Дмитрий Резниченко: Все то националистическое увлечение войной, ее эстетикой – это все до первого реального говна. Война – все-таки дрянь

Хорошо известный своими радикальными поступками и драками 35-летний председатель национал-либеральной организации «Новый огонь» рассказал о том, чему его научил Майдан, как война изменила его жизнь и окружение, а также о своих взглядах на развитие национального движения в Украине.

Дмитрий вежливо варил мне кофе на кухне в квартире, которую арендует в Киеве. Пока напиток подходил, он, не сводя с него взгляда, уселся на подоконник и рассказывал мне про свои взгляды и мнения относительно националистического движения в Украине. Красная футболка, джинсы, спокойный уравновешенный взгляд… Я даже немного удивлялась: а где тот разбойник, которого мы видим на видео в интернете? Даже последнее, которое было записано во время акции против присутствия московского патриархата на территории Украины и на поддержку архитекторов, которые привлекли внимание к незаконному захвату земли возле фундамента Десятинной церкви, было довольно резким. Как видно из записи, на просьбу дать интервью человеку в камуфляже Дмитрий сразу посылает того куда подальше и лупит в лицо…

«Радикал и экстремист» – так некоторые говорят о Резниченко. Более того, меня даже предостерегали: не шла бы ты к нему сама… Но Дмитрий мало того, что вел себя вполне спокойно и деликатно, а и откровенно ответил на все мои вопросы, даже неприятные для него. И объяснил самые яркие моменты своей биографии. Мне он показался довольно искренним. Более того – даже наша беседа укрепила его в мысли, что нужно пересмотреть некоторые моменты своего поведения и образ, который видят люди.

«ДО РЕВОЛЮЦИИ СРЕДИ НАЦИОНАЛИСТОВ СЧИТАЛОСЬ НЕДОСТОЙНЫМ СОТРУДНИЧАТЬ С ВЛАСТЬЮ. А СЕЙЧАС МНОГО КТО ТЕСНО РАБОТАЕТ С СИЛОВЫМИ СТРУКТУРАМИ И НЕ ВИДИТ В ЭТОМ НИЧЕГО ПОСТЫДНОГО»

-Что за драка произошла на акции возле фундамента Десятинного храма?

— Печально, но всем не объяснишь сложную предысторию этого конфликта. Я знаю того «журналиста» лет десять. Это помощник Дмитрия Корчинского. Некогда я и сам был в его «Братстве». За несколько дней до того митинга возле Десятинной церкви на их интернет-видеоканале на меня было вылито кучу грязи, незаслуженного и подлого. Это сделали люди, с которыми я лично не пересекался много лет. А когда даже пересекался, то мы друг на друга старались просто не смотреть. И тут ко мне подскакивают и начинают провоцировать. А нервы у меня за последний год плохенькие стали, должен признать, война и личное горе до предела довели. Поэтому, когда к тебе в таком состоянии подбегают люди, которые буквально вчера твое имя поливали грязью, ясно, что и в этот раз они не просто поинтересоваться твоим здоровьем хотят. И ясно, что ты не открываешь им руки для объятий… Я не сдержался.

— Рядом с вами были ваши дочери, они все видели, испугались…

— Они меня потом утешали. Ничего страшного, я им все объяснил, они быстро успокоились. Личный контекст этой драки довольно банальный. Но вот что действительно злит, — раньше такие мелкие провокаторы не позволяли себе так обращаться с ветеранами войны, ибо кто они такие? А теперь, выходит, почувствовали, что уже могут…

Я сначала не воспринимал их угрозы всерьез, потому что мне в голову не приходило, что «националисты» могут нападать на военных добровольцев, которые в полной мере доказали свою проукраинскую позицию, кровью расписались за нее. Не думал, что в мою сторону будут всерьез раздаваться обвинения в «сепаратизме» или «коммунизме», Господи прости. Это же бред. Но оказывается – да, могут. Если ты им по какой-то причине не нравишься, тебя легко назовут коммунистом и сепаратистом. Тактика прямо как у нашей милиции или СБУ.

Этот конфликт вообще освещает показательные тенденции в националистическом движении Украины. До Майдана среди националистов считалось недостойным сотрудничать с властью. Национализм был революционной идеологией. После Майдана националистическое движение заметно разделился – наиболее искренняя часть осознала, что революция не закончена, не достигла цели, следовательно, борьба должна продолжаться. С такими милиция и спецслужбы разобрались быстро, вы же знаете, сколько добровольцев и националистов сейчас по тюрьмам и под судами. А другая часть, наоборот, пошла работать на власть – и получила от него гарантии безнаказанно творить все, что пожелают. Собственно, все как в знаменитом изречении о «доллары или пули на выбор». Одни выбрали доллары, другим достались пули.

Например, организация С14, которая сейчас называет меня «коммунистом» и объявила мне личную войну, получает финансирование из госбюджета, создала «Муниципальную стражу» в Киеве, открыто помогает милиции и СБУ. Все их преступления остаются безнаказанными, — не так давно и штаб наш ограбили, украв оттуда аппаратуру, и с «Голосеевской стражей» устроили перестрелку, из пистолета ранили официанта в пиццерии – и никаких последствий. Совсем недавно в Виннице они напали на двух парней из Черного комитета, которые организовывали там «марш Героев Крут». Казалось бы, черт побери, марш героев Крут! А они на них напали, украли у одного телефон, после чего выложили переписку с него в интернет, не прячась. Потому что знают, что им за это ничего не будет.

Думаете, зачем милиции и спецслужбам одних националистов сажать, а других покрывать? Потому националистов, к сожалению, так используют постоянно, в разных странах и в разные времена, особенно после крупных войн и других общественных катаклизмов. Спецслужбы им дают карт-бланш, и их руками зачищают политическое поле. Ведь националисты не любят почти всех. Левых, либералов, ЛГБТ-активистов, правозащитников… Соответственно, националистов можно натравливать почти на всех. Но через некоторое время они, забывшись от безнаказанности, совершают какое-то такое преступление, что принишкле общество становится на дыбы – и тогда власть с националистами показательно расправляется, как с отработанным материалом.

Это печальная тенденция, и самое печальное, что большинство националистов не осознает ее. Они живут в своем узком субкультурному мире, который им кажется широким и мощным. Они безгранично верят в силу, и возможность безнаказанно ее применять им реально затмевает глаза. Со временем они перестают замечать, как общество на них реагирует. Они считают всех, кто ими не доволен, просто «тупыми обывателями», и не берут их в расчет. А потом, когда они заигрываются, переходят последнюю черту, на них неожиданно падает карательный аппарат, которому они недавно верно служили, и, оказывается, нет больше тех, кто готов их защищать. Так было во множестве стран. Сначала, после войн, роль националистов в обществе усиливается, они становятся касаются большой политики, больших денег. А потом, несмотря на прошлые заслуги, их уничтожают.

Например, политические беженцы из Московии рассказывают, как после чеченских войн там националисты так же, как у нас, сначала ходили мощными маршами, совершали преступления против политических оппонентов, разрастались и кріпнули. А потом бах! – и заниматься ими назначили милицейский отдел, который боролся против организованной преступности, то есть средневековыми методами ломал об колено кавказские мафии и профессиональных бандитов. Было образовано печально известный «Центр Э». И после этого мальчики-патриоты, которые видели только спортзал и митинги, неожиданно поняли, что такое милицейские застенки, что такое тюрьмы, в которых не пускают даже международных правозащитников. И националистическое движение сразу посыпался, съежился – или сел по тюрьмам, или отошел от политики, или превратился в жалких служек кремлевского режима, без колебаний, по первому приказу пошли воевать в «Новороссию». Переломным моментом стало убийство националистами адвоката Маркєлова и журналистки Бабуровой. Оно было совершено открыто, уверенно, на улице посреди Москвы. Убийца даже не собрал гильзы от пуль, и не очень прятал орудие убийства. Так как до убийства ему передавали «весточки из Кремля», что, мол, тех правозащитников никому не жалко, проблем не будет. К тому же убийца ранее уже был судим за убийство одного антифашиста, и ему все сошло с рук. Вот и в тот раз он не ждал проблем, но…

Националисты искренне считают себя героями и искренне не могут понять, почему общество их при этом не поддерживает. Меня это тоже касается. Какие бы благие мотивы у меня были для применения силы, я не учитывал, как оно со стороны. И теперь вот даже вы, госпожа Віолетто, опасались приехать ко мне на интервью. Это беда. Очевидно, теперь долго придется відмиватись и убеждать всех, что я вовсе не такой опасный и агрессивный, как кажусь.

«ВСЕ РЕЖИМЫ ПЕРЕД ТЕМ КАК УПАСТЬ, КАЖУТСЯ КАК РАЗ НАИБОЛЕЕ УВЕРЕННО. УЖЕ ПЯТНАДЦАТЬ ЛЕТ НАЗАД БЫЛО ОЩУТИМО, ЧТО В МОСКОВИИ РЕЖИМ ПРОЧНЫЙ, НО МОРЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО НЕДОВОЛЬСТВО НАКАПЛИВАЕТСЯ»

— В 2002 году вы совершили огромное путешествие – от границы Украины по территории России вплоть до Владивостока. Как возникла идея этого «шествия»?

Я искал своих родственников, которых не видел более 20 лет. Мама у меня русская, ее братья живут в Московии. После первого «оранжевого» Майдана я просто-таки почувствовал, как накатывается волна ненависти от Москвы до всех нас, и не мог понять – а почему? За что? До оранжевого Майдана у меня не возникало даже крохотной мысли, что может произойти конфликт с Московией. Через что нам конфликтовать? Мы же братские народы, – искренне считал я. А здесь ненависть аж искрит. Хотел увидеть все это вблизи, разглядеть соседнюю страну до самого ее края и заодно родственников найти. Двое моих дядей живут в Комсомольске-на-Амуре, это почти у Японии. Вот поэтому я ту страну и прошел-проехал.

— Были во время этого знаковые встречи?

— Я увидел огромное количество знаковых людей. Меня подвозили бывшие бандиты на Урале, несколько дней я спал в одной палатке с парнем-бродяжкою из Кургана, познакомился с украинской диаспорой во Владивостоке, ночевал вместе с таджиками в недостроенном шалмані под Москвой… Прямо в Москве, в парке, ставил палатку и поднимал над ним флаг Украины.

— И никто тогда не требовал убрать флаг?

— Подошел какой-то таджик и спросил: «Эй, студент, что, работать приєхал, да?..» Это была очень поучительная поездка. Имперская нация и колонизированная нация имеют принципиально разные точки зрения на все.

Сразу после украинской границы там такой бардак по селам начинается. Украинские еще аккуратные, нормальные, хотя их и не сравнить даже с западноукраинскими селами.

От границы на восток на глазах все становится хуже и хуже. Поваленные заборы, заросшие дворы, черные дома. Но при этом россияне абсолютно искренне говорят:»Мы Гагарина в космос запустілі!» Без шуток. Мол, кто вы все такие, чтобы нам указывать?! Мы отметились в истории человечества! Эта имперская позиция не осознается даже лучшими из них. Они приезжают в Украину, как в одну из провинций.

А самый большой вывод я сделал – там назревают революционные процессы. Все режимы перед тем как упасть, кажутся как раз наиболее уверенно. Уже тогда было ощутимо, что кремлевский режим прочный, но море человеческого недовольство накапливается. И когда вхлюпнеться… Даже не очень могу предсказать, каков будет результат. Тем не менее, однажды там взорвется.

Обратно я возвращался самолетом. Путешествие в одну сторону заняло полтора месяца. Назад шагать так же я бы уже не выдержал.

— В 2012 году вы были участником драки с «Беркутом»…

— Это было после принятия «языкового закона» Колесниченко-Кивалова, согласно которому можно было не учить и не пользоваться украинским языком. Для нас всех это был вопрос принципиальный и символическое. Ясно, что мы можем общаться на любом языке, на бытовом уровне это условность. Но из таких условностей и творится политика. И когда люди борются за язык или против нее, они дерутся за направление, по которому будет идти целое общество на много лет вперед.

— Для вас лично украинский язык давно вошла в обиход?

— Отец у меня (царство ему Небесное), был украиноязычным, мама – россиянка. Нормальная советская семья. Как раз на языковом Майдане я полностью осознал феномен языка и понял, что мой язык – русский. До того я был русскоязычным блоггером, писал на русском, рассчитывал на аудиторию всего бывшего СССР. Меня много где читали. Но после «языкового Майдана» я понял – если государство взялось сама уничтожать свой язык, то я, хотя бы в силу того, что имею собственный информационный площадку, должен наш язык поддержать. Даже в минус себе, даже ценой потери части аудитории.

— Почему выбрали профессию журналиста?

— Когда я заканчивал школу, журналистика была очень престижной. Для моего родного Кривого Рога, да еще и с окраинного района Северного горно-обогатительного комбината, журналист был человеком из другого мира. На фоне труб комбината, казалось, у людей этой профессии совсем другая жизнь. Но время изменилось. Мы все хорошо видим, что творится сейчас с журналистикой, и с блогосферой.

— Вы быстро стали известным и успешным блогером…

— Ой, бросьте… Когда я им становился, формат был простой. Что-то произошло, ты сел и по этому поводу написал какую-то умную мысль. Поскольку блоггеров было мало, умных мыслей было тоже немного. Если ты не полный дурак, и у тебя бодрое перо, ты легко мог стать более-менее известным. Сейчас почти все, кто выучил язык и знает, где поставить запятую, завели себе блоги и аккаунты в соцсетях. Умных мыслей – по горло, на любую тему. И есть люди талантливее меня, и умнее тоже. В таких условиях стать успешным блогером – надо иметь вдохновение, время, инсайдерскую информацию, много работать над этим. А оно того стоит?..

Алексей Арестович, например, при своих 150 тысячах читателей недавно сделал настоящий «каминг аут». Прямо написал аудитории, для которой так долго старался: презираю, мол, всех вас, ваш патриотизм, вашу речь, ваши поднадоевшие темы. Я понимаю этот его отчаянный порыв. Он потратил много времени на свой блог, это огромная работа – писать для такого количества людей. Но такие усилия, думаете, как-то отражаются?.. Нєєє. Слава есть, но какая? Твое имя треплют на всех углах интернета, и никому ты, по-настоящему, не нравишься, кроме тех друзей, которые с тобой и без блога будут. Деньги, если и были, то вряд ли они стоили всех тех усилий. Вот он и психанул, наконец, решил – буду теперь собой, идите все ко всем чертям.

«ГОТОВНОСТЬ К БОРЬБЕ ХАРАКТЕРНА МНОГИМ ЛЮДЯМ РАЗНЫХ ВЗГЛЯДОВ»

— Как вы попали на Майдан?

— Так же, как и все. Пошел в магазин выбирать куртку-борцовку для тренировок. Выбирал между красной и синей, когда услышал по радио звуки взрывов на Банковой. Ого! — подумал. Говорю продавщице: давайте я, пожалуй, возьму вот эту синенькую, отложите ее в сторонку, я за ней вернусь. Но так и не вернулся. Пошел и сразу встрял в драку с «Беркутом» на Банковой первого декабря.

— Что вы делали на Майдане? Чего там научились самому важному?

— Самое важное… Научился, что победа возможна даже тогда, когда она, казалось бы, невозможна в принципе. Возможна даже тогда, когда будто всему конец. Последние дни Майдана этому научили.

С14 – организация, к которой я тогда принадлежал, и которая теперь объявила мне войну, в самый страшный день 18 февраля убежала всей сотней с Майдана. Женя Карась дал приказ бежать и прятаться в Канадском консульстве. Я сидел со всеми сутки, а потом, узнав, что Майдан не погиб в ту страшную ночь, решил: к черту. Там люди сражаются, а мы сидим рядом, националисты сраные, «герои», Господи прости, «патриоты». Вышел… Думал, там смерть. А оказалось, Майдан – вот он, живой, и людей полно. И без нас, оказывается, храбрых рыцарей хватает. Мне первой встретилась какая-то девочка с бутербродами. Черт побери, мы, герои в камуфляже, прячемся, а тут рядом девушки, после всех смертей, бутерброды готовят. Позор!

Встретил друзей, пошли ночевать в захваченное «Общим делом» Министерство агрополитики, а утром смотрю в окно, вижу – черт побери, там, где горела баррикада, люди бегут вверх. Наши наступают! А мы всю ночь ждали милицейской атаки и смерти…

Я видел, как погибала Небесная сотня на Институтской. Видел, как уходили и бежали милиционеры с Грушевского. Реально, за день до того казалось, все потеряно, нам смерть. А, оказывается, мы были за шаг от победы.

Еще Майдан заставил меня пересмотреть свое отношение к националистов и так называемых «рядовых граждан». Майдан показал, что националисты как революционная сила важны, но не определяющие.

Среди националистов культивируется отношение к себе как к особым людям, как к воинов, кшатриев – найжертовніших, самых смелых, самых мужественных. А остальные граждане, это, соответственно, инертная масса, которая не имеет ни воли, ни сознания, и эту массу надо возглавить любым способом, даже несмотря на ее желание, и повести приобретать самостоятельное государство. Майдан же заставил меня увидеть, что хотя националисты были острием, мощной силовой составляющей, однако основной силой были не они, а именно рядовые граждане – те, кого мы привыкли считать «безвольной массой». Оказалось, что среди сотен самообороны националистических было меньшинство. Что готовность к борьбе характерна многим людям разных взглядов.

Оказалось, революционный субъект совсем не там, где я думал. И у этого субъекта совсем не те идейные убеждения, которые я предвидел. Вот тебе открытие… Позже, на войне я видел очень много людей разных убеждений. Они были трусливые, смелые, жадные, бескорыстные, искренние, разные, но националистов среди них была исчезающая меньшинство. И вообще, много «националистов» умудрились в самый страшный для страны время отсидеться в тылу, чем сломали мне картину мира окончательно. Оказывается, и «кшатрии» у нас не то чтобы очень кшатрии, и «рядовые граждане» не такие уж и заурядные.

Национализм был правильным и уместным в момент, когда надо было доказать, скажем, необходимость украинизации, или реабилитации славного имени и памяти Степана Андреевича Бандеры, который жизнь положил за эту страну. Странно, что он официально не признан как национальный герой до сих пор. Надо было перенести праздник украинской армии на Покров, день украинского казачества. До Майдана об этом говорили только националисты. А вот после Майдана, приметив, как живая нация борется и побеждает, не сделать из увиденного выводов и остаться в узкой субкультуре было трудно. Понимаете, «национализм» – это, в основном, субкультура, а не политическое движение. Когда ты находишься внутри нее, кажется, что все вокруг такие же. Фейсбук предлагает тебе в друзья только людей с бандеровскими аватарками. Ты ходишь в спортклуб, где тренируются такие же, как ты. Все твои друзья из этого круга. Мира за пределами субкультуры ты просто не видишь. И искренне не понимаешь, почему же не голосуют за националистов, почему они мало кому нравятся – ты-то себе нравишься, считаешь себя незаурядным арием.

«МНЕ БЫЛО СТРАШНО ДО УМОПОМРАЧЕНИЯ, НО НАДО БЫЛО БЫТЬ ВЕРНЫМ СЕБЕ. ЕСЛИ МЫ НЕ ПОЙДЕМ НА ВОЙНУ – НИКТО НЕ ПОЙДЕТ. ЕСЛИ МЫ ИХ НЕ ОСТАНОВИМ – НИКТО НЕ ОСТАНОВИТ. И ОККУПАНТЫ ЗАБЕРУТ СТОЛЬКО, СКОЛЬКО МЫ ОТДАДИМ»

В гостиной, в которой мы говорили с Дмитрием, на стенах висят разные флаги. Рассказывая историю каждого из них, мой собеседник иногда приговаривает: на этот вот не обращайте внимания, это я был придурком, мне казалось, что я увлекаюсь какими-то правильными идеями, но сейчас взгляды несколько изменились. А этим я горжусь, вот послушайте… Напротив националистических и исторических флагов висят черно-фиолетовый, то есть анархо-фемістичний, и сплошь черный, анархический – это часть флагов, которые принадлежат любимой девушке Дмитрия – Татьяне. А пиратский, с черепом, Дмитрий привез из путешествия по россии, из Владивостока.

Квартира возле станции метро «Университет» выглядит жирнувато? – сам отвечает Дмитрий на вопрос, который читается у нас с фотографом в глазах. –Откуда же деньги на такое богатство, наверное интересно? Вот видите дырку в потолке? Это сосед сверху сделал, просверлил себе пол и заливал водой, пока тут гипсокартон не упал. Хозяйка сдала эту квартиру реально за копейки, за которые в нормальном районе комнату не снимешь. Просто сверху живет сумасшедший дедушка… Он решил, что хозяйка квартиры – его враг, влияет на него вибрационными машинами, излучением и еще какой-то бредом. Он специально заливал ее, мочился ей на дверь, заливал мочой балконы, бил окна – издевался, как хотел. Она писала жалобы, но ничего сделать не могла, всем было безразлично. Поэтому и отдала жилплощу за копеечные деньги, мол, дедушка-сосед с вас всю кровь выпьет. Но, знаете, обошлось – я был один раз его хорошо предупредил, и оказалось, что он, конечно, псих, но не идиот. Три месяца его по поэтому не видел, сейчас спокойно живем рядом. Над нами он издеваться не захотел. Это тебе не одинокая женщина.

— Один из самых ярких флагов в комнате – флаг батальона «Донбасс», в котором вы служили. Почему именно в этот подраздел пошли?

— На тот момент было сформировано только два добровольческих батальона. «Днепр-1», который спонсировал Коломойский. А также батальон Ляшко, который он создал перед выборами для пиара. Сейчас о нем не очень часто вспоминают. Не очень хороший выбор для националиста – между Коломойским и Ляшко… А страна гибнет. Поэтому когда было объявлено о создании «Донбасса», пошел к нему, хотя им и руководил человек, которого никто даже в лицо не видел.

— Понятно было, что уже началась война?

— И они тогда брали по городу в день.

— Не было мысли – останусь дома, буду делать свою работу?

— Конечно, была. Сколько людей говорили мне тогда – ты здесь нужнее. И в глазах этих людей я видел страх. Они говорили это как будто мне, а на самом деле – себе. Они также стояли перед настоящим нравственным выбором. И они решили – нет, не пойду. Но кто открыто скажет, что он испугался? Нет, они скажут: я здесь полезнее. Мне тоже было страшно до умопомрачения, но надо было быть верным себе. Если мы не пойдем на войну – никто не пойдет. Если мы их не остановим – никто не остановит. И оккупанты заберут столько, сколько мы отдадим.

— Вы в армии служили?

— Обходил ее десятой дорогой.

— И тут получаете в руки автомат, становитесь гранатометником…

— Помощником гранатометчика, если точно.

— Помните первый бой?

— Ни одного выстрела в нем не сделал. На войну я поехал так же, как на Вторую мировую ехали без оружия. Там, на базе узнал, что наш взвод уже потерял одного парня. Кочерга, царство небесное, погиб в первом же бою. А на следующий день вновь идти в бой. У меня было такое ощущение болезненное, что здесь ребята уже гибнут, а я только-только приехал, трус. Господи, как гадко было. И даже автомата нет. Поэтому одолжил у собрата автомат, и мы на «Икарусе» братья уехали Попасну. Я помню, как шел по центральной улице, ожидая, когда же меня кто-то между глаз стрельнет. Так понемногу дошел до центра. Вокруг была стрельба. А я думал: в кого вы стреляете? Я никого не видел. Выяснилось, что противник за день до того сбежал, забыв некоторых своих. Те, кого забыли, с перепугу начали отстреливаться. И все. Вот такой был бой. Мы взяли город, я ни разу не выстрелил. Мы повесили флаг на горсовете.

— В Марьинке было не так?

— Дальше было по-разному. Но так началось. Первомайск штурмовали несколько раз, Иловайск тот же…

— Было ощущение, что смерть очень близко?

— И постоянно. Оно и сейчас меня не покидает. Но теперь при любой угрозе я вспоминаю, как страшно было в Иловайске, и успокаиваюсь. Рядом с тем все мелочи.

— Вы зашли в город еще до окружения…

…и быстро вышел оттуда. Ничего героического не сделал, если честно. Дежурил, находился в секретах, держал позиции. Россияне перебросили на наше направление дополнительные силы, началась мясорубка, в самом начале которой меня ранили в левую руку.

— Что почувствовал во время ранения?

— Сначала – ничего. Потом – удивление. Боли нет, а китель весь в крови. А потом, стыдно вспоминать, — облегчение. Когда командир зашел в госпиталь и дал приказ выезжать с санитарным конвоем, было ощущение адского стыда перед ребятами, которые остаются, февраля страха, и – облегчение. Такого подлого, тихого, но тем не менее хорошо ощутимого облегчения. Помню, дал тогда клятву вернуться к ребятам, как вилікуюсь. Сдержал слова, позже вернулся, но свое подленькое облегчение вспоминаю постоянно. Там ребят так переломало… Мое ранение рядом с другими – мелочь.

— Когда выезжали, понимали, что начинается страшное?

— И уже была беда. Мы все ждали подкрепления. Ждали-ждали… А его нет…

— Многих потеряли друзей, с которыми вместе воевали?

— Всех. Треть взвода погибла, треть попала в плен. Треть осталась, но самый большой мой собрат позже меня страшно предал. Тот, за кого я переживал самое страшное. Поэтому, по большому счету, я потерял всех. Дерьмо на самом деле все это «фронтовое братство», вот что вам скажу.

— После лечения вернулись в подразделение?

— Да, на то время мое подразделение и батальон уже был на полигоне в Днепропетровской области. Когда мы вернулись в зону АТО, это уже была совсем другая война. Начались бесконечные перемирия.

— То есть вы уже стали военным? Это не шло вразрез с вашими взглядами?

— Первый год на фронте был годом войны, а второй – год службы. Построения, наряды, дежурства. Я не махновец какой-то, непримиримых бунтарей не так и много, поэтому все нормально служили. А тем более, если над тобой нормальный командир, твой комбат не ворует, не ведет себя как полная скотина, беспокоится о батальон, если у тебя под сракою автомобиль, в пузе каша с мясом, и есть чем стрелять, тебе не на что жаловаться. У тебя есть оружие, есть где спать – теплый спальный мешок, то что тебе еще надо? Под конец еще и начали платить нормальную зарплату. По семь тысяч, по девять. Красота! Мы ушли из армии, когда туда начали приходить работники.

— Служба в батальоне дала какое-то понимание о себе?

— Оказалось, по крайней мере, не такой уж я трус, относительно других. Оказалось, что когда начинается бой и ситуация опасная, у меня поднимается настроение, я не паникую, могу даже посмеяться. Неплохое качество. Оказалось, что я и не храбр, как себе представлял, потому что видел людей действительно храбрых. Оказалось, что все эти игры в солдатики мне нравятся, хотя раньше я ненавидел ходить в рядах. Однако вдохновение жить в таком режиме хватает не так и надолго. Всю жизнь служить я бы точно не выдержал.

Оказалось, что война – это все-таки дрянь. И все то националистическое увлечение войной, эстетикой войны, чем я накачивался из книг годами – это все до первого реального говна. Пока война была в книгах, я о ней мечтал. Когда увидел ее вблизи… В первое лето войны, когда потери вначале были небольшие, когда война была веселая, ковбойская, и мы шли вперед, это было шикарно. А когда случился Иловайск, огромные потери… Все пришлось переосмыслить. Война – это 95% скуки и 5 процентов ужаса. Огромного восторга от того, что я все это пережил, я давно не чувствую. Но все-таки себя уважаю, так же не сбежал, не нашел отговорки.

Война открывает в людях самые отвратительные их качества. Основные мотивы, которые руководят людьми, – это жадность и страх. И люди, от которых ты этого не ждал, их и проявляют.

— Придя с войны, вы не вернулись к журналистике. Вы стали радикальным общественным деятелем…

— Как говорил Карл Маркс, быть радикалом – значит понимать вещи в самом их корне.

— То есть, перефразируя, вы честный человек?

— И при чем тут честность-то?.. – смеется Дмитрий.

— Поход в Минсоцполитики с гранатой – это как раз было желание правдиво заявить обо всем, что нечестно делается?

— У меня в руках была игрушечная граната. Мне надо было разыграть с теми ребятами с С14 спектакль.

— Тем не менее вы многих напугали…

— В Иловайске было страшнее.

— Но вы добились своей цели, сделав такой поступок?

— Я был в отчаянии, если честно. Мне казалось, если парень посвятил много лет борьбе за эту несчастную страну, уже доказал свою верность. Казалось, по крайней мере, травить таких ребят невозможно. А потом С14 на меня напали прямо в штабе нашего движения, большой толпой против одного. Когда я шел на заседание в Службу в деле ветеранов, чтобы помешать хищение ветеранских денег, мне те самые «националисты» выжгли глаза зеленкой. Когда ты потерял за год всех своих друзей, семью, веру в собратьев, в человечество, все это в купе дает довольно отчаянное настроение. А тут еще и бывшие друзья начинают тебя обвинять в какой-то ерунде, а потом нападать из-за угла…Я хотел им объяснить, что не боюсь их, не собираюсь прятаться, не буду менять жилье (такой шикарной квартиры за такие деньги я нигде не найду), не буду менять время и место наших сборов. А игрушечную гранату взял, чтобы напугать. Другого же оружия у меня нет. Конечно, люди, которые были рядом, испугались. Но угрозы не было, не настолько же я псих, чтобы посреди города, под министерством, размахивать боевой Ф-1 без кольца…

«Я ПОНИМАЮ, ЧТО ДОСТАТОЧНО ДОЛГО БЫЛ ДУРАЧКОМ, КОТОРЫЙ СОЗНАТЕЛЬНО ЗАКРЫВАЛСЯ ОТ МНОГИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТОКОВ»

— Несмотря на конфликты с некоторыми другими националистами, вы все же не отошли от националистического движения. Вы создали свою организацию «Новый огонь», привлекаете туда людей, выкладывая видео на своей странице в фейсбуке.

— Потому что национальная идея в Украине в своей основе хорошая и правильная. Только под национальными лозунгами можно избавиться от тоталитаризма Москвы, а Москва – это не просто другая страна, это воплощенный авторитаризм и несвобода. Если мы бьемся за свободу – мы бьемся за Украину, от этого никуда не деться. А сражаясь на этом фронте, мы так или иначе должны защищать ее язык, ее историю, ее героев. Отбросить это все и сказать, что мы «граждане мира» и выступаем просто за права человека – это так же половинчатый и ограниченный взгляд. «Новый огонь» – это попытка сделать выводы из уроков Майдана и войны, понять, какие ценности несет наша новая реальность.

— Много у вас единомышленников?

— Значительно меньше, чем хотелось бы. Зато тех, кто интересуется – достаточно. Среди нас много майдановцев. Вообще, я бы с большим удовольствием пошел бы к какой-то политической структуры, которая не запятнала себя, которая достойно повела себя на революции и на войне, которая несет национальные и демократические ценности. Но таких, к сожалению, не было видно, когда мы возвращались с фронта. Поэтому пришлось поднять собственный флаг, и держать его, пока что-то не изменится. Не было желания фюрерства, было ощущение, как у добровольцев в начале – если не видно достойной организации, то кто же ее, в конце концов, создаст?

— Политические амбиции у вас есть?

— Конечно есть. Уже есть. Но, честно говоря, они появляются, а потом пропадают, как только происходит что-то гадкое и неприятное. Нормальные такие колебания; в один день чувствуешь, что на все способен, и кому во власть идти, как не тебе, а на следующий хочется все забросить и торговать пирожками, гори оно огнем.

— Вы нередко упоминаете, что потеряли семью. Но две дочери довольно часто рядом с вами.

— Я не хочу об этом говорить.

— Как вы встретили Татьяну?

— Случайно пересеклись на акции относительно свободы собраний. Добавились в друзья друг к другу в интернете. Это было довольно странно, потому что наши круги не пересекаются. У меня все друзья были – ультраправые, и среди френдов – эта единственная симпатичная лівачка. Пусть будет, подумал я, как щелочка в мир иной. Потом они устроили выставку картин,посвященную Майдана. Талантливый художник выставлялся, но настолько субкультурный левак, что аж… Если даже взглянуть с точки зрения нормального патриотизма, очень много противоречивых вещей он тогда изобразил и выставил. Мне сказила картина, на которой он нарисовал украинского солдата и русского с одинаковой фашистской символикой и переплетенными флагами. То есть, поставил символический знак равенства между оккупантами и оккупированными. Меня накрыло, я был взбешен. Написал в интернете: давайте дадим им взбучку… И выставку таки кто-то разгромил. Собственно, к погрому я отношения не имею, разве что призывал. Так я познакомился с Таней, потому что она договорилась о встрече, чтобы узнать: черт подери, что случилось, мы же нормально общались, почему угрозы?

Мы много с ней говорили. У меня на тот момент назрело много вопросов к правой идеологии, столько противоречий было, которые я не мог объяснить. У Тани также назрело много вопросов к левого движения. Когда мы начали все это обсуждать, обнаружили, как неожиданно много общего между нами. И мы увидели друг в друге будто щелочку в другой мир, в котором можно найти ответы на все эти обидные противоречия. Мы увидели друг в друге возможность альтернативного взгляда. Мы много общались, удивлялись открытиям, которые, оказывается, лежали на поверхности. Но тогда все казалось экзотическими тайнами из другого мира. А когда я потерял всех – семью, друзей, собратьев – то хотел видеть только ее. Потому что даже с теми, кого не потерял, общаться было крайне тяжело. А с ней почему-то легко.

— Остается ли у вас круг людей, с которыми вы никогда не будете говорить?

— У меня были железобетонные принципы до революции, до войны. Четко было ясно, с кем я не буду общаться ни при каких условиях. Теперь, когда я узнал, что предать могут самые близкие… Жизненный опыт вносит коррективы в эти железобетонные принципы. Конечно, я знаю, что не буду иметь диалога с людьми, которые хотят, чтобы Украина была уничтожена. Дискуссии с такими не имеют смысла. Как сказала Голда Меир о конфликте с арабами: «Мы хотим жить, а арабы хотят, чтобы мы были мертвы. И это не дает много пространства для диалога». Сторговаться о нашей жизни с врагом не получится, это уже не раз показывала история. Но в рамках существования свободной единой Украины я готов говорить с кем угодно. И я понимаю, что достаточно долго был дурачком, который сознательно закрывался от многих информационных потоков. И от того мне только хуже. Мог бы и ум проявить, мог бы и послушать. Да и мне есть что сказать другим.

— Вы теперь понимаете, что проявления экстремизма, радикальные действия только вредят Украине?

— Януковичу в свое время не удалось разделить радикалов и Майдан, основную его массу. Масса была за радикалов, и вместе они были как хороший топор, с острым лезвием и крепкой рукояткой. Если бы он хоть немного пошел на уступки с Евросоюзом, люди бы разошлись, а радикалы проиграли. Теперь происходит то, чего не удалось Януковичу, и мне страшно, что националисты этого не видят. Например, знаменитый марш «Национальных дружин» показал, что большинство населения не одобряют подобного. Это значит, что над ребятами-дружинниками зависла реальная опасность, о которой я упоминал. Если милиция решит с ними расправиться, не будет никого, кто выйдет на их защиту.

Помните, как украинцам презентовали новую полицию? Улыбки, фотографии с детьми, селфі, ощущение праздника и карнавала. Совсем не грозный образ, наоборот – милый. Националисты же такой эстетики не любят. Они наслаждаются мыслью, что они всех пугают. И любви от людей они не ждут, достаточно того, чтобы боялись. И чем страшнее они выглядят, тем им комфортнее. Это увлечение грозным образом продолжается до тех пор, пока тебя всерьез не обламають. И тогда выясняется, что когда тебя не любят, а только боятся, стоит оступиться один раз – и посыплется все. Выяснится, что у тебя нет поддержки, что тебя обходят десятой дорогой, и просто терпят твое присутствие. Как только теряется возможность давить силой (а рано или поздно так происходит), выясняется, что от мнения этого «быдла», на которое националисты, как правило презирают, многое зависит. Да это и не быдло. Это просто люди, которые не считают силу единственным методом влияния на общество. И без поддержки этих людей ты мало весишь.

Если бы за спинами «Нацдружини» во время их заприсяження не было пусто, а был бы толпу родственников, рядовых людей, друзей, которые бы их приветствовали, были бы с детьми, с надувными шариками и флагами, вопросов бы у общества не возникло. Но украинские националисты радуются тому, что они большая и страшная сила. И тем сами отделяются от украинской нации, от ее основы. К сожалению.

Радикальные методы сами по себе не вредят Украине, потому что за последние годы было до фига ситуаций, в которых действовать надо было исключительно радикально, половинчаті меры привели бы к неминуемой беды. Но действовать радикально все время, при любой возможности использовать насилие, верить, будто это универсальный метод – это глубоко ошибочно. Однажды он даст осечку, и это будет катастрофа.

Люди не любят погромов и насилия, не верят тому, кто считает себя в праве самовольно кого-то наказывать. Культивировать на этом фоне образ непримиримого борца, который вдруг что — хватается за нож, просто вредно. Я и о себе сейчас много чего начал понимать, осознаю, что успел наломать дров. Много всего надо переосмыслить.

Виолетта Киртока, «Цензор.НЕТ»,

Фото: Наталья Шаромова,»Цензор.НЕТ»

Источник: https://censor.net.ua/r3050824 Копия РЕЗОНАНСНЫЕ НОВОСТИ