Храм раздора: Верующие села на Ровенщине молятся в гараже, пока идет война церквей

В селе Птича Ровенской области верующие Московского патриархата и поместной церкви (раньше Киевского патриархата) не могут поделить храм. За постоянные стычки полиция наложила на него арест.

Это могла быть история о компромиссах и религиозную гармонию. И пока складывается рассказ о ссоры, драки и административный ресурс. В селе Птича общины Киевского ( теперь уже — поместной церкви) и Московского патриархата не поделили один храм. Два года церковь — под арестом. А верующие молятся кто в сторожке, а кто в гараже.

— А вот сепаратистка, бабуля пошла!

Екатерина Наконечная. Фото: Григорий Пырлик, Цензор.НЕТ

Сепаратистами Екатерина Наконечная называет односельчан-сторонников Московского патриархата. Мы стоим возле магазина и уже минут пять общаемся о том, о чем почти год говорит вся властная верхушка.

— Мы друг к другу не здороваємося. Они сами не здороваются, слушайте!

«Бабуля-сепаратистка» за это время успевает с нами сравниться. «Конфликтующие стороны» обмениваются незлобивым «здрасьте».

Еще 4 года назад Екатерину можно было бы тоже причислить к «сепаратистов». Женщина ходила в церковь Московского патриархата. Потому что другой в селе Птичья в 60 километрах от Ровно и в 20 от райцентра Дубно не было.

Возле храма в селе Птичья дежурит полиция. Фото: Григорий Пырлик, Цензор.НЕТ

ХРАМ, О КОТОРОМ ПИСАЛ МИТРОПОЛИТ ЕПИФАНИЙ

15 августа 2018 года митрополит Переяслав-Хмельницкий и Белоцерковский, патриарший наместник (Киевского патриархата Епифаний стал предстоятелем новой поместной Украинской православной церкви. Журналисты и интернет-пользователи начали исследовать его биографию и творчество. Репостили и цитировали статью митрополита Епифания от 23 декабря 2015 года «долго Ли еще в украинских душах будет рыскать рука Москвы?». В ней нынешний предстоятель церкви вспоминает о селе Птичья на Ровенщине — в контексте борьбы верующих Киевского патриархата за единственный в селе Свято-Успенский храм.

Свято-Успенский храм. Фото: Бернхард Клазен

«… то, на что не способны вожди, делают сами прихожане — объединяют Церковь снизу. За два года довольно значительное количество бывших сторонников МП покинула эту Церковь, став прихожанами Киевского Патриархата. В больших городах, городках или поселках, где есть храмы обоих патриархатов, верующие просто «голосуют ногами». А вот в селах, где один храм и где возмущение Московским патриархатом приводит к отходу от него большинства жителей (как вот в часто упоминавшейся сейчас Птичье в Ровенской области, где с жителей села за МП — едва десятая часть), возникает конфликтная ситуация.

По закону община имеет полное право свободно избирать свое подчинение. На практике же духовенство МП заявляет, что как община выбирать вы можете, но «храм — наш». То есть вы, прихожане, если не хотите быть в МП — уходите из собственного храма прочь, а храм останется Московскому патриархату, даже если к нему будет ходить десять сторонников МП. Хотите молиться в храме — будьте покорны МП, а не хотите клонить голову перед Москвой — идите прочь, а храм оставьте нам.

А когда возмущенные прихожане не желают отдавать свой храм Московскому патриархату — то такой храм объявляют «захваченным», — пишет митрополит.

Этот текст требует уточнений сразу в двух местах. Во-первых, если обратиться к документам, сторонников Московского патриархата на момент написания статьи митрополита Епифания было около 40%. Во-вторых, называть спорный Свято-Успенский храм «своим» Московский патриархат может на основании решений украинской власти и украинского суда.

ХРАМ ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Трасса Киев-Чоп возле села Птича. Фото: Григорий Пырлик, Цензор.НЕТ

Со столицей Птичу соединяет прямая дорога: через нее проходит трасса Киев-Чоп. Главная сельская улица, Львовская, и является участком трассы. Свято-Успенский храм как раз и стоит на Львовской улице.

Издали в ясную погоду голубая сооружение храма хорошая. Вблизи заметно потрепанную штукатурку. Двери опечатаны, якобы это место преступления.

Опечатаны двери храма. Фото: Бернхард Клазен

Местные жители рассказывают: построили храм их предки еще в 1913 году. Последние 47 лет в церкви неизменный священник — Николай Сисонюк с УПЦ Московского патриархата.

Ранее он был настоятелем, а сейчас настоятель другой — Григорий Стадник. Николай Сисонюк — второй священник при храме.

До 2014 года большинство местных жителей были паствой Сисонюка. Вопрос к батюшке у крестьян стали появляться и раньше, рассказывает местный житель Михаил Войтюк. Он — депутат Дубенского районного совета и староста сельской общины Киевского патриархата.

Михаил Войтюк. Фото: Григорий Пырлик, Цензор.НЕТ

«2013 год. Умер ребенок, которому 5 дней. В роддоме в Ровно крестил Киевский патриархат. Приехали к священнику — похоронить надо. Нет, говорит, не буду. То, что было в Запорожье, у нас уже было в 2013 году», — говорит Войтюк.

Священник Киевского патриархата отец Игорь, который сейчас наездами служит в селе, добавляет: в 2014 году отец Николай отказался собирать помощь украинской армии на Донбассе. Сказал якобы, что он «их туда не посылал».

На конец 2014 года большинство жителей Птичої захотели перейти к Киевскому патриархату. 2 ноября в селе состоялся опрос. Документы о нем хранятся в сельском совете, хотя председатель сельсовета Ярослав Вознюк говорит: проводила опрос община верующих, а не местное самоуправление.

Сельский председатель Ярослав Вознюк. Фото: Григорий Пырлик, Цензор.НЕТ

«Покажу бюллетень. Вопросы были «поддерживаете Ли Вы подчинения Свято-Успенской церкви Киевскому патриархату? Поддерживаете ли Вы подчинения Птицької Свято-Успенской церкви Московскому патриархату?» Видите штамп? То есть приходские советы. Религиозная община УПЦ Московского патриархата была согласна на проведение опроса. Потому что если бы не была согласна, не было бы штампа», — говорит Ярослав Вознюк.

Бюллетень голосования за подчинение храма. Фото: Григорий Пырлик, Цензор.НЕТ

Опрос показал: 407 крестьян хотят перейти в Киевский патриархат, 305 являются сторонниками УПЦ МП.

Протокол подсчета голосов. Автор: Григорий Пырлик, Цензор.НЕТ

Сторонники Киевского патриархата вспоминают: священники УПЦ МП согласны были или отдать храм полностью, или согласиться на поочередные богослужения, если большинство будет на стороне КП. И в этот момент верующие узнали: храм в их селе уже 23 года — частная собственность.

25 сентября 1991 года, через месяц после провозглашения независимости Украины, исполком Ровенского областного совета зарегистрировал религиозную общину Украинской православной церкви в селе Птичья и передал ей в собственность Свято-Успенский храм.

«Собственность была оформлена, потому что это была такая просьба Ривненской обладминистрации, чтобы церковники обращались к ней и оформляли собственность церкви на общество», — рассказывает Николай Сисонюк, который является председателем религиозной общины.

Религиозная община Киевского патриархата в Птичій официально появилась в 2015 году. И попыталась оспорить право собственности. Точку в 2017 году поставил Житомирский апелляционный административный суд.

«На время передачи культового здания в сек. Птича Дубенского района Ровенской области религиозной общине Свято — Успенской парафии Житомирской Епархии Украинской Православной Церкви с. Птича Дубенского района на основании решения №173 от 25.09.1991 года, права Религиозной общины Успения Пресвятой Богородицы прихода Ровенской Епархии Украинской Православной Церкви-Киевский патриархат с.Птича Дубенского района и охраняемые законом интересы последней не могли быть нарушены, поскольку лишь 12.01.2015 года зарегистрирована указана Религиозная община», — говорится в решении.

На то время уже три года приходы Киевского и Московского патриархатов пытались отобрать храм друг в друга и обвиняли оппонентов в силовом вмешательстве.

СХВАТКИ

С 2014 года Свято-Успенский храм переходит из рук в руки, а епархии каждый раз описывают конфликты таким языком, что позавидовали бы профессиональные пропагандисты. Вот новость на сайте УПЦ Московского патриархата от 26 декабря 2014 года. «Как сообщает пресс-служба Ровенской епархии, в ночь с 25 на 26 декабря произошел захват двух храмов Ровенской епархии: в селе Бадівка Острожского благочиния и в селе Птичья Дубенского благочиния. В частности отмечается, что боевики Правого сектора крепкого телосложения срезали дверные замки и ворвались в храм. Инициатором захвата храма села Птичья является «благочинный» Киевского патриархата в Дубенском районе Игорь Загребельный».

На следующий день, судя по сообщению Ровенской епархии Киевского патриархата, сторонники Московского патриархата попытались отбить храм: «В памяти Свято-Успенской общины села Птича Дубенского района 27 декабря 2014 года останется как черная страница их истории. Завезены семинаристы Почаевской Лавры, а также молодые мужчины крепкого телосложения с газовыми баллончиками приехали в этот день села «проповедовать русский мир». Однако многочисленные провокации со стороны «прихожан» Московского патриархата не заставили миролюбиве украинское сердце поддаваться, и поэтому храм удалось отстоять. (До того времени, пока будут длиться судебные процессы, его опечатала милиция)».

В апреле 2015 года верующие Киевского патриархата попытались войти в храм.

«Услышав «старую песню» о том, что УПЦ МП не будет молиться вместе с «раскольниками», община решила открыть свой законный храм, который она строила своими средствами и силами. Два замка, от которых «потерял» ключи священник УПЦ МП, было срезано, а третий открыл лично председатель, который в свое время и опечатывал храм. Сразу после входа в храм община Киевского Патриархата приступила к его уборке и подготовке к великому празднику — Светлого Христова Воскресения», — писала пресс-служба Ровенской епархии Киевского патриархата.

Оснований, например, решение суда об изменении права собственности, община Киевского патриархата не имела.

Впоследствии полиция снова взяла храм под контроль и дежурила у входа. В начале ноября 2015 года организация «Союз православных журналистов» зафиксировала, что верующие Киевского патриархата вошли в храм с молчаливого согласия полиции и готовятся к службе. В тот же день, указывает организация, верующие Киевского патриархата повесили на дверь свой замок. Верующие Московского патриархата захотели добавить к нему собственный. Началась схватка.

«Как мы там дрались. Они закрыли ворота, нас не пускали на территорию церкви — а здесь есть калитка. Мы побежали сюда — как они увидели, что мы бежим сюда, они туда. Я не помню, с какого батюшки — из нашего, Игоря Загребельного, креста сорвали», — прихожанка Киевского патриархата Екатерина Наконечная помнит эти события до сих пор.

События ноября 2015 затронули не только две общины, но и не причастных к ситуации водителей и пассажиров — община УПЦ Московского патриархата перекрывала трассу, чтобы привлечь внимание к конфликту». В это время, если верить епархии УПЦ МП, верующие Киевского патриархата закрылись в храме, чтобы не пустить оппонентов. В декабре 2015 года к такой именно формы протеста прибегли уже верующие Московского патриархата.

АРЕСТ

Столкновения возле храма, декабрь 2015 года. Фото с сайта Ровенской епархии УПЦ МП

«22 декабря 2015 года в 16 час. 45 мин. поступил рапорт старшего инспектора полиции Дубенского ОП ГУНП в Ровенской области Шевченко А.А. о том, что во время мониторинга сети Интернет 22.12.2015 на сайте «ZIK» и на сайте «Союз православных журналистов» в статье «ІНФОРМАЦІЯ_1″ было выявлено грубое нарушение общественного порядка», — с этих канцелярских строк в спор двух патриархатов активно включается третий участник — полиция.

На тот момент верующие Московского патриархата уже пятый день караулили внутри храма, а представители Киевского патриархата дежурили снаружи. Следователь главного управления Нацполіції в Ровенской области подал ходатайство об аресте церкви. Сослался на свидетелей — от обеих сторон звучали угрозы уничтожить храм, чтобы он не достался оппонентам. Сообщил, что полиция уже начала расследовать уголовное производство по факту группового нарушения общественного порядка, что привело к существенному нарушению работы религиозной общины.

19 января 2016 года судья Марьян Головчак наложил арест на храм. УПЦ Московского патриархата с тех пор последовательно пытается отменить арест через другие инстанции. 2 апреля 2018 года это удалось — решение вынес судья Дубенского горрайсуда Сергей Ходак.

«В судебном заседании не установлено, что на момент рассмотрения ходатайства в суде продолжают существовать неопровержимые доказательства, того что есть реальная угроза уничтожения и повреждения помещения церкви […], что данный конфликт существует и в настоящее время, и имеют место дальнейшие действия относительно группового нарушения общественного порядка, которое существенно нарушает работу религиозной общины в доме (церкви) […]. Кроме того, суд обращает внимание, что арест на имущество наложен 19 января 2016 года постановлением Ровенского городского суда Ровенской области, свыше двух лет, суду не приведено аргументов, свидетельствующих о необходимости ареста имущества, на вышеуказанное имущество, в течение такого длительного времени», — отметил судья.

Той же ночью в храм зашли представители Киевского патриархата. Между ними и верующими Московского патриархата произошли очередные стычки. Пострадала женщина-прихожанка Московского патриархата. Она получила закрытую черепно-мозговую травму, сотрясение головного мозга и ушиб виска. Журналистам ТСН пострадала потом рассказывала: она начала поливать людей из огнетушителя, когда оппоненты начали резать решетку храма. За это получила удар в голову.

«Около 11 часов вечера неизвестные люди, вооруженные люди в балаклавах, с болгарками ворвались в здание храма, выбросили людей, которые там дежурили у нас — это две женщины», — описывал ситуацию настоятель храма УПЦ МП отец Григорий Стадник.

Пресс-служба Ровенской епархии УПЦ МП еще добавила красок:

«Верующих УПЦ под прицелом заставили покинуть храм. Около 23.50 в храм приехали машины с бойцами «Айдара» и «Азова» и с их помощью раскольники за считанные минуты вытолкали представителей общины УПЦ из храма, угрожая оружием. Прихожане называют произошедшее не иначе, как террористический акт», — выделение жирным взято из исходного текста.

В ситуации поехал разбираться журналист «ТСН». Он проверил записи камер наблюдения. Увидел, что к храму подходили люди и срезали болгаркой. Никаких автобусов с підвезеними бойцами «Айдара» и «Азова» на видео не было, установил журналист. Он увидел камеру и на доме священника Московского патриархата отца Николая Сисонюка, однако просмотреть запись он не позволил. Версия о «Айдар» и «Азов» так и остались не подтвержденной. В момент съемок сюжета на дворе свящиника Московского патриархата дежурили люди — в основном, как заявил сельский председатель Ярослав Вознюк, не местные. Среди крестьян есть распространенная версия, что в пиковые моменты УПЦ МП свозит до села семінарістів — в частности, из Почаевской лавры.

«Они свезли тітушок. Здесь было где-то 500 человек — и СБУ, и Альфа. И Беркут. Вся милиция со всей Украины — они сидят там, в Почаеве. Там полно тітушок сидят, казаки, там все пещеры забиты оружием. Все тут были в джинсах, кроссовках, підрясниках, а позади оружие», — живописует эту версию прихожанка Киевского патриархата Галина.

«Какие здесь тітушки? У нас не было никого. Ни с Почаевской лавры, как они говорят, что монахи были, у нас только свои священники и знакомые, которые приезжали поддерживать нас. Больше никого чужих людей не было. А у них, когда Киевский патриархат забирал церковь, все время были чужие люди. В балаклавах, с закрытыми лицами, срезали замки и входили в церковь. В них были чужие люди. А у нас — то наши прихожане были, чужих не было. И священники знакомые — из нашей области, нашего района даже. Они говорят, что мы нанимали. Никого мы не нанимали. Мы все делаем по закону, через суд делаем все. И все суды выиграли», — отвергает обвинения второй священник храма УПЦ МП Николай Сисонюк.

Полиция события ночи с 2 на 3 апреля начала расследовать по трем статьям уголовного кодекса — «Умышленное уничтожение или повреждение имущества», «Умышленное легкое телесное повреждение» и «Самоуправство». И уже 3 апреля в Ровенском городском суде добилась повторного ареста храма. Апелляционный суд решение поддержал.

9 ноября Ровенский городской суд разрешил руководителю религиозной общины УПЦ МП дважды в месяц заходить в храм вместе со следователем в случае необхіності . 28 ноября апелляционный суд это решение отменил.

Настоятель храма отец Григорий говорит: входить в храм надо было. чтобы снимать показания счетчиков и проверять общую обстановку.

После последних апрельских беспорядков в селе держится шаткий баланс. Верующие Киевского патриархата молятся в доме священника на территории храма. Священники Московского патриархата проводят в гараже собственного дома отца Николая Сисонюка.

Гараж, где служит священник Московского патриархата. Фото: Григорий Пырлик, Цензор.НЕТ

АДМИНРЕСУРС

Не является ли арест, кроме средства сдерживания, еще и средством давления на верующих Московского патриархата? Такой вопрос возникает после общения со священником Киевского патриархата отцом Игорем Загребельным. Мы встретились в центре райцентра Дубно. Для общения он пригласил нас к зданию районного совета — по телефону договорился с руководством рады, что нас пустят на запись. Со слов отца Игоря следует, что отменить арест можно не только в контексте расследования производства, но и если сторона Московского патриархата пойдет на уступки.

Священник Поместной церкви в селе Птича Игорь Загребельный. Фото: Григорий Пырлик, Цензор.НЕТ

«Теперь, когда признали нас каноническими, что мешает? Снова нужно собраться за столом переговоров, чтобы не было столкновений, чтобы был снят арест, использовать этот храм поочередно», — говорит священник.

Его вариант компромисса — поочередные богослужения в храме: «Еще в 2014 году, когда возникли все эти события, я предлагал — давайте будем пользоваться храмом по очереди, чтобы снять это напряжение в селе. В начале это было священником воспринято неплохо и даже община согласилась. Но вмешались третьи силы — понимаете, митрополит Варфоломей сказал, что это не благословляется, ибо церковь Киевского патриархата осквернит этот храм».

Идея поочередного богослужения по душе и сельскому председателю Ярославу Вознюку.

«По моему мнению, была очень хорошее предложение пойти на внеочередное богослужения. Понимаю, меня обвиняет УПЦ, что я насідаю на том, чтобы пойти на поочередное, но это все зависит от общины. Если община не захотела на поочередное, церковь до сих пор опечатано, оно так и будет стоять. Я говорил как одной, так и второй стороне — если общество договаривается, пишут в суд, суд снимает арест, пожалуйста — одни утром, другие после обеда или наоборот. Обо всем можно договориться. А так идти друг напротив друга четвертый год — вот и все», — объясняет Вознюк.

У полицейских в расследовании двух производств через события вокруг храма за три года — ни одного подозреваемого, написал в ответ на запрос заместитель начальника Главного управления Нацполіції в Ровенской области Александр Панасюк. Насколько активно ведется расследование, почему до сих пор нужен арест и не является ли он средством давления на владельца храма — религиозную общину Московского патриархата — Панасюк не ответил. Написал, что все остальные сведения являются конфиденциальными.

ЧТО ДАЛЬШЕ

Толока возле храма. Автор: Григорий Пырлик, Цензор.НЕТ

Первое ноября. На дворе храма — толока. Верующие Киевского патриархата приехали убирать территорию.

«Когда надо, то работаем. Является весной — весной наводим порядок. Девочки сажают цветы, вскопують, приводим в порядок. Летом так же ухаживают все, что нужно.

Иногда община Московского патриархата косит траву, с тем у нас проблем нет. Когда была одна община, вместе закупили косилку, они забрали ее к себе», — объясняет заместитель старосты религиозной общины Киевского патриархата Николай Новосад.



Толока возле храма. Автор: Григорий Пырлик, Цензор.НЕТ

Он приглашает нас в дом, где священник Киевского патриархата правит службу. В комнате с алтарем и иконами поместилось бы человек двадцать — мало, говорят эти верующие.

В доме, где правит священник Поместной церкви. Фото: Григорий Пырлик, Цензор.НЕТ

«Нам очень обидно, когда мы приходим с покойником, стоим под храмом, на той площадочке, так машины едут, не слышно. Чего нельзя покойника похоронить, занести — и закрыть церковь. Нет, говорят, нельзя», — рассказывает одна из верных.

Верующая поместной церкви во время толоки. Фото: Бернхард Клазен

На давку — только в гараже священника — нам жаловалась и прихожанка Московского патриархата, Галина. Для нее церковь УПЦ МП — тоже украинская, менять ее она не хочет.

«Я как ходила в православную украинскую — и так должен до конца. Московского патриархата. И пусть они что говорят — я своей веры не меняю. Я с детства ходила в эту церковь и крестили меня здесь, и венчали меня в этой церкви. И чего я должен менять веру? Я украинка, признаю все украинское, и патриот Украины — но веру менять не собираюсь», — говорит она.

Не так отчетливо, но заметно разделились общины и за магазинами. Одним обладают верующие Московского патриархата — точнее, женщина и ее мать ходят до гаража Московского патриархата, а мужчина — до здания Киевского патриархата.

Староста общины Киевского патриархата, депутат Дубенского райсовета Михаил Войтюк конкурирует с этим магазином. Его заведение имеет название «Лавка патриотов».

Магазин «Лавка патриотов». Фото: Григорий Пырлик, Цензор.НЕТ

На видном месте там — туалетная бумага с изображением Путина.

Бумага с портретом Путина. Автор: Григорий Пырлик, Цензор.НЕТ

Михаил Войтюк говорит, некоторые селяне с таким позиционированием не соглашаются.

Михаил Войтюк. Автор: Бернхард Клазен

«Говорят: «Лавка идиотов. Ну так слушайте — ума никому не вложишь. Сюда ходят все, нет вопросов. 10-15 человек не ходят — ну и не ходите», — отвечает Войтюк.

Он считает: если большинство селян решили перейти в Киевский патриархат, то и молиться имеют право в храме.

«Мы были в 2014 году в Московском патриархате. То мы имеем право пользоваться или нет?» — спрашивает староста.

«Община Московского патриархата разделилась в себе. Они же до 2014 года были общиной русской церкви. Им принадлежит какая-то доля этого храма не принадлежит? Сейчас они хотят уйти в другую конфессию, а им говорят — храм должен принадлежать русской церкви», — говорит священник Киевского патриархата (поместной церкви) отец Игорь (Загребельный).

По словам священника, делегация верующих из Птичої ездила в Киев 15 декабря — вместе с другими ждала, пока Объединительный собор образует поместную церковь и изберет предстоятеля. Он ожидает, что после предоставления томоса будет решение и от светской власти. Возможно, Верховная Рада урегулирует вопрос перехода верующих из одной общины в другую и права собственности на храмы.

Но община УПЦ МП в селе не ликвидирована, имеет зарегистрированный государством устав и сохраняет право собственности на храм. Переходить к поместной церкви настоятель храма Григорий Стадник и второй священник Николай Сисонюк не собираются.

На случай, если новообразованная поместная церковь решит построить свой храм, сельский совет держит участок земли, говорит сельский председатель Ярослав Вознюк. Но, объясняет священник этой церкви Игорь Загребельный, местные жители на это не соглашаются: «Людям, которые здесь прожили, с этим храмом связали свою жизнь, им больно покинуть этот храм».


Похороны бойца Николая Гуменюка. Фотографии с сайта Ровенской епархии Украинской православной церкви Киевского патриархата

Последний раз в храме служили в августе этого года. Тогда Киевский патриархат отпевал местного жителя — бойца АТО Николая Гуменюка, который погиб еще в 2014 году под Іловайськом. Ради этого суд на день отменил арест на храм.


Кладбище в селе Птичья. Автор: Григорий Пырлик, Цензор.НЕТ

Объединяют верующих двух церквей семьи — здесь нередки случаи, когда под одной крышей живут верующие обеих церквей. А еще — кладбище: оно общее для обоих разрозненных лагерей.

Григорий Пырлик, для Цензор.НЕТ

Источник: https://censor.net.ua/r3105802 РЕЗОНАНСНЫЕ НОВОСТИ