Банда маньяков

>Банда маньяков

Владислав Волкович

Почти пять лет серийные убийцы Владимир Кондратенко и Владислав Волкович держали в страхе столицу Украины Киев. Милиция не сразу связала в серию все убийства,  совершенные этими кровавыми дуэтом. На счету киевских маньяков 16 доказанных убийств. Хотя не исключено, что их было больше. Впрочем, этот кровавый конвейер был своего рода репетицией: Кондратенко и Волкович хотели стать профессиональными киллерами и зарабатывать на убийствах. Тренировались сначала на бомжах, потом — на таксистах-частниках. По признанию убийц, после расправ никаких мук совести никто из них не испытывал.

Лето 1996 года ознаменовалось в Киеве чередой кровавых преступлений, ввергших население в страх. 18 июня в Соломенское РУВД позвонил неизвестный и сообщил, что стал свидетелем убийства неподалеку от железнодорожной станции Караваевы Дачи. Сообщил и приметы убийцы. На месте происшествия милиционеры обнаружили мужской труп с
огнестрельными ранениями в грудь и в голову. Криминалисты по найденной гильзе определили орудие убийства — охотничье ружье 16-го калибра.

Оперативники установили личность убитого — 44-х летний Евгений Осечкин, рабочий мотозавода. Вот только мотив пока не вырисовывался: Осечкин в тот день получил зарплату, но деньги у него похищены не были. Кому перешел дорогу простой работяга, который в тот день просто ждал свою электричку, чтобы уехать домой? Изучив сводки за более ранний период, следователи нашли похожее преступление — в районе станции был застрелен безобидный бомж и тоже из ружья того же калибра. Причем всего в 100 метрах от места обнаружения трупа Осечкина. Милиция буквально прошерстила станцию, проверила всех подозрительных. 21 июня на перроне оперативники задержали ранее судимого Сергея Логинюка, похожего по приметам, но у того было алиби.

Две недели на станции было тихо. Милиция усиленно патрулировала территорию. Как вдруг в своем дворе на улице Мишина был найден труп известного киевского врача Александра Егорова. И опять — огнестрел! В грудь и в голову! Врач был убит прямо в своей машине. Нашлись свидетели, которые дали описание стрелявшего, совпадающее с уже имеющимся. А
час спустя в соседнем квартале был найден еще один мужской труп с аналогичными ранениями. И снова нашлись свидетели, видевшие убийцу. Да еще криминалисты сняли отпечатки пальцев — предположительно преступника.

Убийство Шпака

Только вот в милицейской базе таковых не оказалось. Прошло еще две недели, и появился еще один мужской труп с уже знакомым по почерку огнестрелом. Убитого звали Александр Шпак. Он был застрелен вечером во время празднования дня рождения сожительницы. Спиртное лилось рекой, и гости с хозяевами то и дело выходили за добавкой в соседний магазинчик. В один из таких выходов они и притащили в дом Шпака двоих незнакомых мужчин с улицы — хотелось радостью поделиться.

Как говорили потом свидетели, между Шпаком и этими двумя возник конфликт, и они вышли на улицу — поговорить по-мужски. Чуть позже встревоженные долгим отсутствием Шпака сожительница с гостями пошли искать мужчину и нашли его труп. Женщина вспомнила, что одного из случайных знакомцев звали Владимиром, и описала его. Словесный портрет, составленный с помощью женщины, практически полностью совпал с уже имеющимся в милиции фотороботом! Но маньяк снова затаился.

Маньяки на охоте

Милиция считала, что орудует один жестокий убийца. Заголовки киевских газет пестрели заголовками «Ночной серийщик выходит на охоту!»‚ «Шестая серия закончилась. Кто следующий?».

Нападения совершались в темное время суток, убивали из обреза 16-го калибра, трупы выбрасывали, машины угоняли. В архиве нашлись нераскрытое похожее по почерку преступление 1994 года и еще более ранние. По всему выходило, что маньяк охотится на людей с 1991 года. Причем мотивы преступлений во всех случаях не просматривались.

4 сентября 1996 года в Шевченковском районе на проспекте Победы был найден еще один мужской труп. Правда, на этот раз с огнестрельными и резаными ранами. Но криминалисты дали заключение, что стреляли из ружья все того же 16-го калибра. И снова мотив был под вопросом. Это очень затрудняло поиск преступника.

28 сентября был обнаружен труп киевлянина Петра Громова. Убийца угнал автомобиль жертвы. Правда, бросил его в соседнем квартале — слишком уж он был приметный (выстрелом выбило стекло левой передней дверцы). Нашелся и свидетель — частный таксист Руслан Черный, который хорошо знал Громова. Со слов Руслана, он видел машину Петра, когда она
подъезжала к подъезду. Потом он услышал два глухих выстрела и увидел небольшое пламя над машиной Громова. Видел, как убийцы выбросили Громова из машины и дали по газам. На это раз операм улыбнулась удача. При поквартирном обходе одна из женщин сказала, что видела мужчину с фоторобота — в соседнем подъезде живет! За домом тут же было установлено наблюдение.

Охота на маньяков

Работая по этому убийству, следствие пришло к выводу, что убийц двое — свидетели по другим эпизодам дали показания, что видели двух мужчин. У оперов даже появилось обозначение серийщиков — «ночные снайперы» (по другой версии, «ночные убийцы»). А последние между тем «подкинули» милиции новый труп. Причем убитый — Александр Быков — проживал в том же доме на улице Социалистической, где и один из предполагаемых убийц. Смущало только то, что на этот раз ружье не использовалось — у Быкова были множественные колото-резаные раны. (Только после ареста маньяков выяснилось, что они использовали все, что попадалось под руку: ножи, отвертки, шило, куски арматуры. Например, Быкова убивали ножом и… утюгом.) Он стал 11-й жертвой в кровавом списке киевских- маньяков.

Кстати, Владимир Кондратенко был понятым при осмотре места убийства Быкова. Он настолько уверовал в свою безнаказанность, что невольно сам навел на себя милицию.
Владимир Кондратенко не догадывался, что уже несколько недель за ним следят опера из наружки, и невольно помог сыщикам выйти на Волковича. Правда, задержали Кондратенко и Волковича сотрудники ГАИ после ДТП, совершенного пьяным Кондратенко. Он на светофоре сбил женщину и скрылся с места происшествия. К слову, машина, на которой было совершено ДТП, числилась в угоне после убийства ее владельца.

Владимир Кондратенко

Сначала их «кололи» только по убийству Быкова. На допросе Владимир Кондратенко цинично пояснил, почему он выступал понятым: мол, жена Быкова была его любовницей, и он
якобы очень хотел помочь в розыске убийцы. Рассказал и о том, как они подружились с Владиславом Волковичем. Как выяснилось, у серийных убийц было много общего. В первую очередь — похожее детство. Владимир Кондратенко сызмальства терпел унижения и побои от отца. В юности он сильно комплексовал из-за того, что его лицо изуродовано шрамами — папаша постарался! — и даже из дома не выходил лишний раз. Потом была служба в армии — там его прессовали по полной программе.

Детство маньяков

Владислав Волкович тоже был из неблагополучной семьи, с той разницей, что доставалось ему от брата-близнеца. Еще объединяло маньяков желание разбогатеть. Особенно жаждал денег Владислав Волкович — он вырос в очень бедной семье. На этой почве они познакомились и подружились. Главной темой дружеских бесед были способы заработка, и в конечном итоге друзья пришли к выводу, что деньги не пахнут и «не существует таких понятий, как нравственность и честь, в этом мире».

В общей сложности маньяки признались более чем в 20 убийствах и краже семи автомобилей. Заодно сдали двоих своих подельников — старшего инспектора таможни Андрея Тимошина и Сергея Третьяченко. Тимошин участвовал в одном из убийств и краже автомашины. А Третьяченко в покушении на убийство и краже машины. Рассказывая, как убивали, они явно не испытывали жалости к жертвам и раскаяния. Владимир Кондратенко сказал, что ему жалко только сбитую им на переходе женщину. А Владислав Волкович заявил, что они убивали только отбросы общества!

Следствие и суд были долгими. Правда, Владимр Кондратенко до приговора не дожил — умер от передозировки лекарств, выписанных ему врачами СИЗО. Может, сам свел счеты с жизнью?! По крайней мере, была такая версия в народе. После смерти главаря банды Владислав Волкович изменил показания, пытаясь свалить все на покойного дружка. Тимошин тоже пошел в суде в отказ — он якобы не знал, что Владимир Кондратенко с Владиславом Волковичем планировали убийство таксиста, а он согласился участвовать только в краже автомобиля.

В итоге суд счел вину всех троих доказанной и воздал по заслугам. Волковичу повезло — на Украине уже была отменена смертная казнь, и он был осужден на пожизненное. Его подельники тоже получили приличные сроки.

 КРИМИНАЛЬНЫЙ МИР — ‘МАНЬЯКИ’