Накануне Дня Независимости Украины для участия в праздничных церемониях Киев с официальным визитом посетил парламентский секретарь и представитель Министерства наследия в парламенте Канады Ариф Вирани.
Цензор.НЕТ поговорил с высокопоставленным представителем Канады о сотрудничестве в оборонной сфере, в сферах кинопроизводства, наследия и культурного обмена, о поддержке Украины в G7 и в вопросах развития гражданского общества. Также затронули близкую для Вирани тему защиты прав человека в контексте удерживаемых в России украинских политзаключенных. Речь шла также о противодействии угрозам вмешательства со стороны РФ в политические процессы накануне выборов как в Украине, так и в Канаде в 2019 году.
— Какова цель вашего визита?
Я нахожусь здесь в качестве представителя канадского правительства, в составе канадской делегации. Будучи парламентским секретарем, представителем министра по канадскому наследию, я был приглашен для участия в церемонии по случаю Дня Независимости. Военные из Канады примут участие в параде, и необходимо присутствие кого-то от имени канадского правительства. В Украине я провел ряд встреч с разными группами, организациями, лидерам общественного мнения, волонтерами.
— Вы были в канадском военном лагере?
— Нет, не был. Но хотел бы побывать там. Я вчера встречался с солдатами, которые принимают участие в военной учебной миссии OPERATION UNIFIER. Они тренировались, репетировали свое участие в параде.
— Каковы их впечатления от пребывания здесь?
— Положительные. Я встречался с канадскими военными, которые имеют украинские корни, и они гордятся быть здесь, это честь для них. Где-то через месяц они отбывают и сожалеют об этом. Они считают, что вносят огромный вклад. Как вы знаете, их около 200 человек в разных уголках Украины, и все они рады, что оказывают помощь. Только некоторые из них примут участие в параде – не все 200. Но то, с кем я говорил, очень гордятся этим. Они также говорили о сотрудничестве с другими странами, которые, очевидно, тоже работают с украинскими военнослужащими. Я общался с датскими военными, которые тесно сотрудничают с военными из Канады, и они положительно отзывались о работе с другими странами-союзниками Украины.
УКРАИНСКИЙ КИНЕМАТОГРАФ ВПЕЧАТЛЯЕТ
— Расскажите о проектах сотрудничества вашего министерства с Украиной
— Мы широко сотрудничаем по ряду направлен касательно Украины. Это культура. У вас этим занимается Минкульт, а у нас Министерство по канадскому наследию. Мы стараемся проводит как можно больше обменов и устанавливать отношения с разными странами, вовлеченными в процесс культурного обмена. Мы инвестируем деньги в стратегию культурного экспорта, налаживаем связи, чтобы канадский культурный продукт был доступен в Украине и наоборот – украинская культура была доступна в Канаде.
— Сотрудничество в кинематографе.
— Именно. Второй по значимости пункт договора о сотрудничестве подразумевает коллаборацию в сфере аудио и видео. В основном это кино — и телепродакшн. Преимущества здесь налицо – упрощенное налогообложение и менее затратный процесс производства. То есть съемка украинского продукта в Канаде приравнивается к местной и подпадает под налоговые льготы и наоборот. Мы так сотрудничаем с разными странами, включая Украину. Я рассказываю об этом как на местах, так и в качестве парламентария и представителя министра. Я принимал вашего министра культуры в Торонто, и посол Андрей Шевченко говорил со мной по этому вопросу. Многие канадцы украинского происхождения говорили со мной на этот счет, равно как и украинцы. Сегодня мы побывали в студии FILM.UA в Киеве, и они показали мне, какая колоссальная работа проводится в сфере кино — и телепродакшена. Впечатляюще! Меня пригласили на съемки «Захара Беркута», где я встретить с Ахтемом Сейтаблаевым, известным крымскотатарским режиссером. Было потрясающе наблюдать за этим, видеть весь этот талант.
— Канада является коспонсором съемок «Захара Беркута»?
— Не уверен в этом. Но думаю, когда фильм выйдет в прокат, широкая украинская аудитория в Канаде и канадцы проявит к нему интерес. Но что важно, кто-то знает больше, кто-то меньше об украинском кино — и телепродакшене, но когда я вернусь, я расскажу о своих впечатлениях, о том, что эта индустрия очень бурно развивается в Украине на профессиональном уровне. Мне показали работу над мультфильмом «Нимфа», она впечатляет. Я расскажу об этом министру, так как это важно. И еще один момент, канадцы гордятся разнообразием, политикой мультикультурализма. Этот термин был придуман покойным Павлом Юзиком, украино-канадским сенатором в 60-х прошлого века. Он подчеркивал, что Канада – это не только аборигены, не только французы или англичане, а и другие культуры: поляки, итальянцы, немцы, украинцы. И эта концепция в итоге стала политикой при Пьере Трюдо — законом, и мы сейчас отмечаем ее 50-летие. Когда мы говорим о мультикультурализме, мы отдаем дань украино-канадскому вклада в идентичность Канады. И это важно, поскольку вы сейчас становитесь все более открытыми, ваше население становится более разношерстным, например крымские татары, другие национальности, которые оседают в Украине. Поэтому Канаде есть чем поделиться, рассказать о нашем подходе к мультикультурализму. То есть, связей много. Одна из вещей, которые мы реализовали за счет финансирования нашего министерства – это повышение осведомленности о событии, которое имело место здесь, но оказывает влияние на канадцев. Это Голодомор, геноцид в 1932-33 гг. при Сталине. Мы потратили 1.4 млн долларов на автобус, который путешествует по Канаде и рассказывает людям о Голодоморе, показывает фильмы, преподает факты о нем молодежи, обучает учителей том, как преподавать историю Голодомора.
— Могли бы мы также показать фильмы о войне в Украине?
— Кампания с автобусом показала, что у канадцев было желание узнать о Голодоморе. Думаю, с таким же желанием они будут готовы узнать, что происходит в Украине сейчас. Возможности для этого открыты. Люди хотят знать. Я знаю, что 4 украинских фильма или фильма об Украине будут представлены на международном кинофестивале в сентябре, который является одним из наибольших в мире. Один из них в Гарет Джонсе, журналисте, который пролил свет на Голодомор в 30-х. Картина повествует о Голодоморе через призму истории о самом Джонсе. Не скажу о трех остальных, но эта картина точно будет. Так что желание узнавать у канадцев есть. Они любят хорошие фильмы, а Украина их производит.
— Как насчет книг? Распространение украинских книг в Канаде.
— Думаю, интерес будет. Недавно книги из Квебека на французском были переведены на украинский язык и представлены в Киеве и других частях Украины. Это прекрасно. Мы хотим, чтобы Украина также представляла что-то в нас. Это часть культурного обмена, о котором я говорил и который министерство продвигает всеми силами.
ВАЖНО ГОВОРИТ О ТОМ, ЧТО УКРАИНА ДЕЛАЕТ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
— С кем вы встречались в Украине?
— Было много встреч. Я здесь уже вторые сутки. Наиболее важные касались темы прав человека, защиты прав политузников. Я встречался с госпожой Денисовой вчера (22 августа, — ред.), сегодня — с Мустафой Джимилевым и членами крымскотатарского комьюнити, Рефатом Чубаровым и некоторыми из ранее удерживаемых Путиным украинцев. Это было очень информативно и важно для меня как представителя канадского правительства и специалисту в сфере прав человека и конституционного права. Это то, чем я занимался до работы в правительстве. Ситуация сложная и не может не беспокоить. Мы все время громко высказываемся в поддержку Олега Сенцова, но он только один из многих, он известен из-за объявленной голодовки. Есть масса других незаконно удерживаемых заключенных, которые должны быть освобождены, и мы хотим обратить внимание на это и надавит на Путина, чтобы эти люди вышли на свободу. Это только некоторые из встреч, которые были. Также был в киностудии, встречался с практикантами – есть программа, в рамках которой молодые украинцы приезжают в Канаду и работают в канадском парламенте. Этой программе уже 20 лет и я встречался c ее выпускниками. Было приятно видеть, что благодаря щедрости и усилиям украинских канадцев, украинцы приезжают в страну, работают в Оттаве, впитывают знания и возвращаются с ними домой в Киев, Львов, другие города. Они получают работу юриста, консультанта. Один из них уже стал замминистра в вашем правительстве, другой – замдиректора. Это то, к чему мы всегда стремились. Есть большое наследие.
— Сколько украинцев могут принимать участие в этой программе?
— В прошлом году было около 35, по-моему. В этом году в конце сентября они приедут в Оттаву еще на два месяца в таком же количестве. Когда программа стартовала, было пять человек в час, но потом она расширилась до 30-35.
— Для нас важно исследовать канадскую модель общества и государства. Есть ли другие программы подобно этой вот вашего министерства?
— Есть много других, но эта – одна из наиболее масштабных. Вы имеете ввиду конкретно наше министерство?
— Да.
— Мы уже говорили о сотрудничестве в сфере наследия и культурного обмена. Но парламентская программа на самом деле затрагивает и другие аспекты. Она касается всех парламентариев, а не только конкретного департамента. Мы пытаемся найти другие способы сотрудничества с молодежью. У нас есть группа дружбы с Украиной в парламенте Канады. Канадские парламентарии в Оттаве и украинские в Киеве сотрудничают в рамках этой группы. Я вице-председатель этой группы в Оттаве и встречался с украинцами, которые приезжавшему к нам. Сегодня утром встречался с 4 чиновниками и остался под впечатлением. Артур Герасимов сказал, что отношения с канадцами сродни семейным. Он назвал их братскими, я называю их отношениями братьев и сестер. И меня поразили его слова о том, что Канада садится за стол с Украиной не ради собственного интереса, а потому что ценности Украины и Канады совпадают. И мы поддерживаем Украину, верим в нее и считаем это правильным. И хочу добавить еще. Украинцы уже 127 лет живут в Канаде и развивают ее. И когда мы говорим о канадской истории, то делаем это через призму того вклада, который сделали украинцы.
— Что нам нужно сделать для улучшения отношений с Западом, Канадой, более тесного сотрудничества, большего количества совместных проектов?
— Важно, чтобы был диалог и обмен, это приносит пользу. Важно говорит о том, что Украина делает для развития общества. Крым, например. Не многие канадцы понимают, кто такие крымчане, крымские татары, насколько хорошо они интегрированы, что вы для этого делаете. В посольстве мне рассказывают о том, что происходит в Киеве, в ЛГБТ — параде. Это признак открытости, равенства и защиты прав населения. Эти вещи украинцы должны отстаивать, так как это демонстрирует открытость Западу, евроатлантическим отношениям и идеям защиты гражданских прав и прав человека. Знаю, это деликатный момент, это все непросто, так как вы отражаете нападение, воюете на востоке. Но демонстрация открытости важна. Еще следует больше взаимодействовать с западными лидерам. Мы, например, гордимся пребыванием здесь, тем, что вовлечены в учебную миссию OPERATION UNIFIER, между нами подписан договор о свободной торговле. Сейчас украинцы едут в страны Шенгена без виз, и это говорит о том, что Украина развивается как страна. Вам нужно рассказывать о принимаемых антикоррупционных мерах, о том, как улучшается управление страной. Все это поможет заинтересовать вторых, наладить межправительственные отношения и бизнес контакты. Это не просто. Но ваш посол в Канаде пользуется популярностью, отстаивает ваши интересы, часто посещает наш парламент. Вам нужны такие люди. Павел Грод делает нужное дело, возглавляя Конгресс украинцев Канады.
— Хотелось бы услышать критику, рекомендации. Вы видите наши проблемы. Что мы можем улучшить? Интересуют проекты, детали, не общие слова.
— Я думаю, это задача украинского правительства. Важно показать, что есть широкий консенсус в международном сообществе, которое поддерживает Украину. Я думаю, вам стоит использовать тот факт, что Канада стоит плечом к плечу с вами. Наше правительство занимает сильные позиции. Используйте этот рычаг в работе с другими правительствами. Как пример, если говорить конкретно, мы принимали саммит G7 в этом году в июне в Квебек-Сити. До саммита была встреча министров иностранных дел. Украина не является членом G7, но Хрыстя Фриланд проявила инициативу и пригласила Павла Климкина на эту встречу, чтобы голос Украины услышали. Задача Украины использовать подобные возможности, чтобы донести информацию до членов G7 – японцев, итальянцев, немцев и т.д. Подчеркнуть, почему так важно поддержать Украину. Мы знаем, что Эмманюэль Макрон поднимал вопрос Сенцова на встрече с Путиным. Это хорошая инициатива. Но она требует от вас постоянной бдительности в конкретных вопросах. И я думаю, тактичная и правильная дипломатия требует понимания того, где это соприкасается с интересами того или иного государства. В Канаде премьер яро отстаивает разнообразие и инклюзивность. Он хочет, чтобы все страны, которые исповедуют демократические принципы, считали права людей. Используйте это как рычаг. Рассказывайте о том, что вы делаете в отношении защиты гражданских прав и прав человека в Украине. Как вы обращаетесь с людьми, какие свободы отстаиваете, как обстоят дела с ЛГБТ-комьюнити, с крымскими татарами, мусульманами. Это хороший рычаг для нашего правительства, для вторых могут сработать иные рычаги. Вы должны понимать, какие рычаги использовать с тем или иным правительством. Это вопрос стратегической мудрости в дипотношениях.
ЕСЛИ УКРАИНЕ УГРОЖАЮТ, ЗНАЧИТ, УГРОЖАЮТ ВСЕМУ МИРУ. У НАС СХОЖИЕ ИНТЕРЕСЫ
— Многие украинцы считают, что уровень поддержки Запада не достаточно высок. У нас говорят, что нет прогресса в отношениях между Западом и Украиной. Интересно услышать объективную оценку, не комплементарную, каких-то реальных достижений. Есть ли сближение, интеграция или у нас сейчас стагнация? Дружба – это только дипломатический термин. Хотелось бы говорить о конкретных проектах, реальных достижениях.
— Я думаю, что это определенно не просто символическая дружба между Канадой и Украиной. Это особые отношения, которые характеризуются глубокими связями между странами на протяжении более ста лет. Я понимаю, вы хотите услышать о чем-то осязаемом, конкретных фактах, проектах. Канада подписала уникальное соглашение о свободной торговле только с Украиной, вот вам конкретный пример. Это развитие, это произошло только за период моей работы в парламенте. Когда речь идет о принятии акта Магнитского, Канада один из наиболее ярых, если не самый ярый союзник Украины в западном мире. Мы не первые его приняли. Была Великобритания, США. Потом Канада. И сейчас мы убеждаем других членов G7 присоединиться. Поэтому я думаю, что есть близость, которая символична, но есть факт реальной ощутимой вовлеченности. Говоря о UNIFIER, мы возродили эту программу, вывели на другой уровень и сейчас внесли изменения в договора с Украиной, наделив их специальным статусом в рамках договора по контролю над вооружениями. Мы разрешаем канадским компаниям продавать снайперские винтовки Украине. Это серьезный шаг. И этот шаг был сделан нынешним правительством Канады. Поэтому есть постоянное развитие в лучшую сторону. Я не думаю, что у нас застой в отношениях, и они просто символические. Возможно, вы в курсе, должна состояться конференция по реформам в Украине. Она уже проходила в Великобритании, Дании. В Канаде она пройдет впервые. И все это благодаря руководству, таким людям как министр Фриланд и Джастин Трюдо. И все ради того, чтобы понять, какие еще шаги Запад может сделать, чтобы поддержать Украину, какие усилия предпринять, чтобы модернизировать, либерализовать и развить ее экономику. Все это серьезные шаги, доказывающие, что мы движемся в правильном направлении.
— Скажите, как мы могли бы реализовывать не только политические и культурные проекты, но и проекты развития гражданского общества, потому что канадское гражданское общество достаточно развито и украинское комьюнити имеет разные структуры и организации, которые являются частью гражданского общества? И этот опыт является бесценным для нас.
— Министр международного развития Канады Мари-Клод Бибо, которая две недели назад была здесь с вторым парламентарием Борисом Вжешневским, сообщила о выделении создать расширенный финансирования в 50 млн долларов на развитие и помощь. Часть этих денег будет направлена на вопросы, связанные с гражданским обществом и управлением государством, например, приход женщин во власть, занятие ими выборных должностей, вовлечение в политический процесс. Это та инициатива, которая нужна здесь в Украине и которую необходимо поддерживать. Тот факт, что она приехала, являясь единственным представителем Канады в G7, насколько я понимаю, ее поездка в серую зону на востоке, означает, что она расскажет об увиденном вторым членам G7. Вы знаете, что министр Фриланд была здесь дважды, министр Саджан – дважды, премьер приезжал, я здесь сейчас. Канада серьезно относится к этому и работает в разных направлениях. Это не только военная сфера и международные отношения, это также помощь и развитие, основы управления страной. Сегодня утром у меня был хороший разговор с украинскими парламентариями, о котором я уже упоминал. Мы говорили о предстоящих выборах в Украине. 2019-й — год выборов в Украине и Канаде. Вызовы присутствуют в обоих случаях, но у вас они суровые, поскольку, как мне объяснили, Украина сродни испытательной площадки для России. Россия уже вмешалась в процесс выборов в США, мы знаем это. Но здесь они опробуют разные виды вторжения. Поэтому Украина должна понимать это, и весь мир ожидает от нее правильного понимания. Если Украине угрожают, значит, угрожают всему миру. У нас схожие интересы. Возвращаясь к вопросу о гражданском обществе, мы должны продвигать группы активистов, которые следят за честными проведением выборов. Это не означает, что достаточно быть просто наблюдателем за урной, речь идет о нивелировании или минимизации цифровых и киберугроз посредством программ. Гражданское общество может отслеживать подобные угрозы. Это следующий шаг, который нужно сделать ради блага украинской демократии и большей части западного мира.
— Последний вопрос касательно влияния РФ. Мы видим, как США ограничивают русское влияние в себя. Как с этим обстоят дела в Канаде? Русские очень активны в Канаде, устраивают различные политические провокации, ведут информационную войну. Видите ли вы угрозу российского влияния в Канаде, так как ее видят в США? Что канадское правительство и парламент планируют предпринять.
— Сейчас есть законопроект в парламенте, который был внесен в мае или июне. Называется закон о модернизации избирательного процесса. Он посвящен разным аспектам выборов. Одна его часть посвящена кибератакам и угрозам вторжения извне, включая финансирование. Он призван ограничить вливания из-за рубежа и вероятность кибератак. Также он усилит возможность правительства и нашего независимого органа Elections Canada и комиссара по выборам противостоять киберугрозам и угрозам нашей избирательной системе. Закон еще не принят, его внесли, комитет рассмотрит эго, и мы, надеюсь, получим еще больше информации о том, как улучшить его. Мы активно думаем над этим, так как знаем, что случившееся в США, может потенциально, легко повторится в Канаде. И мы должны противодействовать этому.
Юрий Бутусов, Цензор.НЕТ,
Фото: Наталия Шаромова, Цензор.НЕТ
Источник: https://censor.net.ua/r3083641 РЕЗОНАНСНЫЕ НОВОСТИ