Самый первый взрыв в московском метро

>Самый первый взрыв в московском метро

Самый первый взрыв в московском метро

Террористические акты на транспорте, в России в последние десятилетия стали довольно обычным явлением. Магнитные рамки и сотрудники охраны метрополитена с металлоискателями на входе в павильоны стали привычным интерьером станций. Теперь никто не помнит, что первый взрыв случился в метро 41 год тому назад. Произошел террористический акт под вечер 8 января 1977 года в Москве на перегоне между станциями «Измайловская» и «Первомайская».

Это был обычный будний день. В те годы еще не было долгих новогодних каникул. Чуть позже взрывы бомб прогрохотали на поверхности  в двух продуктовых магазинах. Такого явно скоординированного нападения на мирных граждан в социалистическом государстве никогда еще не было и, как оказалось, спецслужбы были полностью не готовы к такому проявлению политического радикализма. Подрывом бомб занимались любители-непрофессионалы. В итоге незначительные мелочи, оставленные на месте преступления,  позволили профессионалам сыска через несколько месяцев выйти на их след и обезвредить, но предотвратить взрывы они не могли по определению. Для этого им необходимо обладать способностями телепатов и читать чужие замыслы.

Первый взрыв метро в Москве

Первая бомба взорвалась в 17 часов 33 минуты в третьем от головы поезда вагоне метро. Она унесла жизнь 7 человек и еще два десятка пассажиров получили ранения разной степени тяжести. Через полчаса взрыв произошел в торговом зале продуктового магазина №15 на улице Дзержинского. Это нынешняя Лубянка. Сотня метров до здания КГБ-ФСБ. Место взрыва явно было выбрано не случайно. В 18 часов 10 минут взорвалась урна на входе в продуктовый магазин №5 на улице 25 Октября, в годы демократии вернувшей прежнее имя Никольская.

Первый взрыв метро в Москве

Счет жертв точно был установлен поздним вечером тех же суток ─ 7 убитых москвичей и 37 раненых. Существующая в социалистическом обществе цензура наложила суровые ограничения на распространение любой информации о террористическом акте, но слухи о нем почти мгновенно распространились по всей стране, причем, как водится, в искаженном и гипертрофированном до неузнаваемости размере.

Первый взрыв метро в Москве

В КГБ были подняты на поиск преступников лучшие силы. Расследование возглавил генерал-майор Удилов, а самой операции было присвоено наименование «Взрывники». Эксперты титаническими усилиями смогли просеять через сито весь мусор на местах взрывов и собрать, буквально из молекул, остатки взрывных механизмов. Было установлено, что взрывчатка закладывалась в прочные кастрюли, с заваренными электросваркой крышками. Бомбы и часовые механизмы перед взрывом находились в сумках из кожзаменителя.

Метро Первомайская

Химический анализ материалов определил изготовителя кастрюль и сумок, а также их путь распространения по сети розничной сети. Тут централизованное управление экономикой и наличие Госснаба сыграли положительную роль для следствия. Бригада сыщиков определила потенциально опасные города ─ Ереван, Харьков и Ростов-на-Дону. Именно в их магазинах продавались подобные кастрюли. Ереван оказался на первом месте из-за того, что сумки, похожие на примененные преступниками, реализовывались с прилавков только в нем. Еще было установлено, что при сварке корпуса применялись электроды с особым покрытием из фтор-кальциевого состава. Такие часто использовались на некоторых предприятиях ВПК.

Организатор теракта в метро

На этом следствие надолго встало. Полный тупик. Организаторами теракта могли быть армянские или украинские националисты. Последователи ОУН и Степана Бандеры были хорошо известны в КГБ. Меньше было слышно о националистах-армянах, хотя они тоже существовали. В 1975 году на Западе выходец из Ирака Акоп Акопян основал Армянскую секретную армию освобождения Армении (АСАЛА), задавшуюся целью начать вооруженную борьбу против Турции. КГБ конечно же знало об этом. Идеи национального освобождения Армении широко пропагандировались в годы революции «дашнаками» ─ членами партии «Дашнакцютюн». Все они были вытеснены с политической сцены большевиками. О них не было слышно много десятилетий. КГБ разослало по всей стране циркуляры с требованиями к органам внутренних дел повысить бдительность на объектах транспорта. Наступила долгая тревожная пауза.

В октябре того же года следствию повезло. В зале ожидания Курского вокзала столицы была обнаружена подозрительная сумка, а в ней часовой механизм и та же самая кастрюля со взрывчаткой. Самое главное, что в сумке преступники оставили спортивную куртку с олимпийской символикой и меховую шапку, на которой  криминалисты тут же нашли черные волосы, характерные для большинства представителей закавказских народов. Во все поезда, идущие в южном направлении, были высажены наряды милиции, усиленные сотрудниками Комитета, которые выявляли подозрительных личностей. Массированная акция принесла успех. На границе Грузии и Армении в поезде Москва-Ереван был замечен подозрительно легко одетый молодой черноволосый человек, у которого спортивные брюки по цвету явно сочетались с забытой в сумке «олимпийкой». Его тут же задержали.

Им оказался Акоп Степанян 1949 года рождения рабочий одного из ереванских заводов. Попутчиком у него оказался художник Завен Багдасарян. Обыски в их квартирах дали богатый улов ─ заготовки взрывных устройств. Степанян и Багдасарян действительно оказались исполнителями всех терактов, а  организатором ─ их общий знакомый Степан Затикян, который был уже хорошо знаком сотрудникам КГБ Армении. В 1966 году он стал основателем нелегальной Национальной объединенной партии Армении (НОП), в члены которой позже были приняты соседи по дому Степанян и Багдасарян.

Степан Затикян с золотой медалью окончил среднюю школу и  поступил в Ереванский политехнический институт. Студентом он увлекся политикой и решил бороться за независимость Армении и возврат захваченных Турцией в начале века исконно армянских земель. Предвестник будущего армяно-азербайджанского конфликта Затикян считал незаконно аннексированным Нагорный Карабах. НОП усилиями политически активного студента обзавелась подпольной типографией и выпускала собственную газету «Парос».

КГБ уже набило руку в борьбе с диссидентами и быстро вышло на его след. На первый раз его антисоветская деятельность была оценена в 4 года тюремного заключения. Выйдя на свободу, озлобленный Затикян стал гораздо осторожнее, но навязчивую идею не оставил. В 1975 году он подал документы на выезд из СССР, но тупая бюрократическая машина не разглядела таившейся в молодом армянине опасности для общества и привычно запретила ему даже думать об этом. В обычной жизни Затикян ничем особенным не выделялся. Он был женат и воспитывал 2-х детей. Разочаровавшись в возможности ведения пропаганды, он решил взяться за оружие и довольно легко реализовал свой замысел, доказав бесполезность полицейских мер для предотвращения терактов. Замысел зреет в голове незаметно для окружающих, а тем более для репрессивных органов, а безысходность в выражении собственного мнения только является запалом.

Суд над террористами в Москве

Суд над преступниками состоялся ровно через в 2 года после взрывов в Москве. Судил преступников Верховный суд СССР, а само слушание было закрытым. Процесс уложился в несколько дней. На суде Степан Затикян, будто легендарный революционер рабочий–ткач Петр Алексеев, произнес пылкую пророческую речь, назвав СССР «жидороссийской империей». На армянском языке он призвал потомков отомстить за себя. Все трио приговорили к расстрелу. 30 января 1989 года прошение о помиловании было отклонено, а на следующий день террористов спешно расстреляли. Только правительственные «Известия» кратко сообщили об этом событии. Коммунистические лидеры советской Армении вообще запретили упоминать о группе Затикяна и приговоре.

КГБ пыталось использовать теракт на всю катушку. Советские диссиденты вспоминают о попытках спецслужбы увязать теракт в метро с их мирной антикоммунистической деятельностью. Конечно, заманчиво было одним ударом прихлопнуть всех инакомыслящих, сварганив процесс подобный проходившим в 37-году. Академик Сахаров даже вызывался в Генеральную Прокуратуру и предупреждался о последствиях из-за его протестов против нанесения сурового приговора Затикяну и его помощникам.

Степан Затикян в какой то мере оказался пророком. На смену мирной пропаганде взглядов придет террор. В 1983 году АСАЛА устроит взрыв с многочисленными жертвами в парижском аэропорту Орли. Ее лидер Акоп Акопян будет застрелен турецкими агентами в Афинах в 1988 году. Еще через 2 года в Армении восстановит деятельность националистическая партия «Дашнакцютюн». Страна получит независимость и вступит  в противоборство с Азербайджаном за Нагорный Карабах. Империя СССР канет в историю.

 КРИМИНАЛЬНЫЙ МИР — ‘ТЕРРОРИЗМ’