>Мохаммед Фарах Айдид — генерал, уничтоживший надежду
Сценарии захватывающих американских боевиков обычно содержат массу авторской фантазии и минимум исторических фактов. Триллер «Падение «Черного ястреба», основан на реальных событиях и очень правдив. Американские рейнджеры прибыли установить порядок в неназванную африканскую страну, раздираемую внутренними междоусобицами. Повсеместный хаос и насилие сопровождаются голодом гражданского населения. Гуманитарная помощь неизбежно оказывается в руках лидеров вооруженных группировок. Защитники демократии решительно намерены положить конец беспределу, но попадают в засаду.
В ходе эффектно снятого боя многие из американцев гибнут, уничтожая тысячи атакующих аборигенов. Неназванная страна ─ это Сомали. Город, в котором происходит сражение ─ его столица Могадишо. Полевой командир, противостоящий силам цивилизации ─ Мохаммед Фарах Айдид. Все действительно произошло 3 октября 1993 года. В один день США потеряли 19 военнослужащих. Такого количества смертей хватило, чтобы в Америке начались гражданские протесты с требованиями прекратить участие в опасной для американских солдат операции. Через 5 месяцев США полностью вывели свой воинский контингент из Сомали. Еще через год их примеру последовали другие страны. Миротворческая операция ООН завершилась безрезультатно.
Мохаммед Фарах Айдид
Генерал Мохаммед Фарах Айдид после октября 1993 года получил редкое звание «победителя Америки». Будущий военачальник родился в 1934 году в сомалийском племени хабар гедир. С довоенных времен вся территория Африканского Рога входила в зону влияния Италии. После мировой войны связи с метрополией остались в неприкосновенности. Мохаммед Айдид прошел курс начального военного образования в Сомали, а затем отправился учиться в пехотную школу в пригородах Рима. По возвращению офицер получил должность начальника полиции Могадишо.
После обретения независимости Сомали от Италии перешло в сферу интересов Советского Союза, пытавшегося использовать результаты национально-освободительного движения в странах Африка для распространения на континенте идей марксизма-ленинизма. Одним из способов выполнения задачи советские идеологи считали укрепление национальных воинских кадров. С 1960 по 1963 год Айдид проходил обучение в Советском Союзе. В его победе над Америкой, несомненно, есть доля участия Москвы.
Военный переворот в Сомали
В 1969 году в Сомали произошел военный переворот. Власть в руки взял генерал Мохаммед Сиад Барре, тут же объявивший о своей решимости ускоренными темпами построить в Сомали социализм. Начало его строительства во все времена и во всех странах сопровождалось репрессиями. В «черный» список попал и Мохаммед Фарах Айдид. По личному указанию Сиада Барре он просидел без суда и следствия 6 лет в тюрьме. Социализм в голове диктатора был вскоре заменен на идею построения Великого Сомали. Все сомалийские племена должны жить в едином государстве.
Взоры Сиада Барре обратились к соседней Эфиопии, недавно скинувшей с престола императора. В 1977 году территориальные притязания вылились в широкомасштабную войну, которая освободила из тюрьмы Айдида. Режиму были, как воздух, нужны опытные военачальники. Никаких особых лавров в войне с Эфиопией Айдид не снискал, но у него появился настоящий боевой опыт, который через десятилетие ему сильно пригодился. За Эфиопию, также решившую строить социализм, заступились СССР и Куба. С помощью военных инструкторов эфиопские вооруженные силы в пух и прах разбили армию Сиада Барре. Через год диктатор Сомали униженно отказался от любых территориальных притязаний.
Как часто бывает, проигранная война служит катализатором для революционной ситуации. Авторитет президента Сомали стал стремительно падать. Голову подняла внутренняя оппозиция. По привычке всех диктаторов Сиад Барре вновь раскрутил маховик репрессий. От мирных протестов оппозиция перешла к вооруженному сопротивлению. Страна буквально была напичкана советским оружием. Повсюду формировались партизанские отряды. Сиад Барре стремительно терял контроль над территорией. У генерала Айдида также появилась личная армия, с которой он выступил против номинального президента. В январе 1991 года столица Сомали под натиском разнородных сил оппозиции пала. Сиад Барре бежал в южные районы страны, а затем перешел границу с Кенией и навсегда скрылся в Нигерии.
Возрождение надежды
Гражданская война в Сомали после его бегства не закончилась, а, напротив, вспыхнула с новой силой. Полевые командиры никак не могли договориться о персоне национального лидера. На нее претендовало двое ─ генерал Мохаммед Фарах Айдид и другой командир крупного воинского формирования Али Махди Мохаммед. Долго устно спорить сомалийцы не умели. Они привычно взялись за оружие и начали истреблять друг друга.
Больше всего от неутоленных амбиций лидеров страдало мирное население. Вся инфраструктура страны быстро приходила в упадок. Столица Могадишо ─ главная арена боев, превратилась в сплошные руины. Трэша добавили несколько лет жутких засух. Все Сомали оказалось территорией насилия и голода. Даже Афганистан во времена правления Талибана не мог сравниться по ужасу повседневной жизни с Сомали. В нем хоть были признаки центральной власти и зачатки хоть какой то идеологии. В Сомали все решал автомат Калашникова.
ООН обратило внимание на гуманитарную катастрофу в стране. В декабре 1992 года было принято решение о начале операции «Возрождение надежды». В страну направился огромный поток гуманитарной помощи, а для охраны конвоев и организации ее раздачи в Сомали был направлен сводный воинский контингент сил ООН, главную роль в котором вызвались исполнять США.
Доставку гуманитарной помощи Айдид использовал, как источник подпитки своей армии и увеличении собственного влияния в стране. Он хотел распределять ее сам, по своему усмотрению. С июня 1993 года армия Айдида начала совершать регулярные нападения на конвои. Потом целью атак стали любые соединения миротворцев. Так он превратился во врага всего мирового человечества. За его голову было объявлено вознаграждение ─ $25 тыс. По меркам Сомали огромная сумма, но американцы явно продешевили. Айдид долгое время оставался неуловимым.
Охота за Мохаммедом Айдидом
Американцы решили взяться за него основательно. В Сомали прибыло спецподразделение «Дельта» и отборные части 75-го полка рейнджеров. Началась настоящая охота, в конце которой стороны поменялись местами. Коммандос оказались зверем, попавшим в западню. В ходе боев в Могадишо они понесли немыслимые потери. 19 лучших представителей вооруженных сил США погибли, а несколько десятков получили ранения. Они уничтожили около 1000 сомалийцев, но эффект от собственных человеческих потерь затмил все. Америка вышла из игры, предоставив сомалийцам самим решать свою судьбу.
Пока американцы гонялись по трущобам Могадишо за Айдидом, у последнего прибавилось количество внутренних врагов. Появился еще один претендент на президентский пост. Им стал Осман Атто. Гражданская война вспыхнула с новой силой. Айдида потеснили из Могадишо, и он обосновался в городе Байдабо. Безысходность продолжения военных столкновений, наконец, дошла до сознания большинства полевых командиров. Летом 1995 года их представители собрались в столице на Конференцию по национальному примирению. После долгих дискуссий все же победила кандидатура генерала Мохаммеда Фарах Айдида.
В апреле следующего года он переехал в Могадишо. Из иностранных государств его в качестве главы государства признала Ливия. Он добился того, к чему так долго стремился, но не мира для страны. Против него выступил Муса Суди. Весь период своего президентства генерал Айдид провел в бесконечных боях за Медину ─ южный пригород Могадишо. 24 июля 1996 года в перестрелке генерала ранили. Пули попали в плечо и печень. Жуткая антисанитария привела к тому, что рана в печень оказалась инфицированной.
К Айдиду доставили лучших врачей, которые на тот момент были в Сомали, но во время операции у генерала остановилось сердце. То чего не могли добиться американские военные, совершили невидимые бактерии. Власть над армией Айдида перешла к его сыну Хуссейну Мухаммеду Фараху. Американский гражданин, получивший образование в США и даже служивший в Корпусе морской пехоты не оправдал надежд отца. Приемнику не хватило военных знаний, а самое главное жажды власти. Свой шанс он упустил. Сомали рассыпался на десяток фактически независимых, враждебных друг к другу «лендов» ─ Сомалиленд, Джубаленд, Пунтленд, Авдаленд и прочие. Анархия продолжается до сих пор.
КРИМИНАЛЬНЫЙ МИР — КРИМИНАЛЬНЫЕ НОВОСТИ