Одно время СМИ уделяли фигуре Марка Мильготина не меньше внимания, чем Япончику или Отари Квантришвили, с которыми кстати Мильготин вел общие дела. В разные годы, журналисты называли Марка лидером разных преступных группировок.
Например, в 1997 году газета «Купеческая гавань», писала, что Мильготин является лидером ассирийской ОПГ. В 2003 «Независимая газета» приписывала Марку руководство уже измайловской группировкой. А через два года после этого, другое издание написало, что он один из лидеров солнцевского сообщества. Уже после смерти многие интернет газеты упоминали Мильготина лидером Люберецкой ОПГ, а также Подольской группировок.
Чтобы понять, кем действительно был Марк Мильготин, необходимо обратится к его биографии и тем событиям, которые присутствовали в его жизни.
Выходец из Марьиной Рощи
Марк Мильготин родился 17 ноября 1949 года. Его отец был военным переводчиком. Служил и во время Второй Мировой Войны. Работа военных переводчиков в то время была сопряжена с серьезным риском. Такие специалисты, чаще всего, работали в штабах, работали с военными документами и участвовали в допросах военнопленных. Но нередко им приходилось участвовать и в разведывательных поисках, ведь при захвате врага («языка»), необходимо было сразу на месте допросить его для получения каких-либо сведений, так как довести его до базы могло не представляться возможным.
После Победы в войне, отец остался на службе. Семья была обеспеченной. Но так получилось, что в 1960 году Марк потерял родителей, и на попечение его взяла тетя, которая жила в Марьиной Роще — это район в Северо-Восточном округе Москвы. Сейчас это обычный спальный район, а тогда Марьина Роща имела не особо хорошую славу. Еще в 20-х и 30-х годах прошлого века здесь орудовали банды. Именно с Марьиной рощей связана подлинная история знаменитой банды «Черная кошка».
В молодость Мильготина, на районе было несколько признанных воров, и много молодых карманников, к некоторым из которых в дальнейшем также сделают так называемый воровской подход.
Марк плотно общался с местным криминалитетом. Еще будучи подростком, у него произойдет знакомство с Вячеславом Сливой, будущим вором, одним из лидеров Ассирийской группировки. Слива на 5 лет был старше Марка, и когда тот закончил 10 классов школы, Слива успел отбыть уже несколько лет заключения. И, возможно, именно он в каком-то роде повлиял на дальнейшую судьбу Мильготина.
Если верить СМИ, Мильготин вместе с Отари Квантришвили ходил в один детский сад, а затем в одну школу. Подтверждений или опровержений данной информации не нашлось. Но известно, что с Отари Марк действительно был хорошо знаком. В любом случае, знакомство это не могло не состояться. В то время и Слива, и Иваньков, и Квантришвили, совместно планировали преступления, и занимались грабежами с вымогательствами. Ими была создана одна из первых организованных преступных групп на территории СССР. И Мильготин, по словам источника, входил в их окружение, но принимал участие только в квартирных кражах, аферах и валютных операциях, сразу определив для себя, что грабежами и разбоями заниматься не будет.
Влиятельный человек
Но это все будет немного позже, а в школьные годы Мильготин еще не был на примете у милиции. И в 1968 году был призван в армию. Про этот период информации практически нет. Но зато известно, что вернувшись на гражданку, не искал себя в какой либо работе. Старые друзья привлекли его в свои мошеннические схемы. На этом почти сразу в 1971 году и попался, при продаже валюты. На тот момент это была противозаконная деятельность. Так как раньше за ним ничего не числилось, а сумма, которая проходила по делу, была не большой, суд приговорил его к 4 годам лишения свободы.
Затем были еще сроки за мошенничество и кражи. А в 1982 году Марк попался оперативникам, когда они разрабатывали торговцев оружием. На время следствия его взяли под стражу, и он находился в знаменитом Бутырском СИЗО. В то время здесь также находился под следствием будущий вор в законе Андрей Исаев (Роспись), которого задержали за мошенничество, осудив в том же году на 6 лет. В СИЗО у них и состоялось знакомство. И видимо Роспись оставит хорошее впечатление, так как в дальнейшем, если верить информации, Марк будет одним из тех, кто порекомендует Япончику присмотреться к авторитетному рецидивисту Исаеву. Впрочем, не только Марк говорил про Роспись, были и другие авторитетные люди, коронованные воры, которые в дальнейшем и сделают к нему воровской подход.
К 90-м годам, друзья Мильготина уже были довольно влиятельными авторитетами, которые ворочали миллионами долларов. Вспомнить тех же Квантришвили, Вячеслава Иванькова или Сливу. Марк также не отставал от них. Только после распада СССР он взял курс на коммерцию. Новое время открывало для него новые возможности. Всегда не тяготевший к тяжкому криминалу Мильготин, основал ряд фирм. В этот период ему и приписывали сотрудничество с измайловской ОПГ, в частности с Антоном Малевским. Якобы не без его помощи Марк пытался наладить связи в металлургическом секторе.
Но скорее всего дело было несколько иначе. Мильготин всегда был близок с ассирийцами, хотя сам имел еврейские корни. Как известно, при СССР ассирийцы занимались квартирными кражами и рэкетом чистильщиков обуви, через чьи сети сбывали краденные вещи. В свою очередь они не имели своей боевой бригады. После распада СССР вели легальный бизнес, а параллельно вымогали деньги у своих земляков. При каких-то острых конфликтах, обращались за помощью к авторитетам других Московских группировок.
Возможно отсюда и пошли такие расхождения, что Марк был лидером то одной бригады, то другой. У ассирийцев была своя структура, сильно отличающаяся от других группировок.
И вели они дела, касательно и теневой сферы и легального бизнеса, с влиятельными людьми.
В начале 90-х ассирийцы тяготели больше к бизнесу, чем к криминалу. И такие воры как Слива и Япончик сыграли определенную роль в становлении и развития этого бизнеса. На этом этапе и Мильготин играл важную роль у ассирийцев. Имея по сути большое влияние среди московских группировок, порой и он, как говорят, разруливал спорные ситуации, а также использовал свои связи для поддержки бизнеса.
А еще, как уже неоднократно писали газеты, основываясь на оперативных данных, Марк имел долю в 30% от доходов гостиницы «Космос». Еще 40% оставались за солнцевскими, и 30% за Япончиком, которые опять же получал Марк, в то время, как Япончик находился уже в американской тюрьме. Это история со многими неизвестными. Так, одно время ходили слухи, что гостиница была распределена между солнцевскими, медведковскими, Отари Квантришвили и ассирийцами. И последних якобы представляли Слива, Япончик, Эдуард Хачатуров — племянник Сливы и Мильготин. После убийства Квантришвили, медведковских вытеснили из этого бизнеса, и контроль доходов остался за ассирийцами и солнцевскими.
Имел доходы Мильготин и от совместного российско-австрийского предприятия «Австроимпекс», которое было организовано его тестем Карлом Арнаутовичем. Офис фирмы располагался в одном из номеров гостиницы «Волга». Причем числилось это помещение за Марком. Именно в этом офисе в мае 1992 года будет убит один из лидеров отмороженной балашихинской банды Александр Сухоруков по прозвищу Сухой.
Что касается Мильготина, после убийства Сухорукова, он откажется от скомпрометированного помещения и снимет офис уже в гостинице «Космос». К слову сказать, ниже по этажу был офис его друга Отари Квантришвили. И в то время его помещение прослушивалось оперативниками МВД, так как Отари состоял на учете как лидер ОПГ, и был в постоянной разработке.
Благодаря прослушке кстати, удалось узнать, что Квантришвили контролирует в Москве четыре казино — Габриэла, Александр, Бинго и Савой, а также сеть южнокорейских ресторанов. Это помимо его официальной деятельности.
Прослушка в итоге записала и разговоры хозяина кабинета с Марком Мильготиным. Если верить словам оперативников, то благодаря этому они примерно начали представлять расклад сил среди московских группировок, связанных с обоими друзьями.
Похищение тестя Мильготина
В начале 1993 года был похищен тесть Мильготина Карл Арнаутович. Похитители потребовали миллион долларов за его выкуп. Здесь история несколько разница от разных источников. Но общий смысл такой — с помощью Вячеслава Меркулова сумму выкупа удалось снизить почти в двое. Вместо миллиона наличными, похитители получили 30 тысяч долларов и два мерседеса — 300-й и 600-й. Сделка якобы состоялась в Подольском лесу. После этого тестя отпустили.
Но если верить, уже немецким полицейским, Мильготин сам организовал похищение, а затем якобы выкуп родственника. И с тестя потом потребовал те деньги, что он якобы отдал бандитам — стоимость двух мерседесов, которых никто и не видел, и 30 тысяч долларов.
Не поэтому ли родственники Мильготина написали сразу два заявление, что это он подстроил похищение — одно было принято московскими милиционерами, а другое полицией Мюнхена, так как тесть видимо был гражданином Германии. В дальнейшем Москва прекратит следствие по этому делу, а их немецкие коллеги, так и не закроют его.
Зимой 1996 года в Германии будет арестован Эдуард Хачатуров по прозвищу Крыса — ассирийский авторитет, племянник Сливы, прибывший за рубеж по делам. Арестовали его как раз по подозрению в похищении Карла Арнаутовича. Но адвокат смог добиться освобождения авторитетного клиента, и тот сразу же улетел в Москву, где через 2 недели будет убит.
Аресты
Осенью того же 1993 года, Мильготина арестуют уже за изготовление наркотиков из маковой соломки. Вместе с ним под стражу был взят и его телохранитель. Как писали СМИ, при обыске на даче Мильготина были найдены шприцы, 30 тысяч долларов и паспорт вора в законе Дато Ташкентского. Также нашли таможенные бланки с поддельными печатями на ввезенные в Россию машины.
Марка поместили в Лефортовское СИЗО. Если верить его дальнейшим откровениям, то сидел Марк именно в той камере, в которой незадолго до этого скончался Сво Раф — один из старых влиятельных воров. Когда в мае 1994 года прошла сходка в Бутырском СИЗО, и был арестован вор в законе Сергей Липчанский (Сибиряк), его поместили в Лефортово, в одну камеру к Мильготину. В то вермя в СИЗО содержался и вор Паша Цируль.
После Лефортово была Матросская Тишина, где за нарушение режима, Марк проведет в карцере 10 суток. В дальнейшем, благодаря адвокату Марк выйдет под подписку о невыезде, и перестанет посещать судебные слушания. В то же время его будут часто видеть в Московских отелях «Метрополь» и «Советский» в окружении других ассирийских авторитетов. Чтобы милиция его не нашла по месту жительства, он сдал свою квартиру неким молодым людям, а сам поселился в в центре Москвы, в квартире родственницы. В этом же подъезде жил один из ассирийских авторитетов Эдуард Хачатуров, родственник Сливы.
В итоге силовики объявят Мильготина в розыск. Но как оказалось, в розыск он был объявлен и еще по одному делу. Как уже упоминалось, Мильготин сдал свою квартиру молодым людям, которые устроили там стрельбу. В итоге на них было заведено уголовное дело, и Марк требовался в качестве свидетеля. Его задержат в Брянске и доставят в Москву в отделение милиции, откуда он сбежит через окно туалета.
Так как московский адрес, где проживал Марк, оперативники не знали, он спокойно проживал на квартире. Но до поры до времени. Как уже было сказано, он жил в одном подъезде с Эдуардом Хачатуровым, которого зимой 1996 года арестовывали в Германии, обвинив в похищении тестя Мильготина. Адвокат смог вытащить своего клиента, и тот вернулся в Москву. Но через две недели Хачатуров будет убит в своем подъезде. И так получилось, что убит прямо возле двери Мильготина. Марка вызвали в отделение милиции, где он сказал, что ничего не видел и не слышал. Правда документы свои он не показывал, назвавшись Марком Рабиновичем. Только когда он ушел, милиционеры поняли, что перед ними сидел находящийся в розыске авторитет.Но было уже поздно.
Но все же Мильготин попался в руки правоохранителей. Правда совершенно случайно. В августе 1996 в результате банальной ссоры с родственниками, он, что называется вскипел. И остудить пар выбежал на улицу, где разбил витрину, изрезавши себе руки. Затем остановил первую попавшуюся машину и сел в ее салон, явно намереваясь куда то ехать. Однако водителем оказался милиционер. Рядом с ним сидел оперативник. Да и машина принадлежала 4-му отделению милиции. Поездка в нужном направлении отложилась, и окровавленного Марка привезли в отделение, где быстро выяснили, что он находится в розыске.
И вновь Мильготин попал в Матросскую тишину. В декабре 1996 года суд приговорил его к двум с половиной годам лишения свободы. Но освободился он раньше.
Кстати, уже по сведению оперативников, на Марка были замкнуты многие процессы в ассирийской ОПГ, в то время, как он находился в розыске. К тому времени Слива уже жил в Канаде, надеясь закрепиться там. А в Москве первое время за него оставался Би-Джамо, которому и способствовал Мильготин своими связями. Как говорили, осуществлялись схемы обналичивания внушительных сумм, в которых были задействованы несколько банков.
Сам Марк объяснял, что в 1993 году, когда его задержали с наркотиками, это была подстава, так как на следующий день им готовилась операция по обмену большого количества старых купюр на новые. Как известно летом того года была проведена денежная реформа, официальной целью которой было укрощение инфляции и обмена оставшихся в обращении денежных знаков 1961—1992 годов на купюры нового образца.
Мильготин, с помощью своих связей, видимо смог договориться, что старые деньги будут обменены без всяких лимитов, которые были установлены государством. По некоторым данным, через него собирались обменять дензнаки азербайджанские авторитеты, и несколько бригад, связанных с Япончиком. Сумма набегала внушительная. Ответственность за операцию также была не маленькой. Но обмен сорвался, а Мильготин угодил в СИЗО.
В следующий раз его задерживали в ноябре 1999 года в номере гостиницы Космос вместе со Сливой, когда оперативники найдут при авторитетах наркотики. Но в итоге доказать, что они принадлежали им, не смогли, и задержанные вышли на свободу.
Наезд на бизнесмена
Через два месяца, в январе двухтысячного, Марк вновь попал в поле зрения оперативников. На этот раз он пытался застрелить бывшего замминистра агрохимической промышленности, который решил уволить с работы его друга. Произошло это в здании «Агрохима», на Большом Знаменском переулке. Как писал тогда «Коммерсант», поводом для разборки стал конфликт между бывшим замминистра, генеральным директором ЗАО «Энпейс» Вячеславом Никифоровым и его подчиненным Джахандиром Шахмурадовым. За два месяца до этого Никифоров предложил Шахмурадову возглавить один из принадлежащих «Энпейсу» продуктовых магазинов, расположенный на Велозаводской улице. Правда, уже тогда директор сомневался в коммерческих и организаторских способностях бывшего учителя физкультуры 1260-й московской школы, поэтому поставил условие: испытательный срок два месяца.
Сомнения Никифорова в дальнейшем подтвердились — поднять супермаркет физкультурник не смог. 19 января 2000 года Шахмурадов был вызван в центральный офис фирмы, где в присутствии адвокатов с ним собирались расторгнуть договор. Однако, на беду гендиректора, за два месяца своей работы в торговле, его подчиненный успел заключить несколько контрактов с фирмами, подконтрольными всемогущему Марку Мильготину. Марк взялся помочь своему партнеру в трудную для него минуту.
В Большой Знаменский приехали около шести часов вечера втроем: Шахмурадова и Мильготина сопровождал охранник Марка Леонид Согомонов по прозвищу Мелкий. Шахмурадов успел примелькаться в «Агрохиме», поэтому вся компания благополучно миновала пост охраны и поднялась к кабинету Никифорова. Гендиректор в это время вышел в коридор, чтобы проводить одного из своих клиентов — директора подмосковного совхоза, с которым он только что заключил сделку о продаже 500 тонн комбикорма. Тут-то на него и «наехал» уже изрядно «подогретый» Мильготин.
Последовали угрозы и оскорбления. Услышав такие оскорбления в адрес уважаемого человека, за Никифорова вступился его партнер — председатель совхоза. Он не стал долго разбираться и с размаху заехал обидчику кулаком в ухо. Мильготин упал, а когда стал подниматься, в его руке появился небольшой револьвер. Взбешенный Марк, направил ствол Никифорову в живот. К счастью, кто-то успел перехватить его руку, и пуля попала в пол, не причинив никому вреда. В это время на улице послышалась сирена — секретарши, увидев потасовку в коридоре, позвонили в милицию. Мильготин и его спутники бросились к лестнице, но на первом этаже их встретили охранники «Агрохима», которые также оказались не робкого десятка. Марка оглушили дубинкой, разоружили и сдали подъехавшим милиционерам. Но в этот раз осудить авторитета не удалось.
Последний раз Мильготин попадал в поле зрения силовиков, незадолго до своей смерти. В августе 2012 года Следственный департамент МВД задержал двух бизнесменов, основателей «Парламент Групп». По данным следствия, заручившись поддержкой влиятельного криминального авторитета Марка Мильготина , они с помощью угроз получили 17% акций ОАО «Агропромышленная компания ОГО», а также контроль над 13 зерновыми элеваторами. Мильготина задерживать не стали. К этому времени он уже находился в больнице, в тяжелом состоянии, у него был цирроз печени. В больнице Марк Мильготин скончался 10 ноября 2012 года.
Что касается последнего уголовного дела, то все обвиняемые были оправданы судом. Арестованные бизнесмены утверждали, что пытались лишь убедить потерпевшего вернуть долги, в том числе перед Россельхозбанком. Мильготин был приглашен скорее всего для поддержки.
КРИМИНАЛЬНЫЙ МИР — КРИМИНАЛЬНЫЕ НОВОСТИ