Банда Смеяна

>Банда Смеяна

Станислав Смеян

14 января 1993 года, ближе к полуночи, жительница одного из домов деревни Сорокино подмосковного Каширского района Наталья Сердюкова прислушалась: «Вроде стучится кто-то? И кого несет на ночь глядя?» Женщина открыла дверь и отшатнулась. На крыльце сидела соседка, зажимая кровоточащую рану на голове. Теряя сознание, она успела прошептать: «Всех убили. . .»

Уже через час на месте происшествия работала оперативно-следственная группа. Даже видавших виды сыщиков поразила представшая им картина. Все обитатели дома, пожилые люди, были сначала связаны по рукам и ногам, а потом злоумышленники убили их выстрелами в голову. Повезло только хозяйке — хотя пуля прошла сквозь мозг, жизненно важных центров она не задела. Но единственное, что она успела сообщить, так это то, что двумя грабителями командовал мужчина средних лет‚ которого остальные называли Стасом.

Целью налета стало ограбление, сомнений по этому поводу не имелось, так как повсюду в беспорядке валялись вещи, выброшенные из шкафов и комодов. Во время осмотра следователь обратил внимание на три пустые бутылки из-под водки, брошенные на пол кухни. Нет, это не следы пиршества недельной давности. Остатки влаги свидетельствовали, что алкоголь употребляли совсем недавно.

Не преступники ли таким образом пытались себя подбодрить? Значит, имеет смысл зафиксировать оставленные на стекле отпечатки пальцев. Да еще, вполне возможно, что, приняв такую дозу, незваные гости пришли в состояние сильного алкогольного опьянения и, с учетом веса и объема награбленного добра, далеко уйти не могли. И если учесть, что последняя электричка в сторону Москвы отправлялась в 23:20, то, скорее всего, преступники на нее не успели.

Эту версию подтвердили оперативники, которые вместе с проводником служебно-розыскной собаки прошлись по следам, четко отпечатавшимся на недавно выпавшем снегу. Дорожка действительно вела в сторону станции, но не к платформе, а к железнодорожному переезду в районе товарной станции Кашира-II. А за ней, в нескольких километрах, только совхозный поселок. Немедленно был оповещен местный участковый инспектор, который уже на следующий день сообщил: да, мужчина с таким описанием внешности был замечен на территории. Это брат Екатерины Смеян, проживавшей в одной из хрущевок.

При осторожных расспросах женщина сказала, что брат был у нее позавчера, переоделся и ушел, пообещав вскоре вернуться. За домом установили скрытое наблюдение, и через
сутки двое подозрительных мужчин с сумками и сопровождавшая их женщина были задержаны на подходе к дому.

Мертвые молчат

Одним из них оказался 32-летний уроженец Красноярска Станислав Смеян. Несмотря на относительно молодой возраст, он уже успел хлебнуть тюремной баланды. А всему виной, как он считал, был его маленький рост — 152 сантиметра. Насмешки со стороны одноклассников в школе, вечно пьяные родители, дом, в котором иногда не было и крошки хлеба, привели пацана к мысли, как можно самоутвердиться и заработать на жизнь одновременно. А именно — заняться квартирными кражами, благо габариты тела позволяли проникнуть внутрь жилища даже через форточку.

Так у коротышки появились и деньги, и друзья-собутыльники, и подруги. Впрочем, веселая жизнь продолжалась недолго. После очередного визита в чужую квартиру, Стаса задержали, но суд по причине его ранее незапятнанной биографии определил ему наказание всего полтора года исправительных работ. Увы, для Смеяна этот урок прошел даром, и, выйдя на свободу, он снова вернулся к воровской профессии. Больше года форточник обчищал квартиры граждан, пока, наконец, фортуна не повернулась к нему спиной. Во время
очередной кражи Смеяна застал на месте преступления внезапно вернувшийся хозяин квартиры.

Надо сказать, что Станислав обладал тяжелым зловещим взглядом, а вдобавок продемонстрировал нож, чем лишил мужчину желания как-то сопротивляться. Поэтому Смеян, забрав добычу, спокойно покинул квартиру. Впрочем, как только он вышел за порог, хозяин квартиры бросился к телефону звонить в милицию. Задержать по приметам воришку не составило труда, и на этот раз Станиславу пришлось отправиться в колонию общего режима сроком на пять лет. А уж там опытные урки объяснили корешу по зоне, что причина его неудачи — человеческая память. Вот тогда Смеян и принял решение: больше свидетелей в живых не оставлять.

Освободился он в середине 1992 года и, в соответствии с предписанием, уехал на постоянное место жительства в город Покров Владимирской области. Но уже через неделю Смеян отправился на электричке в Москву. Далеко от Курского вокзала он не удалялся, ходил по окрестным дворам и осматривался. Наконец, гость столицы остановил свой взгляд на пожилой женщине, гулявшей с ребенком. Резонно предположив, что в ее квартире больше никого нет, он последовал за ней и буквально втолкнул внутрь бабушку, открывшую дверь.

К сожалению, дома оказался еще и старший внук. Связав всех, под угрозой ножа Смеян выпытал, где хранятся деньги и ценности, после чего зарезал всех троих. В холодильнике налетчик нашел початую бутылку водки, допил ее и отправился на вокзал.

Роковое знакомство

А на обратном пути, в электричке, Смеян познакомился с двумя женщинами, угостил их трофейным» вином. Одна из них, Галина Корякина, тоже жительница Покрова, настолько приглянулась Станиславу, что он вызвался проводить ее до дому. И остался на ночь, поскольку муж новой знакомой находился в командировке. Вернувшийся Виктор Корякин, по характеру человек безвольный, после бурных объяснений признал, что власть в доме переменилась. Более того, Смеян решил сделать из него подельника. И на этот раз Корякин не
решился сказать «нет».

Виктор Корякин в тюремной камере

Так криминальная парочка 17 ноября совершила нападение в подъезде на женщину, которая возвращалась домой с полными продуктовыми сумками. Правда, потерпевшая, получившая шесть ножевых ранений, выжила, но помочь следствию в опознании преступников не смогла.

Корякиной очень скоро надоел «семейный треугольник», и она уехала к матери. Но место подруги долго не пустовало. К дуэту подельников присоединилась 22-летняя Елена Ларичева, которая уже через несколько дней пошла на дело в компании новых друзей. К счастью, тогда, по причине отсутствия хозяев квартиры, обошлось без трупов, но и без
особой добычи.

Поразмыслив, Смеян решил переключиться на частные дома, выбирая те, что побогаче. Будут ли там в момент налета находится люди, главаря не волновало. Ушли — значит, повезло. Задержались — считай, остаться в живых не судьба.

Елена Ларичева

Так и произошло 4 декабря, когда Смеян присмотрел добротный дом в районе станции Акри. Постучавшись в дверь, Ларичева попросила у хозяина инструменты — дескать, у нее сломался автомобиль. Ничего не подозревающий 67-летний Иван Филатов открыл, и тут же в дом ворвались бандиты. Связав хозяев и их внука, незваные гости начали обыск. А когда все ценное, что было в доме, упаковали в хозяйственные сумки, главарь приказал Корякину убить мальчика. Как потом пояснил, чтобы повязать подельника кровью. Тот ослушаться не посмел и нанес ребенку 22 удара ножом. Сам же Смеян с помощью топора расправился с Филатовым и его супругой.

Женщине все-таки удалось выжить, но она на всю жизнь осталась инвалидом. Спустя пять дней не повезло зубному технику Евгению Сальнову, жителю города Электроугли. Отправившись утром на работу, он вдруг вспомнил, что забыл покормить собаку, и вернулся домой, где уже орудовали домушники. Попав в западню, Сальнов реально оценил свое положение — не только показал тайник, где лежали деньги и драгоценности, но и пообещал отвезти страшных гостей на своих «Жигулях» туда, куда им нужно, лишь бы они оставили его в живых. Главарь усмехнулся, налил в стакан водку и приказал хозяину выпить. А когда тот, давясь, выпил, раскроил несчастному череп топором.

Анатолий Егоркин

Это был предпоследний налет, поскольку после неудачного «каширского» дела все трое оказались в СИЗО. Там компанию им составил и четвертый участник банды Анатолий Егоркин, примкнувший к ней за несколько дней до расправы в Сорокино. Но когда главарь приказал новичку убить хозяев, тот испугался, бросил обрез мелкашки и убежал.

Тем не менее по приговору суда он был приговорен к 8 годам тюремного заключения. На полгода больше получила Ларичева. Корякин же был приговорен к высшей мере наказания — расстрелу. А вот главарь Смеян до суда не дожил. 20 марта, дождавшись, когда сокамерники заснут, он повесился на тюремной решетке.

 КРИМИНАЛЬНЫЙ МИР — КРИМИНАЛЬНЫЕ НОВОСТИ