Сериал Бандитский Петербург 2

>Сериал Бандитский Петербург 2

Дмитрий Певцов в образе адвоката Сергея Челищева

Можно вспомнить немного отечественных сериалов про бандитов, поставленных на высокохудожественном уровне. Первые части «бандитского Петербурга», безусловно относятся к этой категории. Зрители полюбили его отрицательных персонажей, а словосочетание «бандитский Петербург» ушло в народ.

Бандитский Петербург-2 — одна из самых полюбившихся частей проекта — был поставлен по книгам известного питерского журналиста Андрея Константинова «Адвокат» и «Судья». Хорошо изучив криминальную среду‚ лично пообщавшись с реальными «авторитетами» того времени, Константинов отлично разбирался в вопросе. Многие персонажи книги и фильма имеют реальных прототипов, а само словосочетание «бандитский Петербург» ушло в народ.

Дмитрий Певцов в образе адвоката Сергея Челищева

Сюжет второй части «Бандитского Петербурга» получился интересным, захватывающим и трогательным. Это история о, как теперь говорят, лихих 1990-х. Но режиссер первых двух сезонов сериала Владимир Бортко сумел изобразить мафию не просто лихо, но и художественно.

Бандиты в фильме даже если и отморозки, то действуют согласно определенной логике, руководствуясь своими кодексами поведения, которые были отлично прописаны сценаристами. А главное, каждый персонаж выглядит объемным и живым, со своей сложной судьбой и своим тяжелым прошлым.

Сериал заставляет зрителей сочувствовать героям, но в то же время помогает осознать, что выбор между злом и добром это в каждый момент личный выбор каждого человека. И за выбор зла рано или поздно приходится расплачиваться.

Бандитский Петербург

«Бандитский Петербург» не развлекательный шарж  вроде «Жмурок» и не боевик о следующем поколении «нормальных пацанов» вроде героев из «Бумера». Здесь во всей полноте показаны казалось бы очень трудно представимые человеческие отношения в жестокой маргинальной среде. Оказывается, что бандиты не только воруют и убивают друг друга, о чем ежедневно сообщала хроника 1990-х, но еще дружат‚ любят‚ ищут справедливости. По крайней мере в том виде, как они ее себе представляют.

У всех них есть внутренняя мотивация находиться именно в той роли‚ в которой они находятся: «А вообще это история не о бандите, а о людях, которые, к сожалению, стали бандитами потому, что они жили в этом месте, в это время. Это история о многих моих знакомых, которые очень тяжело переживали 90-е. Это история о любви, которая разворачивалась на фоне кровищи, стрельбище», — вспоминал Андрей Константинов.

Алексей Серебряков, в фильме — Олег Андреевич Званцев «Белый Адвокат»

А ведь история создания сериала по-своему уникальна. Он снимался еще в то время, когда киностудии (да тем более региональные!) не обладали неограниченными бюджетами‚ а средства на съемки создателям зачастую приходилось искать самостоятельно. Изначально сценарий Константинову заказал режиссер Валерий Огородников, заплатив при этом довольно крупную по тем временам сумму 2 500 долларов, но снять фильм не удалось.

Ольга Дроздова, в фильме — Екатерина Дмитриевна Шмелёва

Тогда Константинов обратился к Владимиру Бортко. Тот в первую встречу с недовольным лицом взял книги‚ заметив: «Я такое не читаю». Однако все же позвонил Константинову через какое-то время и согласился приняться за работу над первой отечественной гангстерской сагой. Совершенно случайно удалось раздобыть и денег на съемку — спонсором выступил президент одного банка, который оказался большим почитателем творчества Константинова. Одна серия стоила немыслимые по тем временам 35 тысяч долларов. Но создателям и актерам при этом доставалось немного.

Лев Борисов, в фильме — криминальный авторитет «Антибиотик»

Сам Константинов, будучи сценаристом «Бандитского Петербурга», вообще ничего не получил за сценарий. Самым высокооплачиваемым актером стал сыгравший главного героя Дмитрий Певцов, получавший за работу 300 долларов в сутки, а, например, Олег Басилашвили всего 100 долларов. Владимир Бортко вспоминал: «Первые 15 серий были сняты одной единственной камерой, и‚ тем не менее‚ эти серии стали лучшими, потому что люди работали с душой, думали не о деньгах, не о заработках, а о том, как сделать хорошую вещь».

Сериал «Бандитский Петербург»

Когда после первых двух частей к «Бандитскому Петербургу» пришел невероятный успех, продюсеры, как часто бывает, захотели его монетизировать и подзаработать. Они предложили Константинову воскресить некоторых героев, или хотя бы одного Певцова, но тот был непреклонен. Оно и понятно, ведь это убило бы и замысел сериала, и законы гангстерского жанра вообще. Приходилось объяснять почти на пальцах: «Понимаете, я категорически против посыла бандита-победителя как в сериале „Бригада“. Правда, не на этой стороне. У нас история про хороших людей, которые приняли неверное решение. Продали душу дьяволу, руководствуясь, может быть, какими-то хорошими посылами. Но в итоге они обязаны были заплатить за это своими жизнями. Они сожги себя еще до того, как их убили», — пояснял Константин.

Бандитский Петербург — «Расплата», кадр из фильма

К сожалению, сериал «Бандитский Петербург» не избежал скатывания в штамповку и растянулся на 10 сезонов, разных по качеству и влиянию. На канале «Россия» выходили три последние части «Расплата», «Терминал» и «Голландский пассаж». Позже все три фильма вышли и на дисках, где значились как продолжение знаменитого «Бандитского Петербурга». Но в телевизоре эта ремарка почему-то выпала из титров.

Бандитский Петербург — «Терминал», кадр из фильма

Сам Андрей Константинов последние три части не признал за свои, поскольку считал, что сценаристы и режиссеры не так работают с материалом. Автор легендарной саги так это прокомментировал: «Сериалы «Терминал», «Голландский пассаж» и «Расплата» не имеют ничего общего с моими романами. Шесть первых сезонов «Бандитского Петербурга» были сняты по моим книгам, для седьмого я написал синопсис, а поучаствовать в создании продолжения сериала меня не пригласили. Но в фильме фигурируют придуманные мной персонажи, например подполковник Кудасов».

Бандитский Петербург — «Голландский пассаж», кадр из фильма

При этом Константинова хватило только на просмотр первой части «продолжения» «Бандитского Петербурга», и она его, мягко говоря, не порадовала: «У меня такое ощущение, что авторы сценария изучали жизнь бандитов и олигархов по книгам и фильмам такого же уровня. На каких гламурных тусовках создатели сериала почерпнули эти идеи? Ничего общего с правдой жизни! Думаю, представители криминального мира, увидев их творчество, не смогут сдержать улыбки. А смотреть «Голландский пассаж» и «Расплату» у меня даже желания нет».

Что и говорить, многие современные коммерческие телепроекты весьма поверхностно подходят к вопросу. Лишь бы закидать эфирное время и попытаться на этом заработать. «Бандитский Петербург-2» — это еще фильм о тех временах, когда совершенно неясно было, кому больше сочувствовать и кого поддерживать — бандитов или правоохранительные органы, поскольку все по-своему были страшны. Это время переходного периода, интенсивного поиска какой-то новой идентичности, когда в определенный момент власть оказалась в длинных руках криминального общества.

 КРИМИНАЛЬНЫЙ МИР — КРИМИНАЛЬНЫЕ НОВОСТИ