Манфред Цийверс: в мире экономики пленных не берут

О том, как белорусским специалистам с профессионально-техническими корочками не отстать от жизни мы поговорили с Манфредом Цийверсом, руководителем группы проекта международной технической помощи «Занятость, профессиональное образование и обучение в Беларуси».

В конце мая в Минске прошла конференция «NEW SKILLS FOR NEW JOBS — НОВЫЯ НАВЫКІ ДЛЯ НОВЫХ СПРАЎ: падрыхтоўка кадраў ва ўмовах змянення тэхналагічных укладаў». Мероприятие было организовано в рамках четырехлетнего проекта, который финансируется Европейским союзом. По следам конференции мы обсудили варианты вовлечения белорусской молодежи в общеевропейский рынок труда.

— Господин Цийверс, почему Евросоюз уделяет внимание проектам профессионально-технического профиля? Это же даже не высшее образование.

— Поверьте, в условиях глобальной конкуренции старшие специалисты, механики и технические сотрудники нужны рынку не меньше менеджеров.

Мир меняется кардинально. Мы живем в условиях изменения климата, сложных демографических процессов, инновационных технологий, это меняет наш уклад. И, конечно, глобализации.

Согласитесь, нет проблем провести такое интервью, находясь на расстоянии. Я могу быть на Кипре, где живу. Вот — здесь. Скайп позволяет это сделать. Еще 20-30 лет назад о таких вещах и речи не могло быть. Но сегодня технологические решения совершенствуются на глазах, а уже через полгода-год устаревают.

Мир стал меньше, мы стали ближе. Особенно это касается крупных образований, таких как Евросоюз или ЕАЭС. И если вы сегодня хотите выйти на внешние рынки, это можно сделать в рамках соглашений. Но вам также нужно открыть свои рынки, а значит окунуться в мир большей конкуренции.

Для экономики это значит идти в ногу с инновациями. Иначе вы быстро покидаете рынок. Когда решающим фактором становится качество продуктов и услуг, для обеспечения этого качества нужна квалифицированная и мотивированная рабочая сила.

50 лет назад, как и в эпоху фордизма, в основной своей массе нужны были мускулы для однотипных ежедневных операций. Сегодня и форма, и способы, и организация производства изменились. Нужны люди автономные и креативные. А это навыки, которым нужно обучать. На производстве нужны не только руководители, но и специалисты уровнем пониже, но с высочайшей квалификацией и готовностью к самообразованию.

— И всему этому должны учить в ПТУ, колледже?

— Даже самая простая работа становится более сложной. Люди делают много оригинальных операций. В условиях индустрии 4.0 (эпоха автоматизации и диджитализации. — прим. авт.) механический ручной труд будет замещен. Значит, кто-то потеряет работу.

Знаете, Беларусь — не остров, ей не избежать тенденций глобализации. Торговля, коммуникации, открытое информационное пространство — все это наша реальность. Это значит, что Беларуси в ее усилиях по выходу из ловушки «страны среднего дохода» (определение Всемирного банка) понадобится помощь.

Беларусь определила свои стратегические приоритеты. Страна концентрируется на пятой и шестой технологических волнах в сфере био-, нанотехнологий и IT-сектора. Но есть такие традиционные сектора экономики как машиностроение, сельское хозяйство, строительство. Здесь модернизация нужна для укрепления экспортных позиций. А модернизация — это люди, которые смогут осознать вызовы и реализовать на практике новые проекты. Мы возвращаемся к образованию и обучению!

Нужны люди, которые могли бы модернизировать страну, сделать ее конкурентной в глобальном масштабе. Именно этим Беларусь сейчас занимается, модернизируя в некоторых аспектах систему образования. Наш проект призван помочь в этом. Проект включает три компонента: национальную систему квалификации, обеспечение качества образования, изучение рынков труда.

— Но система образования участвует в формировании рынка труда…

— Система формирования ценности в образовании меняется. Она начинается и заканчивается на рынке труда. Прошли те времена, когда образование формировало рынок. Предприниматели и предприятия — это не доноры. Они нанимают тех, кто им нужен: сотрудников с определенной квалификацией и в нужном количестве. Иначе это необоснованно увеличит их затраты.

— Есть же еще и социальный аспект — чтобы каждый в принципе был трудоустроен.

— Да, есть. Если есть 10 человек и все трудоустроены, но производительность труда составляет 10%, это перерасход рабочей силы. Но я не поддерживаю манчестерский капитализм, в этом вопросе нужна гибкость.

Государству дорого обходится переобучение и социальная поддержка… Именно поэтому один из важнейших факторов производства — человеческий капитал — должен постоянно совершенствоваться, чтобы сохранять актуальность на рынке труда. И максимум нужно получить уже в колледже.

— Как организована работа в рамках вашего проекта? На слуху опыт организации соревнований WorldSkills для парикмахеров, флористов, сантехников.

— Между этими проектами есть принципиальная разница. Участники соревнований проходят тщательный отбор и получают хорошую подготовку перед конкурсом. Но на квалификацию большинства специалистов страны это не влияет. WorldSkills оказывает мотивирующее значение, популяризирует рабочие специальности. Мы же изучаем то, что нужно уметь на рабочем месте: какие знания, компетенции нужны в конкретной профессии, чтобы успешно справляться с работой. Это называется профессиональным стандартом.

Для утверждения программ обучения в учреждениях средне-специального образования нужен длительный процесс со стороны Министерства образования. Но, учитывая, что требования к выполняемой работе меняются очень быстро, нужно предусмотреть возможность быстро осуществлять подготовку. И это прекрасная возможность для частного образования.

Но недостаток в том, что сертификаты о переподготовке, как правило, официально не признаются. И это еще одна сфера, где мы предлагаем экспертную поддержку. Неформальная система профтехобразования, как и система спонтанного обучения, мало развита. Здесь огромный потенциал. В Германии рынок дополнительного образования огромен и в прошлом году составил 10 млрд евро.

— А Европа не будет потом стонать от наплыва белорусских сантехников, как Великобритания — от польских?

— Я родом из Германии, где четко прослеживается тенденция на сокращение населения. К тому же, технические специальности у нас не пользуются большим спросом, поэтому специалисты всегда востребованы.

Многие мои знаковые и друзья, связанные со строительной отраслью, отмечают, что при достаточном количестве заказов у них нет нужного количества работников. Германия не боится сантехников и монтажников, их даже официально приглашают на работу. К тому же белорусские специалисты работают в Польше, Прибалтике, России. Но вопрос с сертификацией — открыт. И это та тема, над которой мы работаем.

Чтобы люди из разных стран могли конкурировать на глобальном рынке труда и нужна Национальная рамка квалификации. Это восьмиуровневый стандарт. Например, шестой уровень — это бакалавр, седьмой — магистр, восьмой — кандидат наук. Этот подход основан на европейской рамке квалификаций. И я убежден, что через несколько лет квалификационные стандарты в Европе и Беларуси будут похожи.

На данный момент еще не существует нормативной базы для Национальной рамки. Над этим мы работаем совместно с белорусскими министерствами и институтами.

— Сколько времени займет подготовка рамки?

— Беларусь несколько опаздывает. Национальная рамка — это часть национальной системы. Для внедрения системы нужно как минимум 10 лет.

Важно понимать, рамка — это сетка результатов обучения, но даже со степенью кандидата вам не гарантирована работа и доход определенного уровня. В моем случае это выглядело примерно так: я продолжал свое обучение в шести университетах. И по итогу мне сказали: «Большое спасибо, выход найдете сами». Поэтому нужно понимать, что есть большая разница между квалификационной рамкой и действующей системой разрядов.

Рамка — это стандарт, который принят и на внутреннем рынке труда, и на глобальном, он не связан с уровнем оплаты. Наш проект в Беларуси — экспериментальный. И если в конце 2020 года он будет признан эффективным, вопрос внедрений НКР будет широко обсуждаться.

— Если мы говорим об обучении на протяжении всей жизни, какую часть месячного дохода человек должен вкладывать в дополнительное образование?

— Сложно дать однозначный ответ. Сколько вкладывать? Куда именно? Это зависит от ваших целей и объема обучения. Это могут быть экспресс-курсы или полноценный курс английского языка. Все индивидуально. Я всегда откладываю некоторую долю дохода на тренинги, обучение и книги. Просто знаю, что если я не буду это делать, быстро потеряю ценность как специалист.

Это не просто затраты, это стратегические вложения. К тому же, экономически оправданное соображение — иметь сумму на повышение или даже изменение направления деятельности. Такие частные центры как «Новое завтра», «Лидер» очень быстро предлагают рынку новые тренинги в ответ на новые потребности.

Образование может касаться не только работы. Иногда это вопрос качества жизни. Иностранный язык, курсы кулинарии — вы расширяете свои горизонты и круг общения. Когда я впервые приехал в Беларусь двадцать пять лет назад, люди были рады говорить по-русски. Теперь я вхожу в отель и начинаю говорить по-русски, ребята отвечают мне по-английски. То есть изменения происходят очень быстро. В мире экономики пленных не берут.

В Беларуси я встретил замечательных людей, одаренных, образованных, очаровательных, и в этом смысле я не боюсь за развитие Беларуси. Нет сомнений, что человеческий капитал — это замечательная основа для развития страны. Но система образования должна быть достаточно гибкой для эффективной капитализации своих талантов. Молодежь вряд ли станет покидать Беларусь, если в стране будет возможность проявить себя. Конечно, всегда будет кто-то, кто нашел личное счастье в другой стране. Но, по моим ощущениям, и такие люди через некоторое время могут вернуться.

— Вы уже год живете в Беларуси, что вам особенно нравится у нас?

— Страна очень напоминает мою родную страну — много зелени, поля и леса те же. Ваша кухня очень похожа на кухню Вестфалии, и моей малой родины — Мюнстера. Это сельскохозяйственный регион. То, что вы называете драники, у нас просто по-другому называется.

В Минске я люблю Ботанический сад, особенно в будние дни, когда не так много людей. И прогулки в парке Челюскинцев. В таких прогулках все прекрасно, кроме комаров.

 

 

Фото Сергея Балая

 Новости Беларуси Сегодня