История Волговской ОПГ

Слева: Дмитрий Рузляев — Дима Большой

Свое название «волговская» ОПГ получила из-за первоначального места своей дислокации — тольяттинской гостиницы «Волга». На первом этаже этого обшарпанного здания возле городского парка до сих пор расположен бар, где работали судимый за грабеж Александр Маслов, Дмитрий Рузляев и Владимир Карапетян.

Они и их друзья, ставшие завсегдатаями заведения, создали в конце 1991—начале 1992 года одно из самых жестоких преступных сообществ России. Планы у «мальчиков из бара» с самого начала были грандиозные: взять под контроль все крупные предприятия Тольятти, в первую очередь — АвтоВАЗ с его дилерской сетью.

Понимая, что добровольной «сдачи» города не будет, «волговские» сразу же начали готовиться к затяжной войне с конкурентами. Они закупили оружие и взрывчатку, разбили бригаду на небольшие мобильные звенья. Все звенья были подчинены боксеру Владимиру Воробью и спецназовцу Владимиру Пчелину, который уже имел за плечами опыт боевых действий — он служил в дивизии имени Дзержинского.

Вызов Напарнику

Война не заставила себя ждать. Уже осенью 1992 года лидера группировки Александра Маслова застрелили возле его дома на Молодежном бульваре. Киллер сделал всего один выстрел из мелкокалиберного пистолета Марголина и попал в сердце своей жертвы. Похороны Маслова превратились в демонстрацию мощи «волговских» бандитов. Проститься с ним пришли известные в городе чиновники и политики.

Могила Александра Маслова

Чтобы пропустить траурный кортеж из десятков машин, милиция на несколько часов перекрыла улицу Карла Маркса, где расположена мэрия Тольятти. Увеселительные заведения города в день похорон закрылись на технический перерыв. «Авторитета» похоронили как почетного жителя города — на аллее героев закрытого Баныкинского кладбища (теперь там вырос настоящий бандитский некрополь).

В убийстве Маслова бандиты заподозрили боевиков самой мощной в то время группировки города, которую возглавлял Владимир Вдовин (Напарник). Позже выяснилось, что он к убийству Маслова не имел никакого отношения. Тем не менее в 1994 году «волговские» бросили вызов Напарнику.

К этому времени группировка значительно окрепла. Она переехала ближе к АвтоВАЗу — в Автозаводской район. «Волговские» установили тесные контакты с менеджерами завода и вступили в союз с местной чеченской ОПГ, которую возглавлял бывший офицер Автозаводского РУВД Шамад Бисултанов. Через него бандиты наладили поставки оружия из Чечни (оно привозилось в Тольятти в «КамАЗах» с двойным дном).

Шамад Бисултанов

Позже в тольяттинских гаражах оперативники обнаружили четыре крупных склада группировки, где хранилось более 100 стволов огнестрельного оружия. Среди них — винтовки СВД с оптическим прицелами, натовские автоматы «Аграм-2000», автоматы Калашникова, гранатометы, пистолеты-пулеметы «Борз» и ПП-90. В арсенале был даже пулемет Дегтярева. Плюс к этому — огромное количество патронов, гранаты Ф1, десятки килограммов тротила, радиоуправляемые мины, бомбы с часовым механизмом и гранаты РГД5.

Напарник войну проиграл. В результате «волговские», лидером которых стал Дмитрий Рузляев (Дима Большой), взяли под контроль самые крупные районы города — Автозаводский и Комсомольский. Они также контролировали половину отгружаемой продукции АвтоВАЗа. Даже на «исконной» территории Вдовина — в Центральном районе Тольятти — работал один из крупнейших вазовских дилеров «Мега-Лада», подчиненный «волговским». Словно в насмешку над конкурентом, Рузляев официально числился охранником в штате компании.

При этом оперативники считают, что Дима Большой был лишь формальным лидером банды, а сами «волговские» — это продукт искусственной селекции, которую производили местные силовые структуры. Среди членов ОПГ было несколько офицеров спецслужб, а Фонд ветеранов войск спецназа, который принадлежал «волговским», возглавляли полковники МВД и ФСБ.

Достигнув расцвета, «волговские» начали активно искать выходы на федеральных политиков. Так, компания «Тендер», подконтрольная группировке, обеспечивала приезд в Тольятти Владимира Шумейко. Милиция зафиксировала контакты «волговских» «авторитетов» с окружением Владимира Жириновского. Но с политикой у бандитов ничего не вышло.

Зато связи с коллегами из других регионов у «волговских» развивались успешно. И здесь особо выделяется знаменитая рязанская банда «слонов». В Тольятти, по договоренности с «волговскими», они совершили одно убийство и три покушения.

Могила Николая Максимова — лидера «Слонов»

Впрочем, именно связи с рязанцами отчасти привели к краху «волговской» группировки. В феврале 1997 года прокуратура Рязанской области, расследуя деятельность «слонов», вышла на тольяттинских бандитов Владимира Воробья и Евгения Совкова (Совок), которые отвечали за силовые операции «волговских». Влиятельные члены группировки были обвинены в заказных убийствах и объявлены в федеральный розыск.

Вторая Тольяттинская война

Долгое время поисками Воробья и Совкова практически никто особо занимался, а сами они залегли на дно в Москве. Но все изменилось в 1998 году, когда был убит Рузляев и в Тольятти начался передел сфер влияния. Могущественная группировка «волговских» начала разваливаться на глазах. К 2000 году она распалась на мелкие разрозненные бригады.

Могила Дмитрия Рузляева

Совков попытался взять ситуацию под контроль. Он развязал в Тольятти настоящий террор — заказные убийства в городе начали совершаться по несколько раз в неделю.
Особенно отличился киллер «волговских» Игорь Милованов (Зеленый). В июне 2000 года он совершил покушение на директора компании «Доллас» Сергея Долгих. Приказ отдал Совков, который посчитал, что предприниматель связан с группировкой Напарника, которая смогла восстановиться после поражения в первой войне. Но убить Долгих не удалось — во время стрельбы у киллера заклинило автомат. Разгневанный Совков лишил Зеленого гонорара в $4 тыс., а киллер затаил обиду. Впрочем, она не помешала Зеленому продолжить убивать.

Осенью 2000 года он застрелил свою хорошую знакомую, директора тольяттинского рыбокомбината «Садко» Оксану Лабинцеву. Заказчиком этого убийства следователи считают бизнесмена Игоря Попова, который пытался подчинить комбинат. «Садко» достался Лабинцевой после смерти ее мужа — директора «Мега-Лады» и хорошего друга Рузляева. Отстаивая свои права на собственность, Лабинцева обращалась за помощью к одному из лидеров дружественной «волговским» чеченской группировки. Однако все это не помешало Совкову стать посредником между Поповым и Зеленым. А киллер получил за выполнение этого заказа $5 тыс. Это была самая крупная выплата в «волговской» ОПГ — обычно ликвидаторы получали не больше $500.

Оксана Лабинцева

3 октября 2000 года Зеленый убил директора крупнейшей в Тольятти независимой телекомпании «Лада-ТВ» Сергея Иванова. Его бизнес, как считали «волговские», также находился под контролем группировки Напарника. Свое последнее убийство Зеленый совершил 23 декабря 2000 года в Москве, возле Краснопресненских бань. Он хладнокровно расстрелял своего шефа Совкова вместе с любовницей Ларисой Матициной. А зимой 2001 года расстреляли и самого киллера. Убийца несколько часов гулял перед домом его любовницы с детской коляской, где был спрятан автомат Калашникова. Как только Зеленый подъехал к дому на машине, убийца выпустил в него весь рожок.

Разгром Волговских

Между тем уже весной 2001 года следователи Самарской прокуратуры, занимавшиеся расследованием этих убийств, начали арестовывать «волговских» одного за другим. Так, в марте были задержаны пятеро киллеров группировки. Их обвинили в убийствах директора ассоциации дилеров АвтоВАЗа Олега Яркина, замдиректора завода «Волгоцеммаш» Александра Ануфриева, бывшего оперативника отдела по борьбе с убийствами тольяттинского УВД Петра Логинова и начотдела по борьбе с оргпреступностью городского УВД Дмитрия Огородникова.

Обоих погибших милиционеров «волговские» считали личными врагами. Поэтому их убийства были наиболее дерзкими. Логинова расстреляли буквально в ста метрах от здания тольяттинской мэрии и городского РУБОПа. План убийства Огородникова, как установило следствие, менялся четыре раза. Сначала его хотели расстрелять из автоматов, потом подорвать, наконец, убить из снайперской винтовки на ступеньках здания УВД. В итоге остановились на более простом варианте. Киллеры подстерегли его в километре от здания городского УВД. Самый знаменитый тольяттинский оперативник был расстрелян в машине: в него выпустили более тридцати пуль из автоматов Калашникова.

При этом в ходе следствия подтверждались тесные связи «волговских» с сотрудниками правоохранительных органов. Например, активным членом группировки был брат одного из киллеров, оперативник Автозаводского РУВД Алексей Сидоренко. Он снабжал бандитов закрытой информацией и, как предполагают следователи, участвовал в одном из убийств. А сотрудник отделения ГИБДД Ставропольского РУВД Тольятти Виктор Султанов предупреждал лидеров группировки о том, что они были объявлены в розыск, возил их по городу на своей машине и даже помог нескольким членам бригады, в том числе и киллеру, на счету которого около десяти убийств, получить удостоверения общественного совета ГИБДД области. В результате, даже когда милиция, работая по плану «Сирена», останавливала для досмотра все машины, бандиты совершенно спокойно разъезжали по городу с еще теплыми стволами в багажниках.

 КРИМИНАЛЬНЫЙ МИР — КРИМИНАЛЬНЫЕ НОВОСТИ