Иоанн, митрополит Черкасский и Чигиринский: «Военные старой закалки не понимают, как священник может быть офицером. Пример НАТО для них не является авторитетом»

О том, как развивалось военное капелланство в нашей стране, как оно менялось во время войны и о проблемах, с которыми сталкиваются, мы и поговорили с владыкой Иоанном и капелланом Константином Холодовым.

«Нет большей любви, чем отдать жизнь за друга своего», — эти слова, которые на прощании с погибшими украинскими бойцами говорят священники, утешая родных и друзей, одновременно являются правдивыми и болезненными. Но сами мужчины, которые пошли на войну, воспринимают их с большим пониманием. Более того – сами подходят к священникам, общаются, о чем-то спрашивают. Необходимость в разговоре с представителем церкви возникает у них и непосредственно на войне, в окопах. Когда острее ощущается тонкая грань между жизнью и смертью, когда возникает вопрос у верующих: «А как же заповедь «не убий», когда идет война?», присутствие священников непосредственно на линии огня оказалась крайне необходимой. И остается нужной до сих пор.

«СНАЧАЛА КАПЕЛЛАНЫ ЗАНИМАЛИСЬ ВОЛОНТЕРСТВОМ – ВЕЗЛИ БОЙЦАМ ВСЕ НЕОБХОДИМОЕ»

— Современное капелланстве в Украине берет свое начало с конца 90-х годов, но тогда церкви скорее пытались присутствовать в военных структурах, — говорит владыка Иоанн. -Это присутствие фактически проявлялась в том, что капелланы разных конфессий поочередно ссылались в миротворческие миссии в Ираке, Косово, но и это было недолго. В других случаях это скорее напоминало волонтерство. Если кто-то из капелланов проживал неподалеку от военных частей, он каким-то образом эту часть духовно опекал. В свое время был создан Совет пастырской опеки, в которую входили представители различных церквей Московского патриархата, Киевского патриархата, греко-католическая, затем туда вошли протестанты. Сформировался совещательный орган при министре обороны. Так было до 2014 года, до начала войны, точнее, до Майдана. Во время Революции Достоинства сформировалась когорта капелланов, которые принимали активное участие в душпастырской опеке тех, кто боролся за свободу Украины. Первые казацкие сотни, которые образовались на Майдане, имели своих священников, капелланов, которые с началом боевых действий пошли на восток страны. Так они фактически стали военными капелланами в подлинном смысле этого слова.

— Какой была главная миссия священников в этот период?

— Все мы, как и многие граждане страны, прежде всего занялись помощью: возили продукты питания, амуницию, все, чего не хватало на войне. Капелланы занимались поиском бронежилетов, которых тогда не было даже у армейцев, розгрузок, касок, аккумуляторов, фонариков, гвоздей, бензопил… Доставали все, кроме оружия. К этому волонтерскому движению подключились священники со всей Украины. Они ездили на восток Украины хаотично, не систематизировано, до тех бойцов, которых знали лично. Как правило, это были те, кто ушел воевать из их села или города. Но все это не является капеланством в том смысле, который заложен в это слово. Когда капеллан приезжает на войну на три дня, максимум на неделю, он не успевает провести глубинную духовную работу. И когда в 2015 году война превратилась в позиционную, окопную, появились те проблемы, ради решения которых к нам обратились из Министерства обороны с просьбой отправить на фронт побольше капелланов, которые бы могли духовно работать с бойцами, находясь рядом с ними в окопах. И не на три дня, а на более долгий срок.

— То есть необходимость в присутствии капелланов на войне прежде всего поняли именно в Минобороны?

— Да. К нам обратился покойный ныне генерал-полковник Геннадий Петрович Воробьев. И церковь на его просьбу откликнулась. В 2015 году меня избрали Главой капелланской службы, потому что предыдущий председатель, отец Дмитрий Садовяк, тяжело заболел и в итоге умер от болезни. Он простудил позвоночник, именно находясь на востоке в одной из поездок. Он не мог активно совершать службу, почему и было принято решение меня назначить. Мы начали сплачивать священников, которые помогали развивать капелланскую службу.

— О чем речь? Какая духовная работа происходит в окопах?

— На линии огня военный находится в постоянном напряжении, это постоянный стресс. Там нет возможности отключиться от того, что происходит. Там спят совсем мало, неся постоянные дежурства. Там начинаешь понимать, что простое общение с духовным человеком чрезвычайно важное военнослужащему. Потому что там ему не на кого опереться, кроме своего оружия и своего боевого собрата. Зная, что в любую минуту может начаться обстрел, бой, он может погибнуть и никто не может гарантировать, что останешься живым, нужна была духовная работа, которая заключалась в том, чтобы дать перспективу – гораздо более далекое, чем просто земная жизнь. Нужно было объяснять, что земная жизнь не заканчивается здесь, все действия, которые мы делаем, является подготовкой, закладкой фундамента для более важного. Это было первой необходимостью. Во-вторых – капеллан в то время проводил мощную работу по разоблачению дезинформационных вкидів «русского мира», которые активно продвигались среди военных, демотивуючи их.

Тогда еще наши военнослужащие не разбирались в конфессиональной принадлежности священников. Они с доверием относились ко всем. Впоследствии вияснялося, что кто-то вместо того, чтобы помогать, наоборот, деморализует, говорит о том, что не нужно стрелять, а надо любить тех, кто на той стороне, надо не воевать с ними, а должны понять: это же наши братья. Помню, новоиспеченный командир батальона, который имел опыт войны в Афганистане, собрал коллектив, готовился уже к выходу на войну. И здесь в подразделе неожиданно появился батюшка, после общения с которым часть парней бросила оружие и вернулась домой. Когда начали это исследовать, обнаружили, что это были священники московского патриархата…

— То есть можно сказать, что у вас параллельно шла собственная война с батюшкой московского патриархата…

— Мы отслеживали каждый эпизод, где они вредили. Как только слышали о подобном, сразу включались, чтобы исправить мнения людей, которые подпали под их влияние. И с 2015 года за два года нашей деятельности удалось вытеснить представителей московского патриархата, которые до войны тотально заняли военные части. Но благодаря тому, что начали приходить новые командиры, с ними контактировали наши священники, и уже боевые офицеры принимали решение: не позволяли заезжать священникам московской церкви, разрывали соглашения на аренду помещений, где те устраивали свои часовни. Последний их оплот рухнул в… президентском полку.

Сейчас остался только один военный капеллан московского патриархата, которого мы не вытеснили, потому что нас попросили его не трогать. Он служит в 40-й васильковской бригаде. Там был проведен опрос. Большинство военнослужащих проявили благосклонность к представителям Киевского патриархата, тогда еще не было объединенной церкви. Но командир построил всех и спросил: кто за то, чтобы батюшка, оставался капелланом? Что скажет строй? Если бы спрашивали анонимно – может, результат был бы другим. А в строю… Понятно, никто не сказал ни слова против батюшки. Таким образом было аргументировано, что он там остался. И нас убедили, что у него контракт до определенного времени, и он не будет продолжать. Больше нигде представителей московского патриархата нет. И это заслуга военных капелланов. Было несколько капелланов, которые, мы знали, при объединенные церкви перейдут в украинскую церковь. Так и произошло.

-Так было в киевском госпитале, — добавляет отец Константин Холодов. — Напол время образования Поместной церкви он стал священником православной церкви Украины и остался капелланом при госпиталі. Как служил, так и служит. Прекрасный священник, хороший священник.

Необходимость капеллана в военных условиях является насущной. Конечно, если это капеллан профессиональный и знает, что он делает. Присутствие священника в боевых условиях, в зоне боевых действий дает военнослужащему не просто надежду на жизнь вечную. Она выявляет важность его работы, его духовно поддерживает. Солдат может быть верующим или неверующим, но когда знает, что кроме близких людей и командиров его поддерживает еще и Церковь, это вдохновляет выполнять задачи более эффективно. Капеллан объясняет бойцу необходимость борьбы за свою землю, свою страну, свой народ. Объясняет не с точки зрения, как это объяснил бы замполит или идеолог, а с точки зрения истории, вечности. Твоя земля – твоя святыня, то, что дал тебе Бог. И ты должен это защитить, а не отдать на растерзание врагу. Объяснять это и является основной задачей капеллана на передовой. А еще война – это определенный хаос. Духовный хаос, где солдату часто кажется, что Бог покинул его. Поэтому задача военного капеллана — вывести солдата из этого хаоса, показать ему мир, который упорядочен Самим Богом.

— На период 2015 года как раз была очень важна такая помощь, — продолжает владыка Иоанн. — Потому что многие сомневались, правильно ли они делают. С той стороны говорилось, что за убийство брата-славянина будет смертный грех. И когда церковь объясняет священное писание, как действовали именно верующие народы, как защищали свою землю, которые являются воины-мученники, которых чтит церковь. Это укрепляет в вере и действиях.

Снайперы — это та категория бойцов, которая больше всего нуждалась объяснений и успокоения совести, в чем и помогал капеллан. «Ты останавливаешь врага, а не убиваешь ближнего своего», — объясняли мы.

Также продолжался процесс предоставления гуманитарной помощи. Он прекратился где-то в 2017 году, когда армия вышла на более-менее нормальный уровень обеспечения.

«СОСТОЯЛОСЬ 25 РОТАЦИЙ КАПЕЛЛАНОВ НА ВОЙНУ. ОДНОВРЕМЕННО НА ЛИНИИ ОГНЯ НАХОДИЛИСЬ ОТ 30 ДО 70 СВЯЩЕННИКОВ»

— Важно вспомнить, что с 2015 года было проведено организационную работу, принято решение Священного Синода и обязано все епархии организовать ротации священников как военных капелланов, — говорит владыка Иоанн. — Со всей страны поехали священники в зоне АТО. Но не прямо на войну. Сначала они проходили недельную военную подготовку на базе Киевского Михайловского Златоверхого монастыря. Там давали знания, крайне необходимые на передовой, начиная от структуры Вооруженных сил — что такое взвод, рота, батальон, бригада, полк, которые существуют звания. Два дня проходили тактическую медицину на Трухановом острове, где изучали состав военной аптечки, учились применять ее к себя и своему ближнему в заданных ситуациях. Прошли они и противоминную подготовку: как правильно себя вести когда ты попал на минное поле, их учили распознавать взрывчатые предметы. Также был курс кризисной психологии – что чувствует человек, который входит в боевые действия и возвращается с них. Даже небольшую юридическую подготовку устроили: ведение войн, конвенции. Но мы уже тогда понимали, что они не действуют в этой войне. Поэтому капелланы знали, что они не могут быть на передовой в підрясниках. Священник на войне должен быть в форме, чтобы его не могли идентифицировать снайперы, чтобы святые отцы не стали первой целью наравне с командиром подразделения и медиком.

— Хватало священников для таких поездок на восток?

— Состоялось 25 ротаций на войну. Количество капелланов, которые одновременно работали на передовой, варьировалась от 30 до 70 человек. Капелланов всегда не хватает. Но церковь больше не могла найти священников и финансировать их поездки. Билеты, питание в монастыре во время учебы, обмундирование, форма, обувь, — все это мы обеспечивали сами. На месте уже бойцы давали бронежилеты. Очень быстро выстроилась система: главные капелланы зоны АТО и секторов принимали каждую ротацию, развозили по военным частям в их секторе.

Около 600 капелланов прошли через боевые действия. Есть среди них контуженные, раненые, те, кто был в плену боевиков, те, кто в результате понесенных на войне болезней умерли через сердечные проблемы, сахарный диабет, гепатит и тому подобное…

— На сегодня какой вид имеет капелланство?

— В 2017 году ситуация начала меняться. Это связано с принятием решения о введении штатных должностей капелланов в Вооруженных силах, Нацгвардии, пограничных войсках. Капелланы, которые ездили в ротации, начали заполнять штатные должности, прекратилась ротация на войну, потому что мы не могли уже собрать всех – большинство ушли на должности.

Сейчас из 85 священников-капелланов – 55 представители нашей церкви, 17 — греко-католики, шесть протестанты и один московского патриархата.

Но заявка от Вооруженных сил – 116 капелланов. Мы не можем заполнить остаток должностей. По опросу они принадлежат именно нашей конфессии. Но наши священники также сотрудничают с Нацгвардией — там 37 должностей, и с пограничной службой, где 32 капелланы нашей церкви и шесть — греко-католической церкви.

Мы не смогли заполнить все места, потому что некоторые военные части в тех местах, где наша церковь мало присутствует: Одесская, Николаевская области. Там максимально представлен московский патриархат. Чтобы капеллан приехал туда на должность, его нужно обеспечить жильем. Такой возможности у нас, увы, нет.

— Следует помнить, что эти должности не военные, а гражданские, — добавляет отец Константин Холодов. – Это является основной проблемой. Становясь на должность, капеллан имеет статус «работника Вооруженных Сил Украины», который не предусматривает обеспечение жильем, питанием, медицинской помощью, да и денежное обеспечение минимальное. Ставка капеллана – семь тысяч гривен. Но командиры часто делят одну ставку пополам,объясняя это тем, что может прийти еще капеллан иной конфессии, но, как правило, он не приходит. И капеллан служит на полставки, то есть на три с половиной тысячи. Разве можно сейчас прожить на такие деньги?

— В таком формате, который был внедрен в 2017 году, капелланство дальше развиваться не может, — говорит владыка Иоанн. — Мы не можем вместо государства финансировать капелланство. Поэтому реформа капелланской службы для нас сейчас очень актуальная вещь, которая вышла на первый план.

— В чем она заключается?

— Мы хотим повысить статус капеллана до уровня офицера, — отвечает отец Константин Холодов. — Так, как это есть в армиях НАТО и в тех странах, которые себя уважают.

— С 2017 года мы объясняем идею, что капеллан должен быть военнослужащим, что это вполне присущ для капелланства вид служения, — добавляет владыка Иоанн. — Тогда капеллан сможет отдаваться с большим вдохновением части, где служит. Если капелланская служба не будет реформирована в рамках реформирования Вооруженных Сил Украины, она просто рассыплется. Наиболее мотивированные капелланы теперь идут с должностей капеллана, получают соответствующий специальность, подписывают контракты и переходят на должности психолога или офицера по работе с личным составом.

В настоящее время священники готовы идти на службу военных капелланов как военнослужащие. Не один год проводится подготовка к этому. Около 20 студентов академии, священники уже прошли военные кафедры, получили офицерские звания, подготовку, начальную базу военнослужащего. При введении военно-учетной специальности все они готовы заниматься капеланством.

— Когда это произойдет?

— Мы встретили определенное сопротивление. Православная Церковь Украины — самая большая конфессия, которой почему-то опасаются представители некоторых других конфессий. Причем мы бок о бок служим на войне, они — наши братья, но на уровне руководящего звена именно другие конфессии очень боятся, что будет введен военно-учетную специальность «капеллан», и выступают против этого формата деятельности капелланов. Они за то, чтобы священник оставался гражданским. И предлагают формат, чтобы можно было увеличивать присутствие своих капелланов, который они могут дофинансировать из собственных источников из-за рубежа, благодаря помощи диаспор. Наша церковь этого не может себе позволить.

Часть конфессий, с которыми мы коммуницируем, за то, чтобы капелланы были военными. Василий Николаевич Химич представляет несколько ветвей протестантизма, сам бывший военный. Он в принципе за такой формат. Но есть протестанты, которые против этого. Они показали себя с очень странной стороны. Пытались входить в военные части, и чтобы их там нормально воспринимали, носили подрясники, кресты, брали в руки кадильницы. Я не мог представить, что протестант позволит себе надеть на себя одежду другой конфессии и пойдет капать, проповедовать с крестом в руках. Но они занимаются такой мимикрией. В таких протестантов цель сугубо миссионерская — не служить военным,а захватывать себе души, убеждать их, обращать в свою конфессию.

В Министерстве обороны департамент управления морально-психологического обеспечения. В нем есть отдел по взаимодействию с капелланами. Внутри этого коллектива системно,постоянно избегают решения этих серьезных проблем. Так было и во время принятия положения о капелланство. Туда был внесен пункт, который ставит нашу церковь в заведомо невыгодное положение. То есть, если в подразделении вводится вторая должность, то ее должен занимать священник другой конфессии, чем большинство. И бригады, в которых 90 процентов православных, и две должности капеллана, должны предоставлять одну – представителям нашей церкви, а вторую или протестантам, или греко-католикам, хотя бойцов, которые придерживаются этой веры, — три-пять процентов.

-И, как правило, эта должность остается свободной, — добавляет отец Константин Холодов. — Мы столкнулись с определенным непониманием этой проблемы. Некоторые военные старой советской закалки не понимают, как священник может быть офицером. Пример НАТО для них не является авторитетом. А есть картинкой из художественного фильма.

Бригадный генерал военно-воздушных сил США ДЖЕССИКА МЕЄРАН

-А как это дело решенное за рубежом?

— Каждая страна имеет свои нюансы. Гражданские должности военных капелланов имеет Германия. Но надо помнить, что оно было расформировано после 2-й мировой войны, страна была демилитаризована, и капелланство также. Там капелланам не разрешалось быть военным. Это первая страна. А вторая – Турция. Еще от Ататюрка существует закон, что Турция — светское государство и имамы не могут управлять ничем и нигде. Духовные лица были отделены от вооруженных сил. Но сейчас в Турции предпринимаются шаги, чтобы вернуть в войска военных капелланов. То есть согласно опыту большинства стран НАТО – капеллан является офицером и это нормально.

В Канаде именно священники сформировали армию, когда была освободительная война, деколонизация. Местами рекрутинга стали местные церкви. Священники записывали на войну своих прихожан. Себя они писали последним именем уже после всех и вместе со всеми шли на войну. Так было создано капелланство в Канаде. В Соединенных Штатах капелланство было создано первым указом Джорджа Вашингтона. Он понимал важность священника на войне, потому что сам воевал, был военачальником. Потом уже пошли другие указы – о парламент и так далее. Во всех странах НАТО, даже в тех, которые совсем недавно были в составе Советского Союза (страны Балтии), тоже капелланы являются офицерами.

-Канадская школа капелланов проводила занятия в Львове, в Канаде и Киеве, — добавляет владыка Иоанн. — Мы ездили на ежегодную встречу главных капелланов стран-членов НАТО и партнеров в Берлин, к нам приезжают капелланы Балтии. Наши священники туда ездят на занятия. Международный опыт показывает, что наиболее эффективным капеллан будет тогда, когда он будет одним из военных. Капеллан не поймет до конца проблем военнослужащего, до тех пор, пока не станет военнослужащим.

Отец Константин Холодов и владыка Иоанн в Берлине на встрече главных капелланов стран-членов НАТО и партнеров

-Однажды товарищ по АТО, командир подразделения сказал мне такие слова: «Пока ты не будешь один из нас, ты не поймешь, как и чем мы живем», — добавляет отец Константин Холодов. – И когда ты все время рядом с бойцами, это не только поднимает их боевой дух — это поднимает и твой собственный авторитет. Сам капеллан по-другому себя чувствует – потому что становится полноценной, неотъемлемой частью этого организма.

«ЕСЛИ КАПЕЛЛАН ПОЛУЧАЕТ РАНЕНИЕ ИЛИ ПОГИБНЕТ, ЕГО СЕМЬЯ НЕ ПОЛУЧИТ НИКАКИХ ВЫПЛАТ, ПОТОМУ ЧТО ОН СЛУЖИТ КАК ГРАЖДАНСКИЙ. ЭТО НЕСПРАВЕДЛИВО»

— Что вы считаете своими достижениями? Их можно измерить?

— Тяжело сделать, потому что это касается сферы чувств. Но когда начались разваливаться семьи, появились конфликты в коллективах, командование быстро понятно: там, где есть капелланы, негативная статистика идет вниз. Одному из руководителей капелланской службы армии США мы задавали вопрос: как вы решаете такую проблему, если командир какого-либо подразделения не хочет брать в штат капеллана. «Тогда ты берешь ответственность на себя за все суициды, все конфликты, которые будут в воинской части, несешь непосредственную ответственность за все это» , — так отвечают наши американские коллеги на такие поступки командиров.

Главное, что мы показали за эти годы, что мы рядом, что мы с нашим войском, что мы с нашей армией. И впредь хотим быть рядом. Да, нам есть куда развиваться, есть, что делать, как улучшать работу.

Полковник Владимир Яцентюк, который сегодня возглавляет Управление морально-психологического обеспечения, привел такие данные: в октябре был проведен опрос относительно обеспечения духовного окормления личного состава в военных учреждениях. И 91 процент респондентов отметили необходимость штатной должности военных капелланов. Это свидетельствует об одном – мы нужны.

Мы знаем свой потенциал, и мы можем принести больше пользы нашему войску, если произойдет реформирование.

-Как сейчас капелланы работают на войне?

— Они заезжают в зону ООС со своим подразделением. Но если капеллан не поехал со своей бригадой, это серьезный прецедент, с которым мы разбираемся. И такие случаи были. Мы даже увольняли с должностей капелланов, меняли на других, потому что видели неправильное отношение к своему служению. Когда бригада идет в зону ООС, он должен быть там, а не в ППД. Но это требует тех самых социальных гарантий. Потому что капеллан может не вернуться или вернуться калекой. И в таком случае семья не получает никаких компенсаций. Это, конечно, демотивирует капелланов. Потому что у каждого есть семья, которая ставит вопрос: «Если ты не вернешься, что нам делать?» Поэтому нам нужна реформа в плане военно-учетной специальности.

Мы уже работаем над документами, которые будут организовывать капелланскую службу, как мы видим, какой она должна быть. Там прописаны цели и задачи, которые стоят перед капелланами, какие отношения должны быть, кому священник должен подчиняться. Также мы разработали Доктрину капелланской службы, функционал, обязанности. Вооруженные силы уже могут ею пользоваться. Работаем над законом «О военном капелланстве», который, собственно, позволит ввести военно-учетную специальность. Кроме того, продолжаем работать внутри капелланства. Ищем кадры, которые могут занять открытые должности.

Наша мечта – при введены военно-учетной специальности, чтобы в одном из учебных заведений Министерства обороны открылась капелланская школа, где бы Вооруженные силы готовили себе капелланов. В странах мира такие школы существуют, более того — каждый род войск имеет свою школу, готовит капелланов, которые будут работать именно с их кадрами: артиллеристами, спецназовцами, десантниками…

Было бы хорошо, чтобы на данном этапе было создано независимую вертикаль Управления морально-психологического обеспечения, которая бы занималась сугубо службой военного капелланства. Это будет межконфессиональная структура, в которую войдут специалисты Генерального штаба, капелланы тех конфессий, которые присутствуют в армии. Тогда пойдет развитие капелланства, нам не будут мешать.

— Расскажите о вашеми личные поездки на восток…

— Особенно запомнились первая и одна из последних.

Первая состоялась в июне 2014 года. Наши освободили Счастье. Я до сих пор вижу ту дорогу, которая ведет к городу, отличный асфальт которой весь избитый минами. В зеленке стояла вкопанная наша артиллерия, тяжелая техника, которой тогда было не очень много. Я тогда увидел хронически невыспавшиеся глаза наших военных. Потом мы долго переезжали уже на Донбас, на окраине Славянска, на гору Карачун. Там я встретил первого снайпера. Он ко мне сам подошел поговорить. Мы прошлись по позициям, окропили их святой водой. И там мне говорили, где простреливается, а где нет. До этого я не понимал, что к чему.Там, на горе, показали бачок, разорванный миной, которая прямиком попала, когда там варилась пища. С таким «трофеем» мы вернулись домой.

Мы обходили позиции с молитвой. Но бойцы «Азова», язычники, попросили, чтобы мы к ним не приходили, не кропили. Мы не навязывали ничего, просто обошли их. Они же воюют за Украину, и это прекрасно. Пусть вдохновляются своей верой. Рядом уживались разные веры с одной целью – за свободу, за будущее Украины.

Одна из последних поездок состоялась осенью, когда одна из бригад морской пехоты проводила ротацию. Бойцы попросили нас отслужить литургию. Собралось человек двести. Это были морские пехотинцы, которые исходили из позиций, готовились возвращаться домой. Литургия под открытым небом рядом с линией соприкосновения, где вместе молились и небесное воинство, и земное, — это было нечто невероятное. Теплая осень. Мы привезли с собой хор Киевской Православной богословской академии. Не просто два мужчины, не попадая в ноты, пели, а академический коллектив с регентом. Семеро человек. Тишина. Солнце, которое только восходит. И божественная литургия. Это было впечатляюще.

— Как вы считаете, мы победим в этой войне?

— Бог нам обязательно поможет победить. Только мы не знаем, когда это будет. Потому что Бог дает нам возможность переживать эту войну с определенной целью: чтобы мы изменились. И для этого откладывает победу над врагом и супостатом. Бог может все обустроить так, что Россия мигом выведет свои войска с нашей земли. Но это не происходит быстро. Значит, украинский народ еще должен что-то пережить. Все, что происходит, нужно для становления украинского государства, для рождения нации. Мы должны ценить виборене. И украинец всегда должен защищать украинца.

Виолетта Киртока, Цензор.НЕТ

Источник: https://censor.net.ua/r3202319 РЕЗОНАНСНЫЕ НОВОСТИ