>Бригитта Монхаупт — фурия несостоявшейся немецкой революции
Германская тюремная статистика определила, что рекордсменом по числу лет, проведенных в заключении, является функционер Третьего рейха Рудольф Гесс, приговоренный к пожизненному заключению еще Нюрнбергским трибуналом. Долгое время давний соратник Гитлера был единственным заключенным знаменитой берлинской тюрьмы Шпандау, пока, наконец, не скончался в 1996 году от последствий предпринятой им попытки самоубийства.
Как ни странно, рядом с фамилией Гесса соседствует женщина ─ «городской партизан» Бригитта Монхаупт, приговоренная сразу к 5 пожизненным заключениям и еще 15 годам в придачу, но досрочно выпущенная из тюрьмы после 24 с половиной лет отбывания наказания. Судьба ее соратников, не погибших в перестрелках с полицией и попавших в руки правосудия, оказалась примерно такой же. В среднем им пришлось провести в заключении около 20 лет, что оказалось явно больше, чем средний показатель осужденных гитлеровских прихвостней и бывших эсэсовцев.
В руки Бригитте Монхаупт передали эстафету борьбы основатели РАФ ─ Андреас Баадер и Гудрун Энслин. Произошло это событие в тюрьме «Штаммхайм» незадолго до таинственной смерти первых лиц организации. Монхаупт стала лидером «второго поколения» РАФ и организовала события «немецкой осени», действительно потрясших европейское государство до основания.
Бригитта Монхаупт
Бригитта родилась в 1949 году и в 20-летнем возрасте стала участницей многочисленных протестных демонстраций в поддержку Вьетнама в его сопротивлении американской агрессии. В то время она училась на философском факультете Мюнхенского университета. Увлечение молодежной политикой привело ее в Западный Берлин в «Коммуну 1», ставшую «кузницей кадров» для РАФ и других немецких левацких террористических групп. Там же она познакомилась со своим будущим мужем Рольфом Хесслером, вошедшем в ряды боевиков «Тупамарос».
Брак, впрочем, продлился недолго. Общество праздных хиппи довольно скоро стало утомлять Бригитту. Ей хотелось практической деятельности. Она стала добровольным помощником доктора Вольфганга Губера, организовавшего при Гейдельбергском университете экспериментальную психиатрическую клинику. По мнению ученого психические заболевания у людей вызваны воздействием больного общества и лечению подлежат не только пациенты. «Гуманная психиатрия» закончилась с арестом Губера.
Среди волонтеров «Социалистического коллектива пациентов» Монхаупт встретила Ирмгард Мёллер ─ активного участника боевых действий РАФ «первого поколения», чудом выжившую в ночь массовых самоубийств в «Штаммхайме» в октябре 1977 году, когда Баадер, Энслин и Распе были обнаружены мертвыми в своих камерах.
Мёллер дала ей прочитать учебник городской герильи, принадлежащий перу бразильского левого террориста Карлоса Маригеллы. В 1971 году Монхаупт вступила в РАФ.
Криминальная логистика
Первое время она не принимала участия в акциях организации ─ ограблениях банков, поджогах, закладках бомб. Ее уделом стала «логистика» ─ хранение оружия и взрывчатки, перевозка опасных грузов. В июне 1972 года в ходе тотальных полицейских облав, закончившихся поимкой всех лидеров РАФ, она была также арестована и приговорена к 4 годам и 8 месяцем заключения за подделку документов и хранение оружия.
По просьбе Баадера Монхаупт перевели в «Штаммхайм» после того, как перед святым для немецких ультралевых днем поражения фашизма в войне была обнаружена повешенной идеолог РАФ Ульрика Майнхоф. Около полугода Бригитта тесно общалась с именитой четверкой «рафовцев» ─ Баадером, Энслин, Распе и Мёллер. 8 февраля 1977 года срок заключения Монхаупт истек, она вышла на свободу и сразу ушла в подполье, занявшись вызволением из «Штаммхайма» лидеров РАФ. В марте того же года суд не оставит никаких надежд на мягкий приговор ─ обвиняемые будут приговорены к пожизненному заключению.
Немецкая осень
Верхушка РАФ не ошиблась в своем выборе. Монхаупт оказалась прекрасным организатором. «Немецкая осень» началась весной 1977 года. В апреле к автомобилю возвращавшегося с работы Генерального прокурора Западной Германии Зигфрида Бубака подъехал мотоцикл и его пассажир в упор расстрелял из автомата высокопоставленного чиновника и 2-х телохранителей. Монхаупт объявила, что таким образом организация отомстила за смерть Ульрики Майнхоф.
В конце июля Бригитта вместе с Сюзанной Альбрехт, Кристианом Кларом и Петером-Юнгером Боком в роли водителя посетили загородный дом председателя «Дрезднер-банка» Юргена Понто и застрелили его. Убийство не входило в планы нападавших, но откормленный банкир оказал активное сопротивление попытке похищения, пытался выхватить пистолет у Клара и отправился на тот свет вслед за Бубаком. Через месяц все та же компания террористов пыталась произвести пуск ракеты по полицейскому отделу в Карлсруэ.
Апофеозом действий Бригитты Монхаупт стало похищение Ганса-Мартина Шлейера ─ руководителя Ассоциации немецких работодателей, а в годы Второй мировой войны эсэсовца, занимавшегося поставкой дешевой рабочей силы с Востока в трудовые лагеря рейха и никогда не испытывавшего угрызений совести по этому поводу. 5 сентября 1977 года в Кельне автомобиль Шлейера был заблокирован на улице, а 4 охранника расстреляны. Захват сопровождался интенсивной перестрелкой с обеих сторон. Пули миновали «рафовцев» и их жертву. Шлейер был увезен на конспиративную квартиру и посажен в звуконепроницаемый шкаф.
Заговорщики вступили в переговоры с властями, выдвинув требование освободить узников «Штаммхайма». Ситуация оказалась во многом схожа с зимой 1975 года. Тогда был похищен кандидат в бургомистры Западного Берлина Петер Лоренц и власти пошли на сделку, выпустив из тюрем группу политических заключенных, которые тут же вновь взялись за оружие. После этого немецкое государство негласно объявило запрет на выполнение условий террористов. Полиция потребовала доказательств того, что Шлейер действительно находится в руках у РАФ и жив. Похитители предоставили фото Шлейера на фоне эмблемы РАФ и со свежей газетой в руках. В полицейские участки подбрасывались аудиозаписи, в которых бывший нацист умолял канцлера Германии освободить его. Власти отчаянно тянули время. Полиция сбилась с ног, но не могла найти убежища, где прятали Шлейера.
13 октября 1977 года задача для властей еще более усложнилась. На Майорке был угнан авиалайнер «Ландсхнут» с немецкими туристами на борту. Четверо похитителей арабской национальности присоединились к требованиям похитителей Шлейера. Развязка драмы наступила в ночь с 17 на 18 октября. Немецкое спецподразделение в аэропорту Могадишо штурмом взяло самолет. Баадер, Энслинн и Распе были найдены утром следующего дня мертвыми в камерах «Штаммхайма». Еще через день в редакцию одной из газет позвонил неизвестный, который точно указал место, где можно найти труп Шлейера. РАФ убило заложника, поняв, что этот раунд борьбы ими проигран. Личность террориста, застрелившего Шлейера до сегодняшнего дня точно не установлена.
Самороспуск
Монхаупт и ее коллеги вынуждены были временно выехать из ФРГ. В мае 1978 года всю группу немецких террористов арестовали в Загребе. Коммунист Броз Тито попытался использовать арест Монхаупт, как дополнительный козырь в переговорах с ФРГ. Коммунистического лидера абсолютно не интересовала близость идеологии молодых немцев. Югославские власти предложили обменять членов РАФ на 8 хорватов, находящихся в заключении в западногерманских тюрьмах. Немцы ответили отказом.
Бригитту Монхаупт и ее команду выпустили на свободу. Они сразу покинули негостеприимный «социалистический лагерь» и улетели к надежным друзьям-арабам в Южный Йемен. В ноябре 1978 года все «рафовцы» вернутся обратно в ФРГ и приступят к разработке следующих операций, самой громкой из которых окажется покушение на командующего вооруженными силами США в Европе генерала Фредерика Керзена. Его автомобиль обстреляет Кристиан Клар из гранатомета. Керзен и сопровождающие лица будут ранены.
В 1982 году близ Гессена при попытке достать из тайника оружие Бригитта Монхаупт будет схвачена, а через 3 года осуждена судом. На процессе было доказано участие Монхаупт в убийстве 9 человек и руководстве террористической организацией. Командование РАФ перейдет к Биргит Хогефельд ─ представительнице «третьего поколения» немецких радикалов.
В 1998 году РАФ объявит о самороспуске. Не о капитуляции, а о самороспуске в связи с изменившимся миром и возникшими новыми задачами. В феврале 2007 года глубоко ночью она выйдет на свободу из баварской тюрьмы Айхах. В немецком обществе вспыхнет яростная дискуссия. Противники этого акта будут требовать публичного покаяния от преступницы. Монхаупт будет хранить молчание. Она не давала показаний ни на следствии, ни на суде и сейчас упорно отказывается от любых комментариев по поводу РАФ и ее роли в организации.
Монхаупт пытались привлечь в качестве свидетеля по делу ее соратницы Верены Беккер, но с тем же результатам. Адвокаты Бригитты пригрозили всем желающим упоминать ее имя всуе, называя «убийцей» или «исчадием ада», неминуемым судебным преследованием. Бывшая террористка хотела заняться преподаванием в школе, но границы толерантности западноевропейского общества оказались не такими широкими. Ей пришлось зарабатывать на жизнь в магазине автозапчастей, принадлежащем мужу ее давней подруги. Сейчас в Германии собралась интересная компания ─ все оставшиеся в живых, пусть изрядно постаревшие, члены РАФ всех трех поколений могут вновь встретиться на свободе и вспомнить революционную молодость.
КРИМИНАЛЬНЫЙ МИР — ‘ТЕРРОРИЗМ’