За штурм — $200. Что изменилось в жизни современных титушек



За штурм — $200. Что изменилось в жизни современных титушек

В стране сейчас появилась новая профессия — уличные бойцы. В народе их именуют титушками — от фамилии самого известного бойца Вадима Титушко из Белой Церкви, засветившегося в конфликте с журналистами «5 канала».

Но сами бойцы не любят, чтобы их так называли. Уверяют: они уже совсем не похожи на тех спортсменов, которые отличились тогда, еще при прошлой власти. Что изменилось и на что способны «новые титушки», выясняли «Вести».

Объем работы уличных бойцов сегодня поражает воображение. Они являются неотъемлемым атрибутом при погромах банков, пикетах строек, при разборках вокруг наливаек, игорных заведений и потасовок под ВР. «Сегодня в Украине существует не один десяток компаний с развернутой организационной структурой и с сильным юридическим крылом, основной задачей которых является физическое сопровождение рейдерских атак. Эти люди хорошо подготовлены организационно, физически и обязательно умеют находить общий язык с полицией», — говорит «Вестям» эксперт по безопасности Сергей Шабовта.

По его словам, сегодня это специализированный и реально существующий сегмент. И если раньше костяк таких организаций состоял из спортсменов, то начиная с 2014 года и структурно, и качественно бизнес изменился. Сейчас это добробаты и бывшие атошники. «Вплоть до 2013 года рейдерские захваты в большинстве своем реализовывались за счет бит и газового оружия, что носило относительно безопасный для жизни характер. Сегодня же неконтролируемый трафик оружия внес свои изменения и на захватах появились огнестрелы. Специально оружие не заказывают, но неконтролируемая толпа сама приносит с собой гранаты или пистолеты, чем значительно повышает градус конфликтов», — отмечает Шабовта.

Погромы посталвены на поток. Фото: Сергей Харченко/ «Вести»

С целью легализации изменилась и форма организации титушек. Как рассказывает «Вестям» источник в радикальных кругах, сегодня все перешли под крыло общественных организаций. «Причем внешнее прикрытие или окраска может быть какой угодно. Союз ветеранов, казачество, волонтерская община, националистическая организация или даже благотворительный фонд. Но на самом деле все они являются полувоенными вооруженными формированиями, работающими на заказ», — говорит нам источник.

Сколько платят

В зависимости от поставленных целей работу современных уличных бойцов можно условно разделить на несколько направлений. Например, «штурмовики» — самый высокооплачиваемый сегмент. Их работа — это физический захват предприятия, помещения или любого другого объекта после фальсификации документов. Оплата труда одного такого «бойца» стартует от $100–200 за час работы в зависимости от объекта. «В случае с захватами в стоимости, которая выставляется заказчику, обязательно оговаривается договоренность с правоохранительными органами. Именно это является гарантией успешности мероприятия», — подчеркнул источник.

Наиболее популярный вид титушек в Украине — «погромщики». Они специализируются на выведении из строя, повреждении и разрушении офисов, банков, магазинов и других объектов. Сами участники таких атак называют свои действия словом «покошмарить». Акции не требуют больших затрат и подготовленных бойцов, поэтому участников погромов, кроме оплаты, привлекают «зеленым светом» на мародерство и хищением уцелевшего имущества. Но сама такса тоже не маленькая — порядка $50 в час.

На Подоле в Киеве громили «Сбербанк». Фото: Сергей Харченко/ «Вести»

Еще один популярный вид титушек — «блокадники»: они выполняют своеобразную парализующую функцию по отношению к предприятиям и государственным учреждениям, не совершая при этом очевидно насильственных действий. Такие акции проводятся параллельно с каким-либо важным общественным событием или под дату. Оплата — от $20 в час.

Где берут людей

Что печалит бойцов: огромная конкуренция на этом рынке. В Украине действует большое количество частных спортивных секций, получающих финансирование от политиков или бизнесменов, а те при желании могут использовать спортсменов в собственных целях. «Некоторые из этих клубов не имеют лицензии, расположены в подвалах жилых домов и существуют благодаря тому, что руководство секции дает на лапу начальнику ЖЭКа и участковому», — рассказывает «Вестям» тренер одного из спортивных клубов. — Суть у них одна, хотя многие ребята об этом даже не догадываются. Их тренер просто ставит перед фактом. Мол, нужно пойти туда-то и сделать то-то. Иногда ребята получают за это деньги, а порой — и нет».

Офис «Вестей» после захвата титушками. Фото: «Вести»

Другой источник «кадров» — это общественные организации (ОО). За последнее время многие из них успели засветиться в различных скандалах. К примеру, членов ОО «Майдан» видели при погромах МАФов на КПИ, а также в драках на озере Качином. Собственники торговых точек на столичном строительном рынке возле станции метро «Харьковская», которые подверглись нападению неизвестных, уверяют, что среди погромщиков видели членов формирования «Левый берег — БТО». При этом якобы борьба за интересы горожан на стройках нередко оборачивается банальным вымогательством. Как сказал «Вестям» Игорь Громов, который боролся с такими организациями, основная цель — «навести побольше кипежа, поднять активистов и СМИ, а затем озвучить сумму за «слив движухи».

При этом суммы отступных исчисляются десятками тысяч долларов. «Например, последний такой случай, который я знаю, произошел вокруг стройки на левом берегу. Там «активист» потребовал у застройщика $100 тыс. На что ему ответили, что сотка — это много, и сошлись на $40 тыс. Через пару недель «патриот» приобрел себе новый мотоцикл за €20 тыс., а стройка продолжается», — говорит Громов.

С14 принимает заявки на сведение счетов

Активное участие при потасовках возле столичных строек принимают такие общественные организации, как: «Национал-патриотическое движение Украины», «Барви життя» и «Стоп свавіллю». Тем временем есть формирования, которые, по всей видимости, не «брезгуют» любой работой и берутся за все, где можно, как говорится, «поднять копейку». К примеру, националистическая группировка «С14», прославившаяся нападением на Сбербанк и атаками на Десятинную церковь, на своем канале в Telegram, не стесняясь, публикует такое сообщение: «С14» работает для вас. Помогите нам держаться на плаву. А мы поможем вам. Для постоянных благотворителей открываем сундук желаний. Кого из врагов вы хотели бы покошмарить? Мы постараемся это сделать». «Вести» хотели получить комментарий от группировки, но в ответ — лишь непечатное СМС.

Но самыми многочисленными группировками в столице остаются так называемые куриловцы и стрижаки, получившие свое название в честь их предводителя Константина Стрижака, который сейчас отбывает наказание за попытку вооруженного рейдерского захвата агрофирмы под Николаевом. «Но это не мешает ему брать заказы прямо из тюрьмы», — рассказывает нам источник. 

Кстати, проблемы с законом есть у многих делков этого бизнеса. Например, «Вести» выяснили, кто именно сейчас находится в захваченном офисе редакции на 32-м этаже БЦ «Гулливер». Напомним, с 8 февраля они удерживают помещение, громят технику, выносят фотоаппараты, наушники. Как выяснилось, в попытке кражи подозреваются Андрей Д., Владимир и Дмитрий М. Все они ранее неоднократно сталкивались с правоохранителями: привлекались к уголовной ответственности за совершенные преступления, а также являются обвиняемыми по ряду уголовных преступлений. В частности, на Владимира поступало несколько заявлений в полицию от разных лиц, а фабула каждого заявления похожа: мол, «нанес тяжкие телесные повреждения и причинил физические страдания».

Из офиса «Вестей выносили фототехнику и наушники. Фото: Сергей Харченко/ «Вести»

«Мы не гопники»

«Вестям» удалось пообщаться с одним из «наемников» по имени Максим — таких, как он, в узких кругах называют «пехота»: самый низ в иерархии рейдеров. «Примерно лет семь назад, когда я был молод и горяч, позвонил мне дружок и сразу заинтриговал вопросом: «Подзаработать хочешь?» Так я и начал участвовать в различных акциях. Заказов много. Не обходится без травм, но за них нам хорошо доплачивают. В случае травмирования противников обещают адвокатов и поддержку деньгами в СИЗО, а если закончится зоной — поддержку родных на свободе на весь срок отсидки. Но на моей памяти никого к ответственности так и не привлекли, ведь люди, с которыми нам приходилось сталкиваться, сами далеко не ангелы и им тоже многое придется объяснить, поэтому заявления в полицию никто не пишет», — рассказывает Максим.

По его словам, среди его единомышленников попадались и весьма успешные предприниматели, которые просто не упускают шанса подзаработать. «Друг, который в юности меня вовлек в эту «движуху», сейчас директор небольшой фирмы. Но несмотря на это, когда подворачиваются заказы, оставляет руководство и идет вместе с нами. Сейчас, например, очень много заказов по агрофирмам в регионах», — говорит Максим. По его словам, каких-то отличительных примет у современных бойцов нет. «Мы не гопники. У многих есть работа, семья. Но деньги нужны, вот и приходится утром идти на работу, а ночью — деньги зарабатывать», — отметил Максим.

Нардепы хотят легализовать частные армии

Любопытно, что этот бизнес, похоже, скоро легализуют. Нардеп от фракции «Народный фронт» Евгений Дейдей заявил о своем намерении внести в парламент в ближайшее время законопроект о частных военных компаниях. «Задача — создать действенный законный механизм, который поможет тысячам наших ребят качественно себя реализовывать в этой сфере», — написал он. Дейдей считает, что таким образом сможет снять «отдельные аспекты социального напряжения».

Фото: Погром АЗС на на ул. Ревуцкого. Фото: facebook.com.Оборона Позняків-Осокорків від тотальної забудови

Титушко отошел от дел

Вадим Титушко (Румын), чья фамилия стала нарицательной, отошел от дел. Напомним, он засветился в мае 2013 года, когда напал на журналистов Ольгу Сницарчук и Владислава Соделя. Тогда его осудили на два года условно. В 2015 году в Белой Церкви он организовывал турнир «Самых сильных» по элитным боям. Тогда же рассказывал журналистам, что жалеет о своем поступке, неприятно ему и то, что его фамилия стала столь популярной. Сейчас, как выяснили «Вести», у Вадима своя охранная фирма, где уверяют, что ни в каких разборках не участвуют. Сам Титушко общаться с журналистами не хочет. «Я отошел от дел, не хочу публичности и пока не готов общаться с журналистами», — сказал он «Вестям».

Скандальные новости