Полигоны ТБО в Московской области

>Полигоны ТБО в Московской области

Митинг против мусорной свалки в Волоколамске

Митинги против мусорных полигонов накрывают Подмосковье с начала этого года. Хотя проблема была актуальной уже много лет, ее пытались не замечать. Чиновники старались не выносить сор дальше своего района. В марте в больницу Волоколамска с отравлением попали несколько десятков школьников. Их плохое самочувствие связали с выбросом токсичного газа на мусорном полигоне «Ядрово», расположенном вблизи города. Люди вышли на митинги, которые затем возникли возле всех крупных свалок.

Отправной точкой для «мусорных бунтов» в Подмосковье стал полигон ТБО «Ядрово» в Волоколамске. Оттуда стихийные митинги с требованиями закрыть полигоны переместились в поселок Первомайский под Коломной (полигон ТБО «Воловичи»), деревни Золино и Новощапово Клинского района (полигон ТБО «Алексинский карьер»), подмосковный Дмитров (полигон ТБО «Непейно»).

Местные жители блокируют мусоровозы около деревень Марс и Морево в Рузском районе Мособласти и возле деревни Тучково Рузского г. о., протестуют против эксплуатации мусороперерабатывающих заводов в Тарусе, деревнях Свистягино Воскресенского района и Могутово Наро-Фоминского района. В некоторых случаях активистов задерживали правоохранители, составляя на них административные протоколы.

Трудноразрешимая в силу своей запущенности «мусорная тема» на этом не заканчивается: ее активная фаза ожидается 14 апреля — в этот день планируется проведение митингов более чем в десяти муниципальных районах Московской области. Среди требований, которые выдвигают местные жители, в том числе и отставка губернатора Андрея Воробьева, у которого, кстати, 14 апреля день рождения. Его полномочия истекают уже осенью, но губернатор ранее заявил, что намерен вновь идти на выборы.

Губернатор Андрей Воробьев

На фоне митингов — 4 апреля в мэрии Волоколамска, а 5 апреля в администрации Серпуховского района, власти которых согласовали их проведение, — прошли обыски. Об этом, в частности, заявил в СМИ организатор акции в Серпуховском районе и депутат подмосковного города Чехов Николай Дижур.

«Изъяли некие документы, задержаний не было. По какому делу правоохранительные органы проводили следственные действия — не объясняли», — подчеркнул Дижур, назвав действия правоохранительных органов «акцией устрашения».

Николай Дижур

8 апреля на видеохостинге YouTube появилось обращение главы Серпуховского района Александра Шестуна, который подтвердил факты обыска. Кроме того, он объявил, что подвергается угрозам в свой адрес.

«Я считаю это прямым давлением! Мне неоднократно угрожал руководитель администрации губернатора Московской области Михаил Кузнецов и его высокопоставленные покровители. Они требовали от меня не согласовывать митинг 14 апреля в пос. Большевик за закрытие полигона «Лесная», также требовали от меня не участвовать в сентябрьских выборах. Угрожали мне, что если я не выполню их условия, то начальник ГУ ФСБ по Московской области генерал-полковник Алексей Дорофеев посадит меня по сфабрикованному уголовному делу. Все угрозы зафиксированы на диктофон», — заявил Шестун.

«Несмотря ни на что, я и дальше буду отстаивать права жителей. 14 апреля я, конечно, приду на митинг и потребую немедленно закрыть полигон ТБО «Лесная», — резюмировал глава района.

Полигон ТБО Ядрово в Волоколамске

Вернемся в Волоколамск, где на днях замгубернатора Мособласти Александр Чупраков заверил протестующих, что на полигон приезжает не более 80 мусоровозов в день, их фиксируют на камеру и ведут учет данных. Он также отметил, что заключен договор с нидерландской компанией Multriwell на рекультивацию и дегазацию полигона. Этот процесс продлится не менее полутора месяцев и обойдется владельцам примерно в 140 млн рублей.

Но местных жителей беспокоит, в частности, как будут делать заявленные пять тысяч проколов в тело свалки, как будут собирать газ, как его потом будут сжигать на безопасном факеле и как полигон накроют пленкой? Также людям непонятно, что власти собираются делать с фильтратом — ядовитой жидкостью, возникающей на свалке? Предполагалось, что фильтрат вывезут на перерабатывающий завод в Солнечногорск, но тамошние депутаты проголосовали против принятия у себя зловонной жидкости.

Получается, ее будут прямо на ТБО «Ядрово» превращать в техническую воду? Но, по словам людей, уже сейчас за забором полигона — болото из фильтрата, от которого до реки Городни, впадающей в Иваньковское водохранилище, снабжающее Москву питьевой водой, 70 метров!

Сейчас горы мусора на «Ядрово» достигают высоты 9-этажного дома. После его дегазации власти планируют открыть новый полигон, уверяя, что он не будет беспокоить жителей. Вот только люди не верят, и, несмотря на опасность отравиться, регулярно приезжают протестовать прямо к свалке. Их, в отличие от остальных чиновников, поддерживает мэр Волоколамска Петр Лазарев.

Петр Лазарев: «Протест не закончится, пока в «Ядрово» не начнут возить только местный мусор»

Совет депутатов подмосковного Волоколамска накауне принял решение провести референдум о работе мусорного полигона «Ядрово». Мэр заявил, что решение было принято единогласно. Однако, с датой проведения референдума пока не определились.

Также стало известно, что жители Волоколамска заявили в городской суд заявление с требованием закрыть полигон и восемь исков о возмещении морального ущерба на сумму 100 тысяч рублей каждый.

Полигон Алексинский карьер

Активисты, требующие закрытия полигона ТБО «Алексинский карьер» в Клинском районе, также подали заявку на митинг 14 апреля, но ответа от администрации пока не получили. В городе для борьбы со свалкой даже создали общественную организацию «Гражданская позиция». Люди грозятся «взяться за вилы» и перекрыть Ленинградское шоссе. Жители утверждают, что общественные слушания по проекту дегазации в Клину не проводились, да и самого проекта никто из них не видел. Создав рабочую группу и посетив на днях полигон, они убедились, что его эксплуатация ведется с технологическими нарушениями.

4 марта в подмосковном Клину на митинг против свалки собралось более 4000 человек

«Нет необходимой пересыпки мусора грунтом и системы фильтрата, поэтому часть мусора сливается вместе с осадками в сельхозполя. Объемы можно и вовсе не считать: «Алексинский карьер» в принципе не может функционировать, потому что находится в трех километрах от военного аэродрома ВКС «Клин-5»! И это при том, что нормы Воздушного кодекса РФ требуют расстояния минимум в 15 км. Минобороны на наши обращения отвечает: мол, да, безопасность полетов нарушена, потому что свалка привлекает большое количество птиц, но никаких мер не предпринимает», — отмечает клинский активист Алексей Котов.

Полигон ТБО «Алексинский карьер», г. Клин

Из расчета объемов, указанных в экологической экспертизе, вместо 70–80 мусоровозов в день Клин принимает от 700 до 900 машин. Их подсчитали протестующие, дежурящие у въезда на полигон. Они отмечают, что после закрытия полигона ТБО «Кучино» часть московского мусора стала попадать в «Алексинский карьер», а с недавнего времени сюда едут и мусоровозы со стороны Волоколамска.

Полигон ТБО Воловичи

Высота свалки ТБО «Воловичи» под Коломной — более 20-ти метров. На въезде члены инициативной группы установили камеры наблюдения, зафиксирован ряд нарушений. Около трехсот мусоровозов в сутки для этого полигона очень много, поскольку он рассчитан исключительно на Коломну и на район. Его проектная мощность — лишь 100 тысяч тонн в год.

В Коломне на митинге 15 февраля приняли участие от 2,5 тысячи до 3 тысяч человек

Жители Коломны на ночном «боевом» дежурстве

Несколько десятков жителей района, поочередно сменяя друг друга, устроили круглосуточное дежурство. Появились палатка, дрова, костры. Частый гость на «баррикадах» — глава Коломенского г. о. Денис Лебедев.

Денис Лебедев

«Осенью 2017 года в прудах, которые находятся в деревнях возле свалки, брюхом кверху всплыла вся рыба. Люди начали бить тревогу, требовать проверки. В отношении эксплуатирующей организации было выиграно несколько исков о превышении по сероводороду, нарушениях технологий по захоронению мусора и утилизации. Но судебные решения приводили только к штрафным санкциям — 30–50 тысяч рублей, эта сумма для управляющей организации не такая большая», — поясняет член инициативной группы Ирина Налётова.

Мусорная проблема разрешима

О «мусорной» проблеме Подмосковья и о возможных вариантах ее решения говорит руководитель токсического отдела «Гринпис» в России Алексей Киселев:

«Свалки воняют потому, что на них поступает много органических отходов. Они, в принципе, воняют всегда, потому что любой полигон — это источник образования свалочного газа, основа которого — метан, и 2–3% дурно пахнущих меркаптанов-сероводородов. Образование метана в первую очередь происходит потому, что на наши полигоны попадает очень много органики. Особенно это проблема подмосковных полигонов, так как туда свозится 20% мусора всей страны».

Алексей Киселев

«На Курьяновских станциях аэрации в Москве есть совершенно уникальная установка, которая способна переработать половину органики Москвы. А люберецкие очистные сооружения могут переработать вторую половину органики Москвы в биогаз и грунт. Я вот уже 15 лет кричу о том, что Москва может стать русским Сан-Франциско! Это знают обычные люди, москвичи, но об этом почему-то не знают на Тверской, 13.

Вообще, Москва может изменить ситуацию «щелчком пальцев»: я практически уверен, что, если бы мэр Собянин обратился к москвичам с просьбой поставить у себя на кухнях измельчители органических отходов, к нему бы прислушались. Их много, они на самые разные кошельки. Тогда у Москвы получалось бы больше биогаза, который производит зеленую энергию. А мусоровозы везли бы в Подмосковье меньше органики. Органика — это 40% всего мусора. Убираем органику, остается сухое вторсырье, плюс металлы, опасные фракции и отходы. Остается достаточно небольшая фракция, с которой надо что-то делать, но, по крайней мере, она не будет так пахнуть и под нее потребуется меньше площадей».

 КРИМИНАЛЬНЫЙ МИР — КРИМИНАЛЬНЫЕ НОВОСТИ