Спасатели FEMA безбоязненно направляли свои вертолеты к сидящим на крыше людям, уверенные, что те спасаются от наводнения. Но вместо благодарности они получали в ответ автоматную очередь, нередко вынуждающую к аварийной посадке из-за повреждений корпуса машины.
Мародеры не хотели стоять в очереди за привозимой скудной помощью: медикаментами, едой, водой. Они хотели забрать не свою порцию, а абсолютно всё, и заодно развлечься, наблюдая за страхом ограбленных спасателей.
Пока весь мир наблюдал за самым колоссальным ураганом за всю историю Америки, на улицах и в домах Нового Орлеана творилась не менее ужасная трагедия, в которой недавние соседи стали злейшими врагами. Что послужило причиной орлеанской катастрофы — только ли стихия или человеческая ошибка?
Колыбель джаза и карнавала
Один из самых колоритных городов мира обязан своей уникальной культурой смешению французов, испанцев, индейцев, креолов и африканцев на одном узком клочке болотистой земли. Об Орлеане хочется говорить только в превосходной степени: самая вкусная кухня, самые яркие фестивали, сравнимые с бразильским карнавалом, самый длинный мост на планете и, в первую очередь, самая красивая музыка – орлеанский джаз.
Город не единожды переходил из рук в руки: от аборигенов к французам, от французов к испанцам, от тех – к американцам. Каждые из них привозили для развития города или низкооплачиваемых рабочих, или осужденных преступников, уже тогда закладывая еще одну характерную черту с приставкой «самый» — самый высокий уровень преступности.
В испанскую эпоху Орлеан прославился крупнейшим невольничьим рынком, благодаря которому население существенного пополнилось чернокожими гражданами. Именно благодаря рабам из разных районов Африки здесь родилась необычная музыка из смеси заунывных речитативов и ритмов, отбиваемых на барабанах.
Со временем музыка, под которую невольники отдыхали в свободное время, слилась с европейской и включила в себя дополнительные инструменты. Так родился чарующий орлеанский джаз.
Луизианские топи дали жизнь таким легендарным личностям, как величайший преступник Трумен Капоте и величайший музыкант Луи Армстронг. Эти земли дали свободу вчерашним рабам и преступникам, а также пристанище людям самых разных национальностей, предоставляя возможность быть самим собой, без оглядки на окружающих.
Только здесь перед тем, как надеть наручники на уличного музыканта, полицейский сначала дослушает его игру. Только здесь ежедневно царит атмосфера общего праздника и свободомыслия, которая в немалой степени приложила руку к трагедии 2005 года…
Кто разрушил Новый Орлеан
Первые постройки теснились на узкой полоске земли, которая была естественной дамбой реки Миссисипи. Окружавшие дома болота, случайные гости Орлеана называли пузырящимися фонтанами смерти из-за специфического запаха.
Аборигены строили свои дома на сваях и всегда были готовы к регулярным подтоплениям. А вот новоприбывшим переселенцам предстояла многолетняя работа по сооружению плотин и противопаводковых ограждений, по прокладке каналов для осушения и многочисленных насосов. Даже при неустанной работе инженеров полностью победить болотные топи удалось лишь к 1926 году.
Но природа нашла способ отомстить – с избавлением от болот жители получили проседание почвы. Впервые эта проблема дала о себе знать в 70-х годах XX века, когда около десятка домов внезапно взорвались из-за того, что высыхающая почва методично разрушала фундамент и вредила коммуникациям. Если некоторые дома просто рухнули, то другие взорвались из-за повреждения газового трубопровода, вызвав пожар во всем квартале.
Во времена колонистов в Орлеане раскинулся крупнейший морской порт, сделав Луизиану самым населенным южным штатом. Но его соседи не стояли на месте, развивая транспортную систему, в том числе железнодорожную, постепенно вытеснявшую водные перевозки. Даллас, Атланта, Майами оттягивали на себя трудовые ресурсы, обеспечивали более эффективную работу и постепенно «обескровили» Орлеан. Здесь остались лишь бродяги, владельцы баров, уличные музыканты, преступники да безработные.
Над городом нависала все большая опасность: инженерные сооружения требовали капитальных вложений для поддержания функциональности, почва неуклонно проседала, требовались новые каналы и защитные стены.
Но остановить снежный ком было некому – в городе не осталось специалистов, а у властей не хватало бюджета для проведения масштабной программы по спасению Орлеана. Местные же жители продолжали пить сазерак и танцевать под second line, вплоть до 2005 года.
Ураган Катрина до сих пор называют «апокалипсисом современности», который наибольшие разрушения нанес именно Орлеану, затопив 80% территории. Оценивая путь стихии, специалисты говорят, что первый, самый мощный, удар приняли на себя Алабама, Джорджия и Флорида. После этого Катрина направилась в Луизиану, сбросив часть своей мощи, и не нанесла бы столь колоссальные разрушения.
Но дали о себе знать многолетний недострой и плохое финансированные линии обороны, которые рухнули под натиском урагана. Все воды озера Пончартрейн 9-метровой волной хлынули в Орлеан, навсегда изменив жизнь города.
Прошло уже 15 лет после катастрофы, но Орлеан до сих пор живет одним днем. Многие жители переехали в другие города и штаты, верны городу остались все те же бездельники и пьяницы, сделав Катрину оправданием своего образа жизни. Город ни к чему не стремится, не развивается и даже словно бы кичится своим опустением.
За полтора десятилетия многие дома и общественные здания так и не были восстановлены, зато карнавалы и фестивали устраиваются чуть ли не ежемесячно, несмотря ни на какие жизненные перипетии.
Новый Орлеан сейчас – это бесконечный Марди Гра, обозначающий «жирный вторник» перед началом великого поста. Каждый день орлеанцев – это жирный вторник, разрешающий выпивать, курить марихуану, одевать самые дикие наряды, не стесняться ничего и, конечно, играть джаз. Ведь завтра может быть новая катастрофа, а, значит, жить надо лишь сегодня.
КРИМИНАЛЬНЫЙ МИР — КРИМИНАЛЬНЫЕ НОВОСТИ