Мекегинский клан под ударом

>Мекегинский клан под ударом

Абдусамад Гамидов

Проблемы для одной из этногрупп Дагестана — мекегинского клана — начались в феврале после ареста его лидера, бывшего премьера республики Абдусамада Гамидова. Еще одним тревожным сигналом стало заключение под стражу главы дагестанского ФОМС Магомеда Сулейманова. 23 августа стало известно, что следственные органы возбудили новое уголовное дело в отношении арестованного ранее руководителя ФОМС Республики Дагестан Магомеда Сулейманова: его подозревают в махинациях с земельным участком во время исполнения обязанностей главы Махачкалы.

Сулейманов — двоюродный брат находящегося с зимы в СИЗО главы республиканского правительства Абдусамада Гамидова. Но ряд членов мекегинского клана, лидером которого называют Гамидова, пока остаются на свободе и при должностях, несмотря на информацию о причастности к коррупционным историям. Среди них — два мэра, министр и бизнес-омбудсмен. Под контролем мекегинского клана сегодня находятся два дагестанских города: Каспийск и Избербаш.

Каспийск

Мэром Каспийска с 1998 по 2014 год был родной дядя Абдусамада Гамидова — Джамалутдин Омаров. В отставку он ушел со словами «я не держусь за власть и уступаю дорогу молодым», но молодым преемником стал супруг одной из пяти дочерей Омарова — Магомед Абдулаев, являющийся к тому же и соучредителем одного из крупнейших предприятий Дагестана — винно-коньячного завода «Избербашский». Понятно, что несмотря на смену мэра по факту городом продолжает править Омаров. Вокруг его семьи сосредоточено порядка 80% строительного бизнеса Каспийска и его окрестностей.

Джамалутдин Омаров

Интересно также и то, что сразу после назначения главой Дагестана Рамазана Абдулатипова, Омаров презентовал ему дом у моря общей площадью свыше 800 кв. м, стоимость которого, по оценкам экспертов, превышает 100 млн рублей. В этом доме экс-глава региона проживал с 2013 по 2017 год. Кроме того, Джамалутдин Омаров трудоустроил старшего сына главы республики Джамала Абдулатипова на должность заместителя мэра Каспийска.

Тревожный сигнал для Джамалутдина Омарова прозвучал 31 октября 2017 года, когда силовики провели обыски у него дома. По данным источников, следственные действия могли быть связаны с хищением бюджетных средств при строительстве дороги. У правоохранителей возникли вопросы по поводу 40 млн рублей, которые якобы были потрачены на обустройство 500-метрового участка пути к дому, подаренному Абдулатипову.

По другим сведениям, поводом для обысков могла послужить нашумевшая история с так называемой реконструкцией прибрежной территории Каспийска, когда за счет засыпки берега планировалось создать территорию для строительства новых объектов инфраструктуры. Несмотря на заверения властей, что проект реализуется исключительно на благо жителей города, выяснилось, что земли в прибрежной зоне были распределены под строительство гостинично-развлекательных комплексов и яхт-клуба. Стоимость этих объектов, по предварительным данным, могла превышать 1,8 млрд рублей.

Эта история вызвала большой общественный резонанс, особенно когда журналисты обнародовали информацию из Росреестра о том, что одним из владельцев насыпного участка является племянник Джамалутдина Омарова Амир Омаров. Мэр Магомед Абдулаев на встрече с протестующими жителями Каспийска отрицал финансовый интерес семьи Омаровых, но ему никто не поверил.

Магомед Абдулаев

Примерно такая же ситуация складывается и с другими земельными участками в Каспийске, которые выводятся из государственной собственности в частные руки. По информации инсайдеров, территория главного каспийского стадиона уже ушла с молотка в аффилированную с Абдулаевым фирму, имеющую прямую связь с винно-коньячным заводом «Избербашский».

Существует также версия, что предметом претензий правоохранительных органов Омарову и его семье могут стать нарушения градостроительных норм. Пример c превышением должностных полномочий экс-мэра Махачкалы Мусы Мусаева говорит в пользу такого поворота событий.

Избербаш

Приморский город Избербаш, так же, как и Каспийск, более 20 лет находится под гегемонией одной семьи. В 1997 году мэром стал двоюродный брат Абдусамада Гамидова Магомед Сулейманов, а в 2007 году, уходя на повышение в республиканский парламент, он передал бразды правления городом своему родному брату Абдулмеджиду Сулейманову.

Самой коррупциогенной в городе является земельная сфера. Избербаш простирается вдоль побережья Каспия, спрос на земли там достаточно высок и это зачастую побуждает чиновников к нарушениям.

Очень показателен случай, который произошел в 2016 году на встрече жителей города с депутатом Госдумы Гаджиметом Сафаралиевым. Один из присутствовавших на мероприятии горожан пожаловался народному избраннику на произвол в земельной сфере под непосредственным патронатом мэра города. Гражданин не только не получил ответа на свой вопрос, но и был грубо выдворен из зала охраной мэра. Инцидент стал достоянием общественности благодаря находящимся на встречи журналистам, что не добавило популярности Абдулмеджиду Сулейманову.

Абдулмеджид и Магомед Сулеймановы

Но гораздо более болезненными последствиями для репутации мэра Избербаша обернулось уголовное дело о превышении должностных полномочий. Следствие утверждало, что Сулейманов незаконно выделил около 5 тыс. кв. метров земли на берегу Каспийского моря своей сестре. Как оказалось, земля не принадлежала муниципалитету и находилась в федеральной собственности, и в результате государству был нанесен ущерб в размере 11 млн рублей.

На проходившем в июле 2017 года судебном заседании прокурор настаивал на временном отстранении Абдулмеджида Сулейманова с должности мэра Избербаша. Однако это ходатайство прокуратуры осталась без должного внимания, а статья была переквалифицирована таким образом, чтобы смягчить обвинение и наказать Сулейманова лишь денежным штрафом. Благоприятный исход судебного процесса блогеры связали с материальным стимулированием служителя Фемиды братом градоначальника — Магомедом Сулеймановым.

Также стоит упомянуть непрекращающиеся споры с соседним Каякентским районом относительно приграничных земель, — предметом систематических раздоров является нечеткое разграничение земель между двумя муниципалитетами. В результате этого недопонимания страдают рядовые жители, которые ранее приобрели земли на «неопределенной» территории и с завидной регулярностью подвергаются нападкам со стороны соратников мэра Избербаша. Один из таких конфликтов был зафиксирован на видео.

В 2015 году дагестанская общественная организация «Диктатура закона» выявила грубые нарушения Федерального и регионального законодательства, которые поставили под сомнение легитимность очередного переизбрания Абдулмеджида Сулейманова на должность главы Избербаша.

Абдулмеджид Сулейманов

Отметим, что мэра в этом муниципалитете выбирают в рамках сессии городского собрания депутатов. Общественники обратили внимание на тот факт, что в процессе судьбоносной для горожан 23-й депутатской сессии горсобрания, обязанности спикера выполняет заместитель председателя Барият Арсланбекова. Между тем в зале присутствовал и сам председатель собрания депутатов Исламали Багомедов. Указанные факты подтверждает видеозапись мероприятия.

Таким образом, нарушена статья 25 Устава ГО «город Избербаш», гласящая, что заместитель может председательствовать на сессии лишь в тех случаях, когда отсутствует председатель или же если он не может исполнять свои обязанности. По сути, председательство Арсланбековой на вышеуказанной сессии депутатского собрания — это превышение полномочий. Из этого следует, что процедура голосования и избрания Сулейманова на должность мэра Избербаша является незаконной.

Примечательно, что Барият Арсланбекова является председателем правления ООО КБ «МВС Банк», — это значит, что имеющее полномочия должностное лицо потенциально может влиять на финансовую политику муниципалитета. Допускается, что она могла быть заинтересованной в развитии конкретного частного банка, что делает деятельность Арсланбековой на посту заместителя председателя депутатского собрания города нелегитимной. Между тем, по данным телеграм-канала «Труба под Неглинной», «МВС Банк» фактически принадлежит арестованному Магомеду Сулейманову.

По всей вероятности, вопросы к мэру Избербаша возникнут в обозримом будущем и касаться они будут в большей степени земельной сферы, в которой градоначальник изрядно запятнал свою репутацию. Но также допускается вариант, что Абдулмеджид Сулейманов досидит в своем кресле еще два оставшихся до конца срока года, постепенно готовя в качестве преемника того, на кого укажет Управление по внутренней политике администрации главы и правительства РД.

Осман Хасбулатов

В правительстве Дагестана также есть член мекегинского клана — министр экономики и территориального развития Осман Хасбулатов, он приходится Абдусамаду Гамидову двоюродным братом. На должность министра экономики он был назначен через три дня после ареста своего предшественника Раюдина Юсуфова.

Это кадровое решение кажется странным, но оно могло быть вызвано дефицитом качественных специалистов экономического профиля. Но может иметь место и политический мотив: мекегинский клан по-прежнему обладает мощнейшими ресурсами и целесообразно пресечь возможное противодействие региональной власти со стороны этой этнической группы.

В должности министра экономики Осман Хасбулатов пока еще не отличился выдающимися результатами, негативной информации о его деятельности тоже еще нет.

Осман Хасбулатов

Зато имеется компрометирующая информация, связанная с работой Хасбулатова руководителем «Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг». Этот пост он занимал с 2013 года до назначения на министерскую должность. Осенью прошлого года независимые дагестанские СМИ обнародовали информацию, связанную с нецелевым использованием денежных средств МФЦ.

Так, в распоряжении журналистов оказались данные о прямых признаках отмывания денежных средств через те или иные договоры. В частности, речь шла об аренде навигационного оборудования для нужд МФЦ. Было отмечено, что при рыночной стоимости указанной техники 3,8 млн рублей, МФЦ почему-то арендовало ее за 17 млн рублей. Помимо этого, в поле зрения СМИ попала информация и об аренде около 90 автомобилей на сумму свыше 11 млн рублей, что противоречило законодательству и положению о возглавляемой Хасбулатовым организации. Есть в статьях информация и о других злоупотреблениях, связанных с использованием Хасбулатовым должностного положения, которые можно счесть коррупционными.

Поэтому не исключено, что правоохранители располагают компрометирующими материалами на действующего министра, но, по всей видимости, отмашка на его арест не поступила. Логично предположить, что судьба чиновника во многом будет зависеть от продуктивности его работы на новой должности.

Мурад Далгатов

Еще один родственник Абдусамада Гамидова — Уполномоченный по защите прав предпринимателей Дагестана Мурад Далгатов. На посту бизнес-омбудсмена Далгатов с августа 2017 года, а ранее занимал должность председателя регионального Комитета по государственным закупкам.

Мурад Далгатов

10 июля на встрече главы Дагестана Владимира Васильева с президентом страны Владимиром Путиным была затронута закупочная сфера. «Например, шприц стоит у нас почти в пять раз дороже, чем (в среднем) по России, стенты в два раза дороже…», — отметил региональный руководитель.

Можно предположить, что после таких заявлений правоохранители обратили пристальное внимание на область госзакупок, и Мурад Далгатов может находиться в зоне риска. Также не стоит забывать о выявленном преступном сообществе в дагестанском Минздраве, к которому комитет по закупкам мог иметь самое прямое отношение. Кроме того, обратить внимание на тот факт, что сферу госзакупок курировал ныне арестованный экс-вице-премьер республики Рамазан Алиев. Инсайдеры отмечают, что его «доля» доходила до 5% от общего денежного оборота.

Рамазан Алиев

В процессе исследования сферы госзакупок, в распоряжении ПАСМИ оказалась копия справки, направленной в правоохранительные органы неустановленным лицом. Там подробно описан закупочный процесс в дагестанских реалиях. Так, отмечается что при подаче единичной заявки на участие в закупочных торгах, они переносились, а при повторном проведении тендера абсолютно одинаковые, будто скопированные заявки уже поступали от нескольких фирм. Это говорит о том, что копия первоначальной заявки представлялась сторонним фирмам, которые и участвовали в конкурсе для имитации конкуренции. В справке отмечается, что целью такой многоходовки являлось максимально занизить цену и вынудить потенциальных поставщиков товаров и услуг отказываться от участия в конкурсе. Кроме того, сообщается о прецедентах, когда наиболее упертых участников побуждали к отказу через финансовые стимулы.

Анонимный автор справки в качестве доказательств предлагает проверить через Управление Роскомнадзора IP-адреса компьютеров участников конкурса, которые якобы находились в самом здании Комитета, — это должно свидетельствовать о договорных отношениях между заказчиками и организаторами закупочного процесса.

Оборот в региональных госзакупках колоссальный, поскольку с приходом к власти в 2013 году Рамазана Абдулатипова эта сфера стала централизованной и сосредоточилась исключительно вокруг одной организации. По информации источников, около 50% денежных средств проходили по «серым» схемах и оседали в карманах высокопоставленных лиц через взаимовыгодную систему откатов.

Вполне возможно, что Мурад Далгатов как ответственный за все вышеуказанные процессы, является одним из первоочередных претендентов на вылет и на посадку. Интенсивность раскрутки этого дела во многом может зависеть от дальнейших следственных мероприятий с участием арестованного экс-руководителя дагестанского УФАС Курбана Кубасаева, которого инсайдеры называют одним из основных участников «серых» схем.

В зоне риска могут оказаться и менее масштабные члены мекегинского клана. По всей вероятности, в их отношении будут приняты кадровые решения. Но так или иначе, у мекегинского политического землячества уже не получится задавать собственные правила игры.

 КРИМИНАЛЬНЫЙ МИР — КРИМИНАЛЬНЫЕ НОВОСТИ