз Мисюрину повезло, хоть и выбило глаз осколком стекла, а одна из пуль ранила его в плечо. Получили ранения и телохранители.
Затем покушение повторилось, уже в Бельгии, в начале декабря 94, и убийцы достигли цели. Были громкие заголовки про убийство. Но что интересно, в работе над этим сюжетом мы не нашли никаких документальных данных про убийство Мисюрина, как и сведений о его захоронении. Только стало известно, что он обосновался в Бельгии, куда перенаправил свои нефтедоллары. А затем местные власти неожиданно заинтересовались происхождением его денег, для чего бельгийские полицейские даже посетили своих российских коллег. Ну а потом неожиданная развязка — убийство, и соответственно вопросы о деньгах отпали.
Но что еще интересней, фирма Мисюрина просуществовала до 2017 года, а затем была ликвидирована. И по некоторой информации, после убийства Мисюрина, нефтедоллары шли в Майами, неустановленным лицам.
В этой истории упустил еще одного человека, также пропавшего без вести — Александр Москалев, двоюродный брат Олега Фетисова.
Также входил в состав группировки, являлся одним из активных участников, работая по прикрытию Мисюрина. А прикрытие заключалось по сути в решении проблем, которые создавали обманутые бизнесмены и бандиты. После исчезновения Фетисова, и сам через два года пропал без вести.
КРИМИНАЛЬНЫЙ МИР — КРИМИНАЛЬНЫЕ НОВОСТИ