Санаторно-курортная ИК-3: деньги, «дурь», гаджеты. Почему некоторым уголовникам можно все?



Санаторно-курортная ИК-3: деньги, «дурь», гаджеты . Почему некоторым уголовникам можно все?

Дорогая техника, наркотики и деньги рекой, таинственные смерти, интриги и загадки — в новосибирской ИК-3 события развиваются как в бразильском сериале.

«Богатые и знаменитые» — «авторитеты» колонии — свободно передвигаются по территории исправительного учреждения, собирают с других заключенных дань, пользуются гаджетами и регулярно выкладывают в интернет фото, иллюстрирующие их яркую, насыщенную жизнь. «Преступная Россия» продолжает писать о том, как живется привилегированной категории зэков в российских колониях и к чему все это в конечном счете приводит.

100 друзей для 100 рублей

Заключенные ИК-3 разделены на две группы: «авторитеты» и «терпилы». «Авторитеты» — это те, кто делает деньги. «Терпилы» — на ком делают деньги — то есть основная часть заключенных. В группе «терпил» происходит еще одно условное разделение — на спонсоров и «соскочивших». Пока заключенный имеет возможность снабжать «авторитетов» деньгами, он является спонсором — его не трогают. Как только спонсор перестает платить (например, переводится в другую колонию), он превращается в «соскочившего». Либо перестает быть вообще.

Плакал в телефон и просил 20 000 рублей «на хозяйственные нужды». Что происходит со спонсорами

У родственников Юрия Машканцева, бывшего заключенного ИК-3, неожиданно скончавшегося в августе 2017 года, его смерть до сих пор вызывает недоумение. Мужчина отбывал наказание в колонии и вдруг одномоментно оказался должен большую сумму денег другому заключенному, который его к тому же неоднократно избивал, пытаясь заполучить долг. На протяжении месяца Машканцев без внятного объяснения причин просил мать и сестру высылать ему денежные суммы, которые день ото дня все увеличивались.

Свидетельство о смерти Юрия Машканцева

«На все вопросы, что происходит и куда нужны деньги, брат ничего не говорил, но был напуган и намекал на то, что телефонный разговор слышит кто-то еще, — вспоминает Наталья Мозгачева, сестра погибшего. — Я слышала, что мой брат плакал в телефон и сказал, что если он не отдаст эту сумму, то мы можем больше не увидеть его живым. Мы вынуждены были оформить кредит и выслать эти денежные средства. Понимая, что с братом что-то происходит, мы с мамой очень переживали, но на все наши вопросы Юра отвечал, что суммы, которые мы высылаем, идут на хозяйственные нужды ИК-3».

За два дня до смерти Юрий признался в телефонном разговоре сестре, что его и еще одного осужденного — Никиту Завтура — продолжает шантажировать некий «Литяга», он же Виталий Литягин. 

Виталий Литягин (в центре)

Вся эта история оборвалась телефонным звонком, из которого Наталья узнала, что ее брат, молодой 20-летний парень, загадочно умер. Разбираться в колонию поехали всей семьей, но безрезультатно: не смогли получить ни объяснений, ни каких-либо подробностей. Добиться личной встречи с руководством колонии не удавалось — несколько визитов родственников просто игнорировали. Спустя какое-то время родня Машканцева получила результаты судебно-медицинской экспертизы, согласно которой его смерть наступила от «механической асфиксии вследствие вдыхания желудочного содержимого». Акт судебно-медицинской экспертизы трупа Машканцева гласит, что погибший не находился под действием наркотиков. 

Заключение судебно-медицинской экспертизы

Однако родственники уверены, что Юрия специально накачали наркотиками. Наружных и внутренних телесных повреждений не обнаружено.

Что происходит с «соскочившими»

Похожа на предыдущую и история другой жертвы вымогательств «авторитета» Литягина — Никиты Завтура. О том, что Никиту избивает Литягин, мать Завтура узнала благодаря телефонному звонку вышеупомянутого заключенного Юрия Машканцева. Юрий рассказал, что Литягин регулярно избивает и насильно «подсаживает» других заключенных на наркотики, которые откуда-то достает в колонии, а затем требует за это деньги. По-видимому, это произошло и с Никитой Завтуром.

Заявление Сергея Кашина

Родственники Никиты, опасаясь за его жизни и здоровье, перечислили на карты неизвестных им лиц почти 30 тысяч рублей — для этого им потребовалось взять кредиты. Чтобы прекратить эти выплаты либо из-за того, что деньги у семьи просто закончились, Никита нанес вред своему здоровью (какой именно, не уточняется), и его перевели в ФКУ ЛИУ-10.

Семье Никиты удалось добиться встречи с начальником ИК-3 Юрием Кузьминым, которому мать осужденного рассказала, что у ее сына вымогают деньги. Кузьмин пообещал разобраться и пригласил на повторный прием. Примечательно, что в день приема Кузьминым матери Никиты ей позвонил Литягин и сказал, что не он избивал и шантажировал ее сына, а другой заключенный, Сергей Кашин (Каша). Как выяснилось, некоторые счета, на которые зэки перечисляли деньги, действительно принадлежат Кашину и его супруге. Однако, по некоторым данным, счет Каши является лишь промежуточным звеном — все деньги шили банде Литяги, а часть, конечно, оседала в карманах фсиновцев. Главными покровителями осужденного Литягина, по данным источников, являются начальник оперативного отдела Е. Миллер и оперативник по имени Актобаир.

Родственники Завтура перечисляли средства на реквизиты карты и номера телефонов, которые указал сын (имеются в распоряжении редакции). Известно, что банковская карта, на которую перечислялись деньги, оформлена на жену Литягина. Кому принадлежат номера мобильных телефонов – неизвестно. Всего было перечислено порядка 30 тысяч рублей.

Со страницы Анны Литягиной в соцсети

После повторного приема Кузьмин пообещал, что Литяга вернет все деньги, которые были перечислены ему Никитой Завтуром. Однако после отъезда из Новосибирска мать Никиты стала получать звонки с угрозами от Литягина и его жены Анны Паюсовой. Угрожали вплоть до того, что сына заставят написать явку с повинной и признаться в шантаже покойного Машканцева. Родственники до сих пор беспокоятся за жизнь Никиты и добиваются наказания виновных.

Есть и те, кто борется и устраивает акции протеста. Так, заключенный Дмитрий Золотухин, также третируемый тройкой других «авторитетов» ИК-3 — Павлом Ельниковым, Владимиром Ткаченко и Алексеем Сапоновым, — объявил голодовку.

Кто такие «Литяга» и «Каша»

Сейчас Литягин и Кашин пытаются переложить ответственность за происходящее в колонии друг на друга. Правоохранительные органы, если верить в их непредвзятость, должны разобраться в этой истории. О Кашине известно лишь то, что некогда он обладал особым «авторитетом», от которого сегодня практически ничего не осталось. Что касается Литягина, то известно, что он сидит за жестокое убийство девушки в новогоднюю ночь. В 2010 году в Новосибирске, в свои 16 лет, он забил до смерти «просто прохожую», не известную ему актрису музыкального театра Елену Калиновскую. Родные с трудом смогли ее опознать. На «Первом канале» вышел сюжет об этой истории.

За восемь лет, проведенных в колонии (а его приговорили к девяти годам), Литягин «нарастил» себе авторитет в соцсетях, где активно обсуждают происходящее в колонии, сформировалась целая группа поддержки Литяги. Все их аргументы сводятся к следующему: «Литягин нормальный тип. Красавчик пацан вообще. А все что говорят чистой воды *****» (орфография и пунктуация сохранены. — Прим. ред.).

Кому в ИК-3 жить хорошо. Чем занимаются «авторитеты»

По данным правозащитников Gulagu.net, некоторые из осужденных хранят и распространяют наркотики, вымогают деньги, свободно передвигаются по территории колонии. Правозащитник Наталья Мальцева называет Литягина «священной коровой» колонии, и у нее на это есть все основания.



Свидетельства роскошной жизни заключенных 

«Авторитеты» ИК-3 ни в чем себе не отказывают, что подтверждают опубликованные в сети фотографии заключенных.

Что происходит сейчас. Как реагирует руководство колонии

В январе этого года ГУФСИН Новосибирской области провело проверку и изъяло у заключенных две большие сумки с телефонами и «веществами, похожими на наркотические», много запрещенных предметов нашли зарытыми в пол ШИЗО и ПКТ.

Благодаря активным действиям правозащитников и семьям заключенных было возбуждено уголовное дело по ч.1 ст. 163 УК РФ (вымогательство). 

Ответ прокуратуры на заявление правозащитников

Однако до сих пор неизвестно, есть ли в этом деле конкретные подозреваемые или оно было возбуждено против «неустановленных лиц». В настоящий момент проводится проверка действий (или бездействия) сотрудников колонии на основании заявлений о распространении наркотиков на территории ИК-3. Просьбу правозащитников возбудить уголовное дело по факту смерти Юрия Машканцева прокуратура отклонила за отсутствием состава преступления.

crimerussia.com

Скандальные новости