Время Ярославского: как харьковский олигарх российскую собственность прикупал
DCH Group известного украинского бизнесмена Александра Ярославского официально объявила о покупке у компании Evraz российского олигарха Романа Абрамовича Днепропетровского металлургического завода имени Петровского, знаменитой «Петровки»
Рядовая, казалось бы, сделка вызвала огромный поток публикаций и комментариев в прессе — от подробного разбора в специализированных бизнес-изданиях до крикливых заголовков на «патриотических» ресурсах: «Путинский прихвостень продал Ярославскому металлургический гигант в центре Днепра» сообщал, в частности, своим читателям сайт «Depo. Днипро» (дивный образец современного уровня украинской журналистики).
Операция купли-продажи привлекла большое внимание прессы по целому ряду причин — от значительного объема покупки до громких имён участников сделки. Роман Абрамович — самый богатый человек России, Александр Ярославский — входит в десятку богатейших людей Украины. Причём на Украине наибольший интерес вызывает именно инвестиционная активность второго.
С российским капиталом все ясно — он уходит из Украины, не желая работать в неблагоприятном для него инвестиционном климате. Если вообще можно назвать «климатом» прицельное внимание к нему со стороны украинских силовиков и систематические погромы боевиков-националистов. Ищут покупателей на активы Сбербанк и ВТБ, ушли «Лукойл» и Evraz (завод «Петровка» был их последним активом на Украине). И в условиях тотальной распродажи привлекательных активов весьма оживились потенциальные скупщики. Где искусственно понижая стоимость российских активов уличными акциями устрашения, а где аккуратно договариваясь с владельцами, украинский олигархат пытается за счёт чужих проблем поправить своё собственное финансовое положение.
Сам Ярославский не любит, когда его называет олигархом. «У меня нет всех этих признаков олигарха — СМИ, группы в парламенте, фракции парламентские, министерские кресла… Я человек независимый — от меня ничего не зависит», — говорит Александр Владиленович в интервью «ТСН. Тиждень» и явно кокетничает: большие деньги не могут избежать влияния большой политики. Но — в чем прав Ярославский — он действительно всегда старался публично задекларировать свою аполитичность. И это одно из важнейших условий его политического выживания.
«Ярославский всегда дистанцировался от политики. Он был и депутатом, ему это страшно не понравилось. У него есть еще со времен кризиса 2008 года свободные средства. Ему тогда удалось вовремя избавиться от плохих активов», — комментирует «Украинской правде» политолог Владимир Фесенко. «У Ярославского на данный момент, до наступления кризиса, скопилась значительная ликвидность, — отмечает эксперт Украинского общества финансовых аналитиков Виталий Шапран. — И теперь он может покупать практически все. Ведь все это стоит очень дешево, и сделки будут прибыльными в любом случае. Так, что, на мой взгляд, для Ярославского сегодня очень благоприятное время».
После событий 2014 года Ярославский инвестиционной деятельностью не занимался, присматривался к развитию ситуации, старался проводить время в Лондоне — среди людей своего круга и уровня (приятельские отношения связывают его и с Романом Абрамовичем). И лишь в 2016 году он начал втягиваться в новые инвестиционные проекты, например, купил легендарный ХТЗ (Харьковский тракторный завод), опосредованно принадлежавший российскому олигарху Олегу Дерипаске и после государственного переворота находившийся под жесточайшим прессингом силовиков, которые несколько раз устраивали на предприятии самые настоящие погромы. В результате хозяева посчитали за счастье от ХТЗ избавиться.
В пресс-релизе австрийского бизнесмена и тогдашнего совладельца ХТЗ Зигфрида Вольфа прямо говорилось, что причиной продажи стало давление правоохранительных органов: «Служба Безопасности Украины и ее харьковский филиал провели четыре обыска на ХТЗ в период с 8 марта по 21 апреля 2016 года, получив финансовые и другие важные документы». А Ярославский в том же сообщении описывался едва ли не спасителем: «Мы давно знакомы друг с другом, Александр — человек слова, о котором хорошо говорят его деловые партнеры, в том числе и иностранные. Вот почему я обратился к Ярославскому и попросил его снова стать акционером XTЗ, когда мои активы в Украине оказались под угрозой». Насколько восторги Зигфрида Вольфа были искренними, и не стоит ли за согласованной атакой силовиков сам Ярославский история умалчивает.
© evraz.com
Российские активы на Украине находятся под постоянной угрозой и стоят относительно недорого, а потому эти сделки особенно выгодны. Извечная стратегия Ярославского вполне предсказуема — покупать на минимуме стоимости (а экономическая ситуация в стране тому как раз способствует), осваивать и продавать по максимуму. После ХТЗ, в 2017 году олигарх покупает у россиян крупнейшее предприятие по добыче железной руды — криворожскую «Сухую балку» (комбинат, производящий 2,5 млн тонн аглоруды). И вот теперь — после приобретения легендарной «Петровки» — все сомнения развеялись: осторожный и аккуратный Ярославский делает на Украине стратегические инвестиции.
Металлургия остаётся одной из прибыльных статей экспорта Украины и потому предприятие, которое является одним из ведущих производителей чугуна (более миллиона тонн в 2017 году), стали (918 тыс тонн), проката (785 тыс тонн) и поставляет свою продукцию в 44 страны мира, принесёт своему новому владельцу неплохой доход: за 2017 год завод получил валовую прибыль в размере 26 млн долларов США. Но, кроме потребностей мирового рынка, это вполне уместное звено между рудником «Сухая балка» и другими предприятиями DCH Group (тем же ХТЗ). Это очевидно и логично.
Однако и на этом Ярославский не останавливается и нацеливается на простаивающий актив другого своего старого знакомца, находящегося в вынужденной эмиграции — Дмитрия Фирташа. Огромный торгово-развлекательный центр Respublika в Киеве был задуман как один из крупнейших в Европе (298 тыс. кв. м), сдача объекта в эксплуатацию планировалась в 2014-м, а его готовность на момент остановки заказчиком строительных работ оценивалась в 98%. В свою очередь, из коммерческой недвижимости в активы DCH уже входят сеть ТРЦ «Караван» (Киев, Днепропетровск, Харьков), Premier Palace Hotel в Харькове и жилой комплекс «Воздвиженка» в Киеве. И вот теперь Ярославский подтверждает заинтересованность в новой покупке. «В рамках развития направления DCH Real Estate мы рассматриваем разные проекты и активы, ТЦ Respublika в том числе», — сообщила пресс-служба компании. Если учитывать, что «Республика» продается за сумму около $40 млн — при заявленных инвестициях в $350 млн — то традиционная для Ярославского стратегия купить подешевле, а потом продать подороже, вполне оправдана и здесь.
Однако чтобы успешно реализовывать подобные масштабные бизнес-планы, необходимо время — минимум два-три года и активно растущий рынок. Следовательно, Александр Ярославский — опытный и осторожный бизнесмен — считает, что у Украины и у него лично это время есть. На основании чего базируется эта уверенность? Ведь о критериях необходимого нормального бизнес-климата в стране Ярославский в своё время высказывался вполне определённо: «Первое — благоприятное для бизнеса и стабильное правовое поле. Второе — возможность справедливой судебной защиты инвестиций. Третье — реальный прогресс на пути реформ, и, прежде всего, создания условий для честной экономической конкуренции». Сделано это в Украине? Трижды нет. Следовательно, «аполитичный бизнесмен», вернувшийся на украинский рынок с целой чередой крупнейших покупок, реально мыслит несколько иными категориями.
Украинская экономика (учитывая её хронический кризис) не будет полностью уничтожена и может сохранить инвестиционную привлекательность лишь в случае интенсивной финансовой поддержки из-за рубежа и внутриполитической стабильности. На что же рассчитывает Ярославский, вкладывая в никуда огромные средства. Видимо, на то, что всё это скоро появится. Но откуда — с Запада или Востока? В обоих случаях Ярославский не пропадёт: и как вполне интегрированный в мировую «табель о рангах» рукопожатный олигарх, и как личный приятель и покупатель активов многих своих российских коллег.
А в краткосрочной перспективе ради охраны активов уже имеющихся, можно заняться и футболом: благо ультрас харьковского «Металлиста», составляющие после Майдана костяк местных неонацистских отрядов (вроде «Азова»), весьма почитают бывшего владельца их любимого футбольного клуба, усилиями которого «Металлист» действительно взлетал на небывалую высоту. Так что с их главарями у «аполитичного» олигарха тоже вполне конструктивные отношения. Кстати, в штаб-квартиру УЕФА господин Ярославский тоже недавно съездил: опять что-то инвестиционное затевает.
ukraina.ru
Скандальные новости