Император Калигула

Бюст Калигулы

Калигула был третьим по счету римским императором, но по своей кровожадности и экстравагантности он вполне может считаться самым первым и непревзойденным. Дышащий ему в затылок Нерон все-таки правил почти 14 лет, в то время, как выходки Калигулы римляне терпели всего три года и девять месяцев. На большее не хватило.

Принято считать, что из республики Рим превратился в монархию при Юлии Цезаре, который захватил бразды правления в 48 году до н. э. Подобный тезис верен лишь отчасти. Республиканские атрибуты, и прежде всего высший законодательный орган — сенат, продолжали существовать и в последующие четыре столетия. Цезарь был главным по факту, совмещая несколько должностей, но не считался монархом.

Его наследник Октавиан создал систему, при которой он в качестве принцепса считался руководителем сената, а также занимал ряд других должностей и носил титулы, в числе которых были цезарь и август (священный). Из-за отсутствия сыновей власть он передал пасынку Тиберию — сыну своей третьей жены Ливии Друзиллы, который проявил себя толковым военачальником и администратором.

Единственным дожившим до зрелого возраста сыном Тиберия был Друз, но в качестве возможного наследника он скорее видел своего племянника, прозванного за победы над германцами Германиком. Однако популярность Германика стала напрягать императора, и он сплавил его на Восток, где тот вскоре скончался с очевидными признаками отравления.
Вдова покойного Агриппина пользовалась общим сочувствием и едва ли не открытым текстом обвиняла Тиберия в организации убийства.

Будучи сослана на остров Пандатерия, она отказалась принимать пищу, была подвергнута принудительному кормлению, по ходу которого вскоре скончалась. На всякий случай император избавился и от двух старших ее сыновей — Нерона и Друза-младшего, оставив в живых только младшего Гая, прозванного Калигулой. В переводе это данное ему легионерами прозвище означает «сапожок». В детстве мальчик сопровождал отца в походах и щеголял в воинственном наряде, самой броской частью которого были сапоги красного цвета.

Дворец Августов

Между тем, нагромоздив гору трупов из родственников, Тиберий задумался о наследнике. Единственный сын Друз умер, будучи, по слухам, отравлен своей супругой Ливиллой, действовавшей по наущению фаворита императора Сеяна. Оставался сын Друза Тиберий Гимелл, но добрые люди шепнули, что он появился на свет в результате связи Ливиллы и Сеяна. Ливиллу уморили голодом, Сеяна зарезали, после чего взоры Тиберия обратились к Калигуле, который и был вызван императором в свою резиденцию на острове Капри.

Юноша выглядел тихим и послушным. Когда надо — участвовал в оргиях, когда надо — уходил в угол и помалкивал. Так он продержался до 16 марта 37 года, когда пресыщенный всеми возможными излишествами Тиберий скончался. Сенаторы и придворные тут же присягнули Калигуле. Правда, согласно легенде, покойный внезапно ожил, но начальник охраны Макрон тут же задушил владыку, забросав его одеялами.

Тиран Калигула

Итак, на 25-м году жизни Гай стал императором, принцепсом, цезарем, августом, Великим понтификом (жрецом) и Отцом отечества. Правда, в отличие от предшественников, он получил власть не за достижения на ратном и государственном поприщах, а исключительно по праву рождения. Популярность покойных родителей обеспечила ему определенный капитал доверия, но на престоле он чувствовал себя неуверенно.

Естественно, первые шаги Калигулы были весьма острожными. Он выплатил премиальные преторианской гвардии, отменил самые непопулярные налоги, пообещал, не читая, сжечь все поступившие в императорскую канцелярию доносы и торжественно перезахоронил прах своей матери.

А потом начал прощупывать элиту и подданных, до какой степени они готовы смириться с его амбициями. Ликвидацию наследника-конкурента Тиберия Гемелла все восприняли как должное. Спокойно восприняли и известие о расправе над Макроном.

Некоторое недоумение возникло, когда Калигула приказал отчеканить монету с изображениями своих сестер Агриппины, Друзиллы и Ливиллы, с которыми, по слухам, состоял в кровосмесительной связи. Все-таки, по мнению римлян, место женщины было у очага или в постели.

Самая любимая из сестер — Друзилла — умерла летом 38 года‚ и ее первой из женщин объявили богиней. Две остальные оказались замешаны в заговоре и отправились в ссылку. После этого Калигулу понесло. Историки приводят внушительный список его самодурств типичного психопата. Он превратил императорский дворец в публичный дом, заставив придворных участвовать в оргиях, а их жен заниматься проституцией и сдавать часть заработанных денег в казну. Насиловал всех приглянувшихся ему мужчин и женщин. Произвел своего коня в сенаторы. Казнил за произнесение в своем присутствии слова «козел», поскольку был лысоват, но имел густо покрытое волосами тело. За один обед промотал годовую дань с трех провинций. Приказал запереть зрителей в театре и снять крышу во время дождя, так что люди промокли и замерзли, а многие даже умерли от простуды.

Устроил потешное морское сражение, во время которого сгорело несколько кораблей с экипажами. И прочее и прочее, и прочее… В общем, император всячески куролесил и морально разлагался.

Особой масштабностью отличалось организованное им завоевание Британии. Двухсоттысячная армия дошла до берега Ла-Манша, обстреляла пролив из камнеметов, порубила вместо врагов тростник, после чего легионеры набрали полные шлемы раковин. По возвращении в Рим «блестящая победа» была отмечена триумфом.

Колоссальный перфоманс настолько потряс воображение историков, что они пытаются объяснить его, например, нежеланием легионеров переправляться через пролив и наказанием в форме собирания даров моря. Версия оригинальная, но бездоказательная.

В сутки император спал не более трех часов, бродя ночами по дворцу, или стоял на крыше, уставившись в небо. Сказывались алкоголизм и сексуальная невоздержанность. Первая его жена умерла при родах, со второй и третьей — развелся, только с четвертой — ненасытной в постели Милонией Цезонией — обрел подобие гармонии.

Жена Калигулы Цезония

В этом браке у него родилась дочь Юлия. Возможно, афродизиаки, которые Цезония давала супругу, и сломали окончательно его психику.

День расплаты

Поняв, что римляне могут вытерпеть многое, Калигула ввел новые налоги и занялся изучением доставшихся ему от Тиберия старых и продолжавших поступать новых доносов, казня правых и виноватых. Уже не ища популярности, он предпочитал следовать девизу: «Пусть ненавидят, лишь бы боялись». Финал оказался вполне предсказуемым. Очередной заговор организовали начальник охраны Марк Аррецин Клемент и офицеры преторианской гвардии Секст Папиний, Корнелий Сабин и Кассий Херея.

За ними стояли сенаторы, утомленные непредсказуемостью тирана. Но и у самих исполнителей существовали причины с ним поквитаться. Например, отважный воин Кассий Херея имел тоненький голосок и бесился, когда Калигула передразнивал его, намекая на свои гомосексуальные склонности. Вроде бы мелочь, но Херея, дороживший авторитетом у сослуживцев, обиделся по-серьезному.

Убийство императора произошло 24 января 41 года во время Палатинских игр. Как Великий понтифик, Калигула принес в жертву барашка, испачкав кровью одежду, что сочли дурным предзнаменованием. Когда он с женой и дочерью шел по закрытому коридору из дворца в театр, спереди и сзади на них налетели убийцы. От толчка Калигула упал на колени, после чего был буквально изрублен. Цезония сама подставила шею под меч убийцы. Юлии Друзилле один из легионеров размозжил голову о стену.

Дальше началась суматоха. Незадолго до гибели Калигула сформировал отряд телохранителей из германцев. Узнав о смерти повелителя, те хотели перерезать всех собравшихся в театре зрителей, но затем переключились на адресные расправы. Первой их жертвой стал облаченный в окровавленную одежду придворный Аспрен, который помогал императору
совершать жертвоприношение. Вторым пал тоже не участвовавший в заговоре военачальник Норбан, успевший уложить парочку нападавших. Третьим — сенатор Антей, являвшийся одним из организаторов убийства.

Ситуация в городе вышла из-под контроля. И сенаторы, даже если они и мечтали о возрождении республики, решили возвести на трон хоть какого-нибудь императора. Единственным, кто подвернулся под руку, оказался дядя покойного Клавдий, имевший репутацию слабоумного чудика. Кандидатура оказалась удачной. Всем гвардейцам в очередной раз выплатили жалованье, народу отменили налоги. Кассия Херея казнили, объявив его главным заговорщиком. Благо мотивы его действий выглядели вполне убедительно

 КРИМИНАЛЬНЫЙ МИР — КРИМИНАЛЬНЫЕ НОВОСТИ