Взрыв на Котляковском кладбище в 1996 году

Надгробие афганцев и погибших во время взрыва на Котляковском кладбище

10 ноября 1996 года, прямо в день милиции, на Котляковском кладбище произошел взрыв. Адская машина сработала прямо на могиле бывшего лидера Российского фонда инвалидов войны в Афганистане Михаила Лиходея.

Здесь как раз был накрыт поминальный стол, и присутствовало около 150 человек, которые пришли почтить память своего товарища, погибшего 10 ноября 1994 года. В результате взрыва, многие получили ранения разной тяжести. По официальным данным, погибло 16 человек.

Взрыв оставил воронку глубиной полтора метра, и шириной в два с половиной метра. Взрывной волной останки людей были разбросаны в радиусе 70 метров. Как затем выяснится, жертв могло быть и больше. Организаторы ужасного преступления планировали установить адскую машину неглубоко под землей. Но в последний момент решили, что так ее могут обнаружить раньше времени, и выкопали глубокую яму, где и закопали самодельную бомбу, чтобы ее наверняка никто не заметил. Но закопали так, что взрывная волна, отразившись от поверхности обелиска, нанесла максимальный ущерб собравшимся.

Могила Михаила Лиходея и его семьи

Убитых и раненых могло быть и больше еще по одной причине. На месте поминок был установлен металлический стол. Поминать Лиходея приходили группами, кого-то привозили на специальных автобусах, как например ветеранов из санатория «Русь» — реабилитационного центра, названного в честь Лиходея. Другие приезжали самостоятельно, собирались группами и также подходили к этому столу. За несколько минут до взрыва одна из таких групп людей, явно не умещаясь на маленьком пяточке, передвинула этот стол. И как раз на то место, где была установлена бомба. То есть стол оказался над ней, и затем принял на себя часть взрывной волны, слегла погасив ее удар. Те, кто стоял ближе к столу и могиле, сами того не предполагая, закрыли собой находящихся за ними.

Котляковское кладбище

Кто-то намеренно взорвал бомбу, когда у могилы появился Сергей Трахиров, преемник Михаила Лиходея, новый председатель Российского фонда инвалидов войны в Афганистане.
Как оказалось, взрывное устройство было оборудовано электровзрывателем, и сигнал был подан по проводам. Кто-то дал отмашку, когда именно Трахиров подошел к могиле Лиходея, и адская машина была приведена в действие. При этом погибла и вдова Михаила Лиходея Елена Краснолуцкая, финансовый директор афганского фонда.

В дальнейшем были и подозреваемые и суды. Но сперва следствие рассматривало версию о том, что к этому делу причастны коммерсанты, которые вели дела с фондом Лиходея. О том, что взрыв могли устроить бывшие афганцы, не верил никто. Поэтому эта версия откладывалась до последнего. Была даже версия, что взрыв устроила одна из московских группировок. Но эта информация не подтвердилась. К тому же, если банды в то время и вели подрывную деятельность, то не так профессионально, как это было организовано на кладбище. Здесь действовали подрывники экстра-класса, которых готовят непосредственно для диверсий в стане противника, но никак не против мирного населения.

Могила Михаила Лиходея и его семьи

Но стоило копнуть глубже всю деятельность Российского фонда инвалидов войны в Афганистане, как обозначились новые подозреваемые. Здесь стоит вернуться в то время, когда все участники событий были еще живы.

Валерий Радчиков

Будущий основатель Российского фонда инвалидов войны в Афганистане Валерий Радчиков, родился в Красноярске 22 июня 1956 года. Правда после его рождения, семья переехала в Украину. Радчиков служил в спецназе ГРУ на должностях командира группы и начальника штаба батальона.

Валерий Радчиков

В июне 1982 года в звании старшего лейтенанта попал в Афганистан. Уже 19 июля повел военных в рейд по горной местности. Их доставили в точку назначения на вертолете. Но солдаты оказались на минной территории. К тому же по ним начался пулеметный обстрел. Явно, что здесь их уже ждали. Саперов не было, и Радчиков лично решил произвести разведку территории, чтобы вывести группу из под обстрела. В военном училище он проходил инженерно саперную подготовку, но должного саперского опыта не было, и он подорвался на противопехотной мине. Потерял на обеих ногах ступню и часть голени.

Валерий Радчиков в Афганистане

В дальнейшем группа дождется вертолетного подкрепления, которое эвакуирует их. Валерия Радчикова доставят в госпиталь. Потом станет известно, что координаты той злополучной точки высадки были даны неверно.

Несмотря на то, что Валерий был признан инвалидом, ему удалось вернуться на Афганскую войну, уже в звании капитана, на должность командира роты. По словам самого Радчикова, ему пришлось обманным путем возвратиться в состав действующей армии в Афганистане, иначе бы на нем поставили крест как на военном. Как бы то ни было, в конце 80-х он возвратился на гражданку. И в 1991 году вместе Ильясом Сафиным основал Российский фонд инвалидов войны в Афганистане, стал его председателем.

Третий слева: Валерий Радчиков

Известно, что фонд имел большие внешнеэкономические льготы. Вокруг него образовалось ряд фирм, которые при помощи инвалидов афганской войны завозили в Россию товар из-за рубежа, который не облагался пошлинами. За такую деятельность, фонду полагались проценты. Как в дальнейшем выяснит Генпрокуратура, оборот составлял около 4-х миллиардов долларов. По уставу фонда, деньги от таких сделок, должны были идти на помощь в реабилитации ветеранов Афганской войны. Инвалидам покупались мотоколяски, автомобили, обеспечивались бесплатное лечение и протезирование. У фонда открывались региональные отделения.

К августу 1994 года как раз представители этих отделений обвинили Радчикова в том, что он не раскрывает перед ними финансовое состояние фонда. Недовольных было много. Обвиняли Валерия в том, что он вывел из фонда миллиарды рублей в угоду третьим лицам. До инвалидов эти деньги так и не дошли. И в итоге участники фонда избрали нового председателя в лице Михаила Лиходея. Его заместителем был назначен Сергей Трахиров.

Михаил Лиходей

Михаил Лиходей родился в городе Костино 8 июля 1952 года. Окончив среднюю школу, был призван в армию, с которой и связал всю дальнейшую жизнь. 1 сентября 1986 года, будучи в Афганистане, подорвался на мине, лишился ноги и глаза, после чего служил в одном из районных военных комиссариатов Москвы. Был уволен в запас в звании подполковника. Был одним из основателей Российского фонда инвалидов войны в Афганистане, когда его главой был Валерий Радчиков.

Михаил Лиходей

В августе 1994 года, именно Лиходея избрали председателем афганского фонда. Однако Радчиков с таким положением не согласился, как и его ярые сторонники. В итоге фонд распался на два. Один возглавлял Радчиков, другой Лиходей. Названия фондов были идентичными. Отличались только расчетные счета. Верховный суд России признал, что Радчиков уволен законно, обязав Минюст зарегистрировать новый устав фонда за подписью Михаила Лиходея.

Насколько известно, определенные люди, не особо приветствовали Лиходея и Трахирова в фонде, с начала девяностых. 30 сентября 1993 года на них обоих было совершено покушение в подъезде дома N 11 по Ореховому бульвару. На них напали, в результате чего оба получили ножевые и огнестрельные ранения. Но выжили.

Когда Лиходей возглавил фонд, Радчикова в открытую обвиняли в хищениях нескольких десятков миллионов долларов. Но дальше обвинений дело не пошло, так как доказательств этому не было. Да и дальнейшие события показали, что Валерий Радчиков навряд ли совершал аферы под крышей афганского фонда. По крайней мере, кто-то более влиятельный и властный пытался свалить на него свои преступления.

Табличка на подъезде Михаила Лиходея

Между тем, Лиходей добился возбуждения уголовного дела против Валерия и коммерсантов, которые продолжали сотрудничать с его фондом. Но довести задуманное до конца не смог, а точнее ему не позволили вставлять палки в уже отлаженный механизм миллиардных хищений.

10 ноября 1994 года Михаил Лиходей получил новый Устав фонда, так как старый остался за Радчиковым. После этого поехал домой. Вместе с ним была его жена и два охранника.
Когда они зашли в подъезд и подошли к лифту, взорвалась бомба, установленная в переговорное устройство для связи с диспетчером. Михаил лиходей и его охранник Валерий Нурин скончаются от полученных ранений. Следствие выяснит, что бомба приводилась в действие с помощью дистанционного управления. Убийцы находились на техническом этаже стоящего напротив шестнадцатиэтажного дома

Что интересно, за десять дней до своего убийства Михаил Лиходей направил письмо в ФСК (ныне ФСБ), в котором сообщил, что деятельность Валерия Радчикова нанесла ущерб 10 тысячам инвалидов-«афганцев» на сумму свыше $60 млн.

Дом Михаила Лиходея, где он был убит

Фонд теперь возглавил Сергей Трахиров. Он и продолжил борьбу с Радчиковым. А тот в начале 1995 года забросил афганский фонд, и основал уже новый — Российский общественный фонд инвалидов военной службы. Вероятно он хорошо знал тех влиятельных лиц, которым уходили миллиарды, причитающиеся афганцам, и решил покончить с этим, оставив тот фонд. Но как бы то ни было, он оставался опасным свидетелем для тех влиятельных людей.

Не поэтому ли 29 октября 1995 года, когда Радчиков встречался со своим юристом Дмитрием Матешевым в Орлово-Давыдовском переулке, на них было совершено покушение. Юрист был убит на месте, а инвалид Радчиков получив 6 пуль, смог добраться до машины и уехать за медицинской помощью. Выжил он чудом, однако из- за тяжелейших ранений черепа и спины отошел от дел.

Валерий Радчиков подозреваемый

Когда 10 ноября 1996 года была взорвана могила Лиходея, а вместе с ней и присутствующие здесь, Радчиков сразу решил, что подозрение падает на него, так как у него действительно было серьезное противостояние с Сергеем Трахировым. На некоторое время он скрылся, связываясь со знакомыми по телефону, и клялся, что он не причастен к взрыву. Участники фонда также считали, что такое кощунственное преступление совершили более влиятельные и властные силы, чем искалеченные войной инвалиды. К тому же главы фонда никогда не распоряжались триллионами рублей, которые «прокручивались» через его счета. Распоряжались этими деньгами другие люди, про которых не принято было говорить даже на следствии.

Сопоставив все факты, следствие пришло к выводу, что взрыв был выгоден Радчикову, и что именно он был организатором этой кровавой бани. 24 апреля 1997 года Радчиков был арестован по подозрению в организацию взрыва на Котляковском кладбище и отправлен в следственный изолятор Матросская тишина. Были арестованы и два его «соратника» — Андрей Анохин и Михаил Смуров — они пошли как непосредственные исполнители.

Под следствием они провели 2 года и 9 месяцев. Государственное обвинение требовало наказание Радчикову в виде 12 лет лишения свободы. На суде не удалось доказать причастность Радчикова в организации взрыва, в связи с чем 21 января 2000 года он был оправдан вместе с арестованными офицерами и освобождён из под стражи.

Генеральная прокуратура еще дважды обжаловала приговор в Верховном суде. Первое обжалование было отклонено Коллегией Военного суда. 13 декабря 2000 года президиум Верховного суда отменил Радчикову оправдательный приговор, после чего Радчиков обратился в Военную коллегию Верховного суда и в Генеральную прокуратуру РФ с заявлениями о возбуждении двух уголовных дел — против главного военного прокурора, которого он обвинил в клевете, и следователей Генеральной прокуратуры. Также Радчиков обратился с жалобой на Верховный суд РФ в Европейский суд по правам человека. За это время Анохин исчез в неизвестном направлении.

Смерть Валерия Радчикова

Закончить свои судебные дела Радчиков не успел. Утром 31 января 2001 года он возвращался из Белоруссии в Россию. Ехал вместе с водителем и двумя соратниками. На 79 киллометре Минского шоссе их автомобиль на скорости въехал в автопоезд «Вольво», который шел им навстречу. В результате Радчиков и Маркин погибли на месте.

Могила Валерия Радчикова

Многие не верили, что это было случайным ДТП. Авария породила многочисленные слухи и домыслы. Долгое время в СМИ муссировались различные версии о том, что гибель «афганца» была подстроена. В числе людей, желавших смерти полковника Радчикова, назывались и его бывшие партнеры по бизнесу, которым он задолжал, и друзья тех, кто погиб на Котляковском кладбище, и даже отставные госчиновники, в свое время кормившиеся возле афганского фонда и теперь опасавшиеся разоблачений.

Однако комплексная техническая экспертиза всех узлов и агрегатов ‘Москвича-2141’, в котором разбился Радчиков., пришла к выводу, что все системы автомобиля, так или иначе влияющие на безопасность движения, были исправны. То есть никаких надрезанных тормозных шлангов или подпиленных рулевых тяг, о которых писали некоторые газеты, в ‘Москвиче’ не обнаружили». Официально причиной аварии стало нарушение правил дорожного движения его водителем.

Могила Валерия Радчикова

Уже после смерти Радчикова, одно издание написало, что он был замешан в жутких криминальных делах, что еще во время афганской войны занимался недобрыми делами — грабил афганцев, пьянствовал, торговал казенной тушенкой. В общем, по кривой дорожке спецназовец пошел уже давно. Так ли это было в действительности или нет, никто не скажет.

Приговоры за взрыв на Котляковском кладбище

Что касается взрыва на котляковском кладбище, та же пресса писала, что скрыть имена истинных виновников взрыва на Котляковке заинтересованы весьма влиятельные силы, обладающие большой финансовой мощью, собственными охранно-сыскными структурами, тесными связями в правоохранительных и судебных органах. Касательно денег, например, «КоммерсантЪ-Daily» еще в 1996 писали, что накопленные руководствоми Российского фонда инвалидов войны в Афганистане капиталы в виде банковских счетов и различного рода недвижимости исчислялись десятками миллионов долларов. Как бы то ни было, оправдательный приговор оставшимся в живых Анохину и Смурову был отменен.

Надгробие погибших во время взрыва на Котляковском кладбище

23 августа 2001 года в Московском городском суде начались слушания по делу о взрыве. Единственным обвиняемым оказался Михаил Смуров. На полгода процесс прерывался, и приговор в отношении Смурова был объявлен лишь 28 мая 2003 года. Суд приговорил его к 14 годам лишения свободы как соучастника взрыва на кладбище. Анохин был задержан 13 ноября 2003 года. И в декабре 2006 осужден к 15 годам.

Следствие по убийству Михаила Лиходея

Что касается убийства Михаила Лиходея, то это дело было приостановлено в 1995 году. Когда же произошел взрыв на кладбище, следствие возобновили и по убийству Лиходея, так как предполагали, что эти два преступления связаны, и выведут на одних и тех же лиц. Однако это было не так.

В сентябре 1997 года были задержаны предполагаемый исполнитель убийства Михаила Лиходея Владимир Луковский и его сообщник Александр Хинц. В июне 2000 года они были отпущены из СИЗО, так как истек предельный срок их содержания под стражей. В 2004 году материалы дела снова были направлены в Мосгорсуд, но на заседание явился только Хинц. Луковский к тому времени скрылся за границей. Хинц же дал признательные показания и был осужден на 15 лет.

Луковский был объявлен в международный розыск. В 2008 году суд заочно приговорил его к 15 годам заключения. В мае 2010 года подозреваемый был задержан на территории Украины, а в январе 2011 года экстрадирован в Россию, после чего заявил о своем несогласии с заочным приговором. Верховный суд постановил провести судебные слушания с его очным участием.

Владимир Луковский

Тут наверное стоит пояснить кто такой Владимир Луковский, и почему его обвиняли в убийстве Лиходея. В период 1993-1994 годов он работал главным бухгалтером, заместителем гендиректора, а затем гендиректором промышленной компании «Интерфеникс», созданной для уставных целей и задач афганского фонда. По мнению стороны обвинения, Валерий Радчиков, полагая, что он и его сообщники «смогут извлечь материальную выгоду из финансово-хозяйственной деятельности фонда», решил устранить Михаила Лиходея и, опять же по мнению следствия, поручил исполнение его убийства Луковскому, который привлек своего знакомого Александра Хинца.

Владимир Луковский

Помимо убийства Луковскому также вменялись растрата средств фонда и мошенничество. По мнению следствия, в августе 1995 года он, став директором филиала № 6, созданного решением совета фонда, оплачивал за счет фонда проживание в гостинице, закупил пиломатериалы для своего коттеджа. В период с августа 1995 года по апрель 1996 года Луковский уговорил партнеров фонда перечислять денежные средства по задолженностям перед фондом на расчетный счет возглавляемого им акционерного общества. Ими было перечислено более 8 млрд рублей (без учета деноминации), часть из них пошла на оплату гостиницы и абонемент в элитном спортивном клубе, всего более 144 млн рублей.

Луковский в суде утверждал, что невиновен в убийстве Лиходея, а вменяемые ему растраты были законны. Единственное, что он признал, — это хранение в доме взрывчатых веществ, но утверждал, что понятия не имел, что это такое. По его словам, элементы взрывного устройства ему передал на хранение Хинц. Ключевой свидетель по делу Александр Хинц в суде отказался от своих прежних показаний, данных в ходе следствия, и заявил, что передал на хранение Луковскому детали взрывного устройства. По его словам, он хотел подорвать дачу знакомого, который был ему должен и не хотел возвращать деньги.

2 сентября 2011 года присяжные единогласно сочли вину Луковского в убийстве Лиходея недоказанной. Судья Андрей Расновский приговорил Луковского к трем годам исправительной колонии общего режима, так как прокуратуре удалось доказать его вину в хранении взрывчатых веществ. Но, поскольку этот срок он уже отбыл, пока находился в СИЗО, судья распорядился отпустить его из-под стражи.

В деле осталось очень много темных пятен. Неизвестно, кто действительно устроил все эти ужасные и трагические события, и чего он добивался на самом деле. Возможно когда-то ответ будет получен.

 КРИМИНАЛЬНЫЙ МИР — КРИМИНАЛЬНЫЕ НОВОСТИ