Десантник Павел Розлач (Медведь): «После армии хотел заняться тем, чего в стране еще нет или очень мало. Нашел такую отрасль. Ввязался»

Уволившись из армии, комбат Павел Розлач (позывной Медведь) занялся разведением пока экзотической для Украины рыбы – африканского сома, мясо которого по качеству не уступает осетрине. Майор запаса надеется, что этой полезной рыбой вскоре начнут кормить бойцов украинской армии.

Вскоре после ранения Павла Розлача в Песках под Донецком, 2014 год. Фото: Роман Николаев

«КОНТУЗИИ, ПОЛУЧЕННЫЕ ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ, ДАЮТ О СЕБЕ ЗНАТЬ – Я ПРАКТИЧЕСКИ НЕ СЛЫШУ»

Павел Иванович – личность легендарная. И это не преувеличение и не желание польстить молодому офицеру, который в 2015 году стал самым молодым комбатом Украины. Тогда ему было всего 27 лет. Но он уже к тому времени прошел большой боевой путь в Донецкой области. Будучи ротным 2-го батальона 95-ой десантной бригады, он со своими бойцами попал в Пески, откуда осенью 2014 года в Донецкий аэропорт доставляли бойцов и все необходимое.

«Меня часто называют киборгом, что совершенно неправильно, — говорит Павел Розлач. – Я ни разу не был в аэропорту, хотя должен был туда заехать. Накануне этого дня меня ранило. Так что не надо меня причислять к защитникам аэропорта». Ранен Медведь был более чем серьезно: его левая кисть была фактически разорвана одним осколком, а второй попал ему в голову, только чудом не проломил кость.

«Ну, не чудом, — уточняет Павел Иванович, — а благодаря физиологическим особенностям. Врачи киевского военного госпиталя, посмотрев мои снимки, сказали, что толщина костей моего черепа такая, какую они до сих пор не видели. Именно поэтому осколок и не пробил эго». После восстановления Павел Иванович вернулся в подразделение, которое в то время зашло и брало под контроль Авдеевку… В прошлом году вся страна тоже услышала о военных победах батальона под командованием Павла Розлача: именно его бойцы взяли под контроль село Верхнеторецкое, часть которого долгое время оставалась серой…

В 2014 году в десантника родилась дочь Полина, а в прошлом году – вторая, Карина. «Из-за войны я не видел, как растет старшая дочь, и не захотел упустит все эти важные моменты во второй раз, поэтому и решил уйти из армии, — говорит Павел Иванович. – Да и за годы войны не решались многие бытовые вопросы моей семьи… Из-за службы я не успел проститься с умирающим дедом, которого очень уважал и любил. В годы второй мировой войны он на волах возил тяжеленые артиллерийские снаряды, пушку солдатам вытаскивал, когда она застряла. Не хочу жаловаться, но и контузии, полученные во время войны, дают о себе знать – я практически не слышу. Врачи регулярно настаивали на том, что мне нужен покой хоть на какое-то время. Я долго сопротивлялся, но после рождения второй дочери все же сдался и решил заняться семьей».

Павел Иванович с женой Мариной и старшей дочкой Полиной

«УЖЕ СДЕЛАНО СЛИШКОМ МНОГО, ЧТОБЫ ОТСТУПАТЬ, ДА И ОТСТУПАТЬ Я НЕ ПРИВЫК»

Но уходит из армии сложно, особенно тем ребятам, которые со школьных времен приготовились к службе. Они получали соответствующее образование, всегда жили по уставу и слушались приказов офицеров. Как из привычной казармы войти в гражданскую жизнь? Чем здесь заниматься? В большинстве случаев уволившиеся военные идут в охранный бизнес. Примеры успешных ветеранских бизнесов организации: Леонид Остальцев, открывший в Киеве ресторан «Пицца Ветерано», Александр Матяш, шьющий удобные мужские «труселя». Нельзя не отметить при этом, что оба названных бойца до войны занимались именно темы профессиями, которые в итоге развили до бизнеса.

— Мне не хотелось идти по проторенной «охранной» дорожке, — говорит Павел Розлач. – Хотелось заняться тем, что мне нравится, и развивать то, чего в стране еще нет или есть, но мало. И я нашел для себя такую отрасль. Ввязался. Очень переживаю, получится ли. Но второго пути нет. Уже сделано слишком много, чтобы отступать, да и отступать я не привык.

Еще служа в армии, я начал общаться с рыбаками, ведь сам люблю рыбалку, причем не только процесс ловли, но и затем с удовольствием готовлю то, что поймал, угощаю друзей и сослуживцев. Общаясь с рыбаками, я узнал о существовании африканского сома. И он меня очень заинтересовал. Вот эго я и решил разводит.

Десантник заядлый рыбак, что отчасти и определило, чем он будет заниматься, уволившись из армии.

Так как у Павла Ивановича дело только развивается, он познакомил меня с главой ассоциации, который, собственно, показала и рассказал все об африканском именно.

— Это уникальная быстрорастущая рыба, — рассказывает глава рыбного хозяйства и эко-прудов «Красивая рыбка» Иван Маринчук. — Из малька размером 0,2 (!) грамма за полгода она вырастает до килограммовой тушки. По сравнению с карпом – это раз в семь быстрее. Мясо уникальное и диетическое. В ста граммах всего сто килокалорий. В нем есть незаменимые аминокислоты, которые нельзя получить химическим путем. А они необходимы детям. По уровню содержания омега-три приближается к осетрине. А в ценовой политике раз в пять дешевле. Я сам узнал об этой рыбе во время путешествий по миру. Я заядлый рыбак, и везде узнаю, можно ли порыбачить, какая рыба в какой стране есть, какая пользуется спросом. Первый раз я сам увидел африканского сома в Иордане, в реке, в которой крестился Иисус. Ее там много. В Израиле ее не едят, потому что эта рыба не кошерная –у нее нет чешуи. А мне как раз очень понравилось такое удобство: смыл слизь и все, чешуей раковина не забьется. Кроме того, у сома практически нет кишок, все спрятано в голове, а кости крупные – позвоночник и перьевые, которые очень легко извлекаются. Еще этого сома называют мраморным, потому что его мясо в разрезе похожее на мрамор.

Когда узнал и попробовал африканского сома, я уже занимался разведением форели. В прошлом году, желая показать людям, что существует в мире, выпустил в открытое озеро сома. И с июля по сентябрь люди могли порыбачить и попробовать именно эту рыбу. Те, кто хоть раз попробовали рыбку на вкус, хотят есть ее регулярно. В сентябре мы выловили оставшихся сомиков, потому что они теплолюбивые. Если вода ниже пятнадцати градусов тепла, погибают. Комфортная для них температура проживания – 28-29 градусов. Недаром его называют африканским сомом.

Мой водоем возле Житомира был первым в Украине, где можно было порыбачить на сома. И никто из тех, кто попробовал африканского сома, не хочет есть карпа… Честно говоря, я надеюсь, что через несколько лет сом заменит карпа в принципе. Цена на обе рыбы почти одинаковая, но разница колоссальная: в соме нет костей, его смело можно давать детям. На зиму в озера мы запустили форель, чтобы даже зимой любители рыбалки могли приехать к нам ловит рыбку…

В наших законах прописано детей в садах кормить только морской рыбой, чтобы исключить гельминты, хотя сейчас в красной рыбе червяков много. В нашей рыбе нет паразитов. Мы отдаем мясо сома на анализ, а нам говорят санитарные врачи: «Такого быть не может. Вся речная рыба чем-то заражена, есть допустимые нормы заражения, а ваш сом – чистый». Я при вас отрежу кусочек сырой рыбы и съем, потому что уверен в ее безопасности. Поэтому повара используют ее для тартара и суши – вон угревидный.

«ЭТА РЫБА РАЗНООБРАЗИТ АРМЕЙСКИЙ РАЦЫОН»

— Изучая информацию про эту рыбу, я узнал, что ее кормят бойцов в некоторых армиях мира, — добавляет Павел Розлач. — Она хороша тем, что можно заказывать фермерам порционную рыбу. Например, чтобы поставляли тушки по 250 граммов. На одного бойца одна рыбка. Разнообразит армейский рацыон. Не секрет, что у нас в стране есть определенные проблемы с потреблением рыбы, граждане Украины съедают ее меньше, чем это необходимо — в среднем 11 килограммов рыбы в год. Это очень мало. Японцы – долгожители – потребляют 60 килограммов в час. Есть разница? Норма, по мнению врачей, – 24 килограмма в час. Хорошо бы ежедневно съедать 100 граммов такой рыбы, заменяя ее привычную свинину, которая производит к повышению уровня холестерина в крови.

Павел Иванович обожает не только рыбачить, но и готовит то, что поймал. Эго карасей в сметане, уху и жареного сома друзья обожают. На снимке – с другом Сергеем Максименко, херсонским бизнесменом, волонтером, который все годы активно помогает армии

Порционная рыба гораздо удобнее. Если нам привозили рыбу, часто это были большие мороженые тушки. И если порезать пятикилограммовую рыбину на стейки, одинаковых по весу получится совсем не много, а чаще всего все куски – разные, поэтому кому-то придется давать по два кусочка. А порционная рыбка – у каждого в тарелке одинаковая, по 250-300 граммов. По объему этого достаточно. Плюс нет остатков. Это же искусство – кормить людей так, чтобы не выбрасывать еду. Нужно 500 человек накормит? Пожалуйста, 500 рыбок пожарили.

— Турки почему заинтересовались этой рыбой? – добавляет Иван. — У них много отелей на морском побережье, людей нужно кормить. А сом в этом смысле удобный. Я бываю в дорогих отелях. Там всегда три раза в неделю подают форель. Отель получает тысячу форелек в неделю. Но если эта рыба теряет вкусовые качества при замораживании, то сом – нет. Если мы карпа заморозили, я его уже есть не буду, чувствую, что он был заморожен.

Воинские части разбросаны по всей Украине – и фермеры уже везде есть, а значит, можно и логистику продумать. Это несложно. Более того, свежую рыбу можно привозит в емкостях и 15 дней она в воде будет жить, даже кормить не надо.

— Дядя Ваня, например, может поставят сома в 95-ую бригаду и военным Новоград-Волынского, — добавляет Павел Розлач. — Знаем, что вторник и четверг рыбные дни – отправили машину с нужным количеством рыбок. И пусть свежую жарят.

Уже во многих регионах страны есть фермерские хозяйства, которые разводят африканского сома, что позволяет практически везде покупать эго свежего. Главное, чтобы супермаркеты начали заказывать эго

Рыба, которую во времена Советского Союза поставляли с Дальнего Востока, с независимостью Украины стала дорогой, малодоступной. Много рыбы, которую мы покупаем как красную, на самом деле красят. Умельцы сома за три минуты превращают в лосося, подсыпая в корм каротин. Спустя несколько дней такого питания мясо сома приобретает красный цвет.

— Черное и Азовское моря постепенно беднеют, запасов рыбы нет, — продолжает Иван. — Уже простенький бычок стоит 60 гривен. Хорошая рыба — реальный дефицит сейчас на рынке. Но разведение и сбыт пока идет медленно. Многие принимают африканского сома за речного, мясо которого имеет специфический запах, потому что речной сом живет в болоте. И чем старше рыба, тем больше она пахнет илом. Мы же в ассоциации ставим амбициозную задачу именно запустит производство и насытить рынок качественной полезной рыбой.

По указанным номерам телефонов можно уточнит, где можно купить сома в зависимости от места вашего проживания

— Где уже можно купить эту рыбу?

— В некоторых супермаркетах она уже появилась. Житомирские рестораны, которые покупают у меня сома, уже исключили из своего меню судака и другую костлявую рыбу. Африканский сом годится на стейки на мангале и гриле, копченый сом хорош. Мы сами делаем эго под соусом унаги, горячего и холодного копчения. И продаем в розничной сети. Но пока не так массово, как хотелось бы. Китайцы и японцы обрезают все сома и готовят из них отдельное деликатесное блюдо.

Иван Маринчук экспериментирует с африканским сомом постоянно, готовит его по самым разным рецептам и весьма доволен результатами, которые получает

— Процесс разведения сома сложный, капризный и кропотливый, — добавляет Павел Розлач. – Но Голландия уже вовсю с ним работает. Из мяса этой рыбы делают и продают котлеты, колбасы, сосиски. При этом у них цена 6 евро за килограмм рыбы, а мы заходим на рынок с ценой всего 2 доллара, дешевле распространенного куриного филе.

— Я просчитал, — продолжает Иван. – Прибыль можно получать, выращивая десять тонн рыбы в час. И если самому работать. Опыт ведения бизнеса у меня есть, поэтому я вполне могу делать такие прогнозы. Раньше у меня был гранитный завод, который давно уже стал затратным предприятием. Чтобы вырастить 10 тонн карпа, нужно 5-6 гектаров водоема. А 10 тонн сома можно растить на 120 квадратах. Плотность его проживания в кубе воды большая, поэтому для его выращивания нужны небольшие бассейны. Эта рыба дышит воздухом. У нее есть кларии — примитивные легкие, наросты на жабрах. Рыба поднимается к поверхности и хватает кислород. Карпа на куб воды можно посадит вот силы 15 килограммов, а этих – 350! Понимаете разницу?

Вот Павел искал себя бизнес для гражданской жизни, а я – для пенсии. Кроме того, мне интересно сделать досуг для людей. Вот и решил все это попробовать с африканским сомом. Форель более капризная, хотя с ней я тоже буду работать и дальше, чтобы рыбалка на озерах была круглый год, чтоб людям было где отдохнуть. Мы, члены нашей ассоциации, хотим создать народную рыбу. И это есть нашей задачей. Просто надо, чтобы каждый украинец один раз попробовал такую рыбу. И тогда уже будет понимание.

Сожалению, что на законодательном уровне нет изменений, позволяющих эту рыбу завозит в детские сады, школы. Чего детям не есть такую рыбку? В наших законах нет пункта «рыба, выращенная на предприятиях замкнутого типа». Весь мир на этом живет, вся Европа. Даже семгу едят из подобного типа хозяйств. Поляки построили завод на сто тысяч осетровых, чтобы икру собирать. И для того, чтобы насытить страну продуктом, им его мощности не хватило, поэтому уже строят второй, чтобы работать и на экспорт. Более того, Израиль уже торгует икрой, которая стоит дешевле, чем российская.

Практически все, кто занимаются выращиваем сома, рыбаки по духу. Я не исключение. И жена моя рыбачит, и дочь, у Паши старшая дочь уже тоже рыбачит.

— И любую рыбешку складывает в ведро, — улыбается Павел Розлач. – Маленькая рыбешка, не маленькая, неважно. Она как десантник — если в руки что-то попало – все, не отдаст, это ее.

Виолетта Киртока, «Цензор. НЕТ»

Источник: https://censor.net.ua/r3117795 РЕЗОНАНСНЫЕ НОВОСТИ